Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 13:17, контрольная работа
На протяжении большей части XX века экономисты спорили и продолжают спорить о том, что же на самом деле изучает экономическая наука. И это не удивительно. Нечто подобное происходит и в других обществоведческих науках. Как отмечал более ста пятидесяти лет тому назад английский экономист Джон Стюарт Милль, определение науки почти всегда не предшествует ее созданию, а следует за ним. «Подобно городской стене оно, как правило, возводится не для того, чтобы окружить здания, которые будут построены впоследствии, а для того, чтобы огородить нечто уже существующее». Продолжая эту аналогию, можно сказать, что с ростом города стена, его окружающая, будет переноситься все дальше и дальше.
1. Предмет экономической теории и его генезис.
На протяжении большей части XX века экономисты спорили и продолжают спорить о том, что же на самом деле изучает экономическая наука. И это не удивительно. Нечто подобное происходит и в других обществоведческих науках. Как отмечал более ста пятидесяти лет тому назад английский экономист Джон Стюарт Милль, определение науки почти всегда не предшествует ее созданию, а следует за ним. «Подобно городской стене оно, как правило, возводится не для того, чтобы окружить здания, которые будут построены впоследствии, а для того, чтобы огородить нечто уже существующее». Продолжая эту аналогию, можно сказать, что с ростом города стена, его окружающая, будет переноситься все дальше и дальше.
Становление экономической науки как самостоятельной академической дисциплины произошло в XVIII веке, хотя ее предыстория уходит в глубь веков. За прошедшие три столетия были сформулированы три основных определения ее предмета. Но только в XX веке все они подверглись сравнительной критике. Начиная с 30-х годов этого века начался длительный процесс переосмысления оснований экономической науки, который, по всей видимости, не закончится и с наступлением следующего столетия. Для того чтобы понять, в каком направлении развивается этот процесс, рассмотрим последовательно все три определения предмета экономической науки.
Согласно первому экономическая наука изучает закономерности размещения материальных благ («богатства») ради удовлетворения материальных потребностей.1
Это определение господствовало весь XVIII век и первые две трети XIX века, не потеряло оно свою интеллектуальную привлекательность и позднее. Его придерживались многие (если не все, но, естественно, в различных вариантах) классические экономисты. «Отец» политической экономии Адам Смит так и назвал свой главный труд – «Исследование о природе и причинах богатства народов». И даже один из основателей современной неоклассической теории Альфред Маршалл писал: «Экономическая наука занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния».2
Узость такого определения стала очевидна большинству экономистов только со второй трети XX века, когда бурно начала развиваться сфера услуг и произошло резкое изменение долей выпуска различных отраслей в валовом внутреннем продукте (ВВП) наиболее динамично развивающихся стран. В настоящее время почти три четверти ВВП США производится не в сфере материального производства, а в сфере услуг. Хотя аналогичный показатель по европейским странам ниже, он, тем не менее, также весьма значителен (например, в Германии – около 65%). В России доля услуг в произведенном ВВП также уже превысила 50%.3 Экономисты сегодня с неменьшим успехом анализируют закономерности размещения услуг образования и киноиндустрии, если взять для сравнения размещение мяса и автомобилей.
Второе в нашем списке определение предмета экономической науки было сформулировано в XIX веке. Хотя оно не было растиражировано в научных трудах и учебных пособиях так широко, как первое, очень многие экономисты неявно придерживались его и продолжают оставаться его сторонниками. Оно гласит, что предметом экономической науки является денежное (или рыночное) хозяйство.
Например, английский экономист Артур Пигу считал, что экономическая наука исследует «экономическое благосостояние», которое в свою очередь определялось им как «сфера благосостояния, где можно прямо или косвенно применить денежную шкалу измерения». Если буквально следовать формулировке Пигу, то ни первобытнообщинное общество, ни полностью централизованная экономика в принципе не могут быть предметом исследования экономистов. Да и многие явления современного мира также не попадают в этот круг. По Пигу получается, что экономисты не должны изучать, например, такое социальное явление, как брак, ведь семьи не создаются на рынке. Многие подобные представления изменил нобелевский лауреат по экономике Герри Беккер. Он, в частности, убедительно показал, что существует неявная (вмененная) цена семейной жизни. Беккер писал: «Человек решает вступить в брак, когда ожидаемая полезность брака превосходит ожидаемую полезность холостой жизни. Точно так же человек, состоящий в браке, решает прервать его, когда ожидаемая полезность возвращения к холостому состоянию или вступления в другой брак превосходит потери полезности, сопряженные с разводом (в том числе из-за разлуки с детьми, раздела совместно нажитого имущества, судебных расходов и т.д.). Так как многие люди заняты поиском подходящей для себя пары, можно говорить о существовании брачного рынка... Существует тенденция к заключению браков среди людей, близких по коэффициенту интеллектуальности, уровню образования, цвету кожи, социальному происхождению, росту и многим другим переменным, но различающихся по ставкам заработной платы и некоторым иным показателям... Лица с более высокими доходами вступают в брак более молодыми и разводятся реже... Рост относительных заработков жен повышает вероятность расторжения браков, чем частично объясняется большая частота разводов среди черных семей по сравнению с белыми». Таким образом, если в формулировке Пигу под ценами понимать не только явные денежные, но и вмененные цены, то его определение становится подобным другому (третьему в нашем списке) определению предмета экономической науки, получившему в XX веке наибольшее распространение. Оно гласит: экономическая наука занимается изучением закономерностей размещения редких благ для удовлетворения конкурирующих целей. Это определение экономической науки стало «выкристаллизовываться» в ходе маржиналистской революции последней трети XIX века, однако впервые явно оно было сформулировано в 1932 г. Л. Робинсоном.4
Иными словами, в фокусе внимания экономистов должны находиться и, что более важно, действительно находятся, независимо от их желаний, проблемы выбора направлений использования редких благ.
Предмет экономической науки – закономерности размещения (выбора направлений использования) редких благ для удовлетворения конкурирующих целей.
В первую очередь, в этой формулировке смущает скорее всего слово «редкие», ведь у большей части населения, не знакомой с основами экономической науки, это слово ассоциируется с единичными, может быть, даже антикварными, предметами. Далее, при более вдумчивом анализе наверняка возникнет вопрос, что же такое благо и в какой форме могут конкурировать альтернативные цели использования благ. Практически любое человеческое действие можно представить как распределение редких благ по конкурирующим направлениям использования. И принятие решения политиками, например, о том, какие отрасли экономики облагать налогом, начинать или не начинать войну, и выбор супруга, и планирование размеров семьи, и организация научных исследований, и совершение преступлений, и многие другие процессы стали объектом внимания экономистов.
Такое безудержное расширение предмета экономической науки – от сферы материальных потребностей до любых явлений социальной действительности – было даже охарактеризовано как «крестовый поход экономистов» и вызвало критику со стороны представителей других обществоведческих наук. Некоторые социологи, в частности, утверждали, что во многих жизненных ситуациях у человека вообще нет возможности выбора направлений использования благ (например, если он находится в тюрьме) и при исследовании таких ситуаций экономистам «нечего делать» со своими специфическими аналитическими инструментами. Такой случай действительно может иметь место, но посылка о всеобщности выбора при этом не нарушается. Как подчеркивали философы-экзистенциалисты (Ж.П. Сартр или А. Камю), у человека есть выбор в любой возможной ситуации. Даже если его посылают на войну, он может выбрать вариант самоубийства.
Пока «крестовый поход экономистов» не закончился, нельзя быть уверенным, что определение экономической науки не претерпит очередных изменений. Однако это вряд ли случится в ближайшее время.
2. Олигополия и виды олигополистического поведения.
Олигополия – это рыночная структура, в которой действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. На рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты. Для олигополистической фирмы характерны следующие черты – высокий уровень концентрации капитала и производства, способность влиять на объемы производства и уровень цен в отрасли. Отношения между олигополистическими фирмами характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как они выяснят характер реакции соперников.5
Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного периода времени. В отличие от других рыночных структур не существует универсальной теории олигополии. Вместо этого теория олигополии состоит из довольно значительного количества различных моделей, каждая из которых описывает специальный случай, который имеет место только при определенных обстоятельствах.
Основателем
теории является французский
математик и экономист
При
единственном продавце
Значительный
шаг вперед в теории
Следующим шагом в разработке теории олигополистического ценообразования была теория ломаной кривой спроса, разработанная американскими экономистами Р. Холлом, С. Хитчем, П. Суизи. Она объясняет, почему олигополистические фирмы отказываются от частичного понижения цен.
Предположим, у фирмы цена за единицу продукта ОР1, а объем продаж Оq1 (рис. 1). DEF – линия спроса на товары фирмы. Она принимает решение повысить цену на свои товары. Новая цена ОР3. Другой вариант: она понижает цену до ОР2. Предположим далее, что соперники следуют за фирмой при установлении цен. В таком случае JEH представляла бы кривую спроса фирмы, совпадающую с кривой спроса ее соперников. На практике же, если фирма поднимает цену, соперники не следуют за ней и не повышают цену с тем, чтобы увеличить свою долю рынка за счет фирмы. Если фирма понижает цену, соперники реагируют на такое сокращение, чтобы предотвратить потерю своей доли рынка. Таким образом, завершающая кривая спроса составляется из двух сегментов DE и ЕН с переломом в точке Е. «Сотрем» отрезки JE и EF и получим ломаную кривую спроса в данной отрасли DEH (см. рис. 1). Фирмы не реагируют на повышение цен и снижают цены вслед за снижением цен одной из них.
При высокой рыночной концентрации ценовые решения продавцов взаимозависимы. Олигополистические фирмы исходят из того, что прибыли будут выше, когда проводится общая политика, чем когда каждая фирма преследует свои узкоэгоистические интересы. В олигополистических отраслях действует тенденция в направлении к коллективным действиям, приближая ценовое поведение к чистой монополии.
Фирмы, действующие
в рамках олигополистической
структуры рынка, стремятся к
созданию системы связей, которая
позволила бы координировать
поведение в общих интересах.
Одной из форм такой
Лидерство доминирующей фирмы – ситуация на рынке, когда одна фирма контролирует не менее 50% производства, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказывать влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений. Тайный сговор о лидерстве предполагает коллективное лидерство нескольких крупнейших фирм в данной отрасли, учитывающих интересы друг друга. Ценовые лидеры должны при этом решить вопрос, объявлять ли изменения в ценах, благоприятные только для них, или установить такой уровень цен, который смягчит противоречия между всеми фирмами, действующими в отрасли.
Барометрическое ценовое лидерство в отличие от предыдущего типа ценового лидерства – более аморфная и неопределенная структура; оно зачастую не обеспечивает достижения высокого уровня цен. Нередко происходит смена лидера. За ним не всегда следуют из-за отсутствуют у него возможности принудить остальных участников к совместным действиям. Часто барометрические лидеры осуществляют свои функции де-юре. Они объявляют справочные цены, но фактические цены, устанавливаемые другими фирмами, отличаются от объявленных.
Информация о работе Предмет экономической теории и его генезис