Предпосылки создания Европейский Союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:58, реферат

Описание работы

В ХХ в. в межвоенный период европеизм ассоциируется, прежде всего, с именем австрийского графа Р.Куденхове-Калерги, автора книги «Пан-Европа» и министра иностранных дел Франции А.Бриана. Но попытки объединения Европы в то время не принесли успеха. Оно началось в целях предотвращения войны и сотрудничества европейских народов после второй мировой войны. Документы, подписанные в Ялте и Потсдаме создавали, казалось бы, определенные предпосылки для сотрудничества; но противостояние двух систем после войны привело к тому, что это сотрудничество было сведено на нет. На смену антигитлеровской коалиции пришла Европа, разбитая на 2 лагеря; началась очередная в истории Европы тридцатилетняя война в видет.н.“холодной”войны. В этой обстановке интеграционные процессы пошли различными путями:
-в Западной Европе они привели к созданию различных объединений запад-ноевропейских государств, нередко под эгидой США;

Файлы: 1 файл

экономик.docx

— 36.49 Кб (Скачать файл)

I.СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО  СОЮЗА.

I.I.Предпосылки создания Европейский Союз.

Идея  создания  объединенной  Европы  неоднократно  выдвигалась  в прошлом, особенно в связи с кровопролитными конфликтами в истории  европейского континента. Первые проекты объединения Европы относятся  к XIII-XV вв.   и принадлежат  французскому  королевскому  прокурору   П.дю Бую и  чешскому королю Й.Подебраду. Подобные  же  проекты  предлагали англичане У.Пенн и Дж.Беллер, французы Ш.де Сен-Пьер и В.Гюго, великий немецкий философ И.Кант и многие другие.

 В ХХ в. в межвоенный период европеизм ассоциируется, прежде всего, с именем австрийского графа Р.Куденхове-Калерги, автора книги «Пан-Европа» и министра иностранных дел Франции А.Бриана. Но попытки объединения Европы в то время не принесли успеха. Оно началось в целях предотвращения войны  и  сотрудничества европейских народов после второй мировой  войны. Документы,  подписанные в Ялте и Потсдаме создавали, казалось бы, определенные  предпосылки для сотрудничества; но противостояние двух систем после войны привело к тому, что это сотрудничество было сведено на нет. На смену антигитлеровской коалиции пришла Европа, разбитая на  2 лагеря; началась  очередная  в истории Европы тридцатилетняя война в видет.н.“холодной”войны. В этой обстановке интеграционные процессы пошли различными путями:  
-в Западной Европе они привели к созданию различных объединений запад-ноевропейских государств, нередко под эгидой США;

-в Восточной Европе  появились свои объединения, в  свою очередь, под руководством  в лице СССР. Противостояние между этими 2мя лагерями привели к созданию военно-политических организаций, например,  Западноевропейский союз(на основе Брюссельского пакта 1947 года),вошедший в НАТО в 1949 году;

-в Восточной Европе  – военно-политическая организация  Варшавского  договора. Целям экономической  интеграции должно было отвечать  создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). К сожалению, различные пути интеграции основывались на различных принципах, что и  сыграло  определяющую роль в их судьбе как на Западе, так и  на  Востоке. На Востоке  Европы ни ОВД, ни СЭВ не выдержали проверки временем. Сам  интеграционный процесс на  Востоке  развивался  в  рамках  прямого  принуждения, нередко в виде военной силы. Вместе с крушением тоталитаризма эти интеграционные объединения распались и  прекратили  свое  существование.

Иначе развивался процесс  интеграции на Западе континента. Основная доминирующая черта интеграции здесь: союз однородных по своей социально-экономической  природе государств, в основу кладется система демократических ценностей  и институтов, которые позволили  создать достаточно прочные объединения  в лице европейских сообществ.

Западные государства  пошли по следующему пути: кто не признает демократические ценности, тот остается за рамками интеграционных образований; чтобы вступить в Союз, надо доказать, что государство разделяет  ценности и нормы в рамках Европейского права.  
       Если исторические предпосылки после второй мировой войны как на Западе, так и на Востоке были примерно одинаковы, то формы, способы и приемы объединения, направленность интеграционных процессов-- различны. На Западе идея создания военно-политического союза не была конечной целью интеграции; уже к началу 50ых годов возникла потребность в решении ряда новых проблем. С одной стороны - необходимость противостоять угрозе со стороны СССР, с другой - американское противостояние. Все это сказалось на особенностях интеграции на европейском континенте, но движение за объединение продолжало активно развиваться. В литературе часто вспоминают У.Черчилля (выступление в Олбрайте, Цюрихе - идея создания Соединенных Штатов Европы). Более конкретные предложения по интеграции поступали от французских деятелей: Жана Мане, Робера Шумана и др.        

 В условиях таких  различных подходов была созвана  первая международная конференция,  которая должна была разработать  первый акт. В результате противоречий  на конференции осталось всего  6 участников: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург, которые и подписали 8 апреля 1951 году в Париже договор о  Европейском Объединении Угля  и Стали (ЕОУС), который вступил  в силу в 1952 году. Формально  его цель была скромной: создание  узкофункционального сообщества, обеспечивающего  создание общего рынка угля  и стали шести государств. Соответственно, ЕОУС наделялось для этого  необходимыми полномочиями. С созданием  ЕОУС также решались некоторые  конкретные вопросы, связанные  с подъемом производства в  тяжелой промышленности этих  шести государств. Однако значение  этого договора выходит далеко за эти рамки. Главное то, что на основе ЕОУС отрабатывались те начала и принципы, которые следовало положить в основу европейской интеграции. 

 Договор о ЕОУС, заключенный  сроком на 50 лет, предусматривал  создание 4-х институтов: 

-верховный руководящий  орган (где были представлены  все государства-члены, но их  представители были независимы  от своих правительств); 

-специальный совет министров;  

-парламентская ассамблея;  

-суд.    

 Ведущее место в  этой системе занимал верховный  руководящий орган, он инициировал  и принимал юридически обязательные  решения. Совмин обеспечивал связь  верховного руководящего органа  с национальными правительствами.  Парламентская ассамблея состояла  из делегаций национальных парламентов  и обладала консультативными  функциями. Суд осуществлял контроль за выполнением нормативно-правовых актов объединения.

I.II.Римские договоры 1957 года и образование европейских сообществ.  

В 1956 году состоялась встреча  руководителей государств в Венеции; на конференции был одобрен доклад Спаака; затем начались переговоры о создании Европейского экономического сообщества.

Уже в 1957 году 2 акта, призванных сыграть важнейшую роль в развитии процессов интеграции, были готовы к подписанию. В 1957 году в Риме состоялась торжественная процедура подписания:

1)Договора о создании  Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или договора об общем  рынке);

2)Договора о создании  Европейского сообщества по атомной  энергии (Евратом).  
       Оба договора вступили в силу с 1 января 1958 года.                                                            

 Подписанные акты имели  важное значение для развития процессов интеграции в Западной Европе. Евратом напоминал по своему функциональному назначению ЕОУС, т.е. регулировал сравнительно узкую, но очень важную (энергетическую) область международного сотрудничества.  

 В отличие от Евратома, создание Европейского экономического  сообщества имело чрезвычайно  важное не только энергетическое, но и политически-правовое значение. Речь шла о создании интеграционного  объединения универсального характера.  В состав Сообщества вошли  страны с высоким уровнем развития, что во многом предопределило  значительные темпы его экономического  роста на протяжении последующих  15 лет. В 1958г. среднемесячный  доход на душу населения составлял  980 долларов в Нидерландах, 1170 в  Бельгии и 800 долларов в Северной  Италии. Разрыв, как видим, невелик.  Сильно отставала лишь Южная  Италия(360 долларов). За первые 15 лет  разрыв по объёму ВНП на  душу населения между странами  сокращался: 26% в 1960г., 13.5% в 1970г.  и 15% в 1973 г., что в целом свидетельствует  о сближении уровней экономического  развития участников Сообщества.      

 Выдвигалась задача  создания общего рынка товаров,  услуг, капиталов и рабочей  силы, основанного на таможенном  союзе. В ходе построения общего  рынка должна была быть обеспечена  экономическая интеграция государств, создана основа для будущего  экономического и валютного сообщества, создан сам механизм для управления  интеграционными процессами. 

 Договор предусматривал  поэтапное строительство общего  рынка.

Сообщества наделялись необходимыми институтами и материальными  средствами.  
Были предусмотрены 4 главных института:

1)Совет (состоял из официальных  представителей правительств государств-членов  на уровне министров).

2)Комиссия (в отличие от  Совета, состояла из международных  чиновников, правда они назначались  только при условии единогласного  решения) состояла из независимых  комиссаров. Т.о., Комиссия выступала в роли наднационального органа.

Договором о создании ЕЭС  также предусмотрено учреждение:  

3)Парламентской ассамблеи,  чьи полномочия несколько расширены  по сравнению с ЕОУС;

4)Суда Европейских сообществ.        

 Одновременно с подписанием  римских договоров там же в  Риме подписана Конвенция об  объединении парламентов и судов  всех объединений (соответственно, ЕОУС, Евратома и ЕЭС).  
        В 1965 году был подписан договор о слиянии советов и комиссий трёх сообществ.     

 Также следует отметить  то, что органом наднационального  характера остается Суд Европейских  сообществ. Хотя судьи назначаются  с единодушного согласия всех  членов, условие их назначения - их  независимость. Суд европейских  сообществ следил за исполнением учредительных договоров и правовых предписаний сообществ.

Договор о ЕЭС также  предусматривал:

-создание материальных  ресурсов, необходимых для функционирования  сообществ;  
-а равно и права членов сообществ, т.е. создание правового инструментария.  
   1)Бюджет Европейских сообществ начинает формироваться за счет единого таможенного тарифа; в него отчисляются налоги на импортируемую с/х продукцию. В бюджет также поступают определенные отчисления от НДС (вначале - 1% от всего собираемого НДС). Т.е. бюджет формируется независимо от воли государств-членов, он формируется автоматически. 
  2)Наличие соответствующего инструментария сообществ в деле формирования ЕП. По ст.189 предусмотрена возможность издания институтами ЕЭС нормативно-правовых актов:

-регламентов;  
-директив;  
-решений.  
В договорах о ЕЭС и Евратоме предусмотрено,что оба объединения являются юридическими лицами, они обладают юридической правосубъектностью.

Т.о., в лице ЕЭС была создана широкая, универсальная международная организация, которая приобрела черты и государственно-правовой, и международно-правовой организации.

I.III.Развитие сообществ в единый европейский рынок 

К началу 70-х годов стало  ясно, что основные требования, связанные  с созданием единого таможенного  союза и формированием общего рынка были в основном выполнены. Необходимо было наметить дальнейшие рубежи сотрудничества. Однако сообщества столкнулись с острым мировым  финансовым и экономическим кризисом начала 70-х гг. В этих условиях основное внимание стран Европейских сообществ  было сосредоточено на преодолении  именно экономических и финансовых трудностей, с чем сообществам  удалось справиться.       

 В начале 80-х годов  встал вопрос о программировании  дальнейшего развития процесса  интеграции. Под руководством де  Лора была создана специальная  комиссия, которая подготовила сборник  проектов и предложений о переходе  от общего к единому внутреннему  рынку. Суть этих предложений,  их главная цель – ликвидация  препятствий и барьеров на  пути свободного движения товаров,  услуг, рабочей силы и капиталов.

В 1973г. произошло первое расширение ЕЭС до девяти членов( прибавились Великобритания, Дания и Ирландия). Это серьёзно усилило диспропорции по странам, прежде всего из-за относительно низкого уровня экономического развития Ирландии и старых промышленных районов Великобритании( Ланкашир, Йоркшир, Западный Мериленд). Если принять за 100 средний показатель ВНП на душу населения по Сообществу, то в 1974г. разрыв между странами составлял 1:3 (на первом месте Дания-148, на последнем Ирландия-50). В результате расширения Сообщества в него вошли три страны, где во всех без исключения районах доход на душу населения был ниже среднего по Сообществу. 

В 1981г. в ЕЭС вошла Греция. По сравнению с ведущими странами Сообщества её экономика находилась на качественно более низком уровне.

В 1986г. с присоединением Испании  и Португалии произошло очередное  расширение Сообщества, которое обусловило очередное резкое обострение диспропорций.

В этих условиях необходимо было урегулировать огромное число  технических, количест-венных и качественных проблем

Требовалось также решить и ряд проблем институционального характера, например, расширить юрисдикцию Европейских сообществ.

Для выполнения этих задач  было решено созвать межправительственную конференцию, которая и подготовила  к подписанию новый документ - Единый европейский акт (ЕЕА). ЕЕА - это учредительный  договор, содержащий изменения и  поправки, вносившиеся в действующие  акты европейских сообществ. Он был  принят в 1986 году и довольно четко  сформулировал трехэтапную программу  построения единого внутреннего  рынка. Оно должно было быть завершено  к началу 1992 года. ЕЕА также подтвердил и закрепил расширение сферы ведения  сообществ. Их полномочия теперь распространялись также на защиту окружающей среды, расширение сотрудничества в социальной сфере, научные исследования и создание новейших технологий, защиту прав потребителей. До подписания ЕЕА Европейские сообщества в той или иной мере осуществляли эти полномочия по решениям Европейского суда (он ссылался на ст.235 договора о  ЕЭС, которая позволяла предпринимать меры, прямо не предусмотренные этим договором, но необходимые для достижения целей).       

Информация о работе Предпосылки создания Европейский Союз