Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:58, реферат
В ХХ в. в межвоенный период европеизм ассоциируется, прежде всего, с именем австрийского графа Р.Куденхове-Калерги, автора книги «Пан-Европа» и министра иностранных дел Франции А.Бриана. Но попытки объединения Европы в то время не принесли успеха. Оно началось в целях предотвращения войны и сотрудничества европейских народов после второй мировой войны. Документы, подписанные в Ялте и Потсдаме создавали, казалось бы, определенные предпосылки для сотрудничества; но противостояние двух систем после войны привело к тому, что это сотрудничество было сведено на нет. На смену антигитлеровской коалиции пришла Европа, разбитая на 2 лагеря; началась очередная в истории Европы тридцатилетняя война в видет.н.“холодной”войны. В этой обстановке интеграционные процессы пошли различными путями:
-в Западной Европе они привели к созданию различных объединений запад-ноевропейских государств, нередко под эгидой США;
I.СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.
I.I.Предпосылки создания Европейский Союз.
Идея создания объединенной Европы неоднократно выдвигалась в прошлом, особенно в связи с кровопролитными конфликтами в истории европейского континента. Первые проекты объединения Европы относятся к XIII-XV вв. и принадлежат французскому королевскому прокурору П.дю Бую и чешскому королю Й.Подебраду. Подобные же проекты предлагали англичане У.Пенн и Дж.Беллер, французы Ш.де Сен-Пьер и В.Гюго, великий немецкий философ И.Кант и многие другие.
В ХХ в. в межвоенный
период европеизм ассоциируется, прежде
всего, с именем австрийского графа Р.Куденхове-Калерги,
автора книги «Пан-Европа» и министра
иностранных дел Франции А.Бриана. Но попытки
объединения Европы в то время не принесли
успеха. Оно началось в целях предотвращения
войны и сотрудничества европейских народов
после второй мировой войны. Документы,
подписанные в Ялте и Потсдаме создавали,
казалось бы, определенные предпосылки
для сотрудничества; но противостояние
двух систем после войны привело к тому,
что это сотрудничество было сведено на
нет. На смену антигитлеровской коалиции
пришла Европа, разбитая на 2 лагеря; началась
очередная в истории Европы тридцатилетняя
война в видет.н.“холодной”войны. В этой
обстановке интеграционные процессы пошли
различными путями:
-в Западной Европе они привели к созданию
различных объединений запад-ноевропейских
государств, нередко под эгидой США;
-в Восточной Европе
появились свои объединения, в
свою очередь, под
-в Восточной Европе
– военно-политическая
Иначе развивался процесс
интеграции на Западе континента. Основная
доминирующая черта интеграции здесь:
союз однородных по своей социально-экономической
природе государств, в основу кладется
система демократических
Западные государства
пошли по следующему пути: кто не
признает демократические ценности,
тот остается за рамками интеграционных
образований; чтобы вступить в Союз,
надо доказать, что государство разделяет
ценности и нормы в рамках Европейского
права.
Если исторические предпосылки после
второй мировой войны как на Западе, так
и на Востоке были примерно одинаковы,
то формы, способы и приемы объединения,
направленность интеграционных процессов--
различны. На Западе идея создания военно-политического
союза не была конечной целью интеграции;
уже к началу 50ых годов возникла потребность
в решении ряда новых проблем. С одной
стороны - необходимость противостоять
угрозе со стороны СССР, с другой - американское
противостояние. Все это сказалось на
особенностях интеграции на европейском
континенте, но движение за объединение
продолжало активно развиваться. В литературе
часто вспоминают У.Черчилля (выступление
в Олбрайте, Цюрихе - идея создания Соединенных
Штатов Европы). Более конкретные предложения
по интеграции поступали от французских
деятелей: Жана Мане, Робера Шумана и др.
В условиях таких
различных подходов была
Договор о ЕОУС, заключенный сроком на 50 лет, предусматривал создание 4-х институтов:
-верховный руководящий орган (где были представлены все государства-члены, но их представители были независимы от своих правительств);
-специальный совет министров;
-парламентская ассамблея;
-суд.
Ведущее место в
этой системе занимал
I.II.Римские договоры 1957 года и образование европейских сообществ.
В 1956 году состоялась встреча руководителей государств в Венеции; на конференции был одобрен доклад Спаака; затем начались переговоры о создании Европейского экономического сообщества.
Уже в 1957 году 2 акта, призванных
сыграть важнейшую роль в развитии
процессов интеграции, были готовы
к подписанию. В 1957 году в Риме состоялась
торжественная процедура
1)Договора о создании
Европейского экономического
2)Договора о создании
Европейского сообщества по
Оба договора вступили в силу с 1 января
1958 года.
Подписанные акты имели важное значение для развития процессов интеграции в Западной Европе. Евратом напоминал по своему функциональному назначению ЕОУС, т.е. регулировал сравнительно узкую, но очень важную (энергетическую) область международного сотрудничества.
В отличие от Евратома,
создание Европейского
Выдвигалась задача
создания общего рынка товаров,
Договор предусматривал
поэтапное строительство
Сообщества наделялись необходимыми
институтами и материальными
средствами.
Были предусмотрены 4 главных института:
1)Совет (состоял из
2)Комиссия (в отличие от
Совета, состояла из международных
чиновников, правда они назначались
только при условии
Договором о создании ЕЭС
также предусмотрено
3)Парламентской ассамблеи,
чьи полномочия несколько
4)Суда Европейских сообществ.
Одновременно с подписанием
римских договоров там же в
Риме подписана Конвенция об
объединении парламентов и
В 1965 году был подписан договор о слиянии
советов и комиссий трёх сообществ.
Также следует отметить
то, что органом наднационального
характера остается Суд
Договор о ЕЭС также предусматривал:
-создание материальных
ресурсов, необходимых для
-а равно и права членов сообществ, т.е.
создание правового инструментария.
1)Бюджет Европейских сообществ начинает
формироваться за счет единого таможенного
тарифа; в него отчисляются налоги на импортируемую
с/х продукцию. В бюджет также поступают
определенные отчисления от НДС (вначале
- 1% от всего собираемого НДС). Т.е. бюджет
формируется независимо от воли государств-членов,
он формируется автоматически.
2)Наличие соответствующего инструментария
сообществ в деле формирования ЕП. По ст.189
предусмотрена возможность издания институтами
ЕЭС нормативно-правовых актов:
-регламентов;
-директив;
-решений.
В договорах о ЕЭС и Евратоме предусмотрено,что
оба объединения являются юридическими
лицами, они обладают юридической правосубъектностью.
Т.о., в лице ЕЭС была создана широкая, универсальная международная организация, которая приобрела черты и государственно-правовой, и международно-правовой организации.
I.III.Развитие сообществ в единый европейский рынок
К началу 70-х годов стало
ясно, что основные требования, связанные
с созданием единого
В начале 80-х годов
встал вопрос о
В 1973г. произошло первое расширение ЕЭС до девяти членов( прибавились Великобритания, Дания и Ирландия). Это серьёзно усилило диспропорции по странам, прежде всего из-за относительно низкого уровня экономического развития Ирландии и старых промышленных районов Великобритании( Ланкашир, Йоркшир, Западный Мериленд). Если принять за 100 средний показатель ВНП на душу населения по Сообществу, то в 1974г. разрыв между странами составлял 1:3 (на первом месте Дания-148, на последнем Ирландия-50). В результате расширения Сообщества в него вошли три страны, где во всех без исключения районах доход на душу населения был ниже среднего по Сообществу.
В 1981г. в ЕЭС вошла Греция. По сравнению с ведущими странами Сообщества её экономика находилась на качественно более низком уровне.
В 1986г. с присоединением Испании и Португалии произошло очередное расширение Сообщества, которое обусловило очередное резкое обострение диспропорций.
В этих условиях необходимо было урегулировать огромное число технических, количест-венных и качественных проблем
Требовалось также решить
и ряд проблем
Для выполнения этих задач
было решено созвать межправительственную
конференцию, которая и подготовила
к подписанию новый документ - Единый
европейский акт (ЕЕА). ЕЕА - это учредительный
договор, содержащий изменения и
поправки, вносившиеся в действующие
акты европейских сообществ. Он был
принят в 1986 году и довольно четко
сформулировал трехэтапную