Предпосылки создания Европейский Союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:58, реферат

Описание работы

В ХХ в. в межвоенный период европеизм ассоциируется, прежде всего, с именем австрийского графа Р.Куденхове-Калерги, автора книги «Пан-Европа» и министра иностранных дел Франции А.Бриана. Но попытки объединения Европы в то время не принесли успеха. Оно началось в целях предотвращения войны и сотрудничества европейских народов после второй мировой войны. Документы, подписанные в Ялте и Потсдаме создавали, казалось бы, определенные предпосылки для сотрудничества; но противостояние двух систем после войны привело к тому, что это сотрудничество было сведено на нет. На смену антигитлеровской коалиции пришла Европа, разбитая на 2 лагеря; началась очередная в истории Европы тридцатилетняя война в видет.н.“холодной”войны. В этой обстановке интеграционные процессы пошли различными путями:
-в Западной Европе они привели к созданию различных объединений запад-ноевропейских государств, нередко под эгидой США;

Файлы: 1 файл

экономик.docx

— 36.49 Кб (Скачать файл)

 Суммируя экономические  положения нового документа, нужно  обратить внимание на то, что  они должны были обеспечивать  переход к новому этапу сотрудничества, т.е. к единому экономическому и валютному союзу (ЕВС).      

 Был внесен ряд изменений:  уточнялась процедура принятия  новых членов в состав Европейских  сообществ, также уточнялись условия  членства, были приняты решения  о расширении юрисдикции и  уточнении структуры Суда Европейских  сообществ.      

 ЕЕА, конечно, не  решал всех вопросов создания  экономического, валютного и политического  союзов, но он предусматривал  созыв международной конференции  во исполнение ЕЕА. Такая конференция  была созвана и ей был подготовлен договор о Европейском Союзе (ЕС). Этот договор был подписан 7 февраля 1992 года в Маастрихте двенадцатью странами и соответственно получил название “Маастрихтский договор” (МД). Его ратификация прошла далеко не безболезненно, так, в Дании избиратели отвергли договор, такие же тенденции проявились и во Франции, Великобритании и Германии, процедура затянулась, но в конечном итоге все члены сообществ одобрили договор, и он вступил в силу с ноября 1993 года.        

Главное, что характеризует  этот договор: он оформил и положил  начало существованию Европейского Союза. Согласно МД Европейский Союз основан на Европейских сообществах, дополненных политиками и формами  сотрудничества, предусмотренными этим договором.

О каких политиках и  формах сотрудничества шла речь? Речь шла о двух новых важных сферах сотрудничества государств-членов Европейских  сообществ:  
1)сотрудничество в области выработки и проведения единой внешней политики и политики безопасности;

2)сотрудничество в сфере  юстиции и внутренних дел.

Что касается сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел, то эта общая формулировка была детализирована в Амстердамском  договоре (в нем это сформулировано как “сотрудничество полиции  и судов в уголовно-правовой сфере”).        

 Та структура ЕС, которая  закреплена в МД получила название структуры “трех опор”:

-1ую опору образуют  Европейские сообщества;

-2ую - сотрудничество в  области выработки и проведения  единой ВП и политики безопасности;

-3юю - сотрудничество полиции  и судов в уголовно-правовой  сфере (как сформулировано в  Амстердамском договоре).       

 В сфере экономического  и социального развития основная  задача, которая определяется МД - это задача создания экономического  и валютного союза (ЭВС). В экономической  сфере - это возрастание экономического  единения, сотрудничества и сплоченности. В валютной сфере - это создание единого валютного союза. Валютный союз надлежало создать не позднее 1 января 1999 года с введением единой валюты (евро) и включением в союз государств, отвечающих требованиям Европейский Союз (Греция этим требованиям не отвечала; Англия, Ирландия и Дания сразу выразили не совсем позитивное отношение к единому валютному рынку, они позднее и не вошли в него).      

 Тут возникла проблема: не будет единогласия при принятии  решений о ЭВС. В этом случае  закрепляется интересная концепция  т.н. “продвинутого” развития, т.е.  определенное количество государств  внутри союза могут пойти по  пути ускоренного развития и  формирования структур, и в таком  ускоренном развитии могут участвовать  не все государства-члены Европейский  Союз.

Другая не менее важная проблема, которая возникла с созданием  Европейский Союз - это проблема разнородности членов союза.

Тем не менее, хотя многие успели раскритиковать МД за то, что он создал Европейский Союз путем создания новых неопределенных структур, европейская  интеграция сделала новый важный шаг вперед.      

 МД содержит ряд  важных положений и постановлений,  касающихся порядка функционирования  институтов. Теперь предусмотрена  единая институциональная система  союза, были уточнены вопросы  гражданства граждан в рамках  союза и др.  
         Очередное третье расширение Европейского союза, как и каждое предыдущее, привнесло в него свою динамику, перемены в приоритетах. Появление с 1995г. трёх новых членов- Австрии, Швеции и Финляндии изменило политическую конфигурацию Союза. Хотя эти страны по своим экономическим и социальным параметрам сравнительно близки к “ядру” Европейский Союз, однако, их подключение к группировке вновь со всей остротой поставило проблему сбалансированности между развитием интеграции “вглубь” и “вширь”, то есть между углублением объединительных процессов и расширением географических границ интеграционной зоны.

С приходом двух северных стран  и Австрии количество членов Европейский  Союз возросло с 12 до 15, а численность  населения Евросоюза- с 347 до 368 млн. человек. Увеличилась и его территория, достигнув 3.3  млн.кв.км. Значительно изменились экономические показатели. Так, совокупный ВВП Европейский Союз подрос примерно на 20%(340 млрд.ЭКЮ) и составил почти 6 трлн.ЭКЮ.

Вскоре возникла необходимость  созыва новой Межправительст-венной  конференции, открывшейся в марте 1996г в Турине и положившей начало второму этапу Маастрихтского процесса-Маастрихту II.

К моменту подписания МД в  состав Европейский Союз входило 15 государств, были начаты переговоры о  вступлении в союз еще 5ти государств. Такое расширение союза требовало  внесения корректив в механизм управления. В 1996 году созванная конференция  подготовила учредительный документ, который был подписан в июле 1997 года в Амстердаме и получил название “Амстердамский договор” (АД).      

 Некоторые изменения,  которые вносит АД в развитие  Европейский Союз:

Количество депутатов  Европарламента не должно превышать 700 человек. АД также внес изменения  в процедуру принятия решений, заметно  упростив ее, что имело немаловажное значение.

Если говорить о наиболее крупных достижениях АД, то уточнена структура и система институтов валютного союза, Европейский центральный  банк (ЕЦБ) получает право издания  нормативных актов. В отношении  прав и свобод граждан Европейский  Союз: союз превращается в “пространство  свободы, безопасности и справедливости, в рамках которого принимаются меры по повышенной защите прав, свобод и интересов граждан”.

I.IV.Юридическая природа Европейских сообществ и Европейского союза

 
         В 50-е годы на базе учредительных  договоров было создано 3 Европейских  сообщества (соответственно, ЕОУС, ЕЭС  и Евратом), которые представляли  собой интеграционные объединения,  воплощающие в себе черты как  межгосударственного, так и наднационального  характера. В этих сообществах воплощен новый правопорядок, которые, как записал в одном из своих решений Суд Европейских сообществ, не может быть идентифицирован ни с национальным, ни с международным правом. ЕП - это особая самостоятельная правовая система.

Европейские сообщества обладают такими полномочиями, которыми ни одна международная организация не обладает.

1)Европейские сообщества, как и Европейский Союз, имеют  свою территорию, которая слагается  из территорий государств-членов. Территория Европейский Союз - это  предел действия и юрисдикции  Европейский Союз, например территория  таможенного союза, единого внутреннего  рынка, ЭВС и т.п.

2)Европейские сообщества  обладают системой институтов, осуществляющих  те права и полномочия, которые  переданы союзу государствами-членами.  В рамках сообществ и Европейский  Союз созданы такие институты,  которые выходят за пределы  любой международной организации.  В рамках Европейский Союз  функционирует Парламент, который  избирается на основе всеобщих  и прямых выборов гражданами  Европейский Союз. Это не характерно  для международных организации  (например, ООН состоит только  из делегаций государств-членов).  

3)в рамках Европейский  Союз функционирует Суд Европейских  сообществ - независимый судебный  орган. Это также свойственно  только институтам Европейский  Союз. 

4)В рамках Европейский  Союз существует институт гражданства.  Ни одна международная организация  собственным гражданством, порождающим  права и обязанности, не обладает.  

5)В рамках Европейский  Союз создан ЭВС, своя валютная  система и денежная единица  (применительно к 11 государствам-членам), которая заменяет национальную  денежную систему. Это качества, присущие государственно-правовой  организации. 

 

II. Хронология расширения  Сообщества

Европейское Сообщество развивалось  поэтапно. Важным критерием членства в Сообществе является наличие в  стране демократического правительства, деятельность которого построена на принципе плюрализма.

1 января 1958 г.: Договоры о  Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) и Евратоме вступают в  действие.

Июль 1961 г.: ЕЭС и Греция подписывают соглашение об ассоциированном  членстве.

Декабрь 1964 г.: вступает в  силу соглашение об ассоциированном  членстве с Турцией.

Январь 1973 г.: Вступление Дании, Ирландии и Соединенного Королевства. Число членов Сообщества выросло  до 9.

Январь 1981 г.: Вступление Греции.

Январь 1986 г.: Вступление Испании  и Португалии. Сообщество теперь насчитывает 12 государств-членов. Соглашения об ассоциированном  членстве с Кипром и Мальтой.

Январь 1994 г.: Соглашение о  Европейском экономическом пространстве (ЕЭП) вступает в силу, распространяя  многие преимущества единого рынка  Европейский Союз на страны ЕАСТ.

Февраль 1994 г.: Вступают в  силу "Европейские" соглашения или  соглашения об ассоциированном членстве с Польшей и Венгрией. Соглашения признают за подписавшими их государствами  право стать полноправными членами  Союза, как только они будут соответствовать  всем требованиям, предъявляемым к  членам Европейский Союз.

Апрель 1994 г.: Польша и Венгрия  представили на рассмотрение Европейский  Союз заявления о вступлении.

Январь 1995 г.: Австрия, Финляндия  и Швеция присоединились к Европейскому Союзу, после того как успешные переговоры о вступлении были подтверждены на национальных референдумах. Таким образом, Европейский Союз довел число  своих членов до 15. Норвегия, которая  принимала участие в переговорах, решила не вступать в Европейский  Союз ввиду отрицательных результатов  национального референдума в  ноябре 1994 г.

Февраль 1995.: Вступили в силу Европейские соглашения между Европейский Союз и Чешской республикой, Словакией, Болгарией и Румынией.

Июль 1997 г.: Европейская Комиссия приняла решение приступить в  начале 1998 года к переговорам о  вступлении в Европейский Союз с  Чешской Республикой, Польшей, Венгрией, Эстонией, Словенией и Кипром.

III. Европейский  Союз сегодня

В Европейский Союз входят 15 госудаств-членов с общей численностью населения 370 миллионов человек (включая 17 миллионов населения бывшей Восточной Германии). Это самый крупный в мире торговый блок.

1 января 1993 г. официально  начал функционировать Единый  европейский рынок, ликвидировавший  практически все барьеры для  свободного движения в рамках  Сообщества людей, товаров, услуг  и капитала. Со вступлением в  силу 1 ноября 1993 г. Маастрихстского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза - с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств-членов получают также право на Европейское гражданство.

Выполнение целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех  свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг, создание и проведение общей политики во все  большем количестве областей), ведет  к постепенной передаче части  суверенитета государств-членов европейским  институтам.

Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей  главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих  проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация  экономической политики государств-членов с целью экономического и социального  сплочения, социальная политика, экономический  и валютный союз).

Европейский Союз присущи многообразие культурных различий и уважение к ним. Каждый официальный документ должен быть переведен на девять официальных языков; поощряется развитие языков и культур малых народов.

IV. Европейский  Союз - член мирового сообщества

Европейский Союз является одним  из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки  и Японией.

Европейский Союз - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и  сырья. На Европейский Союз приходится и основная часть помощи развивающимся  странам.

В соответствии с Ломейской конвенцией, Европейский Союз имеет соглашения об ассоциации с 69 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых относится и большинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами Европейский Союз заключил двусторонние договоры различного типа.

В целом Европейский Союз поддерживает дипломатические отношения  более чем со 130 странами мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет  статус наблюдателя в ООН. Он принимает  участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада - в лице четырех своих  крупнейших членов - Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также  президента Комиссии Европейский Союз, непосредственно представляющего  Союз.

Европейский Союз с самого начала является активным участником процесса СБСЕ (ныне ОБСЕ).

Заключение

Таким образом, в первые десятилетия XXI в. ожидаются существенные сдвиги как внутри зон активного интегрирования, так и в мировом экономическом  пространстве в целом.

План Шумана по сохранению мира, который явился предпосылкой франко-германского примирения, стал отправной точкой по созданию нового порядка в Европе, при котором  любые вооруженные конфликты  стали бы не только неприемлемыми, но и невозможными. И СНГ, и ЕС преуспели в том, что этот идеал стал реальностью. На сегодняшний день просто невозможно себе представить возникновение вооруженного конфликта между странами Союза.

Информация о работе Предпосылки создания Европейский Союз