Предпринимательская деятельность: сущность, формы и современные тенденции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Современное положение нашей страны показывает, что без сильного производственного предпринимательства нет нормальной экономики, нет гарантированной социальной жизни, нет здорового общества. Печально, что в России не создано пока еще так называемое предпринимательское пространство, включающее в себя правовую, социальную и экономическую сферы.
Цель данной работы заключается в изучении предпринимательства, сущности, форм и современных особенностей предпринимательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ СТР.3
1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СТР.5
1.2 ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СТР.6
2. ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТР.7
2.2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТР.12
3. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ СТР.24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СТР.28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СТР.31

Файлы: 1 файл

микроэкономика курсовая работа.docx

— 106.05 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                                              стр.3

1. Предпринимательство  как экономическая категория

1.1  Сущность  предпринимательства                                                                                стр.5

1.2 Функции  предпринимательства                                                                                   стр.6

2. Формы предпринимательства

2.1 Формы предпринимательства  по виду деятельности                                     стр.7

2.2 Организационно-правовые  формы предпринимательской

       деятельности                                                                                                                           стр.12

3. Современные  особенности предпринимательства

3.1 Предпринимательство  в современной России                                                 стр.24

Заключение                                                                                                                                     стр.28

Список использованной литературы                                                                             стр.31

 

 

Введение

 

         Я    взял  эту  тему  для  курсовой  работы,   так  как  считаю    что

предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной  экономики.

         В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение.

Предпринимательство - общедоступный  вид деятельности. Согласно российскому закону предпринимателем может быть любой гражданин способный действовать. В качестве российских предпринимателей могут выступать граждане   иностранных   государств   и   лица    без       гражданства.

Однако, далеко не все кто имеет право стать предпринимателем должны ими становиться. Чтобы быть преуспевающим бизнесменом нужны способности, знания, умение работать, энергия. Без всего этого можно достичь иногда сиюминутной удачи, которая сменится потерями, провалом, а то и вовсе банкротством. К тому же, надлежит знать, что подлинное предпринимательство это не стрижка купонов, а повседневный тягостный изнурительный труд. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме.

Вот как описывает предпринимателя советский ученый-экономист профессор В. Богачев: "Предприниматель это бедолага и вечный должник: идейный оптимист, добровольно избравший жизненную карьеру, в которой ему не раз придется сменить объект и, может быть сферу хозяйствования, вероятно, разориться и снова пытаться встать на ноги. Немилосердный само-эксплуататор без нормированного рабочего дня и отпусков, не позволяющий себе даже при успешном ходе дел тратить на собственное потребление больше, чем квалифицированный наемный рабочий".

Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина  и знатока своего дела, умелого  организатора и руководителя.

Предпринимательство - это  инициативная, самостоятельная деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли или личного  дохода, осуществляемая на свой риск и  под свою имущественную ответственность.

Не всякую хозяйственную  деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с  риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.

В наше время всем очевидна необходимость широкого развития предпринимательства  в России. Предпринимательство как  одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению  материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную  почву для практической реализации способностей и талантов каждого  индивида, ведет к объединению  нации, сохранению национального духа и национальной гордости.

Современное положение нашей  страны показывает, что без сильного производственного предпринимательства  нет нормальной экономики, нет гарантированной  социальной жизни, нет здорового  общества. Печально, что в России не создано пока еще так называемое предпринимательское пространство, включающее в себя правовую, социальную и экономическую сферы.

Цель данной работы заключается  в изучении предпринимательства, сущности, форм и современных особенностей предпринимательства.

 

  1. Предпринимательство как экономическая категория

 

1.1 Сущность предпринимательства

 

Понятие «предпринимательство» (англ. Business) впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон (1680-1734) в XVIII в. По Кантильону предпринимательство – это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска. Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который, приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене, более высокой, чем затраты предпринимателя на производство. Поскольку рыночная цена произведенного продукта заранее неизвестна, предпринимательству всегда сопутствует коммерческий риск.

Более глубокому анализу  подверг предпринимательство французский  экономист Жан-Батист Сэй (1767-1832), усматривавший в нем творческое соединение и координацию двух факторов производства – труд и капитал - в условиях риска. Сэй разграничивал функции предпринимателя ( бизнесмена) и менеджера ( управляющего). Труд предпринимателя Сэй считал творческим, труд менеджера – монотонным, рутинным.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет предпринимательство  как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в установленном порядке.

Данное определение исчерпывающе раскрывает сущность и содержание предпринимательства:

    1. Смысл предпринимательской деятельности заключается в удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах.
    2. Удовлетворение потребностей достигается путем использования имущества.
    3. Движущим мотивом предпринимательства, его целью является получение прибыли.
    4. Занятие предпринимательской деятельностью является неотъемлемым правом гражданина ( здесь требуется не разрешение, а регистрация).
    5. Предпринимательская деятельность носит инициативный характер

               ( предпринимателем не назначаются, им становятся).

    1. Предпринимательство – это не одноразовый акт, а постоянное занятие, систематическая деятельность.
    2. Предпринимательская деятельность рискованна по своей природе. Риск здесь обусловлен возможностью понести убытки по не зависящим от предпринимателя причинам.
    3. За последствия риска отвечает сам предприниматель.   
    4. Государство не вмешивается в предпринимательскую деятельность.

  

    1. Функции предпринимательства

 

1.Общеэкономическая  функция. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров ( выполнения работ, оказания услуг) и их доведения до конкретных потребителей. Предпринимательская деятельность осуществляется под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости). Развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а это выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.

2. Ресурсная  функция. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных материальных и нематериальных ресурсов. Это трудовые ресурсы, земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.

3. Инновационная  функция связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, новых средств и факторов для достижения поставленных целей.

4. Социальная  функция. Эта функция обнаруживает в формировании слоя предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности людей, увеличения численности наемных работников.

5. Организаторская  функция проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрения внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы.

 

2. Формы  предпринимательства

 

2.1 Формы предпринимательства по  виду деятельности

 

В зависимости от вида деятельности предпринимательство можно разделить  на:

    • производственное;
    • коммерческое;
    • финансовое.

Каждая форма имеет  свою специфику, особенности и, следовательно, свою технологию.

Производственное  предпринимательство.

К производственному предпринимательству  относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям. Основным полем приложения его усилий являются производственные предприятия и учреждения, коммерческие, торговые заведения, фондовые и товарные биржи, банки, население.

Круг интересов производственного  предпринимательства довольно разнообразен, и для его реализации требуются  финансовые и материальные ресурсы, порой довольно значительные. Стремление получить как можно большую прибыль при меньшем риске предполагает осуществление соответствующей технологии ведения дела. Исходным элементом этой технологии является выбор основной области деятельности. Ее содержательная сторона определяется финансовыми ресурсами и личными склонностями предпринимателя. Выбор вида деятельности предполагает проведение предварительного маркетинга, т.е. изучения, насколько предлагаемый товар или услуга необходимы потребителю, стабилен ли спрос на них, его величина и тенденции развития в будущем, каковы возможная продажная цена единицы товара, издержки его производства и реализации, предполагаемые объемы продаж.

Результатом производственно-предпринимательской  деятельности является производство продукта, который требует своей реализации. Мероприятия по его реализации составляют третью стадию технологии предпринимательства. Реализация возможна: с помощью посредников - агентов, брокеров и т.п. или своими собственными силами. Это наиболее ответственная стадия технологии предпринимательства, от продуманности, осуществления которой  зависит успех всего начатого дела. Усилия предпринимателя еще  на второй стадии (установление величины финансовых средств, необходимых для  ведения выбранной предпринимательской  деятельности) должны быть сосредоточены  на заключении сделки на поставку изготовляемого продукта до начала его производства и лучше всего на долгосрочной основе, что позволит снизить риск банкротства. На этой стадии технологии предприниматель внимательно следит за конъюнктурой, чтобы вовремя отреагировать на изменения, происходящие в спросе. Эта реакция находит свое выражение в индивидуализации производимого товара (услуг) и в установлении на него соответствующего уровня цены.

Поскольку на рынке появляются все новые и новые товары и  услуги, то в предпринимательской  деятельности в условиях недостатка финансовых средств чрезвычайно важно, чтобы товары не залеживались, чтобы высвобождающиеся финансовые средства вкладывались снова в дело, т.е. предприниматель должен стремиться к ускорению оборачиваемости денег.

Ситуация заставляет предпринимателя  держать в центре своего внимания каналы распределения товаров и  услуг (оптовая и розничная сеть, дилеры, агенты и т.д.). Это и представляет собой четвертую стадию технологии. Дело в том, что в зависимости  от выбранных каналов (форм) доведения  товаров до потребителей в значительной степени определяется скорость оборота  вложенных средств.

Коммерческое  предпринимательство.

Этот вид деятельности характеризуется тем, что суть его  содержания составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Иначе, имеет место перепродажа  товаров и услуг. В отличие  от производственно-предпринимательской  деятельности здесь нет необходимости  обеспечения производственными  ресурсами, связанными с выпуском продукции  и др. В качестве исходной стадии технологии стоит выбор - что покупать, что перепродавать и где. В  решении этих вопросов, прежде всего, следует исходить из положения, что  реализационная цена товара должна быть значительно выше закупочной цены; спрос на предлагаемый товар должен быть достаточным, чтобы реализовать  его в намечаемом масштабе сделки. Но чтобы быть уверенным, что эти  условия выполнимы, предприниматель  должен провести тщательный маркетинг, направленный на анализ рынка ряда товаров и услуг и на выработку  прогнозной оценки конъюнктуры рынка, т.е. какие товары и услуги будут пользоваться наибольшим спросом, каковы будут цены покупки и реализации. Эти шаги составят вторую стадию технологии.

Информация о работе Предпринимательская деятельность: сущность, формы и современные тенденции в России