Предприятие — главная экономическая единица конъюнктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 13:31, реферат

Описание работы

Экономику всех государств можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством. От того, насколько эффективно работают предприятия и каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства.
Предприятие – главная экономическая единица конъюнктуры рынка.

Файлы: 1 файл

рефера.docx

— 80.04 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что характеристики предприятий как социально-экономических систем похожи, каждое предприятие самостоятельно решает проблемы, связанные с налаживанием связей в системе «предприятие-государство», учетом имеющих и возможных «технологических прорывов», со структурной перестройкой на макро- и микроуровне; с социальными процессами в обществе и т.д.

Определение сущности предприятия и его основных направлений деятельности осуществляется при помощи следующих 8 характеристик:

  1. основного вида продукции или услуги;

  1. основного звена производства (например, производство кислоты);

  1. основной технологии по производству продукции (производство химических веществ из нефти или газа, производство деталей при помощи порошковой металлургии);

  1. основной группы потребителей, обслуживаемых предприятием (автомобили – для различных социальных групп, компьютеры – для производства или обучения);

  1. степень удовлетворения потребностей потребителей в продукции или услуге, уже знакомых покупателю (комплексное оборудование на кухне, учебные программы разных уровней и направлений) и имеют разное качество;

  1. масштаб деятельности в отрасли: охват всего производственно-технологического комплекса – от заготовки сырья до изготовления конечной продукции или услуги или специализация на одном этапе в производственном звене (изготовление пряжки, сборка готовой продукции из комплектующих деталей или разлив косметических веществ из цистерн в флаконы, упаковка и продажа);

  1. степень диверсификация предприятия: использование (или нет) основного сырья, технологии, каналов распределения или сбыта; обслуживание одной (или разных) групп потребителей и т.д.;

  1. степень ориентации предприятия на достижение высоких финансово-экономических результатов деятельности, что делает его менее уязвимым к подъемам и спадам общей конъюнктуры рынка благодаря отказу от ориентация на какой-нибудь один вид деятельности, интенсификации операций с активами, участие в различных видах деятельности приносящих прибыль.

Важнейшей характеристикой предприятия, определяет форму экономической деятельности, является степень экономической свободы (самостоятельности). При этом важно отметить, что абсолютной экономической свободы не существует. Отношении частных предприятий, развивающихся в рыночных условиях, допустимо определение "полная экономическая свобода". Она проявляется в следующем:

1) полная самостоятельность  предприятия в распоряжении выпускаемой  продукцией, полученной прибылью, а  также в установлении цен на  продукцию, заработной платы, в выборе  партнеров и т.д.;

2) полная экономическая  ответственность за результаты  хозяйственной деятельности, вплоть до банкротства;

3) наличие, наряду с общей  целью (максимизация прибыли), локальных  целей производства: обеспечение  выживаемости, завоевание рынка и т.п.;

Относительная экономическая свобода, формирование которой зависит от развития государственной собственности, проявляется в следующем:

1) ограниченная самостоятельность  предприятия, регламентирована руководящим ведомством и правительством;

2) ограниченная ответственность  предприятия, что выражается в  государственной поддержке в  форме дотаций, субсидий, льгот в налогообложении и т.д.;

3) подчинение цели производства  экономическим целям и интересам государства.

Все предприятия (частные и государственные) в процессе функционирования действующих в рамках правовых отношений. Поэтому предприятие является не только хозяйственной единицей, а одновременно выступает элементом права, является юридическим лицом. Согласно Гражданскому кодексу России, юридическим лицом считается организация, имеющая следующие признаки:

- Организационное единство, которое проявляется в организации  коллектива соответственно внутренней  структуры и порядка управления  и закреплена уставными документами;

- Имущественная обособленность, то есть право на владение  собственным имуществом, необходимым  для организации процесса производства товаров или услуг;

- Имущественная ответственность, или ответственность по своим  обязательствам в рамках действующего  законодательства;

- Право на фирменное  отличие (название, торговый знак), под  которым предприятие функционирует  на товарных и ресурсных рынках, несет ответственность, выступает  в суде в ролях истца и  ответчика.

 

Глава 2. Теория фирмы

Теория фирмы является важным аспектом в экономике предприятия. Введем её понятие. Теория фирмы - это теория, объясняющая и прогнозирующая поведение фирмы, особенно в области принятия решений, связанных с ценообразованием и выпуском продукции. Фирма представляет собой сложное экономическое образование. В экономике сложилось несколько концепций трактовки фирмы.

Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу, целью которой является максимизация прибыли. Главная задача фирмы состоит в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства. Однако опорные предпосылки неоклассической трактовки фирмы - заданность условий деятельности (совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен), игнорирование особенностей внутренней организации (организационная структура, внутрифирменное управление), отсутствие альтернативности в выборе решений -- делали ее мало пригодной для решения практических задач.

Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности. Главная задача связывалась с объяснением поведения фирмы в системе дорогостоящей и неполной информации, а в центр внимания были поставлены вопросы о причинах многообразия видов фирм и их развития. Используя в качестве предпосылок наличие трансакционных издержек (издержки осуществления сделок), а также присущий фирме неценовой метод распределения ресурсов, институциональная теория определяет фирму как альтернативный рыночному (ценовому) механизм осуществления сделок (управления ресурсами) в целях экономии трансакционных издержек.

Другая предпосылка теории базируется на понимании того, что, являясь сложной иерархической организацией, фирма представляет собою совокупность отношений между вовлеченными в нее владельцами ресурсов. В этом смысле центральным вопросом анализа становится исследование проблемы распределения прав собственности, а сама фирма представляется в виде заключаемого между владельцами ресурсов контракта, призванного обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов. Поскольку данный тип контракта базируется на добровольном переуступлении властных правомочий одной стороной другой, то возникает необходимость контроля поручителем исполнителя -- проблема «принципал-агент», в связи с чем возникают издержки контроля. Таким образом, фирма оказывается средоточением двух типов контрактов -- внешних (рыночных), отражающих ее взаимодействие с рыночными институтами и связанных с трансакционными издержками, а так же внутренних, отражающих особенности внутренней организации фирмы и связанных с издержками контроля.

Бихевиористские теории фирмы акцентируют свое внимание на активной роли фирм в экономике, их способности не только приспосабливаться к изменяющей-ся рыночной среде, но и изменять эту среду. Они исходят из невозможности макси-мизации какой-либо цели и концентрируют внимание на исследовании функциониро-вания внутренних структур фирмы и проблем принятия решений. В этом отношении можно выделить предпринимательскую концепцию фирмы, в которой фирма рассмат-ривается как система взаимодействия разных уровней проявления предприниматель-ской функции (управления). Главной задачей является консолидация этой функции, и поведение фирмы определяется как результат взаимодействия разных уровней предпринимательства. В данной концепции главный вопрос сводится к решению проблемы «принципал-агент», т.е. взаимодействия собственника и наемных уп-равленцев. Поскольку «агенты» всегда располагают более полной информацией, они могут использовать это к собственной выгоде и в ущерб интересам собствен-ника. Следствием этого может явиться отклонение от целей фирмы, рост издер-жек и снижение прибыли. Поэтому главная задача внутрифирменного управле-ния сводится к обеспечению единонаправленности их (принципала и агента) це-лей в долгосрочной перспективе, а условиями ее решения выступают дисциплина рынка и создание стимулирующих механизмов.

Другой разновидностью этой теории является эволюционная концепция фирмы. Суть ее сводится к тому, что фирма эволюционирует под воздействием внешних и внутренних факторов, а решения принимаются исходя из особенностей внутренней организации и сложившихся на фирме традиций. При этом у фирмы отсутствует единственный критерий оптимальности принятия решений и ее поведение меняется в зависимости от рыночной ситуации, сложившихся традиций и исторического опыта фирмы.

 

Глава 3. Управление и структура предприятия

Управление представляет собой централизованное воздействие на коллектив людей с целью организации и координации их деятельности в процессе производства. Необходимость управления связана с процессами разделения труда на предприятии. 

Главной задачей управления является обеспечение роста эффективности производства на основе постоянного совершенствования технического уровня, форм и методов управления, повышение производительности труда как важнейших условий получения и наращивания доходов предприятия. 

В основе управления предприятием лежат принципы, под которыми принято понимать руководящие направления и правила, положенные в основу решения задач, связанных с управлением. В принципах проявляются наиболее устойчивые черты объективных закономерностей управления. 

Важнейшими принципами организации управления производством являются: 

1) принцип целевой совместимости  и сосредоточения. Заключается в  создании целенаправленной системы  управления, ориентированной на  решение общей задачи - организации  производства той продукции, в  которой в данное время нуждается потребитель; 

2) принцип непрерывности  и надежности. Означает создание  таких условий производства, при  которых достигается стабильность  и непрерывность заданного режима производственного процесса; 

3) принцип планомерности, пропорциональности и динамизма. Нацеливает систему управления  на решение не только текущих, но и долговременных задач  развития предприятия с помощью  долгосрочного, текущего и оперативного планирования; 

4) демократический принцип  распределения функций управления. Основан на методах и правилах общественного разделения труда, согласно которым за каждым функциональным подразделением предприятия закрепляется определенная часть управленческой работы. При этом обязательно соблюдение следующих требований: подготовка управленческого решения и ответственность за его реализацию возлагается на ту службу, которая лучше всего осведомлена о состоянии дел на соответствующем объекте и больше всего заинтересована в реализации и высокой эффективности принятого решения; 

5) принцип научной обоснованности  управления. Исходит из того, что  средства и методы управления  должны быть научно обоснованы  и выверены на практике. Его  соблюдение возможно только на  основе непрерывного сбора, переработки  и анализа различной информации: научно-технической, экономической, правовой  и др. с использованием новейшей  техники и математических методов; 

6) принцип эффективности  управления. Предполагает рациональное  и эффективное использование  ресурсов производства, выпуск конкурентоспособной продукции; 

7) принцип совместимости  личных, коллективных и государственных  интересов. Определяется общественным характером производства;

8) принцип контроля и  проверки исполнения принятых  решений. Предполагает разработку  конкретных мероприятий по вскрытию  недостатков, мешающих выполнению  производственных заданий. 

К общим функциям управления относятся: 

  • планирование - это формирование цели управления, выбор путей и методов достижения этой цели; 
  • организация - это создание оптимальной структуры управления. Руководитель подбирает работников для конкретной работы, делегируя им задания или полномочия, или право использовать ресурсы предприятия; 
  • мотивация (активизация) - это совокупность методов, стимулирующих работников к наиболее эффективной работе; 
  • контроль и учет - это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенного количества и качества. 

Современный аппарат управления имеет в своем арсенале методы руководства: экономические, организационно-распорядительные (административные) и социально-психологические. 

Так, вопросы планирования, экономического анализа, организации труда, финансирования, кредитования и экономического стимулирования составляют систему экономических методов управления. 

Комплекс распорядительных актов по руководству хозяйственной деятельностью представляет собой организационно-распорядительный метод управления. Положения, инструкции и другие служебные документы, определяющие функции, права и персональную ответственность должностных лиц и производственных коллективов, являют собой нормы административного воздействия. 

Социально-психологические методы управления - это методы убеждения, морального и нравственного воздействия на психологию людей. 

Структура предприятия - это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними. Различают понятия производственной, общей и организационной структур управления.

Информация о работе Предприятие — главная экономическая единица конъюнктуры рынка