Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 12:34, курсовая работа
Цель работы: проанализировать сущность предприятия как экономического и хозяйствующего субъекта.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
- определение основных теоретических характеристик деятельности предприятия;
- изучение основных признаков предприятия;
- характеристика роли предприятий в экономике;
- классификация основных организационно-правовых форм предприятий;
- описание типов предприятий;
Введение…………………………………………………………………………...
1 Роль предприятия в экономике, связь с другими экономическими субъектами…………………………………………………………………………
1.1 Предприятие: определение, признаки, цели и задачи деятельности………
1.2 Структура предприятия и порядок его создания и ликвидации……………
2 Классификация организационно-правовых форм предприятий в экономике………………………………………………………………………….
2.1 Хозяйственные товарищества и общества………………………………......
2.2 Производственные кооперативы……………………………………………..
2.3 Государственные и муниципальные унитарные предприятия……………..
3 Типы предприятий в Республике Беларусь и анализ основных показателей их функционирования…………………………………………………………….
3.1 Классификация типов предприятий Республики Беларусь………………
3.2 Анализ основных показателей деятельности предприятий в Республике Беларусь……………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………...
Список использованных источников………………
Необходимые для согласования наименования документы:
- заявление;
- паспорт;
- доверенность (для представителей).
Согласовав название, следует определиться с местом нахождения фирмы, т.к. оно указывается в Уставе и заявлении о регистрации.
Согласно пункту 25 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке.
Взыскание доходов, полученных субъектами хозяйствования, государственная регистрация которых признана недействительной в результате предоставления заведомо ложных сведений, осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.
Определившись с местом нахождения, необходимо выбрать основной вид деятельности предприятия. Достаточно указать в заявлении на государственную регистрацию лишь один, основной вид деятельности. Этот вид деятельности представляет собой 5-значный код из Классификатора «Виды экономической деятельности». Виды деятельности, на занятие которыми необходимо получить специальное разрешение (лицензию), также не обязательно указывать в учредительных документах создаваемой компании.
Далее подготавливаются учредительные документы, решение (протоколы) о создании юридического лица.
До подачи документов для государственной регистрации фирмы в полном объеме формируется уставный фонд (исключение: уставный фонд компаний со статусом организаций с иностранными инвестициями может формироваться в течение двух лет с даты государственной регистрации).
Вкладом в уставный фонд могут быть:
- деньги;
- вещи;
- ценные бумаги;
- имущественные права;
- иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку.
Наиболее распространенный способ формирования уставного фонда – деньгами. В этом случае в банке открывается временный счет для формирования уставного фонда, на который в полном объеме вносится вклад в уставный фонд создаваемого юридического лица.
В случае формирования уставного фонда имуществом учредителям необходимо сделать экспертизу достоверности оценки имущества, вносимого ими в качестве вклада в уставный фонд создаваемого юридического лица.
Нотариальное заверение учредительных документов в соответствии с законодательством не требуется, однако заверить документы у нотариуса можно по своему желанию.
Регистрация фирмы. После выполнения вышеуказанных действий можно обращаться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрацией фирмы. Для этого предоставляются:
- заявление;
- устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования;
- электронная копия устава (учредительного договора);
- для учредителей, являющихся иностранными организациями –легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
- для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами - копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика также удостоверяется нотариально);
- оригинал либо копия (с предоставлением оригинала) платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
1) ставит на уставе (учредительном договоре), штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему, и вносит в Единый государственный регистр (ЕГР) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица, свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
2) представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Юридическое лицо считается зарегистрированным с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Свидетельство о государственной регистрации выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации. В течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регистрирующий орган выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».
Пострегистрационные действия. До получения документов о постановке на учет из регистрирующего органа учредители могут назначить руководителя. Любой из учредителей либо руководитель на основании устава (учредительного договора) со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, может обратиться за изготовлением печатей (штампов) в организацию-изготовитель. Получения каких-либо специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.
После изготовления печати можно обращаться в банк для открытия счетов. Для открытия счетов юридические лица представляют в банк следующие документы:
- заявление на открытие счета (оформляется на месте);
- копию (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации;
- карточку с образцами подписей должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати (оформляется на месте).
Расходы в процессе регистрации фирмы следующие:
стоимость печати;
Ликвидация предприятия в Республике Беларусь.
Предприятие может быть ликвидировано по решению:
- учредителей (участников) либо уполномоченного ими органа;
- хозяйственного суда;
- регистрирующего органа.
Ликвидация предприятия, в уставном фонде которого имеются акции (доли) иностранных юридических или физических лиц, осуществляется по решению учредителей (участников), собственника имущества или уполномоченного ими органа либо в судебном порядке.
Процесс ликвидации предприятия включает в себя следующие этапы:
1 Подготовка документов, необходимых в процессе ликвидации предприятия.
2 Размещение публикации о ликвидации.
3 Подача сведений в регистрирующий орган о том, что организация находится в стадии ликвидации.
4 Проведение ликвидационных проверок налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения и страховой компанией Белгосстрах. На этом этапе понадобится участие лица, которое при необходимости может дать проверяющим пояснения относительно содержания представленных для проверки документов. Как правило, таким лицом является главный бухгалтер.
5 Получение справок для закрытия счетов в банке.
6 Закрытие счетов в банке.
7 Обработка документов для сдачи в архив, сдача документов в архив.
8 Подача документов в регистрирующий орган для исключения организации из ЕГР.
9 Принятие решения регистрирующим органом об исключении организации из ЕГР (ликвидации фирмы) и получение соответствующей выписки из решения.
Перечень документов и сведений необходимых для предприятия:
Документы:
- учредительные документы (устав, учредительный договор (при наличии), включая все редакции и изменения/дополнения);
- свидетельство о государственной регистрации;
- чековые книжки (только с неиспользованными чеками);
- удостоверение руководителя (при наличии);
- лицензии;
- свидетельство о регистрации акций (для акционерных обществ).
Копии:
- извещение о присвоении УНП (копия);
- извещение страхователю, выданное Фондом соцзащиты (копия);
- страховое свидетельство Белгосстрах (копия);
- копии паспортов учредителей.
В процессе ликвидации также потребуются:
1) приказы по личному составу, штатное расписание (о приеме на работу, об увольнении) – предоставляются при обращении в архив (при завершении процедуры ликвидации);
2) бухгалтерские документы (предоставляются по требованию налоговой инспекции и Фонда соцзащиты при проведении проверок);
3) печати и штампы.
Сведения:
- о кандидатуре ликвидатора (копия паспорта, телефон);
- о руководителе (копия паспорта, телефон);
- о главном бухгалтере (Ф.И.О., телефон);
- о налоговом инспекторе (Ф.И.О., телефон);
- об инспекторе в Фонде социальной защиты населения (Ф.И.О., телефон);
- о банках, в которых открыты счета, а также номера открытых счетов и их типы.
Процесс ликвидации – несколько длительная процедура и, как правило, даже с юридической помощью занимает 2-3 месяца. В любом случае срок ликвидации не может быть менее 2 месяцев со дня публикации о ликвидации в газете «Рэспублiка», т.к. в течение этого срока ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязан принимать требования кредиторов.
Результатом всех действий является предоставление в регистрирующий орган пакета документов, на основании которых он принимает решение об исключении субъекта хозяйствования из ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а именно:
1) печати и штампы организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;
2) ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
3) подлинник свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.
Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня вынесения решения о ликвидации субъекта хозяйствования представляет в Министерство юстиции сведения для включения их в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Министерство юстиции вносит запись об исключении субъектов хозяйствования из ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Коммерческая организация считается ликвидированной с даты внесения записи о ликвидации (прекращении деятельности) в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [12, С. 46-52].
Коммерческие организации имеют своей целью получение прибыли. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческие организации не имеют своей целью получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. К ним относятся различные общественные или религиозные объединения, благотворительные фонды, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и другие организации. Некоммерческие организации также могут вести предпринимательскую деятельность. Прибыль, полученная такими организациями, не распределяется между ее участниками и учредителями, а используется для их уставных целей.