Предприятие как объект планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 20:01, реферат

Описание работы

Невозможно создать организационно-экономический механизм управления в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования, которая способна устранить указанные недостатки. Построение такой системы сложный и долгий процесс, который потребует трудовых ресурсов, навыков и умений от менеджеров, которым придется решить ряд сложных организационных и технических проблем.

Содержание работы

Введение 2
1. Роль и место планирования 4
2. Планирование как наука, вид деятельности и искусство 7
3. Сущность и структура объектов планирования на предприятии 10
Заключение. 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Предприятие как объект планирования.docx

— 136.16 Кб (Скачать файл)

Предприятие как  объект планирования

Содержание

Введение 2

1. Роль и место планирования 4

2. Планирование  как наука, вид деятельности  и искусство 7

3. Сущность  и структура объектов планирования  на предприятии 10

Заключение. 17

Список  литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Если проанализировать экономические  реформы, то можно заметить, что эффективность  работы предприятия зависит от состояния  внутрифирменного планирования. Методологии и методики планирования, которые сложились на предприятиях, основываются на концепции централизованного народно-хозяйственного планирования и не в полной мере соответствует хозяйственному рыночному механизму.

В свое время предприятия необоснованно отказались от перспективного планирования, хотя опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, в отличии от организаций, свою деятельность не планирующих. В организациях, где используется планирование, заметно увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности. На данный момент на многих действующих предприятиях принимаемые плановые решения охватывают период не более года. В основном планы разрабатываются на квартал, который в свою очередь разбивается по заданиям по месяцам. Данные планы имеют фрагментарный характер, не включают необходимых показателей, что не может привести к целостности и комплексности планирования. Разделы текущих планов разрабатываются исходя из различных информационных баз, что приводит к рассогласованности плановых заданий. Директивные составляемые планы не содержат механизма корректировки на период их реализации, а также не выполняются, что приносит определенный момент дезорганизацию в работе структурных подразделений и как следствие влияет на ответственность и за конечные результаты деятельности предприятия.

Невозможно создать организационно-экономический механизм управления в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования, которая способна устранить указанные недостатки. Построение такой системы сложный и долгий процесс, который потребует трудовых ресурсов, навыков и умений от менеджеров, которым придется решить ряд сложных организационных  и технических проблем.

Помимо этого внутрифирменное планирование всегда ориентируется на прошлые данные, но стремится определить развитие в перспективе. Следовательно, надежность планирования еще зависит от фактических показателей прошлого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль и  место планирования

До момента осуществления какой-либо деятельности необходимо ответь на ряд  вопросов: что, когда и как должно быть все сделано. Следовательно, основной  стадией управления деятельности является процесс постановки цели и разработки способов выполнения поставленной цели. К стадии постановки цели относится  предвидение, прогнозирование, планирование. Конечным результатом является построение модели хода производственного процесса [1].

Процесс управления состоит  из многих функций: планирование и прогнозирование, организация, координация, учет, контроль и анализ[2].

Функции управления направлены на достижение целей управления. 
Функции управления объективны и являются формами реализации управленческих отношений, через которые, в свою очередь, реализуются требования экономических законов развития производства.

Прогнозирование предшествует планированию. Основной задачей прогнозирования является предвидение развития производства, а также поиск возможностей, которые могут обеспечить развитие производства в оптимальном режиме. Прогнозирование можно рассматривать как подфункцию планирования.

Организация направлена на создание или развитие структуры. В зависимости от объекта различают организацию: - производства   - труда - управления.

Координация необходима для обеспечения  согласованности действий работников. Цель координации - устранить дублирование и параллелизм  в работе.

Основная функция регулирования - сохранение режима функционирования хозяйственной системы. Из-за различных причин производство может отклоняться от заданных параметров. В таком случае с помощью регулирования устраняются отклонения, и обеспечивается нормальное протекание производственных процессов.

Функция учета необходима для сбора информации о состоянии хозяйственной системы. Учет фактически является базой для комплексного изучения производственной и хозяйственной деятельности для контроля и повышения эффективности.

Контроль - средство для осуществления обратных связей в системе управления. 
С помощью контроля проверяется исполнение плановых решений, а также оцениваются их последствия.

Активизация необходима для интенсификации трудовой и общественной деятельности работников, с помощью повышения творческого потенциала личности коллектива. Активизация достигается с помощью применения методов морального и материального стимулирования. В основе материального стимулирования лежат материальные, а в основе морального – социальные потребности личности (в общении, уважении, признании заслуг и т.д.)

Вышеперечисленные функции носят название общих. Помимо них выделяют определенные функции, которые могут учитывать влияние на них объекта управления [2].

Процесс планирования проходит в четыре этапа:

1. Постановка общих целей;

2. Определение конкретных целей на определенный период;

3. Нахождение путей и средств достижения поставленных целей;

4. Контроль за достижением поставленных целей через сравнение плановых и фактический показателей.

С точки зрения формализации планирование является алгоритмизированным процессом подготовки решений, что диаметрально противоположно спонтанному принятию управленческих решений.

Говоря о противоположности планирования, имеется ввиду импровизация, в этом случае решения принимаются исходя из сложившийся ситуации или опыта.

При этом отсутствует четкий алгоритм принятия импровизированных решений. Однако для эффективного планирования одной интуиции недостаточно. В практике управления предприятием невозможно спланировать все случаи принятия решения из-за  двух факторов:

- несоизмеримость результатов реализации плана и затрат на планирование;

- для разработки плана нет объективной и достаточной информации.

В таких случаях необходима импровизация.

Процесс планирования имеет ряд специфических черт [3]:

1. планирование имеет социально – экономическую и организационно – техническую сторону.

2. как элемент управления планирование носит информационный характер.

Информационный цикл планирования представлен на Рисунке 1.

 

Рисунок 1. Информационный цикл планирования

3. планирование - один из важнейших организационных факторов интенсификации производства.

Для создание системы планирования необходимы большие вложения, но эффект превышает эти затраты. Следовательно говорить о внутрифирменном планировании как о сферы непроизводительных затрат – большая ошибка.

2. Планирование как наука, вид  деятельности и искусство

Планирование в качестве самостоятельной отрасли является наукой, специализированным видом управленческой деятельности (профессией) и искусством.

Значение понятия «наука» включает:

• получение нового знания ;

• результат деятельности или совокупность научных знаний.

Науки необходима для описание, объяснение и предсказание процессов и явлений.

Планирование как наука  является совокупностью систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем [4].

Факторы, которые повлияли на увеличение роли науки планирования:

• увеличение числа управленческих кадров привело к усилению требований к уровню организации работы;

• увеличение общественного производства и усложнение хозяйственных связей нуждаются в улучшении координации процессов производства;

• рост и усложнение международных связей;

• переход к рыночным отношениям;

• развитие научно-технического прогресса;

• морально-политические аспекты

Планирование имеет свой предмет, объект и методы исследований. Предмет определяет чем занимается наука. В качестве предмета выступают отношения между участниками производственного процесса.

Данные отношения проявляются:

• в кооперации труда;

• производственно-хозяйственных  процессах.

Процессы планирования изучаются в двух разрезах:

• относительно первичных звеньев;

• относительно производства в масштабах страны.

Планирование имеет собственные  методы исследований. В состав методов  планирования входят:

1. Исторический подход. Он подразумевает, что процессы планирования необходимо рассматривать в тесной связи с конкретным историческим периодом той или иной страны.

2. Системный подход. Он позволяет исследовать количественные и качественные параметры протекания в сложных социально-экономических системах. Благодаря этому создается возможность найти закономерности и связи подсистем. Данный подход дает не только качественные, но и количественные оценки.

3. Комплексный подход. Предполагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости, но при этом комплексный подход более широкое понятие, чем системный.

Комплексный подход предусматривает:

• совмещенное использование методов исследований нескольких наук;

• рассмотрение по уровням совокупностей целей планирования;

• рассмотрение с точки зрения временных интервалов различных проблем планирования и т.д.

4. Эксперимент. Является методом поиска или уточнения взаимосвязи социальных и экономических явлений опытным путем.

Преимущества эксперимента:

• можно вызвать изучаемое явление, не ожидая его естественного появления;

• возможность повторения опыта и накопления данных.

Недостатки эксперимента:

• сложность создания искусственных  условий, которые можно сопоставить с естественными;

• ограниченны возможности воздействия на исследуемые объекты;

5. Моделирование. Суть моделирования - создание аналога планируемого процесса, в котором имеются его важные свойства и опущены второстепенные черты.

Моделирование применяется в следующих случаях:

• необходимо разработать  проект системы, не строя ее в реальной жизни;

• необходимо совершенствовать имеющуюся систему, а эксперимент  на реальной системе невозможен;

• эксперимент на реальной системе связан с ее разрушением.

6. Методы специальных  исследований. В планировании существуют процессы, которые поддаются или не поддаются количественному измерению. Для оценка явлений, которые не поддаются количественной оценке, необходимо провести социологические исследования: анкетирование и интервьюирование, и пр.

Задачи теории планирования [5]:

• исследовать и объяснить механизм возникающих в производстве отношений;

• найти пути и способы максимально эффективного решения поставленных задач;

• разрабатывать пути комплексного применения методов воздействия.

Разделы теории планирования включают следующее:

• методологические основы;

• учение о системе планирования;

• учение о механизме  и методах планирования как о  совокупности средств и рычагов воздействия;

• учение о процессе планирования;

• учение о качестве и  эффективности планирования.

Задача науки планирования - путем теоретического анализа вскрыть сущность, определить направления развития, возможности наилучшего использования для повышения эффективности производства.

Помимо того, что планирование является наукой, оно является также искусством. Деятельность специалистов, занимающихся решением проблем планирования, имеет свои особенности, которые вытекают из творческого характера их труда. Процесс принятия плановых решений сопряжен с:

  1. обработкой больших объемов управленческой информации;
  2. решением проблем достоверности и неопределенности информации;
  3. необходимостью организации коллективного труда и поиском групповых критериев предпочтений при формировании и оценке альтернативных вариантов решений.

Информация о работе Предприятие как объект планирования