Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 20:01, реферат
Невозможно создать организационно-экономический механизм управления в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования, которая способна устранить указанные недостатки. Построение такой системы сложный и долгий процесс, который потребует трудовых ресурсов, навыков и умений от менеджеров, которым придется решить ряд сложных организационных и технических проблем.
Введение 2
1. Роль и место планирования 4
2. Планирование как наука, вид деятельности и искусство 7
3. Сущность и структура объектов планирования на предприятии 10
Заключение. 17
Список литературы 18
Разработка планов происходит в условиях острой нехватки времени и прочих ресурсов. Порой приходится согласовывать противоречивые интересы различных предприятий, организаций, должностных лиц. Плановая работа связана с большим нервным напряжением, физическими и эмоциональными нагрузками, риском. Реализовать эти требования могут руководители, которые обладают нужными знаниями и опытом практической работы.
Объектом планирования на предприятии является его деятельность. Под деятельностью понимается выполнение предприятием своих функций. Основными видами деятельности предприятия являются следующие [4].
1. Хозяйственная деятельность.
Хозяйственная деятельность направлена на получение прибыли для удовлетворения интересов собственника. Это возможно только на основе производства и реализации необходимой обществу продукции и оказания услуг. Основным видом хозяйственной деятельности является производственная. В результате производственной деятельности ресурсы превращаются в продукцию.
Хозяйственная деятельность включает следующие стадии (рис. 2):
• исследования и разработки. На данной стадии появляются идеи по созданию или улучшению новых и существующих изделий, производственных процессов;
• производство. В результате этого этапа происходит превращение ресурсов и идей в конечную продукцию;
• маркетинг. Данный этап помогает спрогнозировать спрос и объемы будущих заказов на продукцию;
• формирование и использование ресурсов;
• продвижение товара..
Для непрерывного процесса производства и реализации необходимо согласовать между собой все стадии процесса производства, как во времени, так и в пространстве.
Рисунок 2. Хозяйственные процессы на предприятии
2. Социальная деятельность.
Обеспечивает условия для воспроизводства и реализации работника а также его интересов: оплаты труда, обеспечение безопасных условий труда и пр.
Наиболее важной составляющей является подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.
3.Экологическая деятельность.
Во время осуществления производственно-хозяйственной деятельности, предприятие может наносить вред окружающей среде. Экологическая деятельность направлена на уменьшение и возмещение отрицательного воздействия на окружающую среду.
Планирование охватывает все виды деятельности предприятия. Формы и виды планов зависят от определенных объектов планирования.
Производственный процесс - это процесс функционирования сложной системы "человек-машина". В автоматизированном производстве роль машины велика, в ручном, наоборот, возрастает роль человека. Человек или работник является непременным и непосредственным участником производственного процесса.
Во время процесса производства возникают различные отношения:
Отношения усложняются участниками производственного процесса из-за определенных различий, таких как пол, возраст, характер, пр.
Существуют два типа процессов: технические и управленческие. В технических процессах предметом и продуктом труда являются материально-вещественные элементы: материалы, заготовки, детали, сборочные единицы, готовые изделия. Эти производственные процессы можно назвать материальными. Все материальные процессы делятся на две группы:
В управленческих процессах предметом и продуктом труда является информация: планы, отчеты, нормативы, управленческие регламенты и т.п. Эти процессы можно назвать информационными.
Составные части производственного процесса взаимосвязаны между собой хронологически (результаты предшествующего процесса служат началом последующего) и иерархически (процессы высшего уровня ставят определенные ограничения процессам более низкого уровня).
Как объект планирования производственный процесс, представляет совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих процессов. Основными являются процессы по изготовлению продукции. Множество основных производственных процессов образует основное производство.
Вспомогательные производственные процессы - процессы, связанные с изготовлением продукции, которая потребляется на предприятии в основном производстве: технологические оснастки, штампы, модели и пр. Множество вспомогательных процессов образует вспомогательное производство: инструментальное; ремонтное; энергетическое и т.п.
Основные и вспомогательные процессы делятся на простые и сложные:
Основной элемент простого процесса - операция. Операции могут выполняться с участием человека (трудовые операции) и без его участия (естественные операции).
Обслуживающие процессы включают производственные услуги основному производству: транспортные услуги, складирование и хранение материалов и др.
Структуру производственного процесса составляют основные, вспомогательные и обслуживающие процессы.
Важным объектом планирования является процесс управления. Процесс управления — это составная часть производственного процесса, один из его локальных процессов [5].
Процесс управления производством представляет собой совокупность активных технических, экономических, организационных и социально-психологических информационных процессов. Несмотря на внешние различия, их объединяет одна общая цель — обеспечение нормального функционирования материальных производственных процессов. Выполнение этой цели осуществляется воздействием на материальные производственные процессы путем постановки целей (технических, экономических, социальных) и разработки способов их достижения, наделения необходимыми ресурсами, а также путем контроля за выполнением целей и расходованием ресурсов. Взаимодействие между управляющими (информационными) и материальными производственными процессами, а также внутри самих информационных процессов осуществляется посредством функций управления, важнейшей из которых является планирование.
Процесс управления предполагает определенную последовательность действий, их протяженность во времени и в пространстве. В простейшем виде процесс управления представляет собой деятельность руководителя в подчиненном ему коллективе, однако по мере увеличения масштабов производства возрастает, усложняется и объем управленческой деятельности. Он разветвляется по уровням и звеньям, становится не только процессом воздействия-системы управления на производство, но и процессом воздействия на отдельные части системы управления, т.е. процессом взаимодействия отдельных компонентов системы управления между собой. Следовательно, функция планирования реализуется не только в отношении производственного процесса, но и в отношении процесса управления.
Технологически планирование
процесса управления основано на разделении
труда между работниками
• функциональным (по функциям управления или видам управленческих работ);
• профессиональным (по специальностям внутри каждой функции управления);
• квалификационным (по уровню сложности работ);
• технологическим (по видам выполняемых функций, процедур и операций).
Функциональные процессы по признаку их воздействия делятся на следующие компоненты:
• все сферы деятельности предприятия;
• отдельные стадии производственного процесса;
• отдельные факторы производства.
С целью рациональной организации управления функциональными процессами они объединяются в так называемые функциональные блоки. Примерный перечень функциональных блоков промышленного предприятия включает следующее:
• общее руководство;
• линейное и оперативное руководство производством;
• техническое руководство;
• управление экономической деятельностью;
• управление материальными ресурсами;
• управление персоналом и социальным развитием;
• управление капитальным строительством;
• программно-целевое управление.
Заключение.
Исходя из представленной информации,
планирование является важной функцией
управления предприятием.
В целом, планирование подразумевает создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, которые касаются всех отделов, подотделов и подразделений организации. Данные системы планов определяют:
Процесс внутрифирменного планирования включает: