Предприятие как объект планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 20:01, реферат

Описание работы

Невозможно создать организационно-экономический механизм управления в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования, которая способна устранить указанные недостатки. Построение такой системы сложный и долгий процесс, который потребует трудовых ресурсов, навыков и умений от менеджеров, которым придется решить ряд сложных организационных и технических проблем.

Содержание работы

Введение 2
1. Роль и место планирования 4
2. Планирование как наука, вид деятельности и искусство 7
3. Сущность и структура объектов планирования на предприятии 10
Заключение. 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Предприятие как объект планирования.docx

— 136.16 Кб (Скачать файл)

Разработка планов происходит в условиях острой нехватки времени и прочих ресурсов. Порой приходится согласовывать противоречивые интересы различных предприятий, организаций, должностных лиц. Плановая работа связана с большим нервным напряжением, физическими и эмоциональными нагрузками, риском. Реализовать эти требования могут руководители, которые обладают нужными знаниями и опытом практической работы.

3. Сущность и структура объектов  планирования на предприятии

Объектом планирования на предприятии является его деятельность. Под деятельностью понимается выполнение предприятием своих функций. Основными видами деятельности предприятия являются следующие [4].

1. Хозяйственная деятельность.

Хозяйственная деятельность направлена на получение прибыли для удовлетворения интересов собственника. Это возможно только на основе производства и реализации необходимой обществу продукции и оказания услуг. Основным видом хозяйственной деятельности является производственная. В результате производственной деятельности ресурсы превращаются в продукцию.

 Хозяйственная деятельность  включает следующие стадии (рис. 2):

• исследования и разработки. На данной стадии появляются идеи по созданию или улучшению новых и существующих изделий, производственных процессов;

• производство. В результате этого этапа происходит превращение ресурсов и идей в конечную продукцию;

• маркетинг. Данный этап помогает спрогнозировать спрос и объемы будущих заказов на продукцию;

 • формирование и  использование ресурсов;

• продвижение товара..

Для непрерывного процесса производства и реализации необходимо согласовать между собой все стадии процесса производства, как во времени, так и в пространстве.

 

Рисунок 2. Хозяйственные  процессы на предприятии

2. Социальная деятельность.

Обеспечивает условия для воспроизводства и реализации работника а также его интересов: оплаты труда, обеспечение безопасных условий труда и пр.

Наиболее важной составляющей является подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.

3.Экологическая деятельность.

Во время осуществления производственно-хозяйственной деятельности, предприятие может наносить вред окружающей среде. Экологическая деятельность направлена на уменьшение и возмещение отрицательного воздействия на окружающую среду.

Планирование охватывает все виды деятельности предприятия. Формы  и виды планов зависят от определенных объектов планирования.

Производственный процесс - это процесс функционирования сложной системы "человек-машина". В автоматизированном производстве роль машины велика, в ручном, наоборот, возрастает роль человека. Человек или работник является непременным и непосредственным участником производственного процесса.

Во время процесса производства возникают различные отношения:

    • экономические;
    • политические;
    • социальные;
    • организационные;
    • управленческие и т.п.

 Отношения усложняются  участниками производственного  процесса из-за определенных различий, таких как пол, возраст, характер, пр.

Существуют два типа процессов: технические и управленческие. В технических процессах предметом и продуктом труда являются материально-вещественные элементы: материалы, заготовки, детали, сборочные единицы, готовые изделия. Эти производственные процессы можно назвать материальными. Все материальные процессы делятся на две группы:

    1. Создает готовые изделия (основными производственными процессами).
    2. Создает материальные условия для осуществления первой группы процессов (вспомогательные и обслуживающие производственные процессы).

В управленческих процессах  предметом и продуктом труда является информация: планы, отчеты, нормативы, управленческие регламенты и т.п. Эти процессы можно назвать информационными.

Составные части производственного  процесса взаимосвязаны между собой хронологически (результаты предшествующего процесса служат началом последующего) и иерархически (процессы высшего уровня ставят определенные ограничения процессам более низкого уровня).

Как объект планирования производственный процесс, представляет совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих процессов. Основными являются процессы по изготовлению продукции. Множество основных производственных процессов образует основное производство.

Вспомогательные производственные процессы - процессы, связанные с изготовлением продукции, которая потребляется на предприятии в основном производстве: технологические оснастки, штампы, модели и пр. Множество вспомогательных процессов образует вспомогательное производство: инструментальное; ремонтное; энергетическое и т.п.

Основные и вспомогательные процессы делятся на простые и сложные:

    • Простые - процессы изготовления несложных предметов труда и отдельно взятые сборочные процессы
    • Сложный процесс - совокупность простых процессов скоординированных во времени и по месту выполнения.

Основной элемент простого процесса - операция. Операции могут выполняться с участием человека (трудовые операции) и без его участия (естественные операции).

Обслуживающие процессы включают производственные услуги основному производству: транспортные услуги, складирование и хранение материалов и др.

Структуру производственного процесса составляют основные, вспомогательные и обслуживающие процессы.

Важным объектом планирования является процесс управления. Процесс управления — это составная часть производственного процесса, один из его локальных процессов [5].

Процесс управления производством  представляет собой совокупность активных технических, экономических, организационных и социально-психологических информационных процессов. Несмотря на внешние различия, их объединяет одна общая цель — обеспечение нормального функционирования материальных производственных процессов. Выполнение этой цели осуществляется воздействием на материальные производственные процессы путем постановки целей (технических, экономических, социальных) и разработки способов их достижения, наделения необходимыми ресурсами, а также путем контроля за выполнением целей и расходованием ресурсов. Взаимодействие между управляющими (информационными) и материальными производственными процессами, а также внутри самих информационных процессов осуществляется посредством функций управления, важнейшей из которых является планирование.

Процесс управления предполагает определенную последовательность действий, их протяженность во времени и в пространстве. В простейшем виде процесс управления представляет собой деятельность руководителя в подчиненном ему коллективе, однако по мере увеличения масштабов производства возрастает, усложняется и объем управленческой деятельности. Он разветвляется по уровням и звеньям, становится не только процессом воздействия-системы управления на производство, но и процессом воздействия на отдельные части системы управления, т.е. процессом взаимодействия отдельных компонентов системы управления между собой. Следовательно, функция планирования реализуется не только в отношении производственного процесса, но и в отношении процесса управления.

Технологически планирование процесса управления основано на разделении труда между работниками аппарата управления, которое может быть:

• функциональным (по функциям управления или видам управленческих работ);

• профессиональным (по специальностям внутри каждой функции управления);

• квалификационным (по уровню сложности работ);

• технологическим (по видам  выполняемых функций, процедур и операций).

Функциональные процессы по признаку их воздействия делятся на следующие компоненты:

• все сферы деятельности предприятия;

• отдельные стадии производственного  процесса;

• отдельные факторы производства.

С целью рациональной организации  управления функциональными процессами они объединяются в так называемые функциональные блоки. Примерный перечень функциональных блоков промышленного предприятия включает следующее:

• общее руководство;

• линейное и оперативное  руководство производством;

• техническое руководство;

• управление экономической  деятельностью;

• управление материальными  ресурсами;         

• управление персоналом и  социальным развитием;

• управление капитальным  строительством;

• программно-целевое управление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 
Исходя из представленной информации, планирование является важной  функцией управления предприятием. 

В целом, планирование подразумевает создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, которые касаются всех отделов, подотделов и подразделений организации. Данные системы планов определяют:

    • стратегию, тактику предприятия;
    • прогноз развития внешнего окружения;
    • цели функционирования предприятия;
    • другие факторы.

Процесс внутрифирменного планирования включает:

    • формирование общих целей развития предприятия; 
    • определение конкретных целей и задач предприятия и его отдельных подразделений на определенный период перспективы; 
    • установление путей и средств их достижения; 
    • обоснование потребности в производственных ресурсах и источников их обеспечения; 
    • контроль за достижением поставленных целей и задач посредством сопоставления плановых показателей с фактическими. 

 

 

 

Список  литературы

  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2000 г., 248 с.
  2. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. М.: инф. – изд. дом «Филинъ», 2001г.
  3. Ильин А.И. Планирование на предприятии. 4-ое издание. Мн.: Новое 1знание, 2003 г.
  4. Ильин А.И. Управление предприятием Мн.: Высшая школа, 2000 г. 275с.
  5. Черныш Е.А., Молчанова и др. Прогнозирование и планирование. М., 2001г.

 

 

 

 


Информация о работе Предприятие как объект планирования