Предприятие как объект рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 05:28, контрольная работа

Описание работы

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Характеристика предприятия предполагает определение его основных признаков, делающих его самостоятельным субъектом рыночных отношений:
- организационное единство подразумевает наличие на предприятии определенным образом организованного коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления;

Содержание работы

Введение
1.Предприятие – центральное звено рыночной экономики………………....4
1.1. Типы предприятий………………………………………………………....6
1.2 . Организация производственного процесса на предприятии………….12
1.3 Типы и виды производственной структуры……………………………..15
1.4 Внешняя и внутренняя среда предприятия………………………………20
Заключение……………………………………………………………………..24
Библиографический список…………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Экономика.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Внешняя и внутренняя среда предприятия

 

Любое предприятие находится  и функционирует в определенной среде, и каждое его действие возможно только в том случае, если среда допускает его. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания, так как внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых для формирования и поддержания производственного потенциала. Факторы внешней среды являются неконтролируемыми со стороны предприятия и его служб. Под влиянием событий, происходящих вне предприятия, во внешней среде, руководителям приходится изменять внутреннюю организационную структуру, приспосабливая ее под изменившиеся условия.

Внешняя среда предприятия  – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают  существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся  на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение).

К факторам прямого воздействия  относят факторы, которые оказывают  непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).

В условиях переходной экономики  России именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке.

Основные функции государства:

- создание правовой  основы жизнедеятельности страны, в том числе разработка, принятие  и организация выполнения хозяйственного  законодательства;

- обеспечение правопорядка  в стране и ее национальной безопасности;

- стабилизация экономики  (в первую очередь снижение  уровня безработицы и инфляции);

- обеспечение социальной  защиты и социальных гарантий;

- защита конкуренции.

Факторы косвенного воздействия  не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии.

К наиболее значимым факторам косвенного воздействия относятся:

- политические факторы  – основные направления государственной  политики и методы ее реализации, возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе, заключаемые правительством международные соглашения в области тарифов и торговли и т. д.;

- экономические факторы  – темпы инфляции или дефляции, уровень занятости трудовых ресурсов, международный платежный баланс, процентные и налоговые ставки, величина и динамика внутреннего валового продукта, производительность труда и т. д. Эти параметры оказывают на различные предприятия неодинаковое влияние: что одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность. Например, стабилизация закупочных цен на продукцию сельского хозяйства для ее производителей рассматривается как угроза, а для перерабатывающих предприятий – как выгода;

- социальные факторы  внешней среды – отношение населения к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования и т. п.;

- технологические факторы,  анализ которых позволяет предвидеть  возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Анализ внешней среды  предприятия затрудняется тем, что  основными характеристиками внешней среды являются ее неопределенность, сложность, подвижность, а также взаимосвязанность ее факторов. Окружение современных предприятий изменяется с нарастающей скоростью, что предъявляет все более возрастающие требования к анализу внешней среды и выработке такой стратегии, которая в максимальной степени учитывала бы все возможности и угрозы внешней среды.

Внутренняя среда предприятия  определяет технические и организационные  условия работы предприятия и  является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия служит выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как, чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Внутренняя среда организаций  включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру.

Значение анализа внутренней среды объясняется следующими обстоятельствами:

- информация о внутренней  среде необходима для того, чтобы  определить внутренние возможности,  потенциал, на который предприятие  может рассчитывать в конкурентной  борьбе для достижения поставленных  целей;

- анализ внутренней  среды позволяет лучше уяснить цели и задачи организации.

Основными элементами внутренней среды предприятия являются:

- производство (в зарубежной  экономической литературе – управление  операциями): объем, структура, темпы  производства; номенклатура продукции;  обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т. д.;

- персонал: структура,  квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;

- организация управления: организационная структура, методы  управления, уровень менеджмента,  квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия;

- маркетинг, охватывающий  все процессы, связанные с планированием  производства и реализацией продукции,  в том числе: производимые товары, доля рынка, каналы распределения  и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

- финансы – своего  рода зеркало, в котором отражается  вся производственно-хозяйственная  деятельность предприятия. Финансовый  анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне;

- культура и имидж  предприятия – слабоформализуемые  факторы, которые создают образ  предприятия; высокий имидж предприятия  позволяет привлечь работников  высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В условиях рыночной системы  хозяйствования предприятие выступает  ее основным звеном. Именно оно определяет деловую активность национального  хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ.

Складывающаяся в России рыночная система хозяйствования обусловливает  необходимость переосмысления форм и методов ведения экономики  предприятия. Очевидно, что они должны быть иными, чем ранее: многообразными по форме, быстро адаптирующимися к меняющейся обстановке и предполагающими предпринимательское поведение во взаимодействии одновременно со многими субъектами рыночной экономики.

У предприятий постоянно возникают вопросы, требующие решения: как должна работать экономика предприятия; от чего зависит эффективность ее ведения; как работать с поставщиками и потребителями; в каких случаях необходима ориентация на оптовую торговлю и в каких - на розничную; как стимулировать высокопроизводительный труд; какие факторы определяют успех в конкурентной борьбе и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Алексеенко Н.А., Гурова  И.Н. Экономика промышленного  предприятия. - М.: Издательство Гревцова, 2009 г. - 264 с.

2. Большухина, И.С. Экономика  предприятия : учебное пособие  / И.С. Большухина; под общ. ред.  В.В. Кузнецова. - Ульяновск : УлГТУ, 2007. - 118 с.

3. Волков О.И., Скляренко  В.К. Экономика предприятия: Курс  лекций. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 280 с.

4. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. -- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 2005. - 132 с.

5. Кочетков, А.И. Экономика  предприятия. Учебное пособие. - М.: Копмлекс - Т, - 2005. - 451 с.

6. Магомедов М.Д., Куломзина  Е.Ю., Чайкина И.И. Экономика организации. - М.: : Дашков и Ко, 2010 г. - 276 с.

7. Мухина И.А. Экономика  организации. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2010 г. - 320 с.

8. Титов В.И. Экономика  предприятия : учебник /В.И. Титов. -- М. : Эксмо, 2008. -- 416 с.

9. Самойлович В.Г., Телушкина Е.К. Экономика предприятия. Серия: Высшее профессиональное образование. - СПб.: Академия, 2009 г. - 224 с.

 

 




Информация о работе Предприятие как объект рыночной экономики