Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 05:28, контрольная работа
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Характеристика предприятия предполагает определение его основных признаков, делающих его самостоятельным субъектом рыночных отношений:
- организационное единство подразумевает наличие на предприятии определенным образом организованного коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления;
Введение
1.Предприятие – центральное звено рыночной экономики………………....4
1.1. Типы предприятий………………………………………………………....6
1.2 . Организация производственного процесса на предприятии………….12
1.3 Типы и виды производственной структуры……………………………..15
1.4 Внешняя и внутренняя среда предприятия………………………………20
Заключение……………………………………………………………………..24
Библиографический список…………………………………………………...25
1.4. Внешняя и внутренняя среда предприятия
Любое предприятие находится и функционирует в определенной среде, и каждое его действие возможно только в том случае, если среда допускает его. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания, так как внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых для формирования и поддержания производственного потенциала. Факторы внешней среды являются неконтролируемыми со стороны предприятия и его служб. Под влиянием событий, происходящих вне предприятия, во внешней среде, руководителям приходится изменять внутреннюю организационную структуру, приспосабливая ее под изменившиеся условия.
Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение).
К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).
В условиях переходной экономики
России именно от государства в значительной
мере зависит эффективность
Основные функции государства:
- создание правовой
основы жизнедеятельности
- обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности;
- стабилизация экономики
(в первую очередь снижение
уровня безработицы и инфляции)
- обеспечение социальной защиты и социальных гарантий;
- защита конкуренции.
Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии.
К наиболее значимым факторам косвенного воздействия относятся:
- политические факторы
– основные направления
- экономические факторы
– темпы инфляции или дефляции,
уровень занятости трудовых
- социальные факторы внешней среды – отношение населения к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования и т. п.;
- технологические факторы,
анализ которых позволяет
Анализ внешней среды предприятия затрудняется тем, что основными характеристиками внешней среды являются ее неопределенность, сложность, подвижность, а также взаимосвязанность ее факторов. Окружение современных предприятий изменяется с нарастающей скоростью, что предъявляет все более возрастающие требования к анализу внешней среды и выработке такой стратегии, которая в максимальной степени учитывала бы все возможности и угрозы внешней среды.
Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия служит выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как, чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.
Внутренняя среда организаций включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру.
Значение анализа внутренней среды объясняется следующими обстоятельствами:
- информация о внутренней
среде необходима для того, чтобы
определить внутренние
- анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели и задачи организации.
Основными элементами внутренней среды предприятия являются:
- производство (в зарубежной
экономической литературе –
- персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;
- организация управления:
организационная структура,
- маркетинг, охватывающий
все процессы, связанные с планированием
производства и реализацией
- финансы – своего
рода зеркало, в котором
- культура и имидж
предприятия –
Заключение
В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие выступает ее основным звеном. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ.
Складывающаяся в России рыночная система хозяйствования обусловливает необходимость переосмысления форм и методов ведения экономики предприятия. Очевидно, что они должны быть иными, чем ранее: многообразными по форме, быстро адаптирующимися к меняющейся обстановке и предполагающими предпринимательское поведение во взаимодействии одновременно со многими субъектами рыночной экономики.
У предприятий постоянно возникают вопросы, требующие решения: как должна работать экономика предприятия; от чего зависит эффективность ее ведения; как работать с поставщиками и потребителями; в каких случаях необходима ориентация на оптовую торговлю и в каких - на розничную; как стимулировать высокопроизводительный труд; какие факторы определяют успех в конкурентной борьбе и т.д.
Библиографический список
1. Алексеенко Н.А., Гурова И.Н. Экономика промышленного предприятия. - М.: Издательство Гревцова, 2009 г. - 264 с.
2. Большухина, И.С. Экономика предприятия : учебное пособие / И.С. Большухина; под общ. ред. В.В. Кузнецова. - Ульяновск : УлГТУ, 2007. - 118 с.
3. Волков О.И., Скляренко
В.К. Экономика предприятия:
4. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. -- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 2005. - 132 с.
5. Кочетков, А.И. Экономика предприятия. Учебное пособие. - М.: Копмлекс - Т, - 2005. - 451 с.
6. Магомедов М.Д., Куломзина Е.Ю., Чайкина И.И. Экономика организации. - М.: : Дашков и Ко, 2010 г. - 276 с.
7. Мухина И.А. Экономика организации. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2010 г. - 320 с.
8. Титов В.И. Экономика предприятия : учебник /В.И. Титов. -- М. : Эксмо, 2008. -- 416 с.
9. Самойлович В.Г., Телушкина Е.К. Экономика предприятия. Серия: Высшее профессиональное образование. - СПб.: Академия, 2009 г. - 224 с.
Информация о работе Предприятие как объект рыночной экономики