Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:54, реферат
Сегодня достаточно ясно обозначились факторы, определяющие необходимость постоянных внутренних изменений для адаптации организации к внешней среде. Такими факторами являются следующие:
• рынок сбыта производимой продукции и вида услуг;
• рынок поставщика или потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
• финансовый рынок;
• рынок труда;
• окружающая природная среда.
Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям.
1. Предприятие как объект
Сегодня достаточно ясно обозначились
факторы, определяющие необходимость
постоянных внутренних изменений для
адаптации организации к
· рынок сбыта производимой продукции и вида услуг;
· рынок поставщика или потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
· финансовый рынок;
· рынок труда;
· окружающая природная среда.
Без учета этих факторов невозможно
планировать стратегию
Организация - это открытая система
взаимодействующих и
Любая организация, вне зависимости от её назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: цели организации, её организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процессов функционирования, система социальных и экономических отношений, организационная культура. Каждая организация имеет свою систему управления, которая также является предметом исследования.
Управление - это процесс распределения и движения указанных выше разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.
Система управления - это совокупность действий, определяющих направление управленческой деятельности.
Отрасль как объект управления
Для начала рассмотрим существовавшую
в России несколько десятилетий
систему директивно-планового
Наиболее характерная черта
директивно-планового
Отраслевые министерства
Основные функции министерств по директивному управлению:
q разработка и доведение до каждого предприятия обязательных к выполнению плановых заданий по выпуску продукции
q установление жестких производственных связей между предприятиями – т.е. прикрепление предприятий-поставщиков к предприятиям-потребителям. Даже сверхплановую продукцию можно было отгрузить только с разрешения министерства
q ограничение (лимитирование) расхода производственных ресурсов (энергии, материалов, оборудования, рабочей силы и т.п.).
Наиболее дефицитные ресурсы именовались «фондируемыми» - на них выдавались «фонды» - упрощенно говоря – карточки на получение, без которых предприятие- производитель не имело права отгрузить свою продукцию другому предприятию..
Как же рассчитывались эти «фонды», как определялось необходимое количество производственных ресурсов ?
Главным инструментом разработки директивного народнохозяйственного плана являлся МОБ производства и распределения продукции.
МЕЖОТРАСЛЕВОЙ БАЛАНС ПРОИЗВОДСТВА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ - экономико-математическая балансовая модель в виде системы линейных уравнений, характеризующих связи между выпуском продукции в одной отрасли (в стоимостном измерении) и затратами, расходованием продукции всех участвующих отраслей, необходимым для обеспечения этого выпуска.
В основе построения МОБ лежит система коэффициентов прямых затрат аij
- это количество продукции
Каждая отрасль в МОБ
и как потребляющая (j)
Обозначим:
Хi – объем производства продукции в отрасли, производящей эту продукции
Хj – объем производства другой продукции в другой отрасли j, потребляющей продукцию отрасли i
Тогда аij Хj - объем потребления продукции i в отрасли j
Тогда Σ аij Хj - объем потребления продукции i во всех других отраслях
Кроме производственного потребления есть конечное, непроизводственное потребление населением, ради которого собственно и «крутиться» все производство.
Yi = bi Ni + ЭИСi,
где bi - норма потребления продукции на 1 человека;
Ni - количество «конечных» потребителей данной продукции.
ЭИСi - экспортно-импортное сальдо (превышение экспорта над импортом)
Получаем систему уравнений
Хi = Σ аij Хj + Уi ,
решая которую находим все Х.
Замечательный инструмент, удостоенный нобелевской премии !
При современном уровне ВТ систему уравнений можно довести до размерности в миллион позиций и рассчитать все до последней галоши и килограмма резины.
Несколько непреодолимых препятствий –
o «конечный» потребитель не всегда соглашался купить то, что ему запланировал чиновник, и возникали «неликвиды», на производство которых ушли ценные и столь тщательно рассчитанные ресурсы
o новые производственные технологии, особенно при долгосрочном пятилетнем планировании, не вписывались в систему старых коэффициентов, в результате на предприятиях тормозился НТП.
По этим и некоторым другим объективным причинам выделенные фонды всем предприятиям «отоваривать» не удавалось,
и при всей внешней стройности системы планирования на основе МОБ в стране был жуткий дефицит всего: материалов, оборудования, даже рабочей силы.
За ресурсы, которые распределяло министерство, шла борьба между предприятиями, шла так сказать, «конкуренция наизнанку» - конкуренция потребителей. Отсюда низкое качество МТР – и так все расхватают; низкая квалификация рабочей силы – работу всегда мог найти самый нерадивый работник.
Фонды на межотраслевые поставки ресурсов (на металл, нефтепродукты, цемент и т.д.) выдавались не самим отраслевым министерством, а Госпланом или Госснабом – самыми главными органами директивного планирования в стране
Чтобы снизить зависимость своей отрасли от деятельности других отраслей, каждое отраслевое министерство стремилось развивать производство ресурсов у себя в отрасли: комплектующие изделия, материалы, инструмент, оборудования для своих профильных отраслевых предприятий.
В качестве характерного примера можно привести авиационную промышленность. В составе Министерства АП имелись:
Q заводы по выпуску ЛА
Q заводы по выпуску двигателей ЛА
Q приборостроительные заводы, в т.ч. радиозаводы
Q электротехнические заводы
Q станкостроительные заводы
Q металлургические заводы (цветная металлургия)
1. Городские земли как объект управления
Земля представляет собой поверхностный слой земной коры, включающий голую материнскую породу, поверхность дна водоемов, почвы и другие элементы. Земля обеспечивает основное пространство и сырьевые ресурсы, необходимые во всех видах производства.
Земельные ресурсы - земли, которые находятся в границах территории государства, за исключением территориального моря.
Земельные отношения - общественные отношения между органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами.
Земельный участок - часть поверхности земли, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю.
Граница земельного участка фиксируется на планах и выносится в натуру. Площадь земельного участка определяется после выноса границы в натуру. Правовой статус земельного участка включает в себя целевое назначение, разрешенное использование и форму законного владения.
Владельцы земельного участка - общее наименование лиц, имеющих право собственности на земельный участок постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды земельного участка.
Землеустройство представляет собой
систему государственных
Мониторинг земель представляет собой
систему наблюдений (съемки, обследования
и изыскания) за состоянием земель,
оценок этих изменений, прогноз и
выработку рекомендаций о предупреждении
и об устранении последствий негативных
процессов, а также систему
Земля проявляет различные функции, которые обуславливают ее взаимосвязь с человеком. Как природный объект, существующий независимо от воли человека, земля выполняет экологическую функцию; как место и условие жизни человека - социальную; как территория государства, пространственный предел государственной власти - политическую; как объект хозяйствования - экономическую функцию.
Имея столь разнообразные и
обширные функции, земля являлась предметом
пристального внимания и изучения на
всем протяжении человеческой истории,
так как именно она является основой
для существования
Поэтому формирование земельных отношений в городах должно строиться на понимании всех концепций, только это позволит создать основу и базовые знания для эффективного управления земельными ресурсами.
Географическая концепция
Конкретные решения о
Сущность юридической
Если физические характеристики и
юридические ограничения в
Существуя как природный объект без воздействия человека, земля как средство производства обладает рядом качеств.
Важнейшей отличительной особенностью земли, позволяющей ей выступать в сельском, лесных и садово-парковых хозяйствах главным средством производства, является плодородие. Плодородие в значительной степени определяет потребительскую стоимость земли, ее полезность и способность в соединении с трудом быть источником получения продукции.
В отличие от других средств производства, которые в процессе использования изнашиваются, уменьшают свои полезные свойства, выходят из хозяйственного оборота, естественная производительная способность земли не уменьшается, а увеличивается при правильном и рациональном использовании.
В то время, как другие средства производства могут быть созданы в необходимых количествах и размерах, поверхность земли не может быть расширена. Выясняя, что же отделяет землю от других материальных предметов, то обнаружим, что основным свойством земли является ее площадь. Пространственная ограниченность земли, как объективное свойство, означает не ограниченность ее производительных сил, а лишь необходимость и возможность использования земли в тех пространственных пределах, которые определены природой. Фиксированное значение земли ограничивает ее предложение, что порождает возникновение земельной ренты.