Предприятие в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:32, реферат

Описание работы

Уход общества от системы плановой экономики и вступление в рыночные отношения коренным образом изменил условия функционирования предприятий. Предприятия, для того чтобы выжить, должны были проявлять инициативу, предприимчивость и бережливость с тем, чтобы повысить эффективность производства.
Именно от того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хоз.управления в стране в виде прирамиды, то ее основанием является предприятие. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления. Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

Предприятие в условиях рынка.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

1.1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Уход общества от системы  плановой экономики и вступление в рыночные отношения коренным образом изменил условия функционирования предприятий. Предприятия, для того чтобы выжить, должны были проявлять инициативу, предприимчивость и бережливость с тем, чтобы повысить эффективность производства.

Именно от того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики  и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хоз.управления в стране в виде прирамиды, то ее основанием является предприятие. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления. Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.

Во многих учебных пособиях указывается, что основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. На наш взгляд, это утверждение верно, но вряд ли достаточно полно. Не менее важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто.

Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в  своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.

Видный немецкий экономист Г.Шмален выделяет следующие «краеугольные камни» управления предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль.

Принцип экономичности требует, чтобы  достигался:

•  определенный результат при наименьших затратах – принцип минимизации;

•  при заданном объеме затрат наибольший результат – принцип максимизации.

Следовательно, в основе своей принцип  экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование — не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать «экономично».

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшей целью предпринимательской  деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

Для достижения поставленной цели предприятия  должны:

1)  выпускать высококачественную  продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

2)  рационально использовать  производственные ресурсы с учетом  их взаимозаменяемости;

3)  разрабатывать стратегию и  тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

4)  систематически внедрять все  новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

5)  заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей  содержательности труда, повышении  их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;

6)  обеспечивать   конкурентоспособность   предприятия   и продукции,  поддерживать высокий имидж предприятия;

7) проводить гибкую  ценовую политику и осуществлять  другие функции.

Но при этом очень  важно, чтобы все функции предприятия  были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.

Выработка успешной стратегии  начинается с определения «миссии» фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль.

Таким образом, в современных условиях перед многими отечественными предприятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачей на этом этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике, обратят больше внимания на использование таких прогрессивных общественных форм организации производства, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.

С переходом российских предприятий на рыночные отношения ситуация в корне изменилась. Предприятия были вынуждены работать по совершенно иной схеме:

 


В этой схеме основой  является спрос покупателей, т. е. возможность  сбыть свою продукцию. Для этого  необходимо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциального конкурента и другие вопросы, характерные для рыночных отношений. Многие отечественные предприятия не были готовы работать по этой схеме по различным причинам, основные из них:

•  многие руководители предприятий не были способны работать по этой схеме, а некоторые из них  не верили в серьезность происходящих преобразований, надеялись и ждали возвращения к плановой экономике — там они чувствовали себя, как рыба в воде;

• распад СССР привел к  нарушению производственных и кооперированных связей;

• неконкурентоспособность  продукции многих отечественных предприятий;

• переход на рыночные отношения сопровождался инфляцией и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для работы предприятий, особенно обеспечения предприятия оборотными средствами;

• многие предприятия  так и не сумели адаптироваться к рыночным отношениям;

• насыщение российского  рынка импортными товарами;

• государство на переходном этапе не создало необходимые условия для функционирования цивилизованного рынка в России. Не были созданы условия для конкуренции, экономика должным образом не демонополизирована, не работает система банкротства, не создана и надлежащая рыночная инфраструктура.

Все эти и другие причины  в конечном итоге привели к  ухудшению финансового положения многих предприятий и к затяжному экономическому кризису в стране. Переходный период в России от плановой экономики к рыночной затянулся.

 

 

 

1.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятий влияют самые разнообразные  факторы. Их можно классифицировать по самым различным признакам. В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные.

Позитивные — это  такие факторы, которые благотворно  влияют на деятельность предприятия, а негативные — наоборот.

В зависимости от места  возникновения все факторы можно  классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает.

Например, на предприятии  разработана и внедрена хорошая система материального стимулирования, которая значительно повысила мотивацию труда работников, что способствовало повышению эффективности производства. Другой пример. На предприятии с вредными условиями труда ничего не предпринималось для их улучшения, в результате резко повысились утомляемость и заболеваемость рабочих, что в конечном итоге привело к значительному браку продукции и снижению объема ее реализации. В первом случае внутренний фактор сыграл позитивную роль, во втором – негативную.

Внутренние факторы  настолько разнообразны, что для  лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их также целесообразно объединить в следующие группы:

1) связанные с личностью  руководителя и способностью  его команды управлять предприятием в условиях рынка;

2)  связанные с ускорением  НТП, с инновационной политикой предприятия;

3)  связанные с совершенствованием  организации производства и труда, управлением предприятием;

4)  связанные с организационно-правовой  формой хозяйствования;

5)  связанные с созданием  благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

6)  связанные со  спецификой производства и отрасли;

7) связанные с качеством  и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой;

8) связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.

Эта классификация чисто  условная, и она не отражает все  многообразие факторов, но позволяет  более детально представить внутренние факторы и их влияние на эффективность производства.

Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективные — это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления, например ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии или стихийные бедствия.

Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа.

Эффективность работы предприятия  в условиях рынка в значительной степени зависит и от внешних  факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:

1)  связанные с изменением  конъюнктуры внутреннего и мирового  рынка. В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен;

2)  связанные с изменениями  политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;

3)  связанные с инфляционными  процессами;

4)  связанные с деятельностью  государства.

Эффективность производства определяется по конечным результатам функционирования фирмы или ее производственных подразделений и отражает уровень организационно-управленческой деятельности.

Повышение эффективности  производства — важнейшая цель, осуществление которой достигается.

  • развитием технологической базы производства;
  • повышением экономической эффективности затрат на выпуск продукции;
  • оптимизацией инвестиционной политики;
  • совершенствованием структуры производственной системы.

Обобщающим  критерием экономической эффективности  производства служит уровень производительности, под которым понимается отношение затрат (стоимости вводимых ресурсов) к суммарной стоимости доходов (стоимости выпускаемой продукции)

Производительность  есть мера того, как распоряжаются  конкретными ресурсами для своевременного выполнения целей.

 Цели —  конкретные конечные состояния  или желаемый результат, которого стремится добиться группа людей, работая вместе. У организаций могут быть разнообразные цели, в особенности если это организации разных типов: организации, занимающиеся бизнесом, например, могут иметь цели повышения прибыльности, производительности труда; учебные организации, например, могут в качестве целей иметь минимизацию затрат на обучение, повышение качества преподавания.

   У каждого  подразделения организации должна  быть своя цель (цели). Так, например, у подразделения маркетинга целью может быть сокращение числа жалоб потребителей, а у финансового подразделения — уменьшение кредитных потерь в очередном году. Цели подразделений различных организаций, занимающихся аналогичной деятельностью, например, рекламой, маркетингом, финансами, будут между собой ближе, чем цели подразделений внутри одной организации, занимающихся разной деятельностью. Например, отдел маркетинга и финансовый отдел организации имеют принципиально разные цели. Различия в целях разных подразделений внутри одной и той же организации позволяют эффективно достигать цели организации. В основе построения структуры организации лежат две концепции: специализированное разделение труда и сфера контроля.

Разделение труда присуще  любой организации, но оно не означает случайного распределения труда в процессе производства продукции (услуги) между ее сотрудниками. Разделение труда должно быть специализированным, т. е. должно осуществляться закрепление всех его элементов за специалистами — людьми, выполняющими каждый элемент работы наилучшим образом. Преимущества специализированного разделения труда очевидны — это рост его производительности и снижение издержек производства.

Группа подразделений  организации, выполняющая для нее какую-либо работу в целом, например: проектирование, производство, маркетинг, финансы, называется функциональной областью. Правильный выбор функциональных областей в значительной мере предопределяет успех работы организации. Функциональные области определяют горизонтальное разделение труда в организации, но крайне важно для организации и то, как осуществляется вертикальное разделение труда, т. е. отделение работ по координации от непосредственной производственной деятельности.

Информация о работе Предприятие в условиях рынка