Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:15, курсовая работа
При условиях рыночной экономики предприятиям и организациям необходимо быстро реагировать на изменения внешней среды и адаптировать эти организационные структуры к этим изменениям. Поэтому данная тема детально разработана в специальной литературе, где изложена общая характеристика организационных структур, их виды, значительное внимание уделено новым формам адаптивных структур, вопросу выбора и усовершенствованию организационных структур управления.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава1. Общая характеристика предприятия
1.1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности……………
1.2. Правовые основы функционирования предприятий………………….
1.3. Классификация предприятий (объединений) ………………………….
Глава2. Управление и структура предприятия
2.1.Понятие, принципы, функции и методы управления………………….
2.2. Производственная и общая структура…………………………………..
2.3. Организационная структура управления………………………………
Глава3. Внешняя среда предприятия
3.1. Общая характеристика внешней среды предприятия……………….
3.2. Микро- и макросреда хозяйствования, определяющие факторы…..
3.3. Рынок и поведение на нем субъектов хозяйствования………………
Контроль за отдельными сторонами деятельности предприятия осуществляют: государственная налоговая администрация, налоговая полиция и государственные органы, на которые возложен надзор за безопасностью производства, труда, противопожарной и экологической безопасности, другие органы, определенные законодательством Украины.
Предприятие действует
на основании Устава, который утверждается
собственником имущества, а для
государственных предприятий - также
при участии трудового
В уставе предприятия
определяются: собственник и полное
наименование предприятия, его местонахождение,
предмет и цели деятельности, органы
управления и порядок их формирования,
компетенция и полномочия трудового
коллектива и его выборных органов,
порядок образования имущества,
условия реорганизации и
В устав могут включаться положения: о трудовых отношениях; о полномочиях, порядке создания и структуре совета предприятия; о товарном знаке и др.
1.3. Классификация предприятий (объединений)
Классификация предприятий может быть дана с использованием ряда признаков.
По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.
В соответствии
с формами собственности, установленными
Законом Украины о
- индивидуальные
предприятия, основанные на
- частные предприятия, основанные на собственности отдельного гражданина, с правом найма рабочей силы;
- семейные предприятия, основанные на собственности и труде членов одной семьи;
- государственные
предприятия, основанные на
- коллективные
предприятия, основанные на
- совместные
предприятия, основанные на
- арендные предприятия,
основанные на договорном
Предприятия различаются по признаку принадлежности капитала: национальные, заграничные (капитал является собственностью иностранных предпринимателей, контролирующих их деятельность) и смешанные.
По форме хозяйствования выделяют хозяйственные товарищества, представляющие объединение предпринимателей.
Вид предприятия могут определять технологическая (региональная) целостность и степень подчиненности. По этому признаку разнятся головные и дочерние предприятия и их филиалы. Головные предприятия контролируют деятельность дочерних и филиалов.
Дочернее предприятие
является юридически самостоятельным
и организационно обособленным, самостоятельно
осуществляет коммерческие операции и
составляет отчетный баланс, но контрольный
пакет акций принадлежит
В отличие от
дочерних предприятий филиал не пользуется
юридической и хозяйственной
самостоятельностью, не имеет собственного
устава и баланса, действует от имени
и по поручению головного
По функционально-отраслевому виду деятельности выделяют следующие виды предприятий: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые, производственно-торговые, торгово-посреднические, строительные, инновационно-внедренческие, лизинговые, банковские, страховые, туристические, предприятия связи и т.п.
В соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численности его работников предприятие может быть отнесено к малым, средним и большим.
К малым относятся предприятия с численностью работающих:
- в промышленности и строительстве - до 200 человек;
- в других
отраслях производственной
- в науке и научном обслуживании - до 100 человек;
- в отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек;
- в розничной торговле - до 15 человек.
Предприятия могут объединяться в:
* ассоциации - договорные
объединения, созданные в
* корпорации - договорные
объединения, созданные на
* консорциумы
- временные уставные
* концерны - уставные
объединения предприятий
* картели - договорные
объединения предприятий одной
отрасли для осуществления
* синдикаты -
разновидность картельного
* тресты - монополистическое
объединение предприятий,
* холдинги - специфические
организационные формы
* финансовые
группы (финансово-промышленные
2. Управление и структура предприятия
2.1.Понятие, принципы, функции и методы управления
Управление представляет собой централизованное воздействие на коллектив людей с целью организации и координации их деятельности в процессе производства. Необходимость управления связана с процессами разделения труда на предприятии.
Главной задачей
управления является обеспечение роста
эффективности производства на основе
постоянного совершенствования
технического уровня, форм и методов
управления, повышение производительности
труда как важнейших условий
получения и наращивания
В основе управления предприятием лежат принципы, под которыми принято понимать руководящие направления и правила, положенные в основу решения задач, связанных с управлением. В принципах проявляются наиболее устойчивые черты объективных закономерностей управления.
Важнейшими принципами организации управления производством являются:
1) принцип целевой
совместимости и
2) принцип непрерывности
и надежности. Означает создание
таких условий производства, при
которых достигается
3) принцип планомерности,
пропорциональности и
4) демократический принцип распределения функций управления. Основан на методах и правилах общественного разделения труда, согласно которым за каждым функциональным подразделением предприятия закрепляется определенная часть управленческой работы. При этом обязательно соблюдение следующих требований: подготовка управленческого решения и ответственность за его реализацию возлагается на ту службу, которая лучше всего осведомлена о состоянии дел на соответствующем объекте и больше всего заинтересована в реализации и высокой эффективности принятого решения;
5) принцип научной
обоснованности управления. Исходит
из того, что средства и методы
управления должны быть научно
обоснованы и выверены на
6) принцип эффективности управления. Предполагает рациональное и эффективное использование ресурсов производства, выпуск конкурентоспособной продукции;
7) принцип совместимости
личных, коллективных и
8) принцип контроля
и проверки исполнения
К общим функциям управления относятся:
* планирование - это формирование цели управления, выбор путей и методов достижения этой цели;
* организация - это создание оптимальной структуры управления. Руководитель подбирает работников для конкретной работы, делегируя им задания или полномочия, или право использовать ресурсы предприятия;
* мотивация (активизация) - это совокупность методов, стимулирующих работников к наиболее эффективной работе;
* контроль и учет - это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенного количества и качества.
Современный аппарат
управления имеет в своем арсенале
методы руководства: экономические, организационно-
Так, вопросы планирования, экономического анализа, организации труда, финансирования, кредитования и экономического стимулирования составляют систему экономических методов управления.
Комплекс распорядительных
актов по руководству хозяйственной
деятельностью представляет собой
организационно-
Социально-психологические методы управления - это методы убеждения, морального и нравственного воздействия на психологию людей.
2.2. Производственная и общая структура
Структура предприятия - это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними. Различают понятия производственной, общей и организационной структур управления.
Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики