Предприятия в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 17:52, доклад

Описание работы

В современной экономике производство организуется в форме предприятия. Поэтому предприятие является основным элементом экономической системы, а уровень используемой на предприятии техники и технологии, организация производства, финансовое состояние предприятия непосредственно определяет степень развития экономики в целом.
В общем случае под определением предприятие подразумевается коммерческая организация, созданная с целью удовлетворения с помощью прибыли определенных общественных потребностей, т.е. предприятие – это хозяйствующий субъект.
Предприятие может также рассматриваться как имущественный комплекс, включающий все виды имущества, необходимого для осуществления производственной деятельности.

Файлы: 1 файл

Доклад№1.docx

— 32.30 Кб (Скачать файл)

Рынок – это система экономических отношений, основывающаяся на следующих принципах: 
-  Экономическая свобода деятельности хозяйствующих субъектов; 
-  Экономическая ответственность хозяйствующих субъектов; 
-  Свободное ценообразование; 
-  Конкуренция; 
-  Открытость рыночных отношений; 
-  Наличие соответствующих рыночных институтов.

Институты рынка – это, прежде всего, нормы, регулирующие рыночные отношения и организации, которые являются носителями этих норм.

К институтам относятся: 
1)     договор, как основная регулирующая рыночная форма; 
2)     институты инфраструктуры рынка (информационно-аналитические, консалтинговые,  аудиторные, рекламные фирмы); 
3)     институты товарных рынков (товарные биржи, торговые предприятия, система франчайзенга); 
4)     институты финансовых рынков (кредитные организации, фондовые биржи, инвестиционные фонды, страховые компании).

2.  Основой любой экономической системы является производственная деятельность, т.е. производство продукции, выполнение работ и оказание услуг.

Производство создает необходимую базу для потребления, непосредственно определяет его уровень и обеспечивает благосостояние как отдельных работников, так и общества в целом. 

В современной экономике производство организуется в форме предприятия. Поэтому предприятие является основным элементом экономической системы, а уровень используемой на предприятии техники и технологии, организация производства, финансовое состояние предприятия непосредственно определяет степень развития экономики в целом.

В общем случае под определением предприятие подразумевается коммерческая организация, созданная с целью удовлетворения с помощью прибыли определенных общественных потребностей, т.е. предприятие – это хозяйствующий субъект.

Предприятие может также рассматриваться как имущественный комплекс, включающий все виды имущества, необходимого для осуществления производственной деятельности.

Предприятие представляет собой обособленную хозяйственную единицу, обладающую экономической и административной самостоятельностью, организационно-техническим, экономическим и социальным единством, и имеющую общие цели деятельности.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.

Представление о предприятии, как об организации позволяет сделать выводы о том, что предприятие – это, прежде всего, коллектив работников, связанных определенными социально-экономическими отношениями и интересами. Прибыль в данном случае создает лишь необходимую базу для удовлетворения потребностей всего коллектива. Т.е. предприятие – это социальная единица.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, в хозяйственном ведение или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять различные права, нести обязанности, быть истцом  или ответчиком.

Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.

В зависимости от цели и деятельности юридические лица подразделяются на две категории: 
1)     коммерческие организации; 
2)     некоммерческие.

Цель коммерческой организации – это получение прибыли от своей деятельности. Некоммерческие организации такой цели не ставят.

Коммерческие организации могут быть созданы только в определенной организационно-правовой форме. Организационно-правовая форма – это система норм, которая определяет отношения между партнерами по предприятию с одной стороны и отношения этого предприятия с другими предприятиями и физическими лицами.

Несмотря на отличия между отдельными предприятиями, мы можем выделить общие положения, которые характеризуют экономику предприятия:

1)     наличие обособленного имущества; 
2)     расходы (затраты), которые характеризуют стоимость потребленных ресурсов; 
3)     доходы, которые характеризуют результат деятельности предприятия; 
4)     капиталовложение (инвестиции), которые характеризуют воспроизводственный процесс, т.е. способность предприятия осуществлять свою деятельность сколь угодно.

Основные вопросы экономики предприятия: 
1.     Как формируется имущество и ресурсы предприятия? 
2.     Как формируются доходы предприятия? 
3.     Как управлять затратами? 
4.     Как осуществить инвестиции?

Необходимо помнить, что предприятие представляет собой сложную систему, имеющую  внутреннюю среду (структуру) и внешнюю среду.  При этом предприятие является открытой системой, т.е. его внутренняя структура активно взаимодействует с внешней средой.   

3. Предприятие как имущественный комплекс включает все виды имущества (хозяйственные средства), которые необходимы для осуществления производственной деятельности. Имущество предприятия неоднородно и классифицируется по различным признакам.

Прежде всего, имущество классифицируется по составу и по источникам формирования.

По составу выделяют:

1)   внеоборотные активы; 
2)   оборотные активы.

Внеоборотные активы – это средства производства, которые: 
-         имеют срок полезного использования более 1 года; 
-         используются в деятельности предприятия; 
-         не создается в целях их последующей перепродажи.        

 Внеоборотные активы характеризуются  длительным использованием в  течение многих производственных  циклов и возмещают свою стоимость  по частям.         

Оборотные активы потребляются в течение одного производственного цикла и в течение этого цикла переносят свою стоимость на готовую продукцию.         

По источникам формирования хозяйственные средства предприятия подразделяются на: 
1)     собственные; 
2)     заемные.

Собственные средства формируются в основном за счет средств учредителей предприятия.

Заемные средства используются временно в течение определенного периода, по истечении которого подлежат возврату.

Рассмотренная классификация является основой для построения баланса предприятия, который является наиболее общей характеристикой состава и размещения хозяйственных средств и источников их формирования.

Баланс состоит из двух частей, которые называются актив и пассив. Каждый элемент актива и пассива называется статьей баланса. Статьи баланса группируются в разделы. Итог баланса называется валютой баланса.

В активе баланса представлены внеоборотные и оборотные активы. Экономическая сущность актива может быть охарактеризована с двух сторон: 
1)       актив показывает состав, размещение и фактическое использование хозяйственных средств предприятия. Основное внимание уделяется тому, во что вложены финансовые ресурсы предприятия и каково их функциональное назначение. 
2)       актив представляет собой затраты предприятия, сложившиеся в результате предшествующей хозяйственной деятельности, а также понесенные расходы ради возможных будущих доходов, поэтому в активе представлены экономические ресурсы (способные принести доход).

Пассив показывает, за счет каких источников сформированы хозяйственные средства и по своему экономическому содержанию представляет собой капитал собственников и сумму обязательств предприятия.       

 А (активы) = К (капитал) + О (обязательства)

Хозяйственные средства в балансе отражаются на определенную дату (на начало и на конец периода).

Информация баланса не может быть отнесена к конфедициальной.

Любое хозяйственное действие вызывает изменения в балансе. В активе баланса статьи расположены в порядке возрастания их ликвидности, т.е. способности и скорости превращения отдельных видов имущества в денежные средства. В пассиве статьи расположены в порядке возрастания срочности обязательств.

Виды предпринимательства зависят от направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов. Выделяют следующие виды предпринимательства:

  • производственное;
  • коммерческо-торговое;
  • финансово-кредитное;
  • страховое;
  • посредническое.

 

 

Среди организационно-правовых форм бизнеса в США большое распространение получили единоличные предприятия (sole proprietorship). Такую форму избирают в основном мелкие предприятия. Здесь ответственность предпринимателя является неограниченной. Судебный иск может быть обращен на все его имущество. Единоличные предприятия действуют главным образом в области розничной и мелкооптовой торговли, в сфере услуг. Процедура регистрации таких предприятий исключительно проста. По существу исполнения каких-либо формальностей для регистрации единоличного предприятия не требуете я. Единственный официальный документ - налоговая декларация. Финансовые записи необязательны, ведение их необходимо прежде всего в налоговых целях. Но для занятия некоторыми видами деятельности требуются лицензии административных органов соответствующего штата.

Достаточно широко распространена в США такая организационная форма бизнеса, как партнерство, - аналог российского товарищества.

Общее партнерство (general partnership), или просто партнерство, функционирует на основе Закона о партнерствах (Uniform Partnership Act), принятого еще в 1914 г. и действующего в 44 штатах (из 50), и договора между партнерами. Партнеры имеют равные права на управление и имущество партнерства, если иное не определено в соглашении между ними. Как и в единоличных предприятиях, предприниматели партнерств несут неограниченную ответственность по обязательствам партнерства. Ответственность носит солидарный характер.

Партнерство в США не платит налогов, так как налоги уплачиваются с доходов предпринимателей, входящих в состав партнерства. Партнеры, однако, оформляют налоговые декларации. Каждому партнеру направляется специальная форма К1, устанавливающая его долю в прибылях и убытках партнерства. Она подается в налоговые органы вместе с декларацией об индивидуальных доходах.

Другая организационно-правовая форма партнерства - партнерство с ограниченной ответственностью (limited partnership). Здесь имеются две категории участи и ков-партнеров - с полной и с ограниченной ответственностью. Партнеры с ограниченней ответственностью отвечают по обязательствам партнерства только в пределах своего вклада. В таких партнерствах объединяются высококвалифицированные специалисты для занятия профессиональной деятельностью в сфере юридических и финансовых услуг, медицины и др.; обычно это мелкие и средние предприятия.

Деятельность партнерства регулируется Законом об ограниченных партнерствах (Uniform Limited Partnership Act), принятым в 1916 г. и действующим в 47 штатах, а также Законом с поправками от 1978 г. (Revised Uniform Limited Partnership Act).

Для создания партнерства нужен как минимум один полный и один ограниченный партнер. Создание партнерств требует выполнения некоторых официальных формальностей: партнеры должны передать в секретариат штата подписанный ими сертификат, содержащий сведения о роде деятельности партнерства, его членах, структуре капитала и др. С налоговой точки зрения положение ограниченных партнерств аналогично общим партнерствам.

Наиболее широко в США распространена универсальная форма бизнеса - корпорация (corporation). Американская корпорация строит свою деятельность в соответствии с уставом (т.е. статьями об ассоциации - articles of association) и внутренним регламентом (by laws). Наличие этих документов отличает американскую корпорацию от российских акционерных обществ, где достаточно одного устава. Регламент - это внутренний документ корпорации, его не надо нигде утверждать. Статьи об ассоциации содержат положения, присущие уставам корпораций в большинстве стран мира. Регламент дополняет и детализирует статьи об ассоциации, которые обычно сформулированы в сжатой форме.

 

Федеральная налоговая система предусматривает налоговые льготы для малых корпораций (small corporation), освобождающие их от налога на прибыль.

По данным Администрации малого бизнеса (Small Business Administration, SBA) США, в стране в 1994 г. насчитывалось 22,1 млн предприятий, так называемых "деловых единиц", включающих корпорации партнерства и единоличные (индивидуальные) компании.

Основной стартовой площадкой последующего развития фирмы служит единоличная компания, частнопредпринимательская фирма - классическая форма предпринимательства. Такая компания находится в личной собственности одного юридического лица. В 1994 г. единоличных предприятий в США было 16 млн, или 72,4% всех деловых структур. В том же году корпораций насчитывалось 4,5 млн, или 20,4%, а партнерских фирм и того меньше - 1,6 млн, или 7,1%.

В последние годы в США все большую популярность приобретает такая организационно-правовая форма бизнеса, как компания с ограниченной ответственностью (limited liability company, LLC). Это гибридная, или комбинированная, правовая структура, сочетающая в себе черты и корпорации (ограниченная имущественная ответственность участников) и партнерства (доходы LLC облагаются налогом как доходы партнерства, т.е. только как доходы ее участников). В этом их основное преимущество перед корпорациями, которые, как известно, платят и налог на прибыль. Таким образом, LLC вполне приемлема для налогового планирования, а для бизнеса, где важную роль играет имидж, лучше подходит корпорация.

Мелкие и средние предприятия в Японии в 1996 г. составляли 99,3% всех частных фирм обрабатывающих отраслей промышленности. Независимые предприниматели, члены их семей - владельцы предприятий составляли 22,7% всех трудящихся. Здесь широко применяется подрядная система оплаты труда. Финансируют малые и средние предприятия главным образом социальные кредитные кооперативы. Японская система управления производством высокоэффективна и рациональна. Она сочетает в себе развитие предпринимательства и нововведений, высокую прибыльность с заботой о работниках.

По всем важнейшим показателям в Японии доминирует групповой предприниматель в лице всего коллектива. У японских управляющих и других работников очень высока степень идентификации со своей фирмой. Официально представляясь незнакомцу, японец прежде всего называет компанию, где он служит, а потом уж свое имя. Исторически сложившиеся в японском обществе культ труда и неформальный, слабо регламентированный характер отношений между начальником и подчиненным способствовали высокой степени развития в японских корпорациях предпринимательства в групповой форме. Как правило, важные предпринимательские решения (например, о производстве нового продукта) всегда принимаются высшими управляющими, но при обязательном реальном участии в подготовке этих решении нижестоящих групп работников.

Информация о работе Предприятия в условиях рынка