Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 07:21, курсовая работа
Нельзя сказать, что в отечественной экономике проблема риска нова. В 20-х годах в России был принят ряд законодательных актов, содержащих понятие производственно-хозяйственного риска. В выступлениях хозяйственных руководителей того времени звучали суждения о том, что от разрешения вопроса о риске будут зависеть темпы развития экономики страны. Однако уже к середине 30-х годов категория “риск” была объявлена буржуазным понятием. С идеологической точки зрения риск никак не сочетался с провозглашенным плановым характером развития экономики. Административно-командная система стремилась к уничтожению реальной предприимчивости вместе с неизбежным ее условием — риском.
Введение.
1. Причины возникновения предпринимательского риска.
1.1. К истории вопроса.
1.2. Неопределенность экономической конъюнктуры.
2. Основные виды предпринимательского риска.
2.1. Вопросы классификации.
2.2. Производственный риск.
2.3. Коммерческий риск.
2.4. Финансовый риск.
Заключение.
Список литературы.
Рис. 1 - Общая схема форм собственности.
В подавляющем большинстве стран
мира сегодня превалирует в
частная собственность.
Использование частной собственности является одним из базовых элементов
смешанной экономической системы. Значительная часть капитала находится в
частном владении. Частная собственность на капитале, произведенные товары и
услуги, полученные доходы являются важным условием поддержки системы
свободного
Частной называют собственность, по отношению к которой собственник
персонифицирован, выделен как физическое лицо, отдельная личность,
индивидуум. Частная собственность предполагает определенное отторжение от
других лиц, не относящихся к числу владельцев, права контроля над
определенными объектами – капиталом, землей, доходом, конечными товарами и
т.д. Все они теперь становятся персонифицированными и имеют конкретных
владельцев. Иначе говоря, собственность считается частной, если правом на нее
обладает либо один человек, либо сравнительно небольшая группа людей, каждый
из которых есть собственник-компаньон, имеет свою личную долю собственности.
Частная собственность принадлежит только частным лицам.
Разновидностью частной
частные фирмы, образующие юридическое лицо, невелики по размерам и
представлены в небольшом
производстве, сфере услуг разного рода, в том числе и самых современных,
например, консалтинговых. Их собственниками являются или одно лицо, или
небольшое число лиц; преобладает собственный труд (одного лица или семьи, как
это имеет место в фермерских хозяйствах на селе), но в дополнение к нему
может применяться и наемный труд. Во всем мире имеется несколько сотен
миллионов таких хозяйств, но для них характерна огромная ротация: каждый год
большое число таких фирм разоряется и ликвидируется, но на смену им приходят
новые.
Кроме мелких фирм, к индивидуальной
частной собственности
для извлечения дохода имущественные
объекты отдельных
(мелких торговцев,
соответствующему разрешению (патент, лицензия) от властей и не образующих
юридического лица.
Промежуточное место между частной и государственной занимает общая
собственность нескольких субъектов. Согласно Гражданскому кодексу Российской
Федерации общая собственность подразделяется на совместную и долевую. Общая
совместная собственность
между ними на части. Общая долевая собственность разделена на доли, части. В
кооперативах, товариществах долю каждого собственника именуют паем. Во многих
случаях долевая собственность распространяется только на стоимость объекта
собственности, она дает право участвовать в управлении объектом, но при этом
собственник не может изымать свою долю в материальной, вещественной форме,
забрать «свой кусок».
Общую долевую собственность трудно отличить от частной, граница между ними
размыта. Например, акционерную собственность можно считать и частной и общей
долевой, так как акционер вносит свою долю в капитал акционерного общества.
Акционерную собственность называют также корпоративной, так как это
собственность единой корпорации.
Корпорированные предприятия существуют везде, де технологическая база той или
иной отрасли предполагает формирование среднего или крупного производства,
для чего необходимы большие капиталы. Эти предприятия существуют в виде
обществ (акционерные и с ограниченной ответственностью), товариществ (полных,
на вере и др.), кооперативов, некоммерческих организаций (фондов,
объединений).
Субъектами общей
государство. Если собственник отделяет свою часть из общей собственности, она
становится частной
Общая собственность, понимается в широком смысле слова, простирается от
узкогрупповой до общенародной. В общенародной собственности не выделяется
субъект собственности как индивидуум,
а право собственности
на всех граждан. В то же время было бы неправомерным полагать, что в
общенародной собственности (называемой иногда общественной) личность как
собственник вообще не фигурирует. Общенародная собственность – это то, что
принадлежит всем вместе и каждому в отдельности, т.е. каждый член общества
хотя бы в какой-то минимальной, но определенной степени обладает правами
собственника. Часто общенародную собственность отождествляют с
государственной, что не совсем корректно.
Общая, в том числе общенародная собственность иногда разделяется по
территориальному признаку. В этом случае выделяются такие формы
собственности, как региональная (территориальная) и муниципальная (местная).
Выделение таких форм собственности подчеркивает и то обстоятельство, что
собственностью в известной степени распоряжаются органы власти на данной
территории, скажем, муниципалитет. Муниципальная собственность примыкает
непосредственно к государственной, которая, однако, и на Западе, и в России
квалифицируется как отличная от государственной. Тем не менее, по своей
экономической природе они родственны друг другу. Разница лишь в том, что
муниципальная собственность связана с бюджетом более низкого уровня и
функционирует в территориально ограниченной
области национального
собственность земель или штатов также не распространяется на всю страну.
Государственная собственность – это закрепление права контроля объектов за
государством. Государственная собственность
в странах развитого
сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем
или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их
непривлекательными для
социально-экономической
коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях имеются лишь
«точечные» участия
развитым странам доля государственных предприятий в создании ВВП в 1995 г. не
превышала 7%. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой этот
показатель составлял
Предприятия, именуемые государственными, либо целиком принадлежат
государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций (или, по меньшей
мере, обладает солидным блокирующим меньшинством). Юридически их
собственником выступают в федеративных государствах федеральные и земельные
органы (типа земель Германии или штатов США, т.е. образования типа субъектов
федерации в России), а в унитарных государствах – соответствующие центральные
и региональные учреждения.
Фирмы и учреждения (например, в
сферах образования или
которых государство участвует на уровне ниже блокирующего меньшинства, можно
назвать смешанными.
В странах с федеративным устройством государственная собственность делится на
федеральную и субфедеральную, т.е. собственность регионов – субъектов
федерации.
Четко провести грань между государственной и общенародной собственность
трудно. Объектами общенародной собственности, по логике, должны быть блага,
общедоступные всем гражданам на равных правах, такие, как свободные земли,
водные и речные просторы, открытые парки и пляжи, лесные массивы. Если
возможности использования их всеми людьми ограничены, то применяется принцип
очередности. А такие места, как зоопарки, заповедники, находящиеся в ведении
государственных органов управления,
относятся уже к
собственности, так же, как и государственные предприятия, учреждения,
основные виды природных ресурсов, оборонные объекты.
Теперь обратимся к отнюдь не праздному вопросу: какая из рассмотренных форм
собственности лучше? Обычно этот вопрос становится в виде дилеммы:
государственная или частная собственность? В действительности такая
альтернативная постановка вопроса неплодотворна. Речь должна идти о поиске
наиболее рационального, оптимального сочетания обеих форм.
Критерий оценки может быть только один: какая форма собственности
обеспечивает в данный исторический момент и в отдаленной перспективе более
высокий уровень удовлетворения потребностей населения в благах, но
обязательно с учетом индикаторов качества жизни.
По совокупности этих критериев предпочтение следует отдать частной
собственности, являющейся в настоящее время стержнем развитой рыночной
экономики стран Запада. К формированию именно такой хозяйственной системы
стремятся развивающиеся и бывшие социалистические страны. Она содержит в себе
мотивы прибыли и конкуренции, реализация которых приносит наивысшую
экономическую эффективность и наилучшее удовлетворение потребностей. Однако и
частная собственность имеет свои недостатки, в первую очередь касающиеся
занятости и безработицы. Ведь мотив
прибыли и конкуренции
предпринимателей постоянно
производства, в том числе и на наем рабочей силы.
В странах Запада волна приватизации в 80-х – первой половине 90-х гг. привела
к сокращению доли государственной собственности в производстве ВВП с 9 до 7%
в среднем (разумеется, по отдельным странам – членам ОЭСР этот показатель
немного отклоняется в ту или иную сторону), что означает преодоление наследия
предвоенных и первых послевоенных лет. В 30-х гг. прямое участие государства
в экономике расширялось в
капитализма кризиса 1929 – 1933 гг. Государственная собственность в
предвоенные годы в большинстве стран Запада была заметно усилена как своего
рода «подпорка» частного предпринимательства, обнаружившего очередные
слабости, и инструмент поддержания прочности общественного строя. В конце 40-
х – 50-х гг. в Западной Европе и Японии частный капитал был временно ослаблен
военными разрушениями и некоторыми другими обстоятельствами. Такого рода
брешь по необходимости была заполнена государством, в чем теперь нет
надобности.
Потенциал для дальнейшей приватизации в странах Запада в основном исчерпан.
Доля государства в них, по меньшей мере в среднесрочной перспективе, будет
оставаться примерно на нынешнем уровне, немного изменяясь в отдельных
странах. При этом в ряде случаев для борьбы с безработицей возможно создание
в трудоемких отраслях (прежде всего в инфраструктуре) новых предприятий за
счет государственных
демократии, пришедшей в последние годы к власти в ряде стран, в том числе во
Франции, в Великобритании, Германии и Италии, предусматривают подобные меры.
В развивающихся странах в тот же период указанный показатель оставался на
уровне 11%. С одной стороны, это было обусловлено притоком иностранных
частных инвестиций, за счет которых
создавались новые частные
другой стороны, слабость национального частного капитала вынуждала
государство поддерживать сравнительно высокий уровень своего присутствия в
экономике. Поскольку в среднесрочной перспективе нельзя ожидать
массированного увеличения притока прямых инвестиций из стран Запада, а также
по ряду других причин нынешний показатель вряд ли заметно изменится в
обозримом будущем.
Бывшие социалистические страны встали на путь перехода от планового к
рыночному хозяйству преимущественно на рубеже 80-х и 90-х гг. Рыночная
трансформация, естественно, в первую очередь требовала вытеснения
государственной собственности частным путем приватизации первой и создания
новых частных предприятий.
В этом направлении страны с переходной экономикой с начала 90-х гг. уже
прошли (каждая в разной степени) значительный отрезок пути. Вместе с тем доля
госсобственности в
составляет 20 – 30% и более, т.е. заметно превышает соответствующий
показатель для развитых и развивающихся государств.
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА
С конца 80-х годов в социалистических странах обозначился переход к коренному
преобразованию присущих прежнему типу экономики отношений. Сложившуюся в СССР
и в других социалистических странах экономическую систему отличал целый ряд
устойчивых признаков от всех прежних и параллельно существующих в мире
систем.
Экономическая система, основанная на общественной собственности, позволяла
концентрировать материальные и людские ресурсы общества на важнейших