Преимущества и недостатки рынка труда в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:12, реферат

Описание работы

Суждения ученых относительно рынка труда характеризуется полумерностью точек зрения. В политической экономике укоренилось мнение, что рынка труда нет и не может быть. Аргументы: работник не отделен от средств производства, является их союзником в условиях общенародной собственности; собственность к труду - не товар и не осуждается при найме на работу от личности; соединение работника со средствами производства носит непосредственно общественный характер, а их распределение и перераспределение в системе общественного разделения труда совершаются планомерно на основе прямых экономических связях.

Содержание работы

Введение 2 стр.
Глава. Характеристика рынка труда.
Особенности рынка труда и форм собственности. 4 стр.
Преимущества и недостатки рынка труда в Казахстане. 5 стр.
Инфраструктура рынка труда. 12 стр.
Глава. Региональный рынок труда. 16 стр.
Заключение 21 стр.
Литература 25 стр.

Файлы: 1 файл

Казахстан.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

После официального признания безработицы в нашей стране большое внимание стало уделяться приоритетам политики на рынке труда.

Поскольку сложившимся представлениям о формах проводимой на рынке труда политики (особенно активной) присуща неопределенность, рассмотрим более подробно не только их содержание, но и эффективность, но и средства финансирования.

Расходы фонда занятости можно сгруппировать по четырем направлениям.

  1. Средства, расходуемые на пособия по безработице, это принято называть пассивной политикой.
  2. Средства, идущие на переподготовку и общественные работы. Является обязательными для государственной службы занятости.
  3. Средства, направленные, на финансовую поддержку, приобретение ценных бумаг и прочие расходы. Объединяет название формы, то что они не гарантированы законом. При этом расходы принято относить к активным формам политики на рынке.
  4. Средства, предназначенные для развития служб занятости7. Переход к рыночной экономике связан с формированием рынка труда, проведением государственной политики занятости, призванной смягчить последствие такого сложного явления как безработица. И хотя в Казахстане она приобрела массовый характер, даже поверхностный анализ состояния рынка труда позволяет сделать вывод том, что избежать осложнений в области занятости пока не удается.

Факторы, которые могут способствовать огромному высвобождению рабочей силы:

  • спад производства, вызванный в основном разрывом хозяйственных связей;
  • искусственно созданная неплатежеспособность предприятия;
  • резкое сокращение государственных капиталовложений и отсутствие средств для инвестиций у абсолютного большинства юридических и физических лиц;
  • частная остановка экологических производств;
  • сокращение численности вооруженных сил;
  • конверсия военного производства;
  • изменение форм собственности;
  • усилие миграционных процессов и т.д..

По оценкам экспертов, часть потерявших работу трудящихся может уйти на пенсию, в сферу услуг; определенная доля вольется в теневую экономику. Отдельные граждане будут пытаться найти временную работу за рубежом. Многие перейдут в сферу сельского хозяйства. Расширяются возможности применения рабочей силы в топливно-энергетическом комплексе и на общественных работах. При создании государствами соответствующих условий (в частности при предоставлении беспроцентного кредита для занятия предпринимательской деятельностью, иных льгот) значительное число высвобождаемых граждан смогут заняться индивидуальной трудовой деятельностью, т.е. сами обеспечат себя работой.

Существенное давление на рынок труда оказывает резко усилившаяся миграция населения, что вызвало политическую нестабильность во многих странах СНГ, а также и в Казахстане.

Что, необходимо сделать, чтобы сложить происходящие процессы?

Первое. Должны быть разработаны конкретные адресные программы структурной перестройки экономики. При этом государствам следует побеспокоится о судьбе миллионов тружеников, работающих на остановившихся и перепрофилируемых предприятиях, обеспечить их переквалификацию, помочь если потребуется, в смене места жительства, содействовать в трудоустройстве.

Второе. Необходима быстрейшая разработка и принятие к реализации государственных программ занятости. При этом следовало бы обратить внимание на три направления:

  • прямые инвестиции в общественную инфраструктуру. Здесь в виду имеется создание сети дорог, коммуникаций, транспорта и т.п.. Без этого невозможно развитие рыночных отношений, а значит и создание новых рабочих мест;
  • формирование условий, стимулирующих частные инвестиции, развитие малого бизнеса, самозанятости населения;
  • прямые и косвенные меры по обеспечению занятости подготовка и переподготовка кадров.

Третье. Нельзя допустить развала единого экономического пространства8.

Вывод: Преимущество рынка труда то, что он ускоряет и облегчает процесс согласования личных и коллективных, общенародных интересов при размещении труда, придается гибкость формированию и распределению рабочих и специалистов. Рынок труда является связующем звеном между ее подготовкой и использованием. Благодаря рынку труда происходит более обоснованный выбор людьми профессий в соответствии с их способностями и желаниями.

Все эти преимущества имеют место и сейчас в наше время. Они помогают людям в выборе профессий. Рынок труда обеспечивает экономизацию производства и занятости в государственном секторе.

Недостатками рынка труда является то, что с перехода к рыночной экономике в Казахстане почти все предприятия переходят на частную основу. И в связи с этим из-за не состояния оплачивать заработанные деньги, идет резкое сокращение рабочей силы, с этим и связан спад производства.

Все преимущества и недостатки рынка труда позволяют нам понять как функционирует рынок труда у нас в Казахстане. После всех этих признаков можно перейти и к такому понятию, как инфраструктура рынка труда, где она является формой и методом обеспечивания занятости населения.

 

Данные

По рынку труда Республики Казахстан за январь-май 1995 года.

 

Области

 

Обратилось по вопросу трудоустройства

 

 

 

Трудоустроено

 

Признано безработными

Потребность в работниках, заявленная в службы занятости (на конец отчетного преиода)

Акмолинская

7135

2096

2967

711

Актюбинская

5306

1635

3088

1209

Алматинская

4418

1249

2861

936

Атырауская

4241

385

2932

367

Восточно-Казахстанская

5835

1562

3577

1524

Жамбылская

5495

1223

3007

898

Жезказганская

4053

762

1417

893

Западно-Казахстанская

4865

1139

3576

185

Карагандинская

10905

6778

1081

8579

Кзыл-Ординская

10152

519

6412

125

Кокшетауская

2942

990

2132

1020

Костанайская

7810

2433

3558

1250

Мангистауская

2405

711

671

1276

Павлодарская

7697

2145

4157

3122

Северо-Казахстанская

7232

1182

6537

494

Семипалатинская

8656

1514

3760

721

Талдыкорганская

6584

2362

3763

346

Торгайская

2486

654

1941

587

Южно-Казахстанская

19031

4001

9559

705

г. Алматы

3803

2021

574

1506

г. Ленинск

640

89

149

34

КАЗАХСТАН

131765

35450

79719

26488


 

 

3. Инфраструктура рынка труда.

Активное регулирование рынка труда предполагает наличие разветвленной и дееспособной инфраструктуры этого рынка, позволяющий использовать различные организационные формы и методы обеспечения занятости населения и социальной защиты, соответствующие конкретным уровнем страны и ее регионов. Рынка труда нельзя ограничить сферой деятельности бирж труда. Но именно на бирже проявляется конъюнктура всего рынка труда и, в этом смысле, они индикаторы ситуации на этом рынке. В целом же рынок труда охватывает всю систему отношений по поводу спроса и предложения рабочей силы на всех уровнях. Главное, социально значимые цели его регулирования - максимальное снижение уровня безработицы, поддержание оптимальных соотношений между спросом и предложением рабочей силы. Для достижения этих целей требуется создание эффективного рынка труда.

Каковы ее основные элементы?

На государственном уровне определяются минимально необходимые нормы и нормативы функционирования рынка труда, его общие границы. Государство обеспечивает унификацию системы социального трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможности их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и т.д..

Помимо использования нормативов прямого действия государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, т.е. можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.

Теперь подойдем ко второму, пожалуй, не менее важному, а в будущем самому важному уровню регулирования рынка труда - региональному. Ведь макроэкономическое его регулирование не может уловить местных особенностей, всех направлений экономической активности. Барометром его изменений выступает состояние рынка труда, соотношение спроса и предложения рабочей силы. С учетом этого в регионе формируется концепция занятости, предусматриваются меры по стимулированию тех или иных предприятий с целью преодолеть деформацию рынка, улучшить профессионально-квалификационную структуру кадров, эффективно использовать трудовые ресурсы.

Законом “О занятости населения” службам занятости даны широкие права в использовании налоговых, кредитно-денежных и других рычагов для регулирования процессов на рынке труда, повышение его гибкости через перестройку системы образования, подготовки и переподготовки кадров.

Например, в областях и районах неблагоприятных с точки зрения занятости (в Актюбинской, Кзыл-Ординской областях, районах, примыкающих к Приаралью) выделяются зоны приоритетного развития с дифферинцированными режимами поддержки капиталовложений. Субсидии размещаются в зависимости от объема капиталовложений и инвестирования. В особо неблагоприятных районах они могут составлять 50% общего объема капиталовложений.

Как инструмент региональной политики занятости широко используется программа поддержки сельского хозяйства, ремесел, туристско-гостиничного бизнеса.

Предполагается использовать и так называемую условно-финансовую поддержку для предприятий, расширяющих производство и соответственно увеличивающих занятость населения. Речь идет о финансировании подготовки кадров для них, проведение маркетинговых исследований, методической и организационной помощи в совершенствовании структур предприятий, содействия в размещении акций и т.д..

Мы подходим к анализу третьего уровня в инфраструктуре рынка труда - уровне предприятия.

К сожалению, именно здесь больше всего недостатков. При медленном переходе к полноценным рыночным отношениям практически заморозилась внутрифирменная система управления трудом, более того ситуация по сравнению с дореформенной ухудшилось. Как показал анализ на предприятиях, получивших долгожданную свободу, наступил “период анархии” - отказа от любых систем управления трудом. Практически не предпринимаются ни долгосрочное, ни среднесрочное планирование использования рабочей силы, отсутствуют и не разрабатываются принципы расстановки кадров, не проводится оценка работы и результатов труда, нет программ развития трудовых ресурсов, в частности по повышению уровня образования, квалификации.

Чтобы управлять человеческими ресурсами, важно на основе стратегических планов развития предприятий разработать, претворять в жизнь политику и следить за согласованностью действий различных подразделений и служб занятости, добиваться сокращения разрыва между потребностями и наличными  трудовыми ресурсами, обеспечивать в этой сфере необходимые собственные кадровые инвестирования, более выгодные по сравнению с набором со стороны. Новая структура и состава специалистов, заметных в этих службах, помогут расширить ее функции и поддерживать трудовые ресурсы предприятий в состоянии готовности на изменение на рынке труда, иметь возможность активно влиять на профессионально-квалификационный состав работников, их мотивацию, а также организацию и оплату труда.

Рассматривая рынок труда в целом, его инфраструктуру и т.д., то задается вопрос, а как рынка труда проходит в деревнях? Настораживают ситуация в деревне: среди безработных почти половина селян, другая половина не заняты общественным трудом, а это потенциальные безработные.

Еще год-два назад на селе требовались рабочие руки, областной центр занятости организовал переселение людей из города в деревню, а сегодня сотни безработных селян и обращаются в службы занятости.

Информация о работе Преимущества и недостатки рынка труда в Казахстане