Преимущества рыночной системы и ее несовершенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение рыночного механизма, его сущности, функций.
Задачи курсовой работы состоят в изучении рыночного механизма, выявлении его преимуществ и несовершенств, а также, опираясь на результаты изучения, – проведение анализа экономических отношений, связанных с рынком спроса и предложения, рассмотрении проблем развития рынка в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ стр. 3-5

ГЛАВА 1. Рынок и механизм его функционирования
1.1. Понятие рынка, условия и причины его возникновения стр. 6-8
1.2. Субъекты рынка, его функциональное назначение стр. 8-10
1.3. Структура и инфраструктура рынка стр. 10-13
1.4. Преимущества и недостатки рынка стр. 13-18
ГЛАВА 2. Проблемы перехода к рыночной экономике. Тенденции современного рынка.
2.1. Проблема перехода к развитому рынку. стр. 18-20
2.2. Современный рынок. стр. 20-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 23-

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 136.54 Кб (Скачать файл)

В западной экономической литературе получил распространение подход, в котором рынок рассматривался с точки зрения субъектов рыночных отношений. Так, Ф. Котлер определил рынок как сферу потенциальных обменов. К. Макконнелл и С. Брю трактуют его как институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. А. Маршалл также указывает внимание на наличие связи между предложением и спросом, а также группы людей, участвующих в сделках по поводу любого товара.

Ф. Хайек (1899-1992) определял рынок  как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного  множества индивидуальных агентов.

П. Самуэльсон акцентирует внимание на особом значении механизма цен, который, действуя через предложение и  спрос на конкурентных рынках, имеет  целью разрешение трех основных проблем  экономической организации –  что, как и для кого производить.

Перечисленными формулировками не исчерпывается все многообразие подходов к трактовке рынка. Приведенные определения свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления, раскрывают разные его грани. В целом рынок – сложное многофункциональное комплексное понятие, включающее, с одной стороны, рынок товаров и услуг, а с другой – рынок ресурсов, во взаимосвязи и взаимодействии которых идентифицируется современный экономический механизм.

В широком смысле слова рынок  есть всеобщая форма взаимосвязи  субъектов экономической деятельности, посредством которой реализуются  переливы товаров, рабочей силы и  капиталов в различных точках экономического пространства. С функциональной точки зрения рынок можно определить как совокупность экономических отношений, охватывающих стадии производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, функционирующих на основе законов стоимости, спроса и предложения.

Таким образом, рынок предполагает существование определенных взаимосвязей, отношений между участниками  экономической системы (ее субъектами), которые наиболее полно выражают сущность категории "рынок". 
 
В современной экономической литературе указывают на следующие факторы, которые в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка. 
Во-первых, это общественное разделение труда, при котором каждый производитель специализируется на выработке определенного вида продукции.  Очевидно, что разделение труда предполагает развитие обмена, который постоянно расширялся (сначала – внутри общины, затем – между общинами). Специализация явилась основным условием для роста производительности труда, а в последствии и для технологических революций. 
Во-вторых, это экономическая обособленность товаропроизводителей. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности.  Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Первоначально такая обособленность возникает на базе частной собственности, но в дальнейшем она начала базироваться и на коллективных формах собственности. 
И в-третьих, это самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. 
 
1.2. Субъекты рынка, его функциональное назначение 
 
При рассмотрении состава рынка как системы экономических отношений логично выделить объекты и субъектов рынка (экономических агентов). 
 
Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги. 
 
Субъект экономических отношений-это тот, кто действует и тот, кто выполняет определенную однопорядковую функцию. 
В качестве субъектов представлены 2 субъекта микроуровня:  
домохозяйство (хозяйство людей, проживающих вместе и имеющих единый бюджет) и фирма (система контрактов, отношения, построенные на иерархии, на подчинении, с внешней средой-краткосрочные контракты, внутри-долгосрочные(по Коузу); фирмы производят не для себя, а для других). 
Субъекты микроуровня равноправны, но фирма-более активный субъект. Один без другого не существует. 
Так же существует субъект макроуровня – государство, которое перераспределяет доходы и тем самым оказывает воздействие через микромеханизм 
Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов, которая основывается на производстве, распределении, обмене и потреблении.

Домашние хозяйства (в составе  одного или нескольких лиц), с одной  стороны, являются покупателями товаров  и услуг, с другой – имеют в  своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут  продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей.

Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у  домохозяйств необходимые им факторы  производства на рынке ресурсов и  используют их для производства товаров  и услуг. Их основная цель – получение прибыли. Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.

В модели кругооборота участвует и  государство, которое предоставляет  домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны  страны, систему образования и  медицинского обслуживания и т.д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.

Кроме предоставления услуг, государство  осуществляет различные денежные выплаты  фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей – это государственные денежные выплаты на социальные нужды – пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей – это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.

Модель кругооборота наглядно иллюстрирует взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

Все участники рыночных отношений  являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или  противоречить интересам других субъектов. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений. 
 
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций. Можно выделить несколько основных функций: 
Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами.  

Ценообразующая функция: в результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

 

Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.

 

Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.

 

Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

 

Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

 
Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются. 
 
1.3. Структура и инфраструктура рынка 
 
Структура рынка – это внутренне строение отдельных элементов рынка; совокупность взаимо­связанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыноч­ной системы как единого целого.

Рыночная система в целом  характеризуется богатой и сложной  структурой, для характеристики которой используют разнообразные критерии, позволяющие расчленять рыночную систему. 
 
Рыночная структура обладает следующей характеристикой: 
 
Количество и размеры фирм;

Вход и выход на рынок (возможность  организовать новый бизнес на условиях, сходных с уже существующими; перепрофилирование, прекращение производства определенной продукции без серьезных  безвозвратных издержек);

Характеристика блага: стандартизированные(похожие  на уже существующие на рынке) и дифференцированные;

Доступ к информации.

 

Структуру рынка классифицируют по различным критериям, важнейшими из которых являются следующие:

По экономическому назначению — рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый. 
По географическому положению — местный, региональный, национальный и мировой. 
По степени ограничения конкуренции — монополистический, олигополистический, свободный, смешанный. 
По отраслям — автомобильный, зерновой и т. п. 
По характеру продаж — оптовый и розничный. 
По специфике функционирования рыночного механизма и полноте реализации его регулирующих функций: неразвитый, свободный (совершенный), регулируемый, деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения в нем носят случайный характер

Свободный (совершенный) рынок предполагает неограниченное число участников рыночных отношений, свободную конкуренцию между ними; возможность осуществлять любую хозяйственную деятельность; абсолютную мобильность факторов производства; неограниченную свободу передвижения капитала; наличие у каждого участника полной информации о рынке; производство однородных товаров; невозможность влиять на решения конкурентов неэкономическими методами; невозможность влиять на цены. В условиях свободного рынка рыночный механизм выступает единственным регулятором экономических и социальных процессов.

В условиях регулируемого рынка наряду с рыночным механизмом регулирующие функции выполняет государство. Регулируемый рынок — это результат гуманизации общества. Государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но таким образом, чтобы сохранить мотивацию к творчеству, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Вместе с тем неоправданное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации.

Деформированный рынок существует в условиях командно-административной системы хозяйства. Важнейшими чертами деформации рынка выступают: отсутствие многообразных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности; натуральное распределение факторов производства; монополизм производителя и торговца; несбалансированность спроса и предложения; скрытая инфляция; расцвет теневой экономики и др. Регулирование экономики в условиях деформированного рынка осуществляется государством путем централизованного, директивного планирования.

Рынок может существовать только тогда, когда его отдельные части  выполняют все необходимые функции, обеспечивающие процесс общественного  воспроизводства. Поэтому функциональная структура обязательно предполагает наличие трех его основных сегментов: рынка товаров и услуг, рынка капиталов и рынка рабочей силы.

Каждый из этих рынков имеет свою специфическую структуру. Так, рынок товаров и услуг распадается на множество специализированных рынков (рынок обуви, продуктов питания, туристических услуг и т.д.); рынок капиталов — на рынок денежного капитала и рынок ценных бумаг; рынок рабочей силы — на рынок квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, рынки по отдельным специальностям.

Современный рынок невозможен без  развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных  отраслей и организаций. 
 
Инфраструктура рынка – совокупность институтов, систем, учреждений, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.

Инфраструктура рынка выполняет  следующие функции:

Облегчает участникам рыночных отношений покупку или продажу товаров; 
Повышает эффективность и оперативность работы субъектов рынка; 
Организует оформление рыночных отношений; 
Облегчает экономический и юридический контроль.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка  представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка  включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Информация о работе Преимущества рыночной системы и ее несовершенства