Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение рыночного механизма, его сущности, функций.
Задачи курсовой работы состоят в изучении рыночного механизма, выявлении его преимуществ и несовершенств, а также, опираясь на результаты изучения, – проведение анализа экономических отношений, связанных с рынком спроса и предложения, рассмотрении проблем развития рынка в России.
ВВЕДЕНИЕ стр. 3-5
ГЛАВА 1. Рынок и механизм его функционирования
1.1. Понятие рынка, условия и причины его возникновения стр. 6-8
1.2. Субъекты рынка, его функциональное назначение стр. 8-10
1.3. Структура и инфраструктура рынка стр. 10-13
1.4. Преимущества и недостатки рынка стр. 13-18
ГЛАВА 2. Проблемы перехода к рыночной экономике. Тенденции современного рынка.
2.1. Проблема перехода к развитому рынку. стр. 18-20
2.2. Современный рынок. стр. 20-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 23-
Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на издержках производства ведет к загрязнению окружающей среды и истощению не воспроизводимых естественных ресурсов. Дело в том, что рынок игнорирует интересы тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара.
Социальная ограниченность рынка
заключается в том, что он не может
реализовать принцип социальной
справедливости. Вопрос о том, для кого
производить, решается в пользу тех, кто
имеет больший доход, богатство. Поэтому
многие жизненно необходимые товары и
услуги в рыночной экономике недоступны
семьям, имеющим низкий доход. Между тем
современная гуманистическая культура
требует обеспечить всем людям определенный
жизненный стандарт независимо от трудового
вклада. Рыночный механизм "невидимой
руки" в принципе не предназначен для
решения этой задачи.
Распределение доходов в рыночной
экономике не гарантирует каждому
человеку
приемлемый уровень дохода независимо
от наличия у него фактора производства
и итогов экономической деятельности.
В этом состоит некая социальная «несправедливость»
рынка.
Рыночное распределение доходов социально
«несправедливо» по отношению к нетрудоспособным,
неимущим, безработным, не желающим трудиться.
Государство организует перераспределение
доходов, которое должно осуществляться
в определенных пределах. На минимальную
границу влияет уровень жизни в стране,
текущее состояние экономики и выбранная
модель ее регулирования. Максимальная
граница обусловлена допустимыми размерами
социальных выплат и налогов, а также негативными
эффектами, которые могут деформировать
рынок рабочей силы и рыночный механизм
в целом.
Рыночный механизм так же не в
состоянии решить проблему инфляции.
Инфляция представляет собой одну из самых тяжелых болезней экономики в 20-21 вв. Ее грозные симптомы зафиксированы как в рыночных хозяйствах, так и нерыночных, где механизм рынка разрушен административно-командной системой.
«Инфляция - обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно». По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обращение товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция долго не задерживается там, а распространяется дальше, поражая производство и потребление.
Инфляция в принципе неустранима, поскольку современная экономика инфляционная по своему устройству. Антиинфляционное регулирование – бессрочная, постоянная функция государства. Причины инфляции обусловлены неправильной денежной политикой центрального банка; бюджетным дефицитом независимо от способа его устранения; инфляционными эффектами милитаризации экономики; монополизацией рынков, влияющей на интенсивность инфляционного процесса; внешнеэкономическими факторами.
Открытая инфляция проявляется в росте цен. Она деформирует, но не разрушает механизм рынка. Адаптивные инфляционные ожидания связаны с деформацией психологии потребителей и производителей в условиях инфляции. В основе инфляции издержек лежит взаимосвязь издержек и цен. Инфляция спроса характерна для экономики с чрезмерным использованием факторов производства, особенно труда. Неверные действия государства в сфере налогообложения могут привести к налоговой инфляции. Стремясь компенсировать будущие убытки, предприниматели провоцируют инфляцию ценовой накидки.
Подавленная инфляция парализует механизм рынка. При административном контроле цен со стороны государства она выражается в повсеместном дефиците товаров. Подавленная инфляция способствует развитию инфляции предложения, когда на потребительском рынке к избытку спроса добавляется постоянная нехватка предложения товаров.
Социальные последствия
Для производителей социальные последствия инфляции сказываются в утрате работниками стимулов к труду при подавленной инфляции; в отраслевых и региональных диспропорциях; в отрицательном влиянии на техническое состояние производства; в общем замедлении экономического развития.
Цель антиинфляционной политики состоит в установлении надежного контроля над инфляцией и поддержании небольшого темпа роста цен. Подавленную инфляцию следует перевести в открытую, с которой только и можно бороться. Антиинфляционные методы должны воздействовать непосредственно на устойчивое неравновесие рынков либо на механизмы инфляции.
Мы рассмотрели несовершенства, которые присутствуют в рыночной системе. Самым, на мой взгляд, весомым несовершенством является монополизация. Безусловно, она способна уничтожить то, что ее создало – рынок. Но все таки этого не случилось и не случится, монополизм ограничен, государство его полностью контролирует.
Еще один «паразит» рыночного механизма это инфляция, которую невозможно остановить, но можно сократить, чем собственно и занимаются экономисты.
ГЛАВА 2. Проблемы перехода
к рыночной экономике. Тенденции современного
рынка.
2.1. Проблема перехода к развитому рынку.
Чтобы перейти к современной рыночной экономике, приходится преодолевать большие трудности. Они связаны, прежде всего, с тем, что между стартом – абсолютной монополией – и финишем – развитым рынком, дистанция огромного размера.
После второй мировой войны государственный монополизм преодолевался в Испании, Японии, Чили и других странах. Накопленный здесь опыт показывает, что для перехода к развитому рынку надо решить ряд непростых проблем с учётом, разумеется, национальных особенностей каждой страны.
Одна из таких проблем – формирование многомиллионного отряда предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил такую закономерность. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее будет расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между ними, в результате чего снижаются цены, и уменьшается прибыль фирм. В итоге возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество и удешевлять производство товаров и услуг.
Другой проблемой является создание рыночной инфраструктуры, способной наладить нормальные экономические связи между субъектами рынка. Для этого организуется, в частности, сеть бирж и страховых компаний, в определённой степени ограждающих предпринимателей от риска. Вместо государственной системы материально – технического снабжения возникают товарные биржи. Создаются фондовые биржи – свободные рынки ценных бумаг (акции и облигации). Наконец, государственные органы учреждают биржи труда, которые помогают незанятым людям устроится на работу.
Чтобы наладить нормальные народнохозяйственные связи между всеми субъектами хозяйствования, требуется решить сложную проблему – установить рыночное равновесие между платёжеспособным спросом и предложением товаров в общегосударственном масштабе. Такая задача решается путём необходимого развития отечественного товарного производства и упорядочение ценообразования. Когда будет создан развитый рынок, освобожденные от жесткого государственного контроля цены будут стремиться к уровню равновесия, который в равной мере выгоден и продавцам, и покупателям. Вместе с тем на государство возлагается задача – регулировать инфляционные процессы.
За последний период наша страна продвинулась к развитому рынку незначительно. Выявились и отрицательные тенденции – тоже результат поучительный. Сейчас более чётко, чем вначале, обозначились задачи, требующие разрешения в теории и на практике.
Одна из первостепенных задач – проведение демонополизации рынка и развитие цивилизованных форм конкуренции.
Движение от полностью монополизированного рынка началось, и до сих пор продолжается без каких – либо существенных изменений состояния российского рынка. Слабо выполняются законодательно провозглашенные меры по ограничению монополистической деятельности и развитию конкуренции. Поэтому, например, либерализация цен проводилась руками монополий и в их интересах.
Важно решить и другую задачу – полностью развить всю систему рынков. Рыночные преобразования в нашей стране начались с полного разрушения системы государственного материально – технического снабжения. Однако взамен её не был создан аналогичный рынок производственного оборудования, а также рынок оптовой торговли. Нормальной экономики не может быть без рынка недвижимости (земли, жилья) и без рынка ценных бумаг. Ещё предстоит в полной мере воссоздать все звенья развитой рыночной системы.
При реформировании российской экономики
требуется выполнить следующую
целевую установку – правильно
выбрать тип и структуру
Наша страна всё-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992 г. Правда речь идёт о возникновении с самого начала множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, где ведётся индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Каждому гражданину было предоставлено право торговать чем угодно и где угодно. При этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной контроль.
Опыт показал, что необходимо создавать
рынок как социальный институт. Самодвижение
к цивилизованному рынку надо начинать
с разработки множества правовых норм
и законов, регулирующих рыночную экономику.
В условиях
административной экономики типичным
было уравнительное распределение денежных
доходов. Социальная дифференциация зависела
не от уровня доходов, а от доступа к дефицитным
материальным, духовным и социальным благам.
Рыночные реформы приводят не только к
ликвидации дефицита жизненных благ, но
и к значительной дифференциации личных
номинальных и реальных доходов населения.
С
одной стороны, часть населения использует
легальные возможности для увеличения
доходов в условиях рынка за счет принадлежности
к фирме или сектору экономики, продукция
которых пользуется высоким спросом (экспортные
и высокомонополизированные сектора,
сфера финансов), открытия собственного
дела, получения крупного пакета акций
в результате приватизации и т. п.
Наряду
с перечисленными, существовали и «особые»
возможности для быстрого обогащения
некоторых слоев населения. С другой стороны,
наблюдаются негативные тенденции в динамике
жизненного уровня работников, занятых
в бюджетных отраслях, отраслях обрабатывающей
и легкой промышленности, неконкурентоспособных
на мировом рынке и производящих продукцию,
спрос на которую высокоэластичен по цене,
а также пенсионеров, многодетных семей,
инвалидов.
Их накопления и текущие доходы
оказываются обесцененными инфляцией.
Цена
реформ для большинства населения весьма
высока. Так, численность населения с доходом
меньше установленного прожиточного минимума
вскоре после либерализации цен 1992 г. составила
35,5% всего населения. Соотношение доходов
20%-ных групп населения в 1995 г. в России
иллюстрируется на рис. 18.1 кривой Лоренца,
которая показывает значительную дифференциацию
доходов.
2.2. Современный рынок. В ХХ в., особенно во второй его половине,
в корне изменилось состояние
рынка. Однако в учении о рынке
эти изменения долгое время не
получали адекватного отражения. Сторонники
новоклассического направления
экономической теории отстаивали устаревшую
догму о совершенной
В начале 30-х годов в экономической
теории произошла своеобразная, по
оценке некоторых учённых, революция,
которая покончила с догмой о
совершенной конкуренции. С решительной
критикой новоконсервативной концепции
конкуренции выступила
Существенный вклад в
Вышесказанное можно понять, если выявить новые тенденции, которые свойственны развитию рыночному механизма во второй половине ХХ в. Первая тенденция рынка – к усилению монополизации рынка. Научно-техническая революция вызвала переход к гораздо более высокому уровню укрупнения хозяйства (к объединению предприятий в различные комплексы). Централизация производства привела к образованию мощных монополий, охватывающих национальное экономическое пространство. Вторая тенденция рынка –
обострению
конкуренции. Научно-техническая революция
необыкновенно ускорила совершенствование
технической базы производства. В связи
с этим резко ускорилось соперничество,
особенно в области внедрения новейших
достижений техники и технологии. Ориентиром в этом отношении служит определение рейтинга в глобальной конкуренции. Так, согласно опросам, проводимым Международным экономическим форумом, в 1990-х гг. наиболее конкурентной страной признавались США. Ближе всего к ней стояли Сингапур, Гонконг и малые европейские страны. Между тем с 1992 по 1997 г. в этом рейтинге Япония спустилась со 2 на 10 место, Германия — с 5 на 14, Франция — с 15 на 19. Россия устойчиво занимала 46 место. Итак, очевидно, что в современный период характерен необычное
сочетание конкуренции и монополии. В настоящее время в России полным
ходом идет развитие рыночной экономики.
Проведение реформ и развитие рыночных
отношений определили необходимость
формирования и развития новых форм
хозяйствования, в частности, предприятия
малого и среднего бизнеса. Стратегическая
цель переходного периода в России – это формирование
эффективной рыночной экономики с сильной
социальной ориентацией. Сложившаяся в первой половине 90-х
гг. российская модель рыночной экономики
включает ряд черт, унаследованных
из исторического прошлого. Государство
даже после приватизации немалой
части собственности по- В Российской Федерации в последние годы постепенно складываются условия, способствующие становлению и развитию экономической свободы. Приняты Конституция России, Гражданский кодекс, Кодекс о земле, Трудовой кодекс РФ. Одним из важных условий формирования рыночных отношений в России можно считать становление и развитие рыночных институтов. Формируется рыночная инфраструктура, рыночные финансовые механизмы и инструменты. Однако этот процесс находиться пока еще находиться в начальной стадии своего формирования и развития. В начале современного переходного
периода преобладала точка |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей. Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив. Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей.
В работе приведены множественные определения рынка, из чего следует, что понятие рынок не так однозначно и рассматривать его нужно с разных сторон.
Рынок в общественном производстве
играет большую роль: он подает сигнал
производству – что, в каком объеме,
и какой структуре следует
производить; уравновешивает спрос
и предложение, обеспечивает сбалансированность
экономики; дифференцирует товаропроизводителей
в соответствии с эффективностью
их работы и нацеленностью на покрытие
рыночного спроса; «убирает»
Несмотря на наличие весомых минусов данной системы, следует учесть тот факт, что многие продолжают придерживаться именно системы рыночного регулирования экономики. В связи с этим следует умозаключение – рыночный механизм совершенная на данный момент времени система с устойчивой структурой и собственными закономерностями.
В рыночной экономике благосостояние
каждого определяется тем, насколько
успешно он может продать на рынке
товар, которым владеет. Тот, кто предложил
покупателям наилучший товар и на более
выгодных условиях, оказывается победителем
в конкурентной борьбе. Выживают сильнейшие.
Именно рыночная система оказалась наиболее
сильной, что позволило ей приобрести
мировую практику. Такая система, пусть
приобретенная не так давно, стала популярна
в нашей стране и успешно развивается.
Мы постепенно проходим все стадии, спады
и взлеты и продолжаем придерживаться
этой системы.
В то время как определенный порядок
в рыночной экономике устанавливается
сам собой, без вмешательства
извне, административно-командная
экономика стремится навязать жесткий
порядок сверху, тем самым устраняя
конкуренцию и соперничество
между производителями и
Информация о работе Преимущества рыночной системы и ее несовершенства