Преимущества рыночной системы и ее несовершенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение рыночного механизма, его сущности, функций.
Задачи курсовой работы состоят в изучении рыночного механизма, выявлении его преимуществ и несовершенств, а также, опираясь на результаты изучения, – проведение анализа экономических отношений, связанных с рынком спроса и предложения, рассмотрении проблем развития рынка в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ стр. 3-5

ГЛАВА 1. Рынок и механизм его функционирования
1.1. Понятие рынка, условия и причины его возникновения стр. 6-8
1.2. Субъекты рынка, его функциональное назначение стр. 8-10
1.3. Структура и инфраструктура рынка стр. 10-13
1.4. Преимущества и недостатки рынка стр. 13-18
ГЛАВА 2. Проблемы перехода к рыночной экономике. Тенденции современного рынка.
2.1. Проблема перехода к развитому рынку. стр. 18-20
2.2. Современный рынок. стр. 20-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 23-

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 136.54 Кб (Скачать файл)

 

Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на издержках производства ведет к загрязнению окружающей среды и истощению не воспроизводимых естественных ресурсов. Дело в том, что рынок игнорирует интересы тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара.

 
Социальная ограниченность рынка  заключается в том, что он не может  реализовать принцип социальной справедливости. Вопрос о том, для кого производить, решается в пользу тех, кто имеет больший доход, богатство. Поэтому многие жизненно необходимые товары и услуги в рыночной экономике недоступны семьям, имеющим низкий доход. Между тем современная гуманистическая культура требует обеспечить всем людям определенный жизненный стандарт независимо от трудового вклада. Рыночный механизм "невидимой руки" в принципе не предназначен для решения этой задачи.

 

Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому  человеку 
приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности. В этом состоит некая социальная «несправедливость» рынка. 
Рыночное распределение доходов социально «несправедливо» по отношению к нетрудоспособным, неимущим, безработным, не желающим трудиться. Государство организует перераспределение доходов, которое должно осуществляться в определенных пределах. На минимальную границу влияет уровень жизни в стране, текущее состояние экономики и выбранная модель ее регулирования. Максимальная граница обусловлена допустимыми размерами социальных выплат и налогов, а также негативными эффектами, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом.

 
Рыночный механизм так же не в  состоянии решить проблему инфляции.

Инфляция представляет собой одну из самых тяжелых болезней экономики  в 20-21 вв. Ее грозные симптомы зафиксированы как в рыночных хозяйствах, так и нерыночных, где механизм рынка разрушен административно-командной системой.

«Инфляция - обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно». По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обращение товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция долго не задерживается там, а распространяется дальше, поражая производство и потребление.

Инфляция в принципе неустранима, поскольку современная экономика инфляционная по своему устройству. Антиинфляционное регулирование – бессрочная, постоянная функция государства. Причины инфляции обусловлены неправильной денежной политикой центрального банка; бюджетным дефицитом независимо от способа его устранения; инфляционными эффектами милитаризации экономики; монополизацией рынков, влияющей на интенсивность инфляционного процесса; внешнеэкономическими факторами.

Открытая инфляция проявляется  в росте цен. Она деформирует, но не разрушает механизм рынка. Адаптивные инфляционные ожидания связаны с деформацией психологии потребителей и производителей в условиях инфляции. В основе инфляции издержек лежит взаимосвязь издержек и цен. Инфляция спроса характерна для экономики с чрезмерным использованием факторов производства, особенно труда. Неверные действия государства в сфере налогообложения могут привести к налоговой инфляции. Стремясь компенсировать будущие убытки, предприниматели провоцируют инфляцию ценовой накидки.

Подавленная инфляция парализует механизм рынка. При административном контроле цен со стороны государства она выражается в повсеместном дефиците товаров. Подавленная инфляция способствует развитию инфляции предложения, когда на потребительском рынке к избытку спроса добавляется постоянная нехватка предложения товаров.

Социальные последствия инфляции для потребителей связаны с падением реальной ценности личных сбережений, снижением текущих реальных доходов. Неминуемо социальное расслоение и углубление имущественного неравенства населения.

Для производителей социальные последствия инфляции сказываются в утрате работниками стимулов к труду при подавленной инфляции; в отраслевых и региональных диспропорциях; в отрицательном влиянии на техническое состояние производства; в общем замедлении экономического развития.

Цель антиинфляционной политики состоит в установлении надежного контроля над инфляцией и поддержании небольшого темпа роста цен. Подавленную инфляцию следует перевести в открытую, с которой только и можно бороться. Антиинфляционные методы должны воздействовать непосредственно на устойчивое неравновесие рынков либо на механизмы инфляции.

 

Мы рассмотрели несовершенства, которые присутствуют в рыночной системе. Самым, на мой взгляд, весомым несовершенством является монополизация. Безусловно, она способна уничтожить то, что ее создало – рынок. Но все таки этого не случилось и не случится, монополизм ограничен, государство его полностью контролирует.

 

Еще один «паразит» рыночного механизма  это инфляция, которую невозможно остановить, но можно сократить, чем  собственно и занимаются экономисты.

 

 
ГЛАВА 2. Проблемы перехода к рыночной экономике. Тенденции современного рынка. 
 
2.1. Проблема перехода к развитому рынку.

 

Чтобы перейти к современной  рыночной экономике, приходится преодолевать большие трудности. Они связаны, прежде всего, с тем, что между стартом – абсолютной монополией – и финишем – развитым рынком, дистанция огромного размера.

 

После второй мировой войны государственный  монополизм преодолевался в Испании, Японии, Чили и других странах. Накопленный здесь опыт показывает, что для перехода к развитому рынку надо решить ряд непростых проблем с учётом, разумеется, национальных особенностей каждой страны.

Одна из таких проблем – формирование многомиллионного отряда предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил такую закономерность. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее будет расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между ними, в результате чего снижаются цены, и уменьшается прибыль фирм. В итоге возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество и удешевлять производство товаров и услуг.

Другой проблемой является создание рыночной инфраструктуры, способной  наладить нормальные экономические  связи между субъектами рынка. Для этого организуется, в частности, сеть бирж и страховых компаний, в определённой степени ограждающих предпринимателей от риска. Вместо государственной системы материально – технического снабжения возникают товарные биржи. Создаются фондовые биржи – свободные рынки ценных бумаг (акции и облигации). Наконец, государственные органы учреждают биржи труда, которые помогают незанятым людям устроится на работу.

Чтобы наладить нормальные народнохозяйственные связи между всеми субъектами хозяйствования, требуется решить сложную  проблему – установить рыночное равновесие между платёжеспособным спросом  и предложением товаров в общегосударственном  масштабе. Такая задача решается путём необходимого развития отечественного товарного производства и упорядочение ценообразования. Когда будет создан развитый рынок, освобожденные от жесткого государственного контроля цены будут стремиться к уровню равновесия, который в равной мере выгоден и продавцам, и покупателям. Вместе с тем на государство возлагается задача – регулировать инфляционные процессы.

 

За последний период наша страна продвинулась к развитому рынку  незначительно. Выявились и отрицательные тенденции – тоже результат поучительный. Сейчас более чётко, чем вначале, обозначились задачи, требующие разрешения в теории и на практике.

Одна из первостепенных задач –  проведение демонополизации рынка  и развитие цивилизованных форм конкуренции.

Движение от полностью монополизированного  рынка началось, и до сих пор  продолжается без каких – либо существенных изменений состояния  российского рынка. Слабо выполняются законодательно провозглашенные меры по ограничению монополистической деятельности и развитию конкуренции. Поэтому, например, либерализация цен проводилась руками монополий и в их интересах.

Важно решить и другую задачу –  полностью развить всю систему  рынков. Рыночные преобразования в нашей стране начались с полного разрушения системы государственного материально – технического снабжения. Однако взамен её не был создан аналогичный рынок производственного оборудования, а также рынок оптовой торговли. Нормальной экономики не может быть без рынка недвижимости (земли, жилья) и без рынка ценных бумаг. Ещё предстоит в полной мере воссоздать все звенья развитой рыночной системы.

 

При реформировании российской экономики  требуется выполнить следующую  целевую установку – правильно  выбрать тип и структуру рыночных отношений.

Наша страна всё-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992 г. Правда речь идёт о возникновении с самого начала множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, где ведётся индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Каждому гражданину было предоставлено право торговать чем угодно и где угодно. При этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной контроль.

 

Опыт показал, что необходимо создавать рынок как социальный институт. Самодвижение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику. 

В условиях административной экономики типичным было уравнительное распределение денежных доходов. Социальная дифференциация зависела не от уровня доходов, а от доступа к дефицитным материальным, духовным и социальным благам. Рыночные реформы приводят не только к ликвидации дефицита жизненных благ, но и к значительной дифференциации личных номинальных и реальных доходов населения.
С одной стороны, часть населения использует легальные возможности для увеличения доходов в условиях рынка за счет принадлежности к фирме или сектору экономики, продукция которых пользуется высоким спросом (экспортные и высокомонополизированные сектора, сфера финансов), открытия собственного дела, получения крупного пакета акций в результате приватизации и т. п.
Наряду с перечисленными, существовали и «особые» возможности для быстрого обогащения некоторых слоев населения. С другой стороны, наблюдаются негативные тенденции в динамике жизненного уровня работников, занятых в бюджетных отраслях, отраслях обрабатывающей и легкой промышленности, неконкурентоспособных на мировом рынке и производящих продукцию, спрос на которую высокоэластичен по цене, а также пенсионеров, многодетных семей, инвалидов.
Их накопления и текущие доходы оказываются обесцененными инфляцией.
Цена реформ для большинства населения весьма высока. Так, численность населения с доходом меньше установленного прожиточного минимума вскоре после либерализации цен 1992 г. составила 35,5% всего населения. Соотношение доходов 20%-ных групп населения в 1995 г. в России иллюстрируется на рис. 18.1 кривой Лоренца, которая показывает значительную дифференциацию доходов.
  
Прямая линия иллюстрирует равномерное распределение доходов (20% населения получает 20% доходов, 40% населения — 40% доходов и т. д.). Чем сильнее кривая Лоренца отклоняется вниз от прямой, тем больше дифференциация доходов в обществе.

 
 
Несмотря на то что административно-плановая система была малоэффективной, она  имела известную устойчивость, которая  достигалась благодаря применению дешевых природных и людских  ресурсов. Определенную роль в сохранении устойчивости административно-плановой системы сыграл теневой рынок. Тем  не менее существование административноплановой  системы сопровождалось снижением  эффективности производства, падением темпов прироста ВВП, деформацией структуры  экономики, растущим дефицитом товаров  и услуг, ростом дефицита государственного бюджета, увеличением внешнего долга  и сокращением валютных резервов. Эти процессы в конечном итоге  привели к кризису административноплановой  системы и ее распаду. Это предопределило объективную необходимость перехода к рыночной экономике и осуществления  следующих элементов рыночных реформ:
макроэкономическая стабилизация;
структурная перестройка экономики;
создание эффективной системы социальной защиты населения.
   Переход к рыночной экономике является болезненным процессом и, как правило, сопровождается длительным спадом производства, острой инфляцией, устойчивой безработицей. Поэтому большое значение в проведении рыночных реформ имеет макроэкономическая стабилизация экономики.
   Структурная перестройка — это комплекс институциональных преобразований.
Приватизация представляет собой процесс передачи предприятий, находящихся в государственной собственности, в собственность отдельных физических или юридических лиц. Приватизация не является достаточным условием создания конкурентной среды, развития и функционирования рыночной экономики. Поэтому важное условие перехода к рыночной системе — демонополизация экономики, которая обеспечивается как на основе законодательного пресечения злоупотреблений фирмами, занимающими доминирующее положение на рынках, так и путем открытия внутреннего рынка иностранным конкурентам.
Переход к рыночной экономике предполагает создание рыночной инфраструктуры, для чего необходимы организация адекватной рынку оптовой и розничной торговой системы, кредитных и финансовых институтов, формирование рынка труда и системы регулирования занятости, проведение институциональной реформы в сельском хозяйстве, основанной на введении права частной собственности на землю и развитии фермерского хозяйства. Важным условием перехода к рыночной экономике выступает и осуществление налоговой реформы.
Переход к рынку предполагает также проведение глубоких реформ в социальной сфере, направленных на совершенствование пенсионного обеспечения населения, развитие образования и здравоохранения. При этом должно быть обеспечено сочетание государственного финансирования социальной сферы и рыночных принципов ее функционирования

2.2. Современный рынок.

В ХХ в., особенно во второй его половине, в корне изменилось состояние  рынка. Однако в учении о рынке  эти изменения долгое время не получали адекватного отражения. Сторонники новоклассического направления  экономической теории отстаивали устаревшую догму о совершенной конкуренции. Согласно их взглядам рынок совершенной  конкуренции состоит из множества мелких фирм. Из-за своих небольших размеров предприятия не могут влиять на рыночную цену. Они производят одинаковою продукцию. Покупатели имеют “совершенное знание” о качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Совершенная конкуренция является чистой – не зависит от вмешательства государства и монополий.

 

В начале 30-х годов в экономической  теории произошла своеобразная, по оценке некоторых учённых, революция, которая покончила с догмой о  совершенной конкуренции. С решительной  критикой новоконсервативной концепции  конкуренции выступила профессор  Кембриджского университета (Великобритания) Джоан Робинсон. В работе “Экономическая теория несовершенной конкуренции” (1933) она заявила: “Исследование  различных закономерностей экономической  теории принято начинать рассмотрением  условий совершенной конкуренции, трактуя затем монополию как  соответствующий особый случай…  правильнее начинать исследование рассмотрением  монополии, трактуя условия совершенной  конкуренции как особый случай”.

 

Существенный вклад в понимание  несовершенной конкуренции внёс американский экономист Эдуард Чемберлен. В книге “Теория монополистической  конкуренции” (1933) он разъяснил, что  реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих  факторов.

 

Вышесказанное можно понять, если выявить новые тенденции, которые свойственны развитию рыночному механизма во второй половине ХХ в.

Первая тенденция рынка –  к усилению монополизации рынка. Научно-техническая революция вызвала переход к гораздо более высокому уровню укрупнения хозяйства (к объединению предприятий в различные комплексы). Централизация производства привела к образованию мощных монополий, охватывающих национальное экономическое пространство.

Вторая тенденция рынка –  обострению конкуренции. Научно-техническая революция необыкновенно ускорила совершенствование технической базы производства. В связи с этим резко ускорилось соперничество, особенно в области внедрения новейших достижений техники и технологии. 
 
Таким образом, на исходе XX столетия сложилась парадоксальная ситуация: на рынке одновременно усиливают свои позиции прямо противоположные виды взаимодействия субъектов хозяйствования. Столкновение двух указанных тенденций ведет к следующим последствиям: 
Во-первых, в корне меняется экономическая роль многих монополий. Для конца XIX — первой половины XX в. традиционным было стремление монополий тормозить применение научно-технических нововведений, чтобы не допускать снижения рыночных цен. Но сейчас крупные хозяйственные объединения становятся легальными монополиями и в течение определенного срока используют патентное право для обновления технологии. 
Во-вторых, внедрение достижений научно-технической революции требует крупных материальных затрат. Как правило, такие затраты не способны осуществлять мелкие предприятия, типичные для свободной конкуренции. В отличие от них монополии с их высокими доходами могут в своей отрасли добиться первенства в научно-техническом прогрессе. Этим они упрочивают свое преобладающее положение на рынке. 
В-третьих, в последние годы важное значение приобрело участие крупных хозяйственных объединений в глобальной конкуренции, направленной на завоевание мирового рыночного пространства. Во многих странах государство оказывает национальным монополиям помощь в освоении новейших научно-технических достижений, в подготовке научных и инженерных кадров, а так же обеспечивает их другими экономическими преимуществами.

Ориентиром в этом отношении  служит определение рейтинга в глобальной конкуренции. Так, согласно опросам, проводимым Международным экономическим форумом, в 1990-х гг. наиболее конкурентной страной признавались США. Ближе всего к ней стояли Сингапур, Гонконг и малые европейские страны. Между тем с 1992 по 1997 г. в этом рейтинге Япония спустилась со 2 на 10 место, Германия — с 5 на 14, Франция — с 15 на 19. Россия устойчиво занимала 46 место.

Итак, очевидно, что в современный период характерен необычное сочетание конкуренции и монополии. 
 

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость  формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия  малого и среднего бизнеса. Стратегическая цель переходного периода в России – это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. 

Сложившаяся в первой половине 90-х  гг. российская модель рыночной экономики  включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство  даже после приватизации немалой  части собственности по-прежнему располагает мощным государственным  сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности. 
Вместе с тем государство, утратив в ходе приватизации немалую часть прежних источников доходов, сохранило непосильный для него объем финансовых обязательств, что обусловливает затяжной кризис госбюджета.

В Российской Федерации в последние  годы постепенно складываются условия, способствующие становлению и развитию экономической свободы. Приняты  Конституция России, Гражданский  кодекс, Кодекс о земле, Трудовой кодекс РФ. Одним из важных условий формирования рыночных отношений в России можно  считать становление и развитие рыночных институтов. Формируется рыночная инфраструктура, рыночные финансовые механизмы и инструменты. Однако этот процесс находиться пока еще  находиться в начальной стадии своего формирования и развития.

В начале современного переходного  периода преобладала точка зрения, что в России будет постепенно складываться модель экономики либерального типа. теперь через годы реформ, многие ученые и практики склоняются к тому, что для России наиболее предпочтительной моделью может стать смешанная  регулируемая экономика. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей. Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив. Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей.

 

В работе приведены множественные определения рынка, из чего следует, что понятие рынок не так однозначно и рассматривать его нужно с разных сторон.

 

Рынок в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует  производить; уравновешивает спрос  и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных  предприятий и «свертывает» устаревшее производство.

 

Несмотря на наличие весомых  минусов данной системы, следует учесть тот факт, что многие продолжают придерживаться именно системы рыночного регулирования экономики. В связи с этим следует умозаключение – рыночный механизм совершенная на данный момент времени система с устойчивой структурой и собственными закономерностями.

 

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько  успешно он может продать на рынке  товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе. Выживают сильнейшие.  
Именно рыночная система оказалась наиболее сильной, что позволило ей приобрести мировую практику. Такая система, пусть приобретенная не так давно, стала популярна в нашей стране и успешно развивается. Мы постепенно проходим все стадии, спады и взлеты и продолжаем придерживаться этой системы.

 
В то время как определенный порядок  в рыночной экономике устанавливается  сам собой, без вмешательства  извне, администра­тивно-командная  экономика стремится навязать жесткий  порядок сверху, тем самым устраняя конкуренцию и соперничество  между производителями и потребителями. Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее, она является весьма эффективным средством стимулирования личной инициативы, предприимчивости и производительности общественного труда. Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. При плановой системе хозяйствования государство диктовало производству, что и в каком количестве производить, по каким ценам и кому продавать. В результате, производство утратило функции адаптации к нуждам потребителей, и не было заинтересовано в совершенствовании качества и ассортимента выпускаемой продукции. Кроме того, централизованное распределение ресурсов привело к неэффективному их расходованию и преобладанию в экономике ресурсоемкого производства. Следствием такой организации производства стало то, что экономический рост происходил за счет вовлечения в производство все большего количества ресурсов, а не за счет эффективного использования уже имеющихся ресурсов.

Информация о работе Преимущества рыночной системы и ее несовершенства