Прибыль и рентабельность, их роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы рассмотреть прибыль и рентабельность ООО «Зенит» для этого поставлены следующие задачи:
изучить роль прибыли и рентабельности;
2. провести анализ формирования и распределения прибыли на предприятии;
3. сделать анализ рентабельности.
4. разобрать существующие резервы ООО «Зенит» по увеличению прибыли.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……………... 4
1 Прибыль и рентабельность, их роль в рыночной экономике ……………………...6
2 Распределение и использование прибыли на предприятии………………………...9
3 Анализ прибыльности и рентабельности в ООО «Зенит»…………….…..............15
3.1 Анализ формирования и распределения прибыли………………………………..15
3.2 Анализ рентабельности………………………………………………………....….17
3.3 Существующие резервы предприятия по увеличению прибыли………...……...21
Заключение…………………………………………………………………………….24
Глоссарий………………………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………………………27
Приложения ……………………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Анализ прибыли и рентабельности.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

          Содержание

 

Введение………………………………………………………………….……………... 4

1 Прибыль и рентабельность, их роль в рыночной экономике ……………………...6

2 Распределение и использование прибыли на предприятии………………………...9

3 Анализ прибыльности  и рентабельности в ООО «Зенит»…………….…..............15

3.1 Анализ формирования и распределения  прибыли………………………………..15

3.2 Анализ рентабельности………………………………………………………....….17

3.3 Существующие резервы предприятия по увеличению прибыли………...……...21

Заключение…………………………………………………………………………….24

Глоссарий………………………………………………………………………………26

Список использованных источников…………………………………………………27

Приложения ……………………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу  необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать экономическое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия –  важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся на распоряжении.

Тема курсовой работы является актуальной, так как прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и традиционно считается основной целью деятельности любой коммерческой организации.

Каждое предприятие, фирма прежде, чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход она сможет получить.

          Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

     Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности, а в условиях товарно-денежных отношений на уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.

 Цель данной курсовой работы рассмотреть прибыль и рентабельность  ООО  «Зенит» для этого  поставлены следующие задачи:

  1. изучить роль прибыли  и рентабельности;

     2.  провести анализ формирования и распределения прибыли на предприятии;

     3. сделать  анализ рентабельности.

    4. разобрать существующие резервы ООО «Зенит» по увеличению прибыли.

Объектом исследования является предприятие ООО «Зенит». Это производственное предприятие, которое занимается лесозаготовками, лесопилением, деревообработкой.

В курсовой работы  использованы методы исследования следующие: изучение и анализ научной литературы; обобщение отечественной и зарубежной литературы.

Конечной продукцией являются пиломатериалы, которые предприятие реализует как на внутреннем, так и на внешних рынках. В настоящее время на предприятии работает около 67 человек.

Величина прибыли зависит от двух основных факторов:

1) уровня себестоимости товара;

2) уровня оптовых цен.

       При  стабильных  экономических условиях хозяйствования  основной  путь увеличения прибыли  от реализации продукции состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат.

       Прибыль образуется  не одинаково в разных областях  экономики: в производстве, торговле  и банковском деле.

       При нормальном  состоянии экономики использование  части прибыли для увеличения  доходов работников позволит заинтересовать их в экономически эффективном использовании общего имущества, увеличении массы и нормы прибыли.

 

 

 

 

 

 

1. Прибыль и рентабельность, их роль в рыночной экономике

 

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности. Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах, общим результатом которых является прибыль.

Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов. То есть прибыль – основной источник производственного и социального развития предприятия, а с другой стороны – она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство. [2]

             Прибыль – это часть чистого  дохода, который непосредственно  получает предприятие после реализации  произведенной продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Значит, чем больше предприятие произведет и реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Следовательно, прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия  и является основным критерием эффективности его работы. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции. Для предприятия большое значение имеет размер прибыли.

         Величина  нормы прибыли определяется главным  экономическим фактором величиной массы прибыли. Все, что умножает массу, прямо сказывается на степени выгодности бизнеса.

       Прибыльность зависит также от структуры авансированных производство средств, а именно от удельного веса расходов оплату труда работников [6].

        Предположим, на двух предприятиях применен одинаковый по величине авансированный капитал. Но на первом из них израсходовано относительно больше денег наем рабочей силы. Тогда именно здесь — при прочих равных условиях будет создано больше прибыли, а стало быть, будет выше ее норма.

         На годовую  норму прибыли воздействует скорость оборота средств, затраченных на производство. Когда эта скорость возрастает, то к предпринимателю быстрее возвращаются израсходованные им деньги, в том числе использованные на заработную плату. В таком случае при прежней величине капитала увеличиваются размеры производства, возрастает прибыль, а в итоге увеличивается эффективность бизнеса.

Повышению прибыли способствует экономия затрат средства производства. Сбережение достигается благодаря внедрению прогрессивной техники и технологии, увеличению количества рабочих смен в течение суток и др. В результате снижается себестоимость продукции и соответственно увеличивается доход фирмы.

Абсолютная сумма полученной прибыли не может полностью охарактеризовать эффективность работы предприятия, так как на ее величину оказывает влияние масштаб производства. Поэтому крупные предприятия, даже хуже работающие, по сравнению с малым предприятием, может получить большую сумму прибыли [4].

Для оценки эффективности работы предприятия следует сопоставить полученную прибыль с затраченными ресурсами. Этот отличительный показатель называется рентабельностью. Рентабельность характеризует прибыльность (убыточность) производственной деятельности за определенный период.

Различают следующие показатели рентабельности:

1. рентабельность продукции представляет собой отношение прибыли от реализации к полной себестоимости продукции. Она показывает целесообразность производства  данной продукции;

2. рентабельность производства (или имущества активов) – есть отношение балансовой прибыли к стоимости всего имущества предприятия; показывает, как результативно используется имущество (активы) предприятия;

3. рентабельность продаж – есть отношение прибыли от реализации продукции к объему продаж (выручки от реализации);

4. рентабельность собственного капитала – есть отношение балансовой прибыли к собственному капиталу предприятия.

Основными путями повышения рентабельности на предприятии являются:

      • снижение затрат на производство и реализацию продукции;  
      • наращивание объемов производства продукции;  
      • рост цен на продукцию в результатё улучшения ее качества;  
      • улучшение использования производственных фондов;  
      • совершенствование структуры капитала и источников его формирования;  
      • повышение уровня организации производства и управления.

Показатели рентабельности позволяют судить об экономической деятельности предприятия и о возможностях расширения производства за счет собственных накоплений [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Распределение и использование  прибыли на предприятии

 

         Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется лишь в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно. Принципы распределение прибыли можно сформулировать следующим образом:

  1. прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между  государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
  2. прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых могут быть изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
  3. величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
  4. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только остальной части на потребление.

         Одним из основных налогов, уплачиваемых предприятиями, является налог на прибыль, взимаемый с налогооблагаемой (расчетной) прибыли по ставке 35%, из которых 13% перечисляются в федеральный бюджет и до 22% — в местные бюджеты [10].

           Расчет налогооблагаемой (расчетной) прибыли производится в такой последовательности.  
            Первоначально определяется общая (валовая) прибыль, которая учитывает прибыль от всей деятельности предприятия.

       Основную часть валовой прибыли предприятия получают от реализации товарной продукции путем вычета из общей суммы выручки от реализации продукции в действующих ценах без НДС и акцизов затрат на производство и реализацию товарной продукции.

Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся: ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда и др.

К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, сроки полезного использования активов, система налогообложения и др.

Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.

В состав валовой прибыли включается прибыль (или убытки) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т. е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия.  
        В состав валовой прибыли входит также прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества, которая рассчитывается как разница между продажной ценой и остаточной стоимостью.

Важным элементом валовой прибыли являются внереализационные доходы и расходы, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции, но значение которых усиливается в условиях развития предпринимательства [12].

         Валовая прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли): от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды, проценты, полученные по акциям, облигациям и другим ценным, бумагам, принадлежащим данному предприятию; от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах; от работы казино, видеосалонов, игровых автоматов. Эти виды доходов (прибыли) являются объектом самостоятельного обложения налогом.

Информация о работе Прибыль и рентабельность, их роль в рыночной экономике