Прибыль организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Экономическая устойчивость и эффективность деятельности предприятия, его платеже- и конкурентоспособность в значительной степени определяются интенсивностью генерирования прибыли. Прибыль является главным источником текущего и стратегического развития предприятия, индикатором его кредитоспособности. Прибыль и связанные с нею возможности роста бизнеса и капитала представляют собой основной интерес собственников предприятия. Уровень прибыльности лежит в основе оценки стоимости предприятия, а также курса акций акционерных обществ на рынке ценных бумаг.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1.Сущность прибыли………………………………………………………………..5
1.1. Определение понятия «прибыль»……………………………………………….5
1.2. Функции прибыли………………………………………………………………..9
2.Факторы, влияющие на прибыль, и резервы ее увеличения………………13
2.1. Основные факторы, влияющие на прибыль…………………………………..13
2.2. Резервы увеличения прибыли………………………………………………….15
Практическое задание …………………………………………………………….20
Задание №1…………………………………………………………………………..20
Задание №2…………………………………………………………………………..21
Задание №3………………………………………………………………………..…31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Текст работы_Финансовый_менеджмент.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Содержание  контрольной работы

 

Введение………………………………………………………………………………3

1.Сущность прибыли………………………………………………………………..5

1.1. Определение понятия  «прибыль»……………………………………………….5

1.2. Функции прибыли………………………………………………………………..9

2.Факторы, влияющие  на прибыль, и резервы ее увеличения………………13

2.1. Основные факторы, влияющие  на прибыль…………………………………..13

2.2. Резервы увеличения  прибыли………………………………………………….15

Практическое  задание …………………………………………………………….20

Задание №1…………………………………………………………………………..20

Задание №2…………………………………………………………………………..21

Задание №3………………………………………………………………………..…31

Заключение………………………………………………………………………….34

Список  литературы………………………………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Экономическая устойчивость и эффективность деятельности предприятия, его платеже- и конкурентоспособность в значительной степени определяются интенсивностью генерирования прибыли. Прибыль является главным источником текущего и стратегического развития предприятия, индикатором его кредитоспособности. Прибыль и связанные с нею возможности роста бизнеса и капитала представляют собой основной интерес собственников предприятия. Уровень прибыльности лежит в основе оценки стоимости предприятия, а также курса акций акционерных обществ на рынке ценных бумаг.

          Прибыль является особым систематически воспроизводимым ресурсом коммерческого предприятия, в котором прямо или опосредованно отражаются взаимосвязи и реализуются экономические интересы всех внутренних и внешних субъектов, формирующих микро- и макросреду данного предприятия.

Поддержание необходимого уровня прибыльности является объективной закономерностью нормального функционирования предприятия в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и (или) ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, Что является одной из главных внутренних причин банкротства предприятия.

         Экономическая значимость прибыли определяет ее роль в системе управления предприятием.

         Прибыль является в условиях рыночной экономики одним из главных самостоятельных объектов управления. С количественной и качественной точки зрения прибыль представляет собой агрегированный результативный показатель, уровень и динамика которого формируется под воздействием комплекса разнообразных факторов, определяющих производственно-хозяйственную, финансовую и инвестиционную деятельность предприятия.

         В то же время становление и развитие рыночной экономики в России определило существование на этом этапе целого ряда объективных и субъективных факторов, которые не позволяют в полной мере реализовать истинные экономические цели бизнеса, прежде всего, обеспечение необходимого и стабильного уровня прибыли.

         Незавершенность процесса формирования эффективных собственников предприятий, высокие темпы инфляции, нестабильность хозяйственного и, в первую очередь, налогового законодательства, неразвитость конкурентных отношений и инфраструктуры рынка (особенно рынка ценных бумаг), создают условия, при которых рост прибыли не является главным объектом внимания собственников и менеджеров. В действующих условиях преобладает интерес к прибыли не как к источнику стабильности и развития бизнеса, а как к объекту налогообложения, что при отсутствии баланса интересов участников бизнеса побуждает предприятия к сдерживанию роста прибыли.

          Кроме того, уровень и динамика прибыли не дает достаточной информации о том, позволяет ли имеющаяся прибыль сформировать необходимое количество ликвидных средств для обеспечения текущей платежеспособности предприятия.

         Прибыль, полученная компанией, может значительно отличаться от свободных денежных средств, что свидетельствует о наличии серьезной проблемы сочетания текущей и потенциальной платежеспособности предприятий.

         Таким образом, с точки зрения практики принятия управленческих решений прибыль пока не заняла место главного критерия эффективности этих решений и потому не стала главным самостоятельным объектом управления в реальной практике функционирования предприятия в российской экономике.

        В то же время невысокая прибыль большинства предприятий, особенно приватизированных, традиционного промышленного и транспортного бизнеса привела к тому, что наиболее острой экономической проблемой таких предприятий объективно становится крайне, низкий уровень рентабельности активов и особенно собственного капитала. Следствиями этого являются интенсивный отток капитала во вновь образуемые частные компании, а также в другие сферы деятельности экономики; наличие для многих предприятий реальной угрозы банкротства.

 

1.Сущность прибыли

         1.1.Определение понятия «прибыль»

         Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории.

        С экономической точки зрения прибыль — это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами.

       С хозяйственной точки зрения прибыль — это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.

Прибылью считается  превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.

        Под доходами предприятия подразумевается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала.

         Как известно, доходы предприятий в зависимости от их характера, условия получения и направлений его деятельности подразделяются на:

  • доходы от обычных видов деятельности;
  • прочие доходы;

         Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

         К прочим доходам относятся: прочие операционные и внереализационные.

         Теоретиками бухгалтерского учета описаны возможные парадоксальные ситуации, связанные с прибылью1:

  • Продукция отгружена, товары проданы, услуги оказаны, однако оплата не поступила и прибыли нет. Такая ситуация возникает при отражении факта реализации по факту оплаты. Этот парадокс возникает из-за несоответствия юридического права собственности и экономической сущности вложенного, но еще не завершившего оборот капитала.
  • Продукция отгружена, товары проданы, услуги оказаны, однако оплата не поступила, тем не менее, в балансе отражается прибыль. В этом случае ценности (оказанные услуги) будут числиться в составе дебиторской задолженности по полной стоимости. Одновременно возникают обязательства предприятия по уплате налогов, связанных с реализацией. С юридической точки зрения соблюдены правила перехода прав собственности на продукцию, товар, услуги, а с финансовых позиций у предприятия нет реальных возможностей использовать отраженную в отчетности прибыль.
  • Предприятие совершило крутые приобретения ценностей на сумму, превышающую величину прибыли. Прибыль по отчету есть, а денежные средства в кассе и на расчетном счете отсутствуют. Такая же ситуация возникает и при отражении расходов будущих периодов (например, внесение вперед арендной платы). В данном отчетном периоде на затраты будет отнесена только часть этих расходов, в то время как деньги со счета списаны. В этом случае предприятие обязано выплатить дивиденды, проценты и налоги из сумм прибыли, не подкрепленных деньгами.
  • Возможен предельный случай предыдущего парадокса. Банкротом объявляется предприятие, показавшее в отчете прибыль. Такая ситуация может возникнуть, если предприятие в результате своей хозяйственной деятельности вложило прибыль в нереализуемые активы. Ликвидность предприятия утрачивается, и оно становится банкротом.
  • Имущественная масса предприятия увеличилась, а прибыли нет. При безвозмездном поступлении ценностей увеличивается добавочный капитал, а не прибыль. То же происходит в результате переоценки имущества или выявления излишков при инвентаризации.
  • Предприятие несет реальные убытки, но в учете показывает номинальную учетную прибыль. Например, предприятие вложило крупные средства в оборудование, которое окупится лишь через несколько лет, следовательно, весь срок окупаемости предприятие будет работать в убыток, но с точки зрения бухгалтерского учета будет показана прибыль за каждый месяц в течение всех этих лет. Это так называемый парадокс «мертвой точки».
  • Предприятие уплачивает налог на прибыль, имея реальный убыток. Такая ситуация возникает, если предприятие понесло убытки от бесхозяйственности, что не освобождает его от уплаты налогов. В современной ситуации такое положение возникает при уплате пени и штрафов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
  • Прибыль, исчисленная за все время существования предприятия, никогда не равна сумме прибылей, исчисленных за каждый отчетный период. Это связано с переоценками, изменениями в учетной политике и другими причинами. Однако подлинная прибыль предприятия за все время существования предприятия от момента возникновения и до его ликвидации должна исчисляться разностью между полученным и вложенным капиталом.
  • Предприятие как единое целое имеет оценку, отличную от совокупной стоимости его активов. Разность между этими величинами называется «гудвилл» (goodwill) или «цена фирмы» (вид нематериальных активов, отражающий деловую репутацию фирмы). Обычно эта разница имеет положительное значение, хотя не исключается и отрицательное, т.е. продавая предприятие по частям, можно выручить больше средств, чем продавая целиком.

        Изучение всех аспектов, связанных с прибылью, привело к пониманию того, что прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности. Это привело к разграничению понятий бухгалтерская и экономическая прибыль. Первая — результат реализации товаров и услуг, вторая — результат «работы» капитала.

Идея двух трактовок прибыли (бухгалтерской и экономической) получила развитие благодаря Дэвиду Соломону. Он исходил из предпосылки, что концепция прибыли нужна для трех целей:

  1. исчисления налогов;
  2. защиты кредиторов;
  3. для выбора разумной инвестиционной политики.

Бухгалтерская трактовка приемлема только для достижения первой цели и абсолютно неприемлема для достижения третьей2.

         Д. Соломон разработал формулу, определяющую связь между бухгалтерской и экономической прибылью3:

Бухгалтерская прибыль + Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в течение отчетного периода - Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в предыдущие (прошлые) отчетные периоды + Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в будущие (предстоящие) отчетные периоды = Экономическая прибыль

         Этот подход предполагает ежеквартальное исчисление величины «гудвилла» и ее колебаний. Появление этой категории связано с экономической трактовкой прибыли.

       В современной теории учета, прежде всего англоязычных стран, различают налоговую и экономическую концепции прибыли. В связи с этим возможны два варианта исчисления прибыли:

  • в первом — бухгалтерская прибыль равна налогооблагаемой;
  • во втором — их суммы не совпадают.

         В первом случае взгляд пользователей бухгалтерской информации устремлен в прошлое, во втором — в будущее. В последнем учтен тот факт, что данные финансовой отчетности влияют на курс акций предприятия. Поэтому прибыль, показанная в балансе и отчете о прибылях и убытках, не должна быть тождественна прибыли, с которой уплачиваются налоги.

         Анализируя различные научные трактовки прибыли, можно сформулировать следующее определение.

         Прибылью может считаться только та часть добавленной стоимости, которая создана в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Реализация других активов, поступления от внереализационных операций и прочие поступления формируют доход. Такой подход требует новой концепции налогообложения, заключающейся в раздельном налогообложении прибыли и дохода. Тем не менее в действующей системе налогообложения такое разделение не предусмотрено. Все поступления доходов фактически признаются образующими прибыль за исключением расходов.

         1.2.Функции прибыли

         Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций.

         Во-первых, прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия. Иными словами, сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности предприятий. Однако будет ли это свидетельство необходимым и достаточным для собственника и кредитора? По-видимому, нет, Поскольку предприятию нужна не вообще какая-нибудь прибыль, а конкретная ее величина для удовлетворения потребностей всех заинтересованных лиц: собственников предприятия, его работников и кредиторов. Величина прибыли определяется многими факторами, некоторые из них зависят от усилий предприятий, другие не зависят.

         Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Выступая конечным финансово-экономическим результатом предприятий, прибыль приобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения» включая налогообложение.

         Прибыль — основной источник прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимых предприятием с учетом перспектив его развития.

         Прибыль в рыночной экономике — движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.

        И наконец, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налога, выплаты дивидендов и других первоочередных отчислений (например, на создание резервных фондов), осуществляются материальное поощрение работников и предоставление им социальных льгот, содержание объектов социальной сферы.

         В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций, и используется на различные цеди, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

        Таким образом, прибыль предприятия — основной фактор его экономического и социального развития. Этот вывод вытекает из цели предпринимательской деятельности. Современные западные экономисты так формулируют цели акционерной компании (являющейся наиболее распространенной формой предпринимательской деятельности в развитых странах): «Цели компании обычно включают (1) максимизацию акционерной собственности, (2) максимизацию прибыли, (3) максимизацию управленческого вознаграждения, (4) бихевиористические (поведенческие) цели и (5) социальную ответственность»4. Современная западная управленческая теория финансов действует на основе предположения о том, что первичной целью бизнеса является увеличение материальной заинтересованности своих акционеров, т.е. максимизация биржевого курса обыкновенной акции фирмы. Другие цели также влияют на политику компании, но они менее важны по сравнению с первой.

Информация о работе Прибыль организации