Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:55, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в раскрытии и изучении сущности экономических циклов и их роли в экономическом развитии.
Эта цель определила следующие задачи:
1.дать определение экономическому циклу;
2.раскрыть сущность, причины экономического цикла;
3.рассмотреть основные фазы цикла;
4.изучить основные подходы к классификации циклов;
5.рассмотреть роль государства в регулировании экономических циклов: стабилизационная политика.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Сущность циклического развития ……………………………………………4
1.1 Сущность, причины и виды экономических циклов…………………….....4
1.2 Фазы экономического цикла………………………………………………..13
1.3Роль государства в регулировании экономических циклов: стабилизационная политика……………………………………………………………………………18
2. Особенности цикличности российской экономики и стабилизационные программы в России……………………………………………………………….23
2.1 Анализ циклического развития в России……………………………………23
2.2 Причины циклического развития экономики………………………………27
2.3 Особенности стабилизационной политики в современных условиях…….30
Заключение…………………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………………………….34
Приложения…………………………………………………………………….…36
1.3 Роль государства в
регулировании экономических
Стабилизационная политика– система государственных мер,
осуществляемая с целью обеспечения
устойчивого экономического развития
страны.
Соответственно вырабатывается как активная,
так и пассивная стабилизационная политика.
Активная стабилизационная политика строится на принципе «точной» настройки экономики и выражается в политике противодействия: стимулирование экономики в период депрессии и замедления ее роста в период перегрева – «бума». Для этой цели используются как денежные, так и налоговые рычаги.
Пассивная стабилизационная
политика строится по принципу «не навреди»
и выражается в политике корректировки
проходящих процессов.
Оба вида стабилизационной политики имеют
право на осуществление: в окрестностях
точек перегиба экономического цикла
целесообразно использовать главным образом
активную политику, а в промежутках –
пассивную. Продолжительность цикла зависит
от своевременности фиксации государственными
органами статистики изменений в экономике
и осознания политической властью необходимости
принятия соответствующих мер.
«Стабилизационная политика государства - это комплекс мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики на уровне полной занятости, или потенциального выпуска. Рецептов государственного вмешательства в экономику в условиях макроэкономической нестабильности достаточно много. Однако общие принципы воздействия на уровень деловой активности сводятся к следующим положениям: в условиях спадов правительство должно проводить стимулирующую политику, а в условиях подъема - сдерживающую макроэкономическую политику, стремясь не допустить сильного «перегрева» экономики (инфляционного разрыва). Другими словами, государство должно сглаживать амплитуду колебаний фактического ВВП вокруг линии тренда». [5]
В основе антициклического регулирования лежит антикризисное регулирование. Традиционным стал кейнсианский подход, направленный на управление совокупным спросом. Графически это может быть представлено на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Воздействие государства на совокупный
Во время кризиса и депрессии, т.е. на понижательной волне циклических колебаний, государственная политика направлена на стимулирование совокупного спроса: на рис. 1.2. а) это отражается сдвигом вверх кривой AD в положение AD1,AD в положение AD1, приближающем экономику к уровню полной занятости Y*. Напротив, в фазе подъема, и, особенно «бума», во избежание дальнейшего перегрева экономики, стабилизационная политика графически отражается (рис. 1.2 б) сдвигом кривой AD вниз, в положение AD1 для ликвидации инфляционного разрыва и возвращения экономики к уровню потенциального выпуска Y*. Таким образом, стабилизационная политика представляет собой набор «контрдействий» по отношению к уровню деловой активности: сдерживающих во время подъемов и стимулирующих во время спадов.
Но как правительство узнаёт о том, в какой фазе среднесрочного цикла находится экономика? Для этого оно использует данные о динамике множества показателей экономической конъюнктуры, предоставляемые официальными статистическими службами, научно-исследовательскими центрами и т.п. Макроэкономические переменные принято подразделять на проциклические, контрциклические и ациклические, в зависимости от того, как «ведут» себя названные показатели на различных фазах экономического, или делового цикла.
Проциклические переменные растут во время оживления и подъема и падают во время кризиса и депрессии: объем промышленного производства, прибыль бизнеса, процентные ставки в краткосрочном периоде, объем денежной массы и др.
Контрциклические переменные растут во время кризиса и депрессии, и падают во время оживления и подъема: уровень безработицы, количество банкротств в реальном и финансовом секторе экономики, товарно-материальные запасы.
Ациклические переменные можно назвать «безучастными» к фазам цикла: некоторые виды государственных расходов (на поддержку фундаментальных исследований, национальную оборону), экспорт (в некоторых странах, например, США), импорт (в Японии).
Но для действенной стабилизационной политики важно знать не только корреляцию между уровнем деловой активности, измеряемым ВВП, и названными тремя группами переменных. Правительство интересуется и тем, какие из макроэкономических показателей в своей динамике могут предсказать наступление кризиса. В связи с этим макроэкономические переменные можно подразделить на опережающие и запаздывающие показатели: так, опережающие показатели как бы «бегут впереди» поворотных точек цикла. Например, объем товарно-материальных запасов, уровень загрузки производственных мощностей, цены на акции и др. начинают снижаться раньше, чем наступает кризис, и расти раньше, чем экономика вступает в фазу подъема. Таким образом, опережающие показатели сигнализируют о наступающих спадах и подъемах. Напротив, запаздывающие показатели в своей динамике отстают от поворотных точек: уровень безработицы, например, достигает своего максимума несколько позже, чем экономика достигла «дна».
Достоверная статистика и профессиональные действия правительства, умеющего грамотно интерпретировать динамику опережающих и запаздывающих показателей, во многом определяют успешность стабилизационных мероприятий.
В последние десятилетия
экономисты обращают внимание на то, что
регулирование деловой
«Несмотря на все сложности стабилизационной политики, она осуществляется во всех странах рыночной экономики, имея при этом, естественно, свои отличия, связанные с тем, что принято называть «национальной моделью экономики». Американский капитализм отличается от японского, а японский - от переходной экономики России. Поэтому не может быть абсолютно универсальных рецептов в проведении стабилизационной политики. Однако знание основных закономерностей циклического развития экономики - совершенно необходимая предпосылка эффективной макроэкономической политики правительства в любой стране». [6]
Инструменты макроэкономической стабилизации:
Главными средствами макроэкономической стабилизации являются:
1) сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;
2) проведение жесткой
денежно-кредитной политики (прекращение
льготного кредитования
3) установление «монетарного
(номинального) якоря», под которым
понимаются макроэкономические
показатели, которые фиксируются
на определенном уровне при
осуществлении финансовой
4) сдерживание роста доходов
населения путем неполной
-либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен.
В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный. Ортодоксальный сценарий представляет собой совокупность
макроэкономических
минимуму дефицита государственного бюджета; жесткий контроль за объемом денежного предложения и повышения учетной ставки сверх уровня инфляции; установление «монетарного якоря». Гетеродоксный сценарий предполагает проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов.
На практике ортодоксальная программа стабилизации дополняется использованием «якоря» путем фиксации уровня номинальной заработной платы. Важным условием реализации гетеродоксного сценария является социальное партнерство между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и заработной платой.
В ходе макроэкономической стабилизации происходит переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе жестких бюджетных ограничений.
2. Особенности цикличности
российской экономики и
2.1 Анализ циклического развития в России
Чтобы проследить особенность экономического цикла в России за последние десять лет (период с 1999 по 2009 гг.), были обработаны данные о динамике объема промышленного производства (ОПП), валового внутреннего продукта (ВВП), индекса потребительских цен (ИПЦ), уровень безработицы в от экономически активного населения, инвестиции в Россию. В результате обработки данных были получены следующие результаты.
Так,
объем промышленного
Первая
повышательная фаза
Рассмотрим валового внутреннего продукта (ВВП) России в период с 1999-2009.
В таблице
1 приведена динамика ежегодного
изменения ВВП России, начиная
с 1999 года по 2008. Таблица построена
на основе данных по ВВП
России Федеральной службы
Исходя из данных, мы видим, что ВВП России устойчиво растет на протяжении всех десяти лет. Росту ВВП способствовала девальвация национальной валюты после экономического кризиса 1998 г., благоприятная ситуация на мировых сырьевых рынках, растущий внутренний спрос и рост производительности промышленности за счет более эффективного использования производственных мощностей.
В 2008 г. экономический рост был сохранен в условиях принципиальной смены факторов роста - от внешних к внутренним. Основными источниками роста в 2008 году явились рост потребления населения и увеличение инвестиций в реальный сектор экономики. Опережающими темпами развивались отрасли, ориентированные на внутренний спрос. Повысилась монетизация экономики, возросла доля денежных расчетов крупнейшими налогоплательщиками при практическом отказе от бартерных расчетов.
После 10 лет экономического роста в России произошел спад в 2008-2009 гг., в конце 2009 г. рост возобновился и продолжался весь 2010 г. Несмотря на короткую, но глубокую рецессию, национальная экономика, в отличие от большей части Европы, не столь серьезно пострадала от глобального финансового кризиса. Однако, для достижения поставленных в Стратегии 2020 целей, России, в условиях глобальных изменений, потребуются смелые и осуществимые идеи, а также сильное руководство, направленное на создание доверия и транспарентности.
В 2011 г. ВВП России вырос на 4,2 % - это третий по величине в мире темп роста среди ведущих экономик. Правительство нашей страны ожидает 3,7% роста в 2012 г. Экономика России в мире занимает девятое место по номинальной стоимости и шестое место по покупательной способности. Москва является одним из крупнейших городов мира и финансовых центров, привлекательных для мирового бизнес-сообщества, в 2011 г. в городе проживало самое большое количество миллиардеров по сравнению с другими городами мира.
После выборов в марте этого года, Россия продолжила модернизацию
своей экономики и реализацию экономических и социальных реформ. Первоочередные приоритеты реформ включают в себя: создание эффективного и прозрачного аппарата управления, диверсификация экономики, независящей от энергетического сектора, а также создание независимых СМИ, гражданского
общества и бизнес-сообщества в целях обеспечения устойчивого экономиче-
ского развития.
По мнению ряда экспертов, острая фаза «первой волны» кризиса была пройдена период между первым и вторым полугодиями 2009 года, причем это стало заметно в апреле-июне. Наибольшие темпы роста наблюдались тогда в сфере производства нефтепродуктов, что было связано с повышением нефтяных цен на мировом рынке. Максимальный спад был зафиксирован в черной металлургии – 22,8%. С целью ретроспективного анализа важно сосредоточить внимание на макроэкономических показателях этого периода, поскольку именно тогда наметилась тенденция к изменению тренда – влияние негативных факторов сохранялось, но постепенно теряло силу или исчерпывалось вовсе. Косвенным подтверждением того, что первая кризисная волна исчерпала себя именно весной 2009 года, являются статистические данные об росте объемов промышленного производства в июне. В целом за 2009 год падение показателей промышленного производства составило 9,3%. Ситуацию, возникшую после преодоления первичных последствий текущего кризиса принципиально отличается от той, которая сложилась после кризиса 1998 г. После дефолта предприятия реального сектора во целому ряду причин получили мощные стимулы для развития, отчасти вытеснив с рынка продукцию импортеров и быстро нарастив резервы для экстенсивной экспансии на внутреннем рынке. В настоящее же время наличие комплекса проблем, связанных с кардинальным неблагополучием финансового сектора, не позволяет прогнозировать резкого посткризисного рывка, напротив, вполне оправдан консервативный прогноз, опирающийся на ожидания умеренного восстановительного роста. По оценке Министерства экономического развития России, цифры прироста объемов промышленного производства в российской экономике в 2010 и 2011 гг. составят 7,6% и 3,9% соответственно (см.приложение Б).
Информация о работе Причины циклического развития экономики и стабилизационная политика государства