Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:55, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в раскрытии и изучении сущности экономических циклов и их роли в экономическом развитии.
Эта цель определила следующие задачи:
1.дать определение экономическому циклу;
2.раскрыть сущность, причины экономического цикла;
3.рассмотреть основные фазы цикла;
4.изучить основные подходы к классификации циклов;
5.рассмотреть роль государства в регулировании экономических циклов: стабилизационная политика.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Сущность циклического развития ……………………………………………4
1.1 Сущность, причины и виды экономических циклов…………………….....4
1.2 Фазы экономического цикла………………………………………………..13
1.3Роль государства в регулировании экономических циклов: стабилизационная политика……………………………………………………………………………18
2. Особенности цикличности российской экономики и стабилизационные программы в России……………………………………………………………….23
2.1 Анализ циклического развития в России……………………………………23
2.2 Причины циклического развития экономики………………………………27
2.3 Особенности стабилизационной политики в современных условиях…….30
Заключение…………………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………………………….34
Приложения…………………………………………………………………….…36
Основу будущего промышленного роста закладывают инвесторы (внутренние и внешние), осуществляющие вложения в основной капитал предприятий. В кризисный период объем инвестиций в основной капитал существенно сократился. Согласно прогнозу Министерства экономического развития России в 2009 году объем инвестиций в основной капитал должен был сократиться на 13,8%. Более пессимистические прогнозы предполагали, что спад объема инвестиций составит в 2009 году 19,1%, а в 2010 году – 3,3%. Сейчас можно говорить о том, что оправдались умеренно пессимистические прогнозы, вместе с тем, на выходе из кризиса базовый тренд, в целом, выглядит позитивно (см.приложения В,Г,Д). Актуальный прогноз предполагает рост данного показателя на 2,5% по итогам 2010 г. и на 10% в 2011 г.
Что касается безработицы, то уровень безработицы в России достиг наивысшего уровня за последнее десятилетие. На смену культуре потребления идет режим экономии. Безработица в России снижается, но "застойная" безработица, то есть число людей, остающихся без работы более года, быстро растет.
Так, уровень безработицы в период с 2000 по 2008 гг. явно снижается, однако в 2009 г. заметно увеличивается. С 2005 по 2006 гг. численность занятого населения увеличилась на 1,1%, при этом количество безработных сократилась на 10,3%. Это снижение вполне естественно.
В 2009 г. число безработных
выросло до 7,7 млн., что составляет
порядка 10,2% всей рабочей силы. Численность
безработных и уровень
Это сокращение полностью определяется уменьшением численности занятого населения. (см. приложение Е )
2.2 Причины циклического развития экономики
Трудно в экономической теории найти проблему, при объяснении которой так часто ломались бы копья, так яростно соперничали бы различные школы.
В разное время экономисты предлагали различные теории, объясняющие колебания деловой активности. Авторы некоторых концепций концентрируют свое внимание на нововведениях. Они утверждают, что главные технические новшества, такие, как железные дороги, автомобили или синтетические волокна, оказывают большое влияние на инвестиции и потребительские расходы, а следовательно, на производство, занятость и уровень цен. Но такие крупные нововведения появляются нерегулярно и тем самым способствуют нестабильности экономической активности.
Другие ученые объясняют экономические циклы политическими и случайными событиями. Войны, например, могут быть разрушительными с чисто экономической точки зрения. Поистине неуемный спрос на военную продукцию во время военных действий может привести к сверхзанятости с острой инфляции, за которыми, после наступления мира и сокращения военных расходов, обычно следует экономический спад.
Есть и такие экономисты, которые считают цикл чисто монетарным явлением. Когда правительство выпускает слишком много денег, возникает инфляционный бум; сравнительно небольшое количество денег ускоряет падение производства и рост безработицы.
Несмотря на множественность точек зрения, большинство экономистов считает, что фактором, непосредственно определяющим уровни производства и занятости, является уровень общих, или совокупных, расходов. В экономике, ориентированной главным образом на рынок, предприятия производят товары и услуги только в том случае, если их можно выгодно продать. Попросту говоря, если общие расходы невелики, многим предприятиям невыгодно производить товары и услуги в большом количестве. Отсюда низкий уровень производства, занятости и доходов. Более высокий уровень общих расходов означает, что рост производства приносит прибыль, поэтому производство, занятость и доходы тоже будут возрастать. Когда в экономике возникает полная занятость, реальный объем продукции становится постоянным, а дополнительные расходы просто повышают уровень цен.
Традиционными можно назвать следующие направления в исследовании циклов и кризисов.
Во-первых, объяснение недопотреблением населения (ограниченностью платежеспособного спроса), вызывающим перепроизводство. Эту позицию разделяли утописты, к ней в конечном счете примыкали марксисты. Лекарством от кризиса они считали стимулирование потребления. Практика между тем убеждает нас в том, что возникающий недостаток недопотребления (платежеспособности) является скорее следствием, чем причиной кризиса.
Во-вторых, группа теорий, объединяемых понятием «диспропорциональности» или «неравновесия». Кризисы обусловлены отсутствием правильных пропорций между отраслями, стихийными действиями предпринимателей. Составной частью этой группы можно так же считать концепцию, объясняющую кризисы ошибками в государственной фискальной политике, сбоями в денежном хозяйстве или банковской сфере.
Анализируя различные теории экономического цикла, в первую очередь, можно разделить их на следующие категории: теории, которые являются экстернальными (внешними) и теории, которые являются интернальными (внутренними).
Экстернальные теории видят главные причины экономического цикла за пределами экономической системы: в солнечных пятнах, в открытии золотых месторождений, освоением новых территорий связанной с этим миграцией населения, темпах роста населения, в войнах и революциях, мощными прорывами в технологии, позволяющими коренным образом изменить структуру общественного производства.
Интернальные теории видят главные причины экономического цикла внутри самой экономической системы. Согласно этому подходу, в каждом подъеме содержатся «зерна» спада, а каждый спад экономики несет в себе «семена» оживления. И так до бесконечности. Здесь имеет место самовоспроизводящая система экономического цикла.
Можно привести простой пример относительно чисто интернальной теории. Все товары длительного пользования, средства производства имеют среднюю продолжительность жизни 8 -10 лет, можно пытаться объяснить экономический цикл, чья продолжительность колеблется в тех же пределах. Если вдруг случается бум, и тут уже не важно по какой причине, то за один и тот же период времени будет произведено значительное число новых капитальных благ. Через несколько лет, еще до того, как эти блага поизносятся, возникнет ограниченная потребность в возмещении. Что и вызовет рождение депрессии.
Уже через 8-10 лет все капитальное оборудование будет изношено. Возникнет необходимость его заменить, а это подтолкнет к инфляционному буму, который в свою очередь подведет к десятилетнему циклу с депрессией и бумом. Вот так, основываясь на представлениях о самогенерирующих «волнах возмещения», можно вывести чисто интернальную теорию экономического цикла.
Экономический цикл подобен креслу-качалке, которое раскачивается случайными внешними толчками. Толчки не носят строго упорядоченный характер, ведь значительные технические открытия никогда не имеют регулярной периодичности. Но частота и амплитуда колебаний кресло-качалки в определенной степени зависит от внутренних факторов, так же и экономическая система в соответствии с ее внутренней природой отвечает на колебания внешних факторов. Как видно, нельзя не учитывать и внешние и внутренние факторы при объяснении экономического цикла.
Все больше экономистов становится на позиции комбинирования или синтезирования экстернальных и интернальных теорий.
2.3 Особенности стабилизационной
политики в современных
Стабилизационная
политика в переходной экономике имеет
целью восстановление потенциального
или близкого к нему объема выпуска и соответствующего
ему уровня занятости, снижение инфляции,
ликвидацию чрезмерного бюджетного дефицита,
стабилизацию валютного курса.
Стабилизационная политика нередко включает
в себя и регулирование заработной платы
(«политику доходов»), в том числе временное
замораживание заработной платы и цен
для преодоления высокой инфляции.
Преодоление высокой инфляции, ее снижение
в условиях неустойчивости развития в
переходной экономике является важнейшим
показателем и критерием экономической
стабилизации. Выделяют два главных варианта
стабилизационной политики: ортодоксальную
и гетеродоксную или их комбинации. Ортодоксальная программа ориентирована
в основном на действие рыночных регуляторов
– либерализацию цен при ограничениях
роста заработной платы, либерализацию
практически всех сфер хозяйственной
деятельности, включая внешнеэкономическую,
что создает особенно жесткие конкурентные
условия для отечественных предприятий.
Действия государства ограничиваются
проблемами сбалансированного бюджета
(что связывается с ограничениями государственных
расходов) и поддержания темпов прироста
денежной массы, соответствующих росту
реального выпуска. Предполагается , что
рынок сам восстановит макроэкономическое
равновесие, а проведение рестриктивной
политики государственных расходов и
достаточно жесткие монетарные меры позволят
снять излишек совокупного спроса и снизить
уровень инфляции. Обычно ортодоксальная
программа проводится в жизнь методом
«шоковой терапии».
Гетеродоксная программа стабилизации и борьбы с инфляцией рассматривает последнюю не только как порождение излишнего спроса, но и как инфляцию издержек, а значит предполагает не только ограничение избыточного спроса, но и стимулирование предложения. Постепенная либерализация хозяйственной жизни сопровождается активной регулирующей политикой государства. Долгое время сохраняется контроль государства над ценами товаров и услуг, имеющих важное значение для народного хозяйства в целом (в том числе и в плане снижения издержек), либо особую социальную значимость (топливно-энергетические ресурсы, транспорт, коммунальные услуги и некоторые продовольственные и промышленные товары). Государство оставляет за собой также внешнеэкономический и валютный контроль. Участвуя в формировании рыночной инфраструктуры, государство одновременно поддерживает особо важные отрасли экономики как через прямые субсидии, так и косвенно с помощью налогового стимулирования. Гетеродоксная стабилизационная политика также предполагает возможность временного ограничения роста доходов, но на фоне в значительной степени контролируемого роста цен. Борьба с дефицитом госбюджета не носит самодовлеющего характера, а инфляционное давление дефицита на экономику преодолевается переходом от монетаризации дефицита, т.е. его эмиссионного покрытия, к долговому финансированию (с помощью выпуска государственных ценных бумаг).
Постепенная либерализация в рамках гетеродоксной политики не приводит к резкому всплеску инфляции, а значит не требует ответных жестких ограничений со стороны государственных расходов и денежной массы, что предотвращает угрозу глубокого спада в экономике. Этому же способствуют и меры по преодолению инфляции издержек и стимулированию предложения. Восстановление макроэкономического равновесия становится возможным не только на фоне снижения инфляции, но и при повышении выпуска и занятости.
Таким образом, специфика стабилизационной политики в рамках переходного периода состоит в том, что макроэкономическое равновесие должно быть достигнуто в условиях либерализации всех сторон хозяйственной жизни, т.е. одновременно с переходом экономической системы в новое качественное состояние. Это, несомненно, усложняет задачи государства по проведению стабилизационных программ.
Заключение
Экономический (деловой) цикл -- колебание уровня экономической активности (фактического ВВП), когда периоды подъема сменяются периодами спада экономики; это процесс прохождения рыночной экономики от одной фазы до следующей такой же, например, от кризиса до кризиса. Экономический цикл, с одной стороны, отражает неравномерность в развитии экономики, а с другой -- является причиной и следствием экономического развития, что позволяет рассматривать цикл как постоянную динамическую характеристику, определяющую развитие экономики.
Экономический цикл включает в себя четыре фазы:
а) кризис (спад, рецессия) -- характеризуется резким ухудшением всех параметров экономического развития;
б) депрессия (стагнация) -- это низшая точка спада;
в) оживление (экспансия) -- фаза восстановления предкризисного уровня экономического развития;
г) подъем (бум, пик) характеризуется значительным превышением предкризисного уровня экономического развития.
Современные теоретические концепции экономического цикла представлены различными моделями. Согласно одной из них, цикл деловой активности представляет собой временные отклонения от возрастающего долговременного тренда, или тенденции, определяющей долговременное относительно ровное постоянное движение временного ряда выпуска и занятости. По мнению авторов этой концепции, тренд -- это результат действия факторов, обусловливающих долговременный экономический рост (прирост трудовых ресурсов, уровень сбережений, технологические сдвиги и др.). Факторы, определяющие цикл, не влияют или почти не влияют на формирование долгосрочного тренда. Вторая концепция исходит из того, что колебания выпуска формируются под воздействием постоянных шоков, а не в результате временных отклонений от долговременного тренда.
Проанализировав написанное, можем сделать выводы, что:
1. Условием устойчивого
и стабильного развития
2. Формой развития рыночной
экономики является
3. Глубинным процессом,
влияющим на длительность и
глубину циклических колебаний,
Информация о работе Причины циклического развития экономики и стабилизационная политика государства