Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:22, контрольная работа
Перед современной Россией сегодня стоит первоочередная задача ускоренного развития, завоевание и упрочнение ведущих позиций государства в мире как в экономике, науке, технике, культуре, так и в области безопасности, что требует гармоничного развития экономики страны. Отсутствие монополий, свободное развитие и укрепление мелкого и среднего бизнеса – это необходимыми условиями гармоничного развития и стабильности.
Введение………………………………………………………………………..3
Причины и условия возникновения монополий и
монополистического капитализма…………………………………………….4
Государственная антимонопольная политика и практика антимонопольного регулирования в США и в современной России…………………………………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………13
Задача………………………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………………………………………15
Содержание.
монополистического
Перед современной
Россией сегодня стоит
Однако из-за отсутствия современной материальной базы, информации, глубокого понимания и осмысления происходящих процессов руководство России не рассматривало в своей практической деятельности в качестве первоочередного вопрос антимонопольного регулирования экономики. Многие отечественные компании, реально работающие на рынке, часто не могут успешно развивать свой бизнес, тем более стать мировыми лидерами только лишь по причине засилий монополистов. Такое положение не соответствует их возросшим опыту, активам, деловой репутации и требует изменений, а также изучения мирового опыта.
В связи с этим актуальной, в том числе и в практическом плане, является изучение антимонопольного регулирования за рубежом, разработка подходов, новаций в постановке и выполнении задач по созданию условий нормального развития экономики страны путём уменьшения ущерба, связанного с неурегулированной деятельностью монополий противоречащей интересам общества.
Для того чтобы говорить об антимонопольной политике, обратимся к истории создания монополий. В конце XIX столетия рынок столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции, так как на её пути возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г.
Что представляют собой монополистические
образования того времени? Если обратить
внимание на промышленное производство,
то это отдельные крупные
С возникновением Советского Союза
возник термин монополистический капитализм.
В. И. Ленин дал глубокий анализ этого
явления. Ему принадлежит и сам термин
— "государственно-
Но II Мировая война 1939—1945 в ещё
большей степени развила и умножила формы
государственно-
Развитие государственно-
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути: успешное развитие предприятия (постоянное увеличение его масштабов путем концентрации капитала) и процесс централизации капиталов (добровольное объединение или поглощение победителями банкротов). Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке (В.Я.Иохин. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2000 – С. 56).
Естественная монополия в
Отличительная особенность таких отраслей - использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные пути и т.д.). Подобная организация производства требует больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции. Кроме того, активы, воплощенные в проложенных железных дорогах России, телефонных линиях связи, трубопроводах и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя, то есть и эффективность таких видов монополий.
Но эта лишь малая толика положительного
эффекта монополистической
Комплекс государственных мер, составляющих антимонопольную политику США, представляет собой наивысшее благосостояние граждан, свободно обменивающиеся производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Важнейшие принципы антимонопольной политики сформулированы в специальном своде хозяйственного права США под названием «Антитрестовское законодательство», которое базируется на таких законодательных актах: Закон Шермана (1890 год).
Этот закон составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами» (Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003, С.- 89).
В1914 году был принят Закон Клейтона, основные положения которого гласили: запрещались практически все формы дискриминации в ценовой политике; накладывались ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом; запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу; запрещалось совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий (Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Финансы и статистика, 1993, С.-158).
Что касается нашей страны, то правовое регулирование конкуренции - новое явление для России. Отношения, связанные с процессами конкуренции - одна из наиболее сложных сфер правового регулирования. Задачи государства, его антимонопольных органов - ввести конкуренцию в цивилизованные рамки, пресечь проявление монополизма, исключить недобросовестные методы конкурентной борьбы, определить сферы, где необходимо государственное антимонопольное регулирование. Правовое регулирование конкурентных отношений должно осуществляться на основе Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ.
В современной
России первый антитрестовский закон
"О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках" принят в 1991г. Закон
"О естественных монополиях", описывающий
ценовое регулирование
С 1999г. -
МАП России (министерство РФ по антимонопольной
политике и поддержке
Таким образом,
анализируя деятельность исполнительных
Федеральных антимонопольных
В нашей стране, в силу особенностей экономического развития в СССР, монополизация подавляющего большинства отраслей народного хозяйства достигла недопустимого, абсурдного размера. И выходом из этого положения может быть упорный труд созидания.
Цели и методы антимонопольного регулирования в России.
В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:
1. Обеспечение
единства экономического
Российской Федерации;
2. Обеспечение
«прозрачности» процессов,
3. Снижение барьеров входа на товарные рынки;
4. Создание
эффективных правовых
5. Активизация
работы по профилактике и
Достижение поставленных целей реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие:
Информация о работе Причины и условия возникновения монополий и монополистического капитализма