Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:22, контрольная работа
Перед современной Россией сегодня стоит первоочередная задача ускоренного развития, завоевание и упрочнение ведущих позиций государства в мире как в экономике, науке, технике, культуре, так и в области безопасности, что требует гармоничного развития экономики страны. Отсутствие монополий, свободное развитие и укрепление мелкого и среднего бизнеса – это необходимыми условиями гармоничного развития и стабильности.
Введение………………………………………………………………………..3
Причины и условия возникновения монополий и
монополистического капитализма…………………………………………….4
Государственная антимонопольная политика и практика антимонопольного регулирования в США и в современной России…………………………………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………13
Задача………………………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………………………………………15
Также, закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену; навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора; включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями; препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям.
Что касается практического применения законов, то в сложившейся кризисной обстановке ФАС выступила с предложением отменить «порог доминирования в 35 процентов рынка», который определяет круг компаний, способных с точки зрения закона на ограничение конкуренции. Служба считает, что определять порог доминирования надо не по доле, занимаемой компанией на рынке, а по розничному товарообороту, планку которого устанавливает правительство РФ. По мнению ФАС, положение компании может быть признано доминирующим, если одновременно соблюдаются три условия: хозяйствующий субъект имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены, доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен и реализуемый товар не может быть заменен другим. (Российская газета №48 от 16 декабря 2008 года).
Также, что касаемо непосредственной практики, то по данным сайта Председателя Правительства президента РФ, с сентября 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие и на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в ноябре 2008 года утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы. В настоящее время реализация этого плана в основном завершена. Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период ( по данным сайта Председателя Правительства президента РФ, первоочерёдные меры Правительства РФ, http://premier.gov.ru).
Таким образом, современное антимонопольное
законодательство, в виду недостаточного
опыта мировой практики, разработано
не достаточно практично и эффективно,
с возможными противоречиями, но с
другой стороны, как показывает практика
современной кризисной
Основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции.
Антимонопольное регулирование – одна из важнейших составных частей экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой, это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании действующего законодательство по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.
Специфика российских монополий сказалась
и на особенностях законодательного
регулирования их деятельности. В
капиталистических странах
Стоимость продукции машиностроения оценивается в текущем году в 45 млрд. долл. Стоимостная доля затрат электроэнергии составляет 9,7%. При этом прогнозируется ее подорожание на 25%.
Определите, на сколько подорожает тот же физический объем продукции машиностроения в будущем году. Какой станет стоимостная доля затрат электроэнергии?
Решение:
Определим стоимость электроэнергии в млрд. долл.:
45*0,097=4,365 (млрд. долл.),
Определим стоимость электроэнергии с учётом подорожания на 25 %:
4,365*1,25=5,456 (млрд. долл.),
Стоимость продукции без учёта электроэнергии:
45-4,365=40,635 (млрд. долл.)
Теперь определяем стоимость продукции с учётом подорожавшей электроэнергии: 40,635+5,456=46,091(млрд. долл.)
Тот же физический объем продукции подорожает на:
46,091-45,000=1,091 (млрд. долл.)
Стоимостная доля затрат электроэнергии станет:
5,456/ 46, 091*100%= 11,8%
Информация о работе Причины и условия возникновения монополий и монополистического капитализма