Причины и условия возникновения монополий и монополистического капитализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

Перед современной Россией сегодня стоит первоочередная задача ускоренного развития, завоевание и упрочнение ведущих позиций государства в мире как в экономике, науке, технике, культуре, так и в области безопасности, что требует гармоничного развития экономики страны. Отсутствие монополий, свободное развитие и укрепление мелкого и среднего бизнеса – это необходимыми условиями гармоничного развития и стабильности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Причины и условия возникновения монополий и
монополистического капитализма…………………………………………….4
Государственная антимонопольная политика и практика антимонопольного регулирования в США и в современной России…………………………………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………13
Задача………………………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 35.75 Кб (Скачать файл)

Также, закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену; навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора; включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями; препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям.

Что касается практического применения законов, то в сложившейся кризисной обстановке ФАС выступила с предложением отменить «порог доминирования в 35 процентов рынка», который определяет круг компаний, способных с точки зрения закона на ограничение конкуренции. Служба считает, что определять порог доминирования надо не по доле, занимаемой компанией на рынке, а по розничному товарообороту, планку которого устанавливает правительство РФ. По мнению ФАС, положение компании может быть признано доминирующим, если одновременно соблюдаются три условия: хозяйствующий субъект имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены, доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен и реализуемый товар не может быть заменен другим. (Российская газета №48 от 16 декабря 2008 года).

Также, что касаемо непосредственной практики, то  по данным сайта Председателя Правительства президента РФ, с сентября 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие и на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в ноябре 2008 года утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы. В настоящее время реализация этого плана в основном завершена. Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период ( по данным сайта Председателя Правительства президента РФ, первоочерёдные меры Правительства РФ, http://premier.gov.ru).

Таким образом, современное антимонопольное  законодательство, в виду недостаточного опыта мировой практики, разработано  не достаточно практично и эффективно, с возможными противоречиями, но с  другой стороны, как показывает практика современной кризисной ситуации, страна избежала последствий дефолта 1998.

 

 

 

 

  1. Заключение.

Основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции.

Антимонопольное регулирование – одна из важнейших составных частей экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой, это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании   действующего законодательство по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Сфера его функционирования затрагивает  интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним  возможность реализовать свой товар  на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

Специфика российских монополий сказалась  и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о  конкуренции разрабатывалось при  сильных монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях. Поэтому западный опыт в определенной, и достаточно значительной своей части неприменим в российских условиях.

  1. Задача.

Стоимость продукции машиностроения оценивается в текущем году в 45 млрд. долл. Стоимостная доля затрат электроэнергии составляет 9,7%. При этом прогнозируется ее подорожание на 25%.

Определите, на сколько подорожает тот же физический объем продукции машиностроения в будущем году. Какой станет стоимостная доля затрат электроэнергии?

Решение:

Определим стоимость электроэнергии в млрд. долл.: 

45*0,097=4,365 (млрд. долл.),

Определим стоимость электроэнергии с учётом подорожания на 25 %:

4,365*1,25=5,456 (млрд. долл.),

Стоимость продукции без учёта  электроэнергии:

45-4,365=40,635 (млрд. долл.)

Теперь определяем стоимость продукции  с учётом подорожавшей электроэнергии: 40,635+5,456=46,091(млрд. долл.)

Тот же физический объем продукции подорожает на:

46,091-45,000=1,091 (млрд. долл.)

Стоимостная доля затрат электроэнергии станет:

5,456/ 46, 091*100%= 11,8%

 

  1. Список используемой литературы.
    1. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2000.
    1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003.
    2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Финансы и статистика, 1993.
    3. Ершов В. К. О пользе неконкретности антимонопольного законодательства // Независимая газета от 01.02.1994.
    4. Поповская Е.В., Розанова Н.М., Цепина Л.В. Оценка монополизации российской экономики // Проблемы прогнозирования, 1999. - № 2.
    5. Российская газета №48 от 16 декабря 2008 года.
    6. http://premier.gov.ru.

 

 

 


Информация о работе Причины и условия возникновения монополий и монополистического капитализма