Применение теории игр в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:24, реферат

Описание работы

Аналогичный вывод следует, хотя и по другой причине, и для ситуации, отражаемой квадрантом 3. Здесь реакция конкурентов могла бы изрядно воздействовать на фирму, но поскольку ее собственные действия не могут сильно повлиять на платежи конкурента, то и не следует опасаться его реакции. В качестве примера можно привести решения о вхождении в рыночную нишу: при определенных обстоятельствах у крупных конкурентов нет оснований реагировать на подобное решение небольшой фирмы.
Лишь ситуация, показанная в квадранте 4 (возможность ответных шагов рыночных партнеров), требует использования положений теории игр. Однако здесь отражены лишь необходимые, но недостаточные условия, чтобы оправдать применение базы теории игр для борьбы с конкурентами

Файлы: 1 файл

применение теории игр.docx

— 60.95 Кб (Скачать файл)

Min

-1

-1

Max = -1

Max 1 1

Min = 1

2. Числа. Суть игры состоит,  в том, что каждый из игроков  загадывает целые числа от 1 до 4, причем выигрыш первого игрока  равен разности загаданного им  числа и числа, загаданного  другим игроком.

имена

Игрок В

Игрок А

стратегии

1

2

3

4

1

0

-1

-2

-3

2

1

0

-1

-2

3

2

1

0

-1

4

3

2

1

0


Решаем задачу по теории maxmin и minmax, аналогично предыдущей задаче получается, что maxmin = 0, minmax = 0, появилась седловая точка, т.к. верхняя и нижняя цены равны. Стратегии обоих игроков равны 4.

3. Рассмотрим задачу эвакуации  людей в пожарном случае.

Пожарная ситуация 1: Время возникновения  пожара - 10 часов, лето.

Плотность людского потока D = 0,2 ч /м 2 , скорость движения потока v = 60

м /мин. Необходимое время эвакуации Tэв = 0,5 мин.

Пожарная ситуация 2: Время возникновения  пожара 20 ч, лето. Плотность людского потока D = 0,83 ч /мин. скорость движения потока

v = 17 м /мин. Необходимое время эвакуации Tэв = 1,6 мин.

Возможны различные варианты эвакуации  Li которые определяются

конструкционными и планировочными особенностями здания, наличием

незадымляемых лестничных клеток, этажностью здания и другими факторами.

В примере мы рассматриваем вариант  эвакуации как маршрут, по которому должны пройти люди при эвакуации  из здания. Пожарной ситуации 1 будет  соответствовать такой вариант  эвакуации L1, при котором эвакуация  происходит по коридору в две лестничные клетки. Но возможен и худший вариант  эвакуации – L2, при котором эвакуация

происходит в одну лестничную клетку и путь эвакуации максимальный.

Для ситуации 2, очевидно, подходят варианты эвакуации L1 и L2, хотя

L1 предпочтительней. Описание возможных  пожарных ситуаций на объекте  защиты и вариантов эвакуации  оформляется в виде платежной  матрицы, при этом:

N - возможные ситуации на пожаре:

L - варианты эвакуации;

а 11 – а nm результат эвакуации: "a" меняется от 0 (абсолютный проигрыш) - до 1 (максимальный выигрыш ).

Например, при пожарных ситуациях:

N1- задымление общего коридора  и охват его пламенем происходят

через 5 мин. после возникновения  пожара;

N2 - задымление и охват пламенем  коридора происходят через 7 мин;

N3 - задымление и охват коридора  пламенем происходят через 10 мин.

Возможны следующие варианты эвакуации:

L1 - обеспечивающий эвакуацию за 6 мин;

L2 - обеспечивающий эвакуацию за 8 мин;

L3 - обеспечивающий эвакуацию за 12 мин .

Далее определяются результаты эвакуации  из соотношения, а ij = Ni / Lj

а 11 = N1 / L1 = 5/ 6 = 0,83

а 12 = N1 / L2 = 5/ 8 = 0,62

а 13 = N1 / L3 = 5/ 12 = 0,42

а 21 = N2 / L1 = 7/ 6 = 1

а 22 = N2 / L2 = 7/ 8 = 0,87

а 23 = N2 / L3 = 7/ 12 = 0,58

а 31 = N3 / L1 = 10/ 6 = 1

а 32 = N3 / L2 = 10/ 8 = 1

а 33 = N3 / L3 = 10/ 12 = 0,83

Таблица. Платёжная матрица результатов  эвакуации

 

L1

L2

L3

N1

0,83

0,6

0,42

N2

1

0,87

0,58

N3

1

1

0,83




 

Необходимое время эвакуации рассчитывать в процессе руководства

эвакуацией нет необходимости, его можно заложить в программу  в готовом виде.

Данная матрица заносится в  ЭВМ и по численному значению величины а ij подсистема автоматически подбирает оптимальный вариант эвакуации.

Заключение

В заключение следует особо подчеркнуть, что теория игр является очень  сложной областью знания. При обращении  с ней надо соблюдать известную  осторожность и четко знать границы  применения. Слишком простые толкования, принимаемые фирмой самостоятельно или с помощью консультантов, таят в себе скрытую опасность. Анализ и консультации на основе теории игр  из-за их сложности рекомендуются  лишь для особо важных проблемных областей. Опыт фирм показывает, что  использование соответствующего инструментария предпочтительно при принятии однократных, принципиально важных плановых стратегических решений, в том числе при подготовке крупных кооперационных договоров. Однако применение теории игр облегчает  нам понимание сущности происходящего, а многогранность данного раздела  науки позволяет нам успешно  использовать методы и свойства этой теории в различных областях нашей  деятельности.

Теория игр прививает человеку дисциплину ума. От лица, принимающего решения, она требует систематической  формулировки возможных альтернатив  поведения, оценки их результатов, и  самое главное - учета поведения  других объектов. Человек, знакомый с  теорией игр, реже считает других глупее себя, - и потому избегает многих непростительных ошибок. Однако теория игр не может, да и не рассчитана на то, чтобы придать решительности, настойчивости в достижении целей, невзирая на неопределенность и риск. Знание основ теории игр не дает нам явного выигрыша, но оберегает  нас от свершения глупых и ненужных ошибок.

Теория игр всегда имеет дело с особым типом мышления, стратегическим.

Библиографический список

  1. Дж. фон Нейман, О. Моргенштерн. «Теория игр и экономическое поведение», Наука, 1970.
  2. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. «Математические методы в экономике», Москва 1997, изд. «ДИС».
  3. Оуэн Г. «Теория Игр». – М.: Мир, 1970.
  4. Раскин М. А. «Введение в теорию игр» // Летняя школа «Современная математика». – Дубна: 2008.
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki
  6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/104891
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki
  8. http://www.rae.ru/zk/arj/2007/12/Stepanenko.pdf
  9. http://banzay-kz.livejournal.com/13890.html
  10. http://propolis.com.ua/node/21
  11. http://www.cfin.ru/management/game_theory.shtml
  12. http://konflickt.ru/16/
  13. http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/IGR_TEORIYA.html
  14. http://matmodel.ru/article.php/20081126162627533
  15. http://www.nsu.ru/ef/tsy/ec_cs/kokgames/prog3k.htm

Информация о работе Применение теории игр в экономике