Собственность традиционно относится
к важнейшим элементам национальной
экономики и затрагивает проблемы
политики и социальных отношений. Формы
централизованного и индивидуального
использования собственности, средств
производства, недвижимости определяют
сущностные характеристики общественного
строя. Процесс и результативность
реформирования экономики тесно
связаны с эффективностью управления
собственностью как на федеральном,
так и на субфедеральном уровнях.[3]
Известно, что никакой рынок
не может функционировать без
развитого института частной
собственности. Поэтому вопрос о
переходе от государственной собственности
к частной был одним из кардинальных
еще на этапе «Перестройки», когда
советская экономика вплотную подошла
к необходимости постепенного перехода
от единой государственной собственности
к многообразию ее форм.[4]
2.2 Необходимость
и предпосылки приватизации в
России
Приватизация - процесс преобразования
государственной или муниципальной
собственности в частную. Частная
собственность - ключевой институт рыночной
экономики, такой же по значению, как
свободные ценные. Есть рыночные экономики
с более или менее значительным
государственным сектором, но нет
таких, в которых существует только
государственный сектор или в
которых государственный сектор
преобладает. Если такое случается,
то экономика перестает быть рыночной.
При этом снижается и ее эффективность.
Государственные предприятия могут
быть эффективными, но только в среде
частных предприятий и при
наличии конкуренции. Падение их
эффективности происходит при доминировании
государственных монополий (ослабление
или отсутствие конкуренции - внешние
факторы), а также в силу ослабления
хозяйственных мотиваций (отсутствие
хозяина, эффективного собственника -
внутренние факторы). Эти факторы
главные. Именно они определили упадок
и крах коммунистической утопии. Поэтому
вопрос о частной собственности
и о приватизации приобрел в ходе
реформ первостепенное политическое,
идеологическое, а также и практическое
значение. Реформаторы были полностью
убеждены (как прежде марксисты), что
создать процветающую экономику
можно только на базе частной собственности.[5]
К тому же тенденции монополизации
и национализации, имевшие место
в развитых странах еще после
Второй мировой войны, вместе с «неоконсервативной
волной», с возвратом экономического
либерализма сменились противоположной
тенденцией: приватизация повсюду стала
модой. Наиболее известны реформы М.
Тэтчер в Великобритании, осуществившей
в их числе приватизацию значительной
части угольной промышленности. В
США проводились эксперименты с
передачей в частные руки даже
тюрем и таможенных служб. Лозунг
национализации исчез из программ всех
социалистических партий. Социалист
Ф. Миттеран предпринял во Франции последнюю
крупную попытку национализации,
которая полностью провалилась,
и он сам вынужден был пойти
на попятный. В такой атмосфере
начинались российские реформы.[6]
В сущности, мы ушли не вперед,
а в сторону от магистрального
пути цивилизации и зашли в
тупик, из которого и пытаемся сейчас
выбраться. Попыткой правительства
выхода из сложившегося положения явилось
создание рыночной экономики в России.
Для этого потребовалось создание
условий формирования рынка, рыночной
инфраструктуры: приватизация собственности;
самостоятельность субъектов рынка;
система социальной поддержки населения;
право субъектов самостоятельно
договариваться о цене; достаточное
число производителей, формирующих
предложения товаров; устойчивость
рубля и денежного обращения;
демонополизация хозяйственной
деятельности и хозяйственных связей;
наличие конкуренции; независимое
судопроизводство, необходимая сеть
учреждений Госарбитража; развитие внешнеэкономических
связей; формирование у людей рыночных
норм поведения.
В ходе приватизации в России
государство, будучи практически главным
инвестором и содержателем огромного
числа убыточных и малорентабельных
предприятий, отказалось от этого груза
в условиях рыночной экономики.
Цель приватизации заключалась
в обеспечении условий для
нормального функционирования будущей
рыночной системы. Именно в ходе процессов
трансформации отношений собственности
в масштабах страны возможно формирование
новых мотиваций хозяйствующих
субъектов и предпосылок для
рационального изменения структуры
производства как базовых условий
повышения эффективности производства
и роста национального дохода.
При участии государства
в процессе приватизации структура
собственности, в конечном итоге, смогла
приобрести следующий вид: государственные
предприятия, частный бизнес, народные
предприятия, акционерные корпорации
с преобладанием государственного
капитала, акционерные негосударственные
предприятия. Такая структура характерна
для многоукладной рыночной экономики.
Рынок необходим для российского
государства, как средство решения
многих экономических и хозяйственных
проблем, нависших в результате длительного
сохранения в России административно-командного
механизма управления экономикой.
2.3 Понятие приватизации
и разгосударствления
Экономические отношения
по поводу присвоения подвижны. Это
означает, что формы собственности
могут переходить друг в друга. Этот
процесс осуществляется различными
методами.
Приватизация (лат. privatus - частный) - передача
государственной или муниципальной
собственности за плату или безвозмездно
в частную собственность.[7] Приватизация - одно из направлений
разгосударствления собственности, заключающиеся
в передаче ее в частную собственность
отдельных граждан и юридических лиц.
Приватизация государственных
и муниципальных предприятий
в России означает приобретение гражданами,
акционерными обществами (товариществами)
у государства и местных органов
власти в собственность: предприятий
и их подразделений, выделяемых в
самостоятельные предприятия; материальных
и нематериальных активов предприятий;
долей (паев, акций) государства и
местных органов власти в капитале
акционерных обществ (товариществ);
принадлежащих приватизируемым
предприятиям долей (паев, акций) в капитале
иных предприятий. Объектами приватизации
могут быть: крупная промышленность,
мелкие и средние предприятия
промышленности и торговли, предприятия
сферы услуг, жилищный фонд, жилищное
строительство, предприятия сельского
хозяйства и т. д. [8]
Приватизация может иметь
скрытый характер, например, аренда
государственного имущества на длительный
срок частными лицами или компаниями;
может быть частичной, когда распродается,
например, лишь часть акций; может
осуществляться в виде денационализации
и реприватизации.
Масштабы приватизации в той
или иной стране зависят от того,
насколько широко использовался
в них метод национализации частного
сектора в предшествующий период.
В странах, где метод национализации
применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция
к приватизации проявлялись слабо.
В тех странах, где процесс
национализации зашел сравнительно
далеко (Великобритания, Франция), приватизация
осуществляется в широких масштабах.[9]
В современной России приватизация
приобрела широкий размах. Ее механизм
был определен Законом о приватизации.
В нем были заложены основы приватизации.
1. Определены три формы
приватизации: продажа предприятий
с аукциона, по конкурсу, путем
их акционирования.
2. Созданы две государственные
структуры. Первая - комитеты по
управлению государственным (муниципальным)
имуществом. Вторая - фонды имущества.
В функции первых входила подготовка
планов приватизации и осуществление
мероприятий, связанных с подготовкой
предприятий к приватизации. Вторые
осуществляли продажу предприятий
на аукционах, продажу их акций.
3. Определены объекты приватизации
и их денежная оценка. Особое
значение придавалось стоимости
имущества. Было принято решение
оценивать предприятия по остаточной
стоимости основных производственных
фондов.
Приватизация является частью
более широкого процесса - разгосударствления
экономики. Разгосударствление - переход
от преимущественно государственно-директивного
регулирования производства к его
регулированию преимущественно
на основе рыночных механизмов. Итоги
разгосударствления: во-первых, меняется
структура собственности в пользу
частной и сокращения общественной.
Во-вторых, меняются экономическая
роль и функции государства: оно
перестает быть субъектом хозяйствования,
государство начинает регулировать
экономические процессы не через
директивы, а через изменение
экономических условий жизни; обязательные
государственные задания уступают
место системе государственных
закупок; государство снимает с
себя функции распределения имеющихся
ресурсов; постепенно ликвидируется
государственная монополия во внешнеэкономической
деятельности.
Различие между приватизацией
и разгосударствлением сводится
к тому, что первая отражает процесс
коренной трансформации отношений
собственности, а вторая становится
явлением, направленным на разрушение
в ней государственного диктата
и создание условий для функционирования
экономики как независимой от
государства сферы общественной
деятельности людей.[10]
Н. Ридли - «главный архитектор»
и проводник британской программы
приватизации доказывал, что приватизация
действительно является средством
придания экономике большей эффективности,
потому что государственные предприятия
работают на себя, а не на потребителя.
Их финансирует не потребитель, а
государство, что порождает иждивенчество.
Частный сектор ведет дело эффективнее,
т.к. непризнание его деятельности
потребителем грозит ему банкротством.
При приватизации убыточных предприятий
Ридли рекомендует списать долг
и заинтересовать собственников
в том, чтобы сделать предприятие
рентабельным.
Приватизация - длительный процесс.
В Японии он осуществлялся 10 лет, в
Западной Европе 10-15 лет. Правительство
России, волевым способом наметило
приватизировать только в 1992 г. 50-60%
государственных предприятий. При
проведении приватизации нужна большая
подготовительная работа по разукрупнению
монополистических объединений, созданию
ряда компаний, эффективного механизма
ценообразования, с помощью которого
можно было бы более достоверно оценить
стоимость предприятия. Начинать приватизацию
целесообразно с продовольственного
сегмента, торговли и сферы услуг.
Чтобы государственная собственность
не досталась криминальным кругам,
с точки зрения экономической
теории важно создать много конкурентов.
Государству рекомендуется продумать
ограничения для иностранцев
в приватизации стратегических отраслей
(энергоснабжения, водоснабжения, нефти,
обороны и т.д.). Однако сегодня крайне
необходимо привлечение иностранного
капитала в другие отрасли народного хозяйства,
иначе трудно будет выйти из кризиса. Нет
оснований опасаться, что западные фирмы
скупят у нас акции по низким ценам и станут
владельцами значительной доли нашего
национального богатства. При современной
политической и экономической нестабильности
они не рвутся к нам на рынок.
Приватизация государственного
и муниципального имущества основывается
на признании равенства покупателей
государственного и муниципального
имущества и открытости деятельности
органов государственной власти
и органов местного самоуправления.
Государственное и муниципальное
имущество отчуждается в собственность
физических и (или) юридических лиц
исключительно на возмездной основе
(за плату либо посредством передачи
в государственную или муниципальную
собственность акций открытых акционерных
обществ, в уставный капитал которых
вносится государственное или муниципальное
имущество).
Приватизация муниципального имущества
осуществляется органами местного самоуправления
самостоятельно в порядке, предусмотренном
настоящим Федеральным законом.[11]
Экономические реформы, проводимые
с начала 1990-х гг. ХХ в. в России
и странах Восточной Европы, имеют
своей конечной целью формирование
современной конкурентной рыночной
экономики. Однако последствия господства
административно-командной системы
не позволяют решить эту проблему
в короткие сроки.
3. Приватизация
3.1 Способы и
формы приватизации
Имеются различные пути передачи
прав собственности из рук государства
в руки частных лиц. Выбор того
или иного пути зависит от политических,
экономических и социальных реалий,
а также от приоритетов в каждой
конкретной стране.
Лидер приватизации Великобритания
предложила следующие способы приватизации:
распродажа и безвозмездное распределение
акций; подряды на оказание услуг; продажа
государственного жилья квартиросъемщикам;
отказ от государственной монополии
в целях развития конкуренции. Всего
мировой опыт насчитывает 22 различных
способа частичной и полной передачи
государственной собственности
и функции частному сектору.
Наряду с существующими
способами приватизации установлен
ряд новых:
Преобразование государственных
и муниципальных унитарных предприятий
в ОАО, 100% акций которых находится
в государственной и муниципальной
собственности;
Внесение государственного
и муниципального имущества в
уставные капиталы хозяйственных обществ;
Отчуждение акций, находящихся
в государственной и муниципальной
собственности, владельцем государственных
и муниципальных бумаг.
Нельзя обойти и процесс
акционирования, как способ приватизации
на первом этапе. При этом огромную
роль играли созданные в то время
инвестиционные фонды, формировавшие
первичный рынок ценных бумаг (таких,
как акции). С помощью их на сегодняшний
день основной преобладающей организационной
формой в России стали акционерные
предприятия. Фонды давали ориентиры
для того, чтобы разобраться в
огромном океане ценных бумаг акционировавшихся
предприятий. В целом к 1 июня 1993 г.
свыше 17 тыс. крупных и средних
предприятий и подразделений
находились в той или иной стадии
корпоратизации (или акционирования).
В процессе акционирования немаловажную
роль играли и чековые аукционы (например,
в декабре 1992 - июне 1993 г. на чековые
аукционы в 72 регионах страны были вынесены
в общей сложности акции 2108 российских
АО, представляющих практически все
основные отрасли экономики и
с числом занятых 2,38 млн. человек. Суммарный
уставный капитал этих предприятий
(номинал акций в старых ценах)
составил 104 млрд. рублей, в том числе
22,3 млрд. было предложено на чековые
аукционы). Среди основных участников
чековых аукционов были трудовые
коллективы, мелкие инвесторы, чековые
инвестиционные фонды и крупные
институциональные и частные
инвесторы.