Принцип приватизации и ее формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы исследовать принцип приватизации и ее формы.
Задачи исследования:
- рассмотреть предпосылки приватизации:
- раскрыть формы собственности;
- дать понятие приватизации;
- исследовать способы и формы приватизации.

Файлы: 1 файл

приватизация.docx

— 44.48 Кб (Скачать файл)

Собственность традиционно относится  к важнейшим элементам национальной экономики и затрагивает проблемы политики и социальных отношений. Формы  централизованного и индивидуального  использования собственности, средств  производства, недвижимости определяют сущностные характеристики общественного  строя. Процесс и результативность реформирования экономики тесно  связаны с эффективностью управления собственностью как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях.[3]

Известно, что никакой рынок  не может функционировать без  развитого института частной  собственности. Поэтому вопрос о  переходе от государственной собственности  к частной был одним из кардинальных еще на этапе «Перестройки», когда  советская экономика вплотную подошла  к необходимости постепенного перехода от единой государственной собственности  к многообразию ее форм.[4] 

 

2.2 Необходимость  и предпосылки приватизации в  России

 

Приватизация - процесс преобразования государственной или муниципальной  собственности в частную. Частная  собственность - ключевой институт рыночной экономики, такой же по значению, как  свободные ценные. Есть рыночные экономики  с более или менее значительным государственным сектором, но нет  таких, в которых существует только государственный сектор или в  которых государственный сектор преобладает. Если такое случается, то экономика перестает быть рыночной. При этом снижается и ее эффективность. Государственные предприятия могут  быть эффективными, но только в среде  частных предприятий и при  наличии конкуренции. Падение их эффективности происходит при доминировании  государственных монополий (ослабление или отсутствие конкуренции - внешние  факторы), а также в силу ослабления хозяйственных мотиваций (отсутствие хозяина, эффективного собственника - внутренние факторы). Эти факторы  главные. Именно они определили упадок и крах коммунистической утопии. Поэтому  вопрос о частной собственности  и о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также и практическое значение. Реформаторы были полностью  убеждены (как прежде марксисты), что  создать процветающую экономику  можно только на базе частной собственности.[5]

К тому же тенденции монополизации  и национализации, имевшие место  в развитых странах еще после  Второй мировой войны, вместе с «неоконсервативной волной», с возвратом экономического либерализма сменились противоположной  тенденцией: приватизация повсюду стала  модой. Наиболее известны реформы М. Тэтчер в Великобритании, осуществившей  в их числе приватизацию значительной части угольной промышленности. В  США проводились эксперименты с  передачей в частные руки даже тюрем и таможенных служб. Лозунг национализации исчез из программ всех социалистических партий. Социалист  Ф. Миттеран предпринял во Франции последнюю  крупную попытку национализации, которая полностью провалилась, и он сам вынужден был пойти  на попятный. В такой атмосфере  начинались российские реформы.[6]

В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону от магистрального пути цивилизации и зашли в  тупик, из которого и пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства  выхода из сложившегося положения явилось  создание рыночной экономики в России. Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры: приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка; система социальной поддержки населения; право субъектов самостоятельно договариваться о цене; достаточное  число производителей, формирующих  предложения товаров; устойчивость рубля и денежного обращения; демонополизация хозяйственной  деятельности и хозяйственных связей; наличие конкуренции; независимое  судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража; развитие внешнеэкономических  связей; формирование у людей рыночных норм поведения.

В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным  инвестором и содержателем огромного  числа убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза  в условиях рыночной экономики.

Цель приватизации заключалась  в обеспечении условий для  нормального функционирования будущей  рыночной системы. Именно в ходе процессов  трансформации отношений собственности  в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих  субъектов и предпосылок для  рационального изменения структуры  производства как базовых условий  повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При участии государства  в процессе приватизации структура  собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные  предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные  предприятия. Такая структура характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского  государства, как средство решения  многих экономических и хозяйственных  проблем, нависших в результате длительного  сохранения в России административно-командного механизма управления экономикой.

 

2.3 Понятие приватизации  и разгосударствления

 

Экономические отношения  по поводу присвоения подвижны. Это  означает, что формы собственности  могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется различными методами.

Приватизация (лат. privatus - частный) - передача государственной или муниципальной  собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.[7] Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающиеся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Приватизация государственных  и муниципальных предприятий  в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов  власти в собственность: предприятий  и их подразделений, выделяемых в  самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и  местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым  предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия  промышленности и торговли, предприятия  сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского  хозяйства и т. д. [8]

Приватизация может иметь  скрытый характер, например, аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может  осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Масштабы приватизации в той  или иной стране зависят от того, насколько широко использовался  в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция  к приватизации проявлялись слабо. В тех странах, где процесс  национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.[9]

В современной России приватизация приобрела широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации. В нем были заложены основы приватизации.

1. Определены три формы  приватизации: продажа предприятий  с аукциона, по конкурсу, путем  их акционирования.

2. Созданы две государственные  структуры. Первая - комитеты по  управлению государственным (муниципальным)  имуществом. Вторая - фонды имущества.  В функции первых входила подготовка  планов приватизации и осуществление  мероприятий, связанных с подготовкой  предприятий к приватизации. Вторые  осуществляли продажу предприятий  на аукционах, продажу их акций.

3. Определены объекты приватизации  и их денежная оценка. Особое  значение придавалось стоимости  имущества. Было принято решение  оценивать предприятия по остаточной  стоимости основных производственных  фондов.

Приватизация является частью более широкого процесса - разгосударствления экономики. Разгосударствление - переход  от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его  регулированию преимущественно  на основе рыночных механизмов. Итоги  разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая  роль и функции государства: оно  перестает быть субъектом хозяйствования, государство начинает регулировать экономические процессы не через  директивы, а через изменение  экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных  закупок; государство снимает с  себя функции распределения имеющихся  ресурсов; постепенно ликвидируется  государственная монополия во внешнеэкономической  деятельности.

Различие между приватизацией  и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс  коренной трансформации отношений  собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата  и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.[10]

Н. Ридли - «главный архитектор»  и проводник британской программы  приватизации доказывал, что приватизация действительно является средством  придания экономике большей эффективности, потому что государственные предприятия  работают на себя, а не на потребителя. Их финансирует не потребитель, а  государство, что порождает иждивенчество. Частный сектор ведет дело эффективнее, т.к. непризнание его деятельности потребителем грозит ему банкротством. При приватизации убыточных предприятий  Ридли рекомендует списать долг и заинтересовать собственников  в том, чтобы сделать предприятие  рентабельным.

Приватизация - длительный процесс. В Японии он осуществлялся 10 лет, в  Западной Европе 10-15 лет. Правительство  России, волевым способом наметило приватизировать только в 1992 г. 50-60% государственных предприятий. При  проведении приватизации нужна большая  подготовительная работа по разукрупнению  монополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма  ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить  стоимость предприятия. Начинать приватизацию целесообразно с продовольственного сегмента, торговли и сферы услуг. Чтобы государственная собственность  не досталась криминальным кругам, с точки зрения экономической  теории важно создать много конкурентов. Государству рекомендуется продумать  ограничения для иностранцев  в приватизации стратегических отраслей (энергоснабжения, водоснабжения, нефти, обороны и т.д.). Однако сегодня крайне необходимо привлечение иностранного капитала в другие отрасли народного хозяйства, иначе трудно будет выйти из кризиса. Нет оснований опасаться, что западные фирмы скупят у нас акции по низким ценам и станут владельцами значительной доли нашего национального богатства. При современной политической и экономической нестабильности они не рвутся к нам на рынок.

Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей  государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Государственное и муниципальное  имущество отчуждается в собственность  физических и (или) юридических лиц  исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную  собственность акций открытых акционерных  обществ, в уставный капитал которых  вносится государственное или муниципальное  имущество).

Приватизация муниципального имущества  осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном  настоящим Федеральным законом.[11]

Экономические реформы, проводимые с начала 1990-х гг. ХХ в. в России и странах Восточной Европы, имеют  своей конечной целью формирование современной конкурентной рыночной экономики. Однако последствия господства административно-командной системы  не позволяют решить эту проблему в короткие сроки.

 
 

3. Приватизация 

 

3.1 Способы и  формы приватизации

 

Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства  в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

Лидер приватизации Великобритания предложила следующие способы приватизации: распродажа и безвозмездное распределение  акций; подряды на оказание услуг; продажа  государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии  в целях развития конкуренции. Всего  мировой опыт насчитывает 22 различных  способа частичной и полной передачи государственной собственности  и функции частному сектору.

Наряду с существующими  способами приватизации установлен ряд новых:

Преобразование государственных  и муниципальных унитарных предприятий  в ОАО, 100% акций которых находится  в государственной и муниципальной  собственности;

Внесение государственного и муниципального имущества в  уставные капиталы хозяйственных обществ;

Отчуждение акций, находящихся  в государственной и муниципальной  собственности, владельцем государственных  и муниципальных бумаг.

Нельзя обойти и процесс  акционирования, как способ приватизации на первом этапе. При этом огромную роль играли созданные в то время  инвестиционные фонды, формировавшие  первичный рынок ценных бумаг (таких, как акции). С помощью их на сегодняшний  день основной преобладающей организационной  формой в России стали акционерные  предприятия. Фонды давали ориентиры  для того, чтобы разобраться в  огромном океане ценных бумаг акционировавшихся  предприятий. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных и средних  предприятий и подразделений  находились в той или иной стадии корпоратизации (или акционирования). В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые аукционы (например, в декабре 1992 - июне 1993 г. на чековые  аукционы в 72 регионах страны были вынесены в общей сложности акции 2108 российских АО, представляющих практически все  основные отрасли экономики и  с числом занятых 2,38 млн. человек. Суммарный  уставный капитал этих предприятий (номинал акций в старых ценах) составил 104 млрд. рублей, в том числе 22,3 млрд. было предложено на чековые  аукционы). Среди основных участников чековых аукционов были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые  инвестиционные фонды и крупные  институциональные и частные  инвесторы.

Информация о работе Принцип приватизации и ее формы