Принцип приватизации и ее формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы исследовать принцип приватизации и ее формы.
Задачи исследования:
- рассмотреть предпосылки приватизации:
- раскрыть формы собственности;
- дать понятие приватизации;
- исследовать способы и формы приватизации.

Файлы: 1 файл

приватизация.docx

— 44.48 Кб (Скачать файл)

Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов.

Платная приватизация, предусматривающая  полный выкуп имущества по рыночной цене, представляла собой путь, наиболее отвечающий формированию рыночной экономике. Однако выкуп акций осуществлялся  очень медленно, поэтому за счет него невозможно было быстро пополнить  государственный бюджет. Широкое  распространение платная приватизация получила в Венгрии.

Бесплатная приватизация, означающая выдачу гражданам купонов, бонн, инвестиционных вкладов. Ее необходимость  была обоснована двумя моментами. Она  рассматривалась, во-первых, как способ восстановления социальной справедливости, позволяющий вернуть населению  отобранную у него собственность, во-вторых, как «принудительная» приватизация, проводимая с целью ускорения  трансформации собственности в  условиях психологической неподготовленности населения к инвестированию своих  средств в ценные бумаги. В той  или иной форме она использовалась в России, Польше, Чехословакии, Румынии.

Льготная приватизация, предполагающая скидки и льготы определенным категориям населения (трудовым коллективам). Особенно велики такие скидки и льготы были в России и Югославии. Кроме того в ряде государств получил распространение  процесс реприватизации - возвращения  собственности прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия). [12]

Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия  в частноправовую форму. Формальная приватизация ничего не меняет в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности  предприятия, ни в доступе к техническим  знаниям или управленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при  которой не происходит существенных изменений в распределении задач  между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый  подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. Государственное  предприятие продается частным  стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего на муниципальном уровне.

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого метода можно охватить широкий круг потенциальных  инвесторов. При выборе инвестора  цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь  место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются  особенности или профиль инвесторов. Аукционы позволили приблизить оценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Эта  была важная черта процесса, которая  одновременно являлась и действенным  способом борьбы с коррупцией. При  иных способах, прямой продаже трудно даже было представить возможный  размах коррупции - она была бы колоссальной. Прямая продажа. По стратегическим соображения  предпочтение отдается ведению переговоров  непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости  предприятия.

Management-Buy-In: предприятие приобретается  руководством стороннего предприятия.  В этом случае новые собственники  проводят полную или частичную  смену прежнего руководства. 

 

3.2 Этапы приватизации

 

Наибольшее распространение  получили следующие подходы к  этапам и формам приватизации:

1. Малая приватизация, распространяемая  на мелкие и средние предприятия  в сфере торговли, общественного  питания, бытового обслуживания. Их продажа проводилась в основном  на аукционах, коммерческих конкурсах  и предусматривала полный выкуп.

2. Большая приватизация, распространяемая  на крупные предприятия, предполагала  их акционирование с последующей  продажей акций.

В середине 90-х гг. приватизация осуществлялась с помощью различных  финансовых институтов (инвестиционных фондов, холдингов, инвестиционных компаний). Она давала возможность в короткие сроки вывести предприятия из государственной формы собственности  и передать его финансовым институтам, организованным на коммерческой основе.

Говоря об этапах приватизации в России, следует различать два  основных: первый - это этап ваучерный (или точнее массовой приватизации в России, так как процесс приватизации собственности начался раньше, чем  появился приватизационный чек (или  ваучер)). По длительности этот этап продолжался  в России около 3-х лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа  приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился Закон, который определял  и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности  на средства производства в РФ путем  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  целях создания эффективной социально-ориентированной  рыночной экономики.

 

3.3 Первые итоги  преобразования собственности в  России

 

Эти итоги свидетельствуют, что за четыре года преобразований, начатых в 1992 г., в переходной российской экономике произошло радикальное  изменение в отношениях собственности. Государственная собственность  на средства производства не только утратила монопольное положение, но и перестала  быть преобладающей. На 1 января 1996 г, по данным Госкомимущества, было приватизировано  свыше 53% общего числа российских предприятий. Негосударственная собственность  охватывает практически ряд целых  отраслей: торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание. В промышленности уже в 1994г. государству принадлежало лишь 12% предприятий, 67,7% было в руках  частных собственников, 16,6% относилось к смешанному сектору и 3,2% были у  муниципальных органов. В этом же году на государственных предприятиях работало менее половины всех занятых, в то время как в 1990 г. это число  составляло 82,6%. В 1996 г. негосударственный  сектор обеспечивал более 70% ВВП  России. Кризис 1998 г. открыл новый этап в перераспределении прав собственности  в российском акционерном капитале. Его черты: стабилизация доли администрации (менеджмента); значительное увеличение доли крупных аутсайдеров; уменьшение доли работников; продолжающееся сокращение доли государства; уменьшение доли мелких инвесторов.

Характерной чертой все приватизационных сделок 1998-2000 гг. было стремление получить максимально возможные поступления  в бюджет. Прежде всего на цели фиксирования его дефицита

 

Заключение

 

Итак, среди реформ 1992-2003 г. ведущее место занимает приватизация. Приватизация - это платная или  бесплатная передача государственного имущества частным владельца.

Значение приватизации состоит  еще и в том, что она позволяет  привлечь частные инвестиции и сформировать так называемого эффективного собственника. Эффективный собственник - это физическое или юридическое лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на предприятие, заинтересованное в его  развитии и способное осуществлять необходимые для этого инвестиции.

Вопрос о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также  практическое значение.

Цель приватизации заключалась  в обеспечении условий для  нормального функционирования будущей  рыночной системы.

Процессы приватизации в  России начались намного раньше, чем  сформировалась концепция предприятий  и понятие частной собственности  было официально признано. Вначале  происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, заключающаяся в том, что деньги государственных предприятий и  общественных организаций начинали свои собственный оборот, постепенно превращаясь в собственные средства формально независимых от государства  предприятий и ассоциаций. В результате происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов и уже на ее основе - приватизация экономики в целом.

Итак, существуют следующие  формы приватизации:

- платная;

- бесплатная;

- льготная;

- формальная;

- реальная;

- открытый и ограниченный  тендер;

- аукцион;

- Management-Buy-In.

Как процесс изменения  отношений собственности, приватизация привела к изменению самой  природы российской экономики. Она  перестала быть государственной, плановой экономикой, и превратилась в рыночную экономику, опирающуюся на деятельность независимых экономических субъектов.

 
 

Глоссарий

 

№пп

Новое понятие

Содержание

1.

Главная задача приватизации госуд. предприятий

- коренное преобразование  отношений собственности

2.

Государственная собственность

- система отношений, при  которой управление и распоряжение  объектами собственности осуществляют  представители государственной  власти

3.

Коллективная собственность

- система экономических  отношений, при которой трудовой  коллектив совместно владеет,  пользуется и распоряжается средствами  и продуктами производства

4.

Объекты государственной  собственности, подлежащие приватизации

- понимаются предприятия  (объединения), организации, структурные  единицы объединений, производства, цехи, иные подразделения предприятий,  организаций как единые имущественные  комплексы производственных фондов  и иных ценностей.

5.

Правами покупателей объектов приватизации

- пользуются только граждане  и негосударственные юридические  лица

6.

Приватизация

Акт передачи ранее предоставлявшихся  государством услуг предприятиям частного сектора.

7.

Приватизация (лат. privatus - частный)

- передача государственной  или муниципальной собственности  за плату или безвозмездно  в частную собственность

8.

Продавцы объектов государственной  собственности

- специальные исполнительные  органы (республиканские комитеты  по управлению государственным  имуществом и аналогичные им  органы), в функции которых входит  непосредственная организационная  работа по приватизации государственной  собственности и оперативно - хозяйственное  управление предприятиями, передаваемыми  в их ведение

9.

Разгосударствление

- переход от преимущественно  государственно-директивного регулирования  производства к его регулированию  преимущественно на основе рыночных  механизмов

10.

Формы приватизации:

- платная;

- бесплатная;

- льготная;

- формальная;

- реальная;

- открытый и ограниченный  тендер;

- аукцион;

- Management-Buy-In.

11.

Частная собственность

- ключевой институт рыночной  экономики, такой же по значению, как свободные ценные

12.

Частная форма собственности

- форма при которой  правом владения, пользования и  распоряжения, включая передачу  или продажу имущества и дохода  обладает отдельный индивид (семья)


 
 

Список используемой литературы

 

1.   Веселовский С.Я. Приватизация как глобальный процесс переоценки роли и места государства в экономике // Россия и современный мир. - 2001. - № 3.

2.   Государство учится управлять своей собственностью // Экономика России XXI. - № 1 (6) март, 2002

3.   Государство учится управлять своей собственностью // Экономика России XXI. - № 1 (6) март, 2002.

4.   Корчагин Ю.А. Современная экономика России. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007

5.   Красникова Е.В. Экономика переходного периода. – М.: Омега. 2006

6.   Курс экономической теории: Учебное пособие/ под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 1998

7.   Курс экономической теории: Учебное/ под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. пособие – 5-е исправленное, дополненное и перераб. издание – Киров: «АСА», 2006

8.   Л.С. Тарасеыич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский Микроэкономика: учебник 5-е изд.. – М.: «Юрайт». 2007

9.   Лозинский С.В., Праздничных А.Н. Процесс трансформации собственности: мировой опыт // Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - № 2.

10. Основы экономики в  вопросах и ответах – Ростов  н/Д: Феникс, 1997.

11. Экономика: учебник/  под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – 3-е изд., перераб. И доп.. –  М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006

12. Экономика: учебник/  под ред. А.С. Булатова. – 4-е  изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006.

 

 

[1] Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общ. ред. акад. В.И. Вадяпина акад. Г.П. Журавлевой. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. 640 с.

[2] Гукасьян Г.М. Экономическая теория. - СПб.; Питер, 2006. 480 с..

[3] В. Авеков - Управление государственным имуществом // Экономист. 2006. № 10. с. 38-46.

[4] Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие./Под ред. проф. М.Н. Чепурина. Издание 3-е, стереотипное. - М.: Информационно-издательский Дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинформ», 1999. 432 с.

[5] В. Авеков - Управление государственным имуществом // Экономист. 2006. № 10. с. 38-46.

[6] Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций. - 2-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. 437 с.

[7] Гукасьян Г.М. Экономическая теория. - СПб.; Питер, 2006. 480 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

[8] Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общ. ред. акад. В.И. Вадяпина акад. Г.П. Журавлевой. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. 640 с. - (Высшее образование).

[9] Экономическая теория (Политическая экономия): Учебник. Часть I/ под ред. И.К. Ларионова, Н.Н. Пилипенко, В.Н. Щербакова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 640 с.

[10] Гукасьян Г.М. Экономическая теория. - СПб.; Питер, 2006. 480 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

[11] Федеральный закон: Выпуск 43(369) О приватизации государственного и муниципального имущества. - М.: ИНФРА-М, 2006. 62 с.

[12] Симкина Л.Г. Экономическая теория. 2-е изд. - СПб.; Питер, 2006. 384 с.


Информация о работе Принцип приватизации и ее формы