Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2014 в 16:49, реферат
В условиях рыночной экономики риск — ключевой элемент предпринимательства. Предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознагражденным. Риском принято считать «действие наудачу в надежде на счастливый случай». Характерные особенности риска — неопределенность, неожиданность, неуверенность, предположение, что успех придет. В условиях политической и экономической нестабильности степень риска значительно возрастает. В современных условиях экономики Украины проблема усиления рисков весьма актуальна, что подтверждается данными о росте убыточности предприятий промышленности.
1. Учет неопределенности в подходах к оценке рисков.
2. Цели и общие принципы анализа риска.
3. Оценка риска как вероятности убытков и потерь. Зоны риска и кривая риска.
Литература
Б. Риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке.
Причины: непредвиденная ситуация у поставщиков; техническая невозможность производства необходимой для предприятия продукции; невозможность выполнения условий договора; принятие поставщиком решения о разрыве договора и смене потребителя; принятие поставщиком решения об изменении условий договора (сроков, цен, объемов, требований к качеству поставляемой продукции); аварийность на транспорте.
Факторы риска: общая нестабильность социально-экономической ситуации; отсутствие традиции обязательности общеправовых и контрактных условий; неравномерность темпов инфляции; всплески роста цен в отдельных отраслях и регионах; неравномерность динамики доходов различных слоев населения; недостаточность средств у предприятия для компенсации повышения цен поставщиком.
Рекомендуемые методы компенсации: диверсификация поставок; расширение состава поставщиков; создание финансовых резервов или организация «горячих» кредитных линий на случай непредвиденных затрат; прогнозирование динамики цен; вовлечение традиционных поставщиков в деятельность предприятий путем заключения договоров участия в прибылях или приобретении акций; создание страховых запасов исходных материалов; заблаговременная разработка системы функционирования предприятия в условиях поиска альтернативных поставщиков.
В. Риск невозвращения предоплаты поставщиков.
Причины: те же, что и в случае невыполнения договоров поставки, а также решения поставщика о временном или окончательном присвоении полученных в качестве предоплаты сумм, невозможность их выплаты данному предприятию по причине использования до срыва договора.
Факторы риска: кризисная ситуация во взаимозачетах предприятий; слабость хозяйственного арбитража и законодательной базы, низкая правовая культура управления; гипертрофированное стремление предприятий к абсолютной минимизации риска (откуда и возникает требование предоплаты); отсутствие развитой системы страхования хозяйственных и финансовых операций.
Рекомендуемые методы компенсации: некоммерческая интеграция; покупка и обмен акциями с поставщиком; установление неформальных личных отношений с руководством предприятия-поставщика; создание региональной системы страхования финансово-хозяйственных сделок и соответствующей системы перестрахования; привлечение независимых организаций (банков, страховых обществ, фондов) в качестве гарантов сделок; развитие залоговых сделок.
Г. Риск незаключения договоров на реализацию производимой продукции (риск нереализации произведенной продукции).
Причины: изменение структуры и сокращение потребности в данном виде продукции; замещение данной продукции продукцией других предприятий; моральный износ продукции; переключение спроса; снижение спроса ввиду изменения структуры бюджета или снижения доходов потребления, производственного профиля или специализации традиционных потребителей продукции; отсутствие у предприятия полной информации о данном сегменте рынка.
Факторы риска: технический прогресс; появление новых технологий; экономическая рецессия (спад); вытеснение высокоразвитых технологий более простыми; зависимость результатов принимаемых потребителем решений от «личных» условий договора (попросту говоря, взятки); применение условий импорта, облегчающих ввоз иностранной продукции; активизация маркетинговой деятельности конкурентов; резкий рост объемов и рентабельности производства в отрасли (способствующий притоку конкурентов).
Рекомендуемые методы компенсации: диверсификация производства и структуры сбыта; создание и актуализация базы данных о возможных потребителях продукции, об их деятельности, намерениях, тенденциях, социально-экономическом статусе и окружении; активное использование всех форм маркетинга; вертикальная интеграция «вверх», обмен акциями с традиционными потребителями и приобретение их акций; поиск технологий и методов улучшения качества продукции, разработка долгосрочной стратегии производства и информирование о ней потенциальных потребителей; освоение гибких технологий производства, допускающих переключение на другие виды продукции; освоение гибких технологий маркетинга, позволяющих легко подключаться к новым секторам рынка.
Д. Риск получения или несвоевременного получения оплаты за реализованную без оплаты продукцию.
Причины: принятие решения потребителем об использовании предназначенной для оплаты суммы на другие цели; отсутствие необходимой суммы у потребителя.
Факторы риска: кризисное состояние взаимных платежей; неравномерное повышение цен отдельными предприятиями; низкая правовая культура руководителей; слабость хозяйственного арбитража.
Рекомендуемые методы компенсации: наиболее распространенный — предварительная (до получения товара или услуги) оплата. Этот достаточно примитивный способ снижения риска является, по нашему мнению, вредным как для экономики страны в целом, так и для отдельных товаропроизводителей в частности. Экономике в целом он принес кризис платежей, увеличение числа экономических преступлений, разрыв или снижение интенсивности хозяйственных связей, техническое ухудшение системы взаимных платежей, способствовал снижению объемов производства и реализации продукции. Для отдельного предприятия необходимость предоплаты существенно ограничивает возможность приобретения необходимых исходных материалов, сужает поле хозяйственного маневра, по существу искажает нормальные пропорции между производственной и финансовой деятельностью предприятия, способствует снижению качества продукции. Поэтому более целесообразным представляются: использование в различных сочетаниях и группировках мер некоммерческой вертикальной и диагональной интеграции, перекрестного владения акциями; страхование сделок у третьих лиц, залогов и, наконец, средств систематического информирования общественности о предприятиях, традиционно нарушающих (или, наоборот, соблюдающих) условия договоров.
Е. Риск отказа покупателя от полученной им продукции (возврат).
Причины: несоответствие продукции требованиям к ее качеству; невозможность использования потребителем продукции данного качества; решение потребителями о переключении на другой вид продукции или на другого поставщика.
Факторы риска: нестабильность общей социально-экономической обстановки; излишняя концентрированность выходных потоков предприятия на малом числе потребителей; низкая степень культуры и правового сознания руководителей.
Рекомендуемые методы компенсации: в целом те же, что и при компенсации риска неоплаты. Дополнительно следует принять меры к созданию барьеров на пути переключения потребителей на другие виды продукции, удовлетворяющие тот же вид потребности, и в особенности — на других поставщиков. В числе этих мер могут быть применены отдельные виды горизонтальной интеграции, т. е. договоры с конкурентами о своеобразном разделении сфер влияния. Здесь уместно еще раз подчеркнуть необходимость создания и ведения максимально полной базы данных о субъектах и процессах рынка. В состав этой базы должны входить данные о: реальных и возможных потребителях продукции; профильных технологиях, используемых на предприятиях-потребителях; продукции, производимой на этих предприятиях (для товаров конечного потребления — о типологии потребителей, структуре сегментов рынка, ее динамике и т. д.); поставщиках необходимых материалов и оборудования, а также об остальных видах продукции этих предприятий, ее потребителях, необходимых исходных материалах. Для сбора требуемых данных целесообразно либо поддерживать постоянную связь со специализированными в области бизнес-информации фирмами, либо содержать (возможно, на паях с другими предприятиями) сеть информаторов.
Ж. Риск срыва собственных производственных планов или инновационных проектов.
Причины: непредвиденный недостаток финансовых средств; неблагоприятные погодные условия; несоблюдение технологии; технические аварии; забастовки; переход квалифицированных кадров на другие предприятия.
Факторы риска: нестабильность темпов и пропорций изменения цен; уровень предпринимательской активности в регионе и диапазон социального неравенства; недостаточные затраты на развитие устойчивых технологий.
Рекомендуемые методы компенсации: развитие технологической базы; проведение НИОКР в сфере технологии и производства; разработка стратегии технологического развития и технологической безопасности в составе комплексной технико-экономической и социальной стратегий предприятия; увязка социальной стратегии с целями и возможностями предприятия, региональными условиями; создание системы технико-экономического резервирования ресурсов.
З. Риск неверного прогнозирования ситуации и получения неправильных исходных данных.
Причины: отсутствие на предприятии необходимых традиций и системы непрерывного прогнозирования рыночной среды; неумение осуществлять рыночный мониторинг; отсутствие эффективной методики прогнозирования поведения рыночных субъектов, а также мезо- и макроэкономических факторов.
Факторы риска: низкий уровень управления предприятием; отсутствие квалифицированных менеджеров; недостаточные затраты на НИОКР в области обеспечения и совершенствования управления.
Рекомендуемые методы компенсации: резкое повышение
внимания к стратегическому и перспективному
планированию; создание сквозной системы
сбора и анализа исходной информации,
прогнозирования и принятия стратегических
решений; выделение средств на эти цели
в составе статей распределения прибыли
или кредитных средств; приглашение профессиональных
консультантов по маркетингу и управлению;
повышение квалификации административно-
И. Риск неполучения внешних инвестиций и кредитов.
Причины: неблагоприятное впечатление инвесторов относительно перспектив и возможностей предприятия; неожиданная утечка негативной информации; публикация порочащих предприятие сведений; резкое падение курса акций предприятия в результате биржевой игры; выступления потребителей с критикой продукции предприятия.
Факторы риска: утрата контроля за «имиджем» предприятия; активные действия недобросовестных рыночных конкурентов; низкие затраты на маркетинг, в том числе на рекламу и поддержание «марки» фирмы.
Рекомендуемые методы компенсации: организация целенаправленного маркетинга, в том числе всестороннего информирования потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных сторонах продукции предприятия и о предприятии в целом. Для акционированных предприятий маркетинг фирмы должен предусматривать программу индивидуальной работы с акционерами, в особенности внешними, в целях поддержания их благоприятного отношения к предприятию. Известно, что 1 грн., вложенная в маркетинг (в пределах разумной сметы затрат), дает 100%-ный прирост прибыли. Если потребность и платежеспособный спрос на продукцию предприятия являются достаточно устойчивыми, то потенциальный инвестор в принципе всегда готов к кредитованию данного вида производства. Поэтому для внезапной отмены уже принятых решений о выделении инвестиций нужны серьезные основания, скорее всего связанные с разочарованием в уровне, квалификации и добросовестности (а иногда и недобросовестности) кадров инвестируемого предприятия.
Составить портфель акций двух компаний с минимальным уровнем кредитного риска.
Год |
Рыночная цена акций компании М |
Дивиденды на 1 акцию компании М |
Рыночная цена акций компании Н |
1 |
84 |
8 |
125 |
2 |
82 |
9 |
125 |
3 |
89 |
10 |
126 |
4 |
83 |
11 |
128 |
5 |
87 |
11 |
126 |
6 |
88 |
12 |
125 |
Доходность акций определяем по формуле:
где- i- текущая норма доходности акций, %;
- дивиденды на 1 акцию в текущем году;
- рыночная цена акций в текущем году;
- рыночная цена акций в предыдущем году.
Колеблемость доходности акций, а значит и величину риска, можно оценить средним квадратом отклонений от средней ее величины ( ).
Расчет выполняется по формуле
где - текущая доходность акций, %,
- средняя доходность акций за исследуемый период, %,
- число значений доходности акций в исследуемом периоде.
Выполним соответствующие расчеты в табличной форме:
Год |
Годовая текущая норма доходности акций, % |
Отклонение годовой текущей нормы доходности акций от среднего уровня |
Квадрат отклонений годовой текущей нормы доходности акций | |||
М |
Н |
М |
Н |
М |
Н | |
2 |
8,333 |
7,200 |
-5,206 |
-1,216 |
27,105 |
1,478 |
3 |
20,732 |
8,800 |
7,192 |
0,384 |
51,727 |
0,148 |
4 |
5,618 |
10,317 |
-7,922 |
1,902 |
62,752 |
3,616 |
5 |
18,072 |
7,031 |
4,533 |
-1,385 |
20,546 |
1,917 |
6 |
14,943 |
8,730 |
1,403 |
0,314 |
1,968 |
0,099 |
Σ |
67,698 |
42,079 |
164,097 |
7,258 | ||
Среднее значение |
13,540 |
8,416 |
32,819 |
1,452 |