Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 14:54, контрольная работа
Целью реферата является рассмотрение приоритетных национальных проектов, государственных целевых комплексных программ как инструмента решения проблем.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
рассмотрение классификации методов государственного управления;
изучение понятие и сущности приоритетных национальных проектов;
Контрольная работа по дисциплине
«Макроэномическое планирование и прогнозирование»
на тему: «Приоритетные национальные проекты, государственные и целевые комплексные программы как инструмент решения проблем»
Выполнила студентка курса
группы
( фамилия, имя, отчество)
Проверила:
(фамилия, имя, отчество преподавателя)
Москва 2014 г.
Содержание
Введение
Можно сказать, что управление государственным учреждением является, как искусством, так и определенным набором знаний, умений и навыков. Четко и грамотное управление сегодня является особенно важным для наиболее эффективной работы организации. 1
Проблема исследований в сфере укрепления российского федерализма и повышения эффективности управления страной – традиционный, но всегда актуальный вопрос конституционного и муниципального права. С момента объявления Президентом Российской Федерации о начале реализации приоритетных национальных проектов прошло более четырех лет. Для реализации национальных проектов в стране была выстроена новая система взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, на другом качественном уровне организованы управление и контроль реализации проектов. 2 Национальные проекты и целевые программы на сегодняшний день в РФ являются ключевыми методами для разрешения определенных проблем страны. Все это обуславливает актуальность темы данного реферата.
Целью реферата является рассмотрение приоритетных национальных проектов, государственных целевых комплексных программ как инструмента решения проблем.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Классификация методов
Подробно рассмотрим классификацию методов государственного управления.
Все методы можно условно подразделить на две большие группы:
Среди универсальных методы государственного управления можно особенно отметить
Рассмотрим данные методы более подробно.
Метод убеждения заключается в применении разнообразных средств, таких как:
Данный метод является скорее организационным понятием, чем правовым, то есть это определенный комплекс мероприятий, которые побуждают объект управления к добровольному выполнению управленческой команды субъекта управления.
По степени, а также характеру воздействия на управляемую систему можно выделить ряд методов:
Часто управление отождествляется именно с непосредственным воздействием. Такое явление является негативным.
Если рассматривать такой критерий для классификации, как масштаб организационной деятельности, то можно выделить следующие методы:
В зависимости от определенных целей методы можно поделить на:
Что же касается механизма воздействия, то по данному признаку классификация выделяют ряд методов:
Если рассматривать наиболее современные методы управления, то здесь можно выделить: 3
2. Приоритетные национальные проекты: понятие и сущность
Национальные проекты – это комплексная программа мероприятий, нацеленная на достижение каких-либо целей, значимых для государства и всех его граждан. Национальные проекты могут быть нацелены на повышение уровня жизни, развитие конкретной хозяйственной отрасли, расширение производственных мощностей, создание транспортной сети и т.д. Национальные проекты представляют собой программу по повышению уровня жизни для граждан России и создание условий для полноценного и всестороннего развития государства, его экономики и социальной сферы. 4
Весьма важным является осуществление национальных проектов в национальных масштабах. Вообще слово «национальный» имеет два смысла. «Национальный» можно определять как относящийся ко всей стране в целом, касающийся всех ее граждан, а также предполагающий системные изменения в масштабах всей страны.
Еще одно определение слово «национальный» – имеющий отношение к какому-либо этносу, нации. Отсюда возникает и два понимания национальных проектов – национальные проекты как деятельность по отношению к населению всей страны и предполагающая участие всей страны; и национальные проекты как деятельность по отношению к какой-либо нации. И в этом дуализме нет противоречия.
Национальные проекты одновременно осуществляются на территории всей России, и будут способствовать развитию «человеческого капитала», формированию общности россиян.
Реформы по своей сути являются локомотивом эволюционного развития общества и государства. Именно поэтому на различных этапах истории Российского государства его руководством проводились мероприятия, направленные на повышение эффективности экономики, укрепление безопасности, развитие науки и образования, инфраструктуры и сельского хозяйства. 5
Национальные проекты, о которых так много говорили и продолжают говорить в российских СМИ, не уникальны, ни в России, ни в других странах. Программы, реализуемые в настоящее время в России, имеют множество аналогов, как в зарубежной, так и в отечественной истории. Естественно, они имеют различные названия – «национальные программы», «программы развития», «общенародный проект», «стройка века», – но суть остается та же.
Если сделать краткий анализ истории даже за последние 100 лет, то мы найдем массу примеров национальных проектов, которые были более или менее, но реализованы. Еще большее число проектов остались только проектами, либо были выполнены частично. И этот опыт, несомненно, будет полезен как для нас, теоретиков, изучающих данную тему, так и для тех, кто непосредственно связан с разработкой и реализацией масштабных национальных программ. 6
Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.
Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые – долгосрочные – тенденции роста.
Но необходим был еще один шаг. Успехи страны, достигнутую макроэкономическую стабильность, – как обратить это к людям, чтобы цифры экономического роста перестали быть абстрактными еще для очень многих граждан России? И этот шаг был сделан.
5 сентября 2005 года Президент собрал вместе Правительство, парламент и руководителей регионов. Из выступления В.Путина:
«Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены. Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье. РФ нужна конкурентоспособная образовательная система, иначе мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований».
Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Необходимо в первую очередь поддерживать те высшие учебные заведения, где реализуются инновационные программы, в том числе, и путем закупки для ВУЗов новейший отечественных и зарубежных образцов оборудования.
В 2008 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» федеральную поддержку получили 3210 лучших образовательных учреждений России на общую сумму 17,88 млрд руб.
Главной целью национального проекта «Жилье» является скорейшее решение проблем обеспечения жильем граждан РФ путем создания системы государственной поддержки приобретения ими жилья на рынке или использования кредитных механизмов финансирования строительства и приобретения жилья.
Основные направления национальной программы «Жилье» - обеспечение населения РФ доступным жильем, капитальный ремонт аварийного жилья, расселение домов, строительство нового жилья.
Свыше 70 миллиардов рублей направил Фонд содействия реформированию ЖКХ в российские регионы для капремонта и расселения домов. 7
3. Программно-целевое
Хотелось бы отметить, что программно-целевой подход является наиболее общим понятием, которое характеризует применение определенных отдельных элементов всего программно-целевого планирования именно в практике принятия различных плановых решений по социальному или же экономическому развитию объекта управления. Так, программно-целевой подход может использоваться, как при разработке определенных комплексных целевых программ, так и в бизнес-планировании, а также долгосрочных, среднесрочных планах. 8
Можно сказать, что ключевым достоинством программно-целевого метода на сегодняшний день является определенная концентрация ресурсов на реализацию различных взаимосвязанных мероприятий, а также возможность контроля, корректировки, стимулирования эффективного использования данных ресурсов.
Целевая программа может иметь четко определенные сроки, которые не связанные с некоторыми плановыми периодами. Однако показатели определенных программ находят свое отражение в различных планах исполнителей программных мероприятий и заданий, а это предопределяет разбивку всего программного периода на конкретные сроки, которые совмещены с плановыми периодами.
В нашей стране данные программы по большей части реализуются и разрабатываются с привлечением определенного бюджетного финансирования, а это в свою очередь отражается на структуре программ, а также сроках выполнения различных заданий.
Особенно интенсивно программно-целевое планирование стало применяться в России именно с 2000 года для разрешения определенных социально-экономических проблем, которые связаны с качеством жизни и демографией, а также приоритетным развитием определенных наукоемких отраслей, сферы услуг.
Ключевыми особенностями целевых программ именно как планового документа являются: 9