Приоритетные национальные проекты, государственные и целевые комплексные программы как инструмент решения проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 14:54, контрольная работа

Описание работы

Целью реферата является рассмотрение приоритетных национальных проектов, государственных целевых комплексных программ как инструмента решения проблем.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
рассмотрение классификации методов государственного управления;
изучение понятие и сущности приоритетных национальных проектов;

Файлы: 1 файл

МПиП.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Программа называется целевой именно потому, что она направлена на достижение какой-либо конкретной цели. В процессе формулировки ключевой цели программы также учитываются долговременная цель всего развития объекта, а также функции, основные задачи, которые выполняются объектом планирования именно в перспективе, локальная проблема, на разрешение которой и направлена определенная программа.

Вся сущность программно-целевого планирования заключается в том, что оно дает возможность реализовать логику планирования именно от постановки цели и до определения некоторых практических действий.

Процесс программно-целевого планирования проводится в несколько этапов. Рассмотрим данные этапы: 11

  • Определение некоторой системы целей.
  • Создание определенного программного комплекса.
  • Оформление различной документации.

Рассмотрим данные этапы более подробно.

На начальном этапе всего программно-целевого планирования должна определяться вся система целей, а также строится графическое изображение, то есть дерево целей и задач (рисунок 1).

Так, например, если стоит цель создать, а также освоить производство какого-либо продукта в четко установленные сроки, с заданными технико-экономическими параметрами, то в данной ситуации первый уровень подцелей будет определять ключевые требования к организации различных работ по созданию данного нового изделия, а именно:

  • Спроектировать данное изделие с определенными технико-экономическими показателями.
  • Выпустить определенную опытную партию изделия.
  • Освоить именно массовое производство данного изделия.
  • Подготовить покупателей к применению данного изделия.

 
  

Рисунок 1. – Пример дерева целей и задач  

 

Из указанного примера видно, что программно-целевое планирование применяет такой системный подход, на котором основана методика функционально-стоимостного анализа, а также моделирования бизнес-процессов. 

В процессе построения определенной системы целей нужно разрабатывать альтернативные варианты решения, так как это дает определенную свободу выбора при дальнейшей работе по реализации плана (рисунок 2.).

Рисунок 2. – Дерево целей-задач, которое содержит альтернативные варианты

Ключевым недостатком данной схемы системного анализа можно назвать ее некоторую громоздкость, которая связана с необходимостью перечисления достаточных средств, включая и альтернативные варианты. 12

В процессе реализации определенной системы программно-целевого планирования требуется выделение наиболее существенных, важных задач наименее проработанных, при решении которых могут возникнуть различные затруднения.

Для снижения громоздкости системы можно особенно детально проработать данные задачи, проблемы, при этом, уделив меньше внимания остальным. Уровень значимости целей по определенным критериям может быть оценен, например, в баллах.

Еще одним этапом программно-целевого планирования можно назвать создание программного комплекса. Под ним принято понимать некоторую совокупность предприятий, структурных подразделений, сотрудников, которые обеспечивают выполнение установленных целей. В процессе создания программного комплекса разрешаются, как вопросы закрепления структурных подразделений за решением поставленных задач, так и такие вопросы, как: 13

  • делегирование прав, а также принятие ответственности;
  • координация, коммуникация;
  • мотивация;
  • ресурсное обеспечение;
  • формирование системы контроля, а также отчетности.

На данном этапе происходит отбор из определенных альтернативных вариантов. Выбирается оптимальный вариант именно исходя из ограничений по персоналу и технологиям, а также ресурсам. В качестве различных критериев для принятия определенного решения выбора какой-либо альтернативы могут применяться:

  • сроки;
  • затраты;
  • различные технико-экономические показатели и прочее.

На заключительном третьем этапе принятые решения должны документально оформляться в виде определенной программы, содержащей следующие разделы: 14

  • Программы различных работ с выделением определенных подпрограмм для уровней, с указанием объемов работ, ресурсов для подпрограмм.
  • Характеристика определенных критериев, ограничений, которые предназначены для оценки, отбора разных вариантов программ и подпрограмм по срокам и затратам, а также параметрам создаваемой техники.
  • Варианты программ, а также отдельных подпрограмм с разными показателями эффективности, результаты оценки определенных вариантов по критериям.
  • Организационной структура, которая выполняет программу, системы мотивации и координации, а также контроля.
  • Определенный график выполнения работ.

Можно сказать, что программно-целевое планирование является одним из определенных видов планирования, фундаментом которого является ориентация работы именно на достижение установленных целей.

Вообще все методы планирования направлены на достижение определенных целей. Однако в данной ситуации в основе процесса планирования лежит именно определение, постановка целей, а только потом происходит подбор путей их достижения. 15

Определим ключевые недостатки программно-целевого метода. Они могут быть следующими: 16

1. Методическая незавершенность.

То есть на сегодняшний день еще не создано достаточно чётких, а также устоявшихся определений по большому кругу положений разработки, реализации различных комплексных программ. Хотелось бы отметить, что среди ученых и исследователей отсутствует единая точка зрения на основные понятия программно-целевого планирования, а также соотношение плана и целевой комплексной программы. Сегодня программно-целевое планирование применяется по большей части именно для совершенствования существующих систем управления, а совсем не для решения определенных новых проблем.

2. Так называемая «забывчивость» систем управления.

Здесь имеется в виду определенная ситуация, когда на каком-либо этапе развития системы управления начинают терять связь с различными проблемами, для решения которых они создавались.

3. Отсутствие четких и адекватных методик расчёта определенной экономической эффективности программ.

4. Низкий уровень оперативности.

То есть иногда с момента появления определенной проблемы и до момента реализации программы проходят годы, на протяжении которых обществу наносится огромный ущерб от игнорирования данной проблемы.

Таким образом, можно сказать, что программно-целевой метод на сегодняшний день является наиболее распространенным и эффективным методом государственного регулирования экономики, который применяется во многих государствах. Данный метод подразумевает разработку плана именно исходя из ключевых целей развития экономики.

Вся сущность программно-целевого планирования заключается в отборе ключевых целей экономического и социального, а также научно-технического развития, разработке различных взаимоувязанных мероприятий по достижению их в установленные сроки при сбалансированном обеспечении необходимыми ресурсами, высокоэффективном развитии производства.

 

 

 

 

Заключение

 

Национальные проекты – это комплексная программа мероприятий, нацеленная на достижение каких-либо целей, значимых для государства и всех его граждан. Национальные проекты могут быть нацелены на повышение уровня жизни, развитие конкретной хозяйственной отрасли, расширение производственных мощностей, создание транспортной сети и т.д. Весьма важным является осуществление национальных проектов в национальных масштабах.

Национальные проекты, о которых так много говорили и продолжают говорить в российских СМИ, не уникальны, ни в России, ни в других странах. Программы, реализуемые в настоящее время в России, имеют множество аналогов, как в зарубежной, так и в отечественной истории. Национальные проекты одновременно осуществляются на территории всей России, и будут способствовать развитию «человеческого капитала», формированию общности россиян.

Хотелось бы отметить, что программно-целевой подход является наиболее общим понятием, которое характеризует применение определенных отдельных элементов всего программно-целевого планирования именно в практике принятия различных плановых решений по социальному или же экономическому развитию объекта управления.

Целевая программа может иметь четко определенные сроки, которые не связанные с некоторыми плановыми периодами. Однако показатели определенных программ находят свое отражение в различных планах исполнителей программных мероприятий и заданий, а это предопределяет разбивку всего программного периода на конкретные сроки, которые совмещены с плановыми периодами. Вся сущность программно-целевого планирования заключается в том, что оно дает возможность реализовать логику планирования именно от постановки цели и до определения некоторых практических действий.

Список литературы

 

  1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012.
  2. Гончаров В.В. Реализация приоритетных национальных проектов как социально-экономическая основа укрепления системы власти в России и сохранения ее независимости и государственного суверенитета // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 9 (190).
  3. Зотов В.Б. Система муниципального управления / В.Б. Зотов. - М.: Питер Пресс, 2009. - 380 с.
  4. «Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития», Аньшин В.М., Дагаев А.А., М.: 2012.
  5. Казанцев О.В. Приоритетные национальные проекты и новая идеология для России. – М.: Вагриус, 2009. – 128 с.
  6. Полетаев В. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы. – М.: Инфра-М, 2010. – 282 с.
  7. Поспелов, Г.С. Программно-целевое планирование и управление: Учебное пособие / Г.С.Поспелов, В.А.Ириков. - М:Экспо, - 2009.
  8. Райзберг, Б.А. Программно-целевое планирование и управление: учебное пособие для ВУЗов / Б.А.Райзберг, А.Г.Лобко. - М: Инфра-М, 2011.
  9. Рапопорт, B.C. Объективные предпосылки и основные положения целевого управления: учебное пособие / В.С.Рапопорт, Л.В.Родионова. - М.: Мысль, 2010.
  10. Руднева, Е.В. Целевые комплексные программы: организационно экономический механизм: учебное пособие для ВУЗов / Е.В. Руднева. -М.: Наука, - 2009.
  11. Стефанов, Н.Г. Программно-целевой подход в управлении. Теория и практика: Учебник /Н.Стефанов, К.Симеонов, К.Костев, С.Качаунов. - М: "Прогресс", 2009.
  12. Черныш Е.А., Салтанова Т. А., Молчанов Н. П., Новикова. А.Д. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2012.
  13. Национальные проекты: сущность, содержание и их значение в обеспечении безопасности России. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.shtab.su/publ/vospitatelnaja_rabota/ogp/nacionalnye_proekty/11-1-0-307
  14. Понятие и виды методов государственно-управленческой деятельности. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://admin-laws.ru/administrativnoe-pravo-opornyj-konspekt-lekczij/162-ponyatie-i-vidy-metodov-gosudarstvenno.html
  15. Приоритетные национальные проекты и укрепление российской государственности. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://justicemaker.ru/view-article.php?id=10&art=781
  16. Программно-целевое планирование. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://textb.net/105/36.html

 

 

1 Зотов В.Б. Система муниципального управления / В.Б. Зотов. - М.: Питер Пресс, 2009. - 380 с.

2 Приоритетные национальные проекты и укрепление российской государственности. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://justicemaker.ru/view-article.php?id=10&art=781

3 Понятие и виды методов государственно-управленческой деятельности. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://admin-laws.ru/administrativnoe-pravo-opornyj-konspekt-lekczij/162-ponyatie-i-vidy-metodov-gosudarstvenno.html

4 Гончаров В.В. Реализация приоритетных национальных проектов как социально-экономическая основа укрепления системы власти в России и сохранения ее независимости и государственного суверенитета // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 9 (190).

5 Полетаев В. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы. – М.: Инфра-М, 2010. – 282 с.

6 Казанцев О.В. Приоритетные национальные проекты и новая идеология для России. – М.: Вагриус, 2009. – 128 с.

7 Национальные проекты: сущность, содержание и их значение в обеспечении безопасности России. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.shtab.su/publ/vospitatelnaja_rabota/ogp/nacionalnye_proekty/11-1-0-307

8 «Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития», Аньшин В.М., Дагаев А.А., 2012.

9 Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012.

10 Черныш Е.А., Салтанова Т. А., Молчанов Н. П., Новикова. А.Д. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2012.

11 Рапопорт, B.C. Объективные предпосылки и основные положения целевого управления: учебное пособие / В.С.Рапопорт, Л.В.Родионова. - М.: Мысль, 2010.

12 Стефанов, Н.Г. Программно-целевой подход в управлении. Теория и практика: Учебник /Н.Стефанов, К.Симеонов, К.Костев, С.Качаунов. - М: "Прогресс", 2009.

13 Поспелов, Г.С. Программно-целевое планирование и управление: Учебное пособие / Г.С.Поспелов, В.А.Ириков. - М:Экспо, - 2009.

14 Программно-целевое планирование. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://textb.net/105/36.html

15 Руднева, Е.В. Целевые комплексные программы: организационно экономический механизм: учебное пособие для ВУЗов / Е.В. Руднева. -М.: Наука, - 2009.

16 Райзберг, Б.А. Программно-целевое планирование и управление: учебное пособие для ВУЗов / Б.А.Райзберг, А.Г.Лобко. - М: Инфра-М, 2011.

 


 



Информация о работе Приоритетные национальные проекты, государственные и целевые комплексные программы как инструмент решения проблем