Приоритеты развития фондового рынка в Кыргызстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Нужно сделать сравнительный анализ продвижения новых постсоветских государств в развитии одной из важнейших составляющих рыночной системы - фондового рынка или рынка ценных бумаг, через который идут потоки капиталовложений в экономику, и государственные предприятия переходят в частные руки. Нам представляется, что будет весьма полезным увидеть реалии развития кыргызского фондового рынка, как равного среди равных, при всех его сравнимых плюсах и минусах, чем слышать от скептиков или подразумевать по незнанию то, что рынка ценных бумаг у нас нет как такового вообще. При этом такой анализ нам поможет более пристально посмотреть и определить все недочеты и отставания в развитии кыргызского фондового рынка, с тем, чтобы правильно подравняться на передовых.

Файлы: 1 файл

Приоритеты развития фондового рынка в Кыргызстане.docx

— 31.66 Кб (Скачать файл)

государственных ценных бумаг к  долгосрочным. А последнее, в свою очередь, сможет стать альтернативным способом погашения внешней задолженности страны посредством перевода внешнего долга во внутренний. Такая схема успешно работает во многих развитых странах.

Кыргызское правительство практически ничего не сделало, чтобы эффективно использовать механизм привлечения капитала отечественными предприятиями посредством выпуска и размещения корпоративных облигаций, а между тем эти ценные бумаги имеют преимущественное хождение в Казахстане, России, Украине и Азербайджане. Для повышения интереса к облигациям, как средству эффективной капитализации реальной экономики, власти обязаны предпринять кардинальные меры. Толчок развитию можно дать, сократив регистрационный сбор в казну республики от суммы эмиссии облигаций и освободив на первых порах инвесторов от налогов. Освободив от налогов доходы от владения облигациями, мы заинтересуем многие банки получить эффективный инструмент кредитования других банков и предприятий реального сектора, покупая размещаемые ими облигации. Да и простые граждане будут не прочь покупать облигации, если доходы по ним будут освобождены от налога, а размеры получаемых процентов будут выше депозитных ставок банков.

Серьезным тормозом в развитии рынка ценных бумаг в Кыргызстане  является отсутствие выпусков муниципальных  ценных бумаг. В начале текущего года тема о муниципальных облигациях в правительстве получила новое звучание. По информации теперь уже бывшего руководителя Государственного агентства по финансовому надзору и отчетности мэрия г. Бишкека и ряд областей проявили интерес к выпуску муниципальных облигаций, но реальные шаги в этом направлении пока осуществить не удается. А ведь посредством выпуска муниципальных облигаций органы местного самоуправления смогли бы привлечь средства портфельных инвесторов для решения отдельных целевых или проектных вопросов регионального развития, а сам портфельный фондовый инвестор мог получить еще один достаточно привлекательный и ликвидный финансовый инструмент повышения своих доходов.

Многократные попытки правительства  в прошлом принять меры по расширению выпуска и обращения таких  новых финансовых инструментов для  инвесторов, как жилищные и сберегательные сертификаты, муниципальные облигации  так и не возымели успеха ввиду  их ограниченности или оторванности от реальных условий, необходимых для этого. Принятые правительством постановления, к сожалению, не предусматривали устранение пробелов в законодательстве и не сопровождались решениями по созданию механизма и формата для их воплощения в жизнь. К тому же имеющая место взаимозависимость местных и республиканского бюджетов и их фактическая консолидация не позволяют органам местного самоуправления выпускать облигации без разрешения Министерства финансов.

Сегодня приходится констатировать, что, имея необходимую инфраструктуру и правовое поле, потенциал рынка ценных бумаг, как составной части финансового рынка, продолжает оставаться незадействованным. Его возможности и роль в качестве одной из приоритетных сфер экономического развития Кыргызстана либо не осознаны до конца, либо просто занижаются в процессе практики государственного управления.

До настоящего времени так и  не произошло вовлечение коммерческих банков в процесс работы с корпоративными ценными бумагами. Такое незаинтересованное отношение коммерческих банков к  этому вопросу порой зависит  не только от них самих, сколько от проводимой экономической политики, что не позволяет увеличивать  финансовую ёмкость рынка капиталов  Кыргызстана до желаемых масштабов. На практике рынки государственных и корпоративных ценных бумаг функционируют на разных площадках, не позволяя гармонично развиваться всему

небанковскому финансовому сектору  страны, а также не заинтересовывая коммерческие банки работать в секторе корпоративных ценных бумаг.

Необходимо срочно повысить требования к регулированию вопросов эмиссии  и корпоративного управления для  публичных и ослабление для непубличных  компаний. Совершенствование систем государственного и негосударственного надзора за соблюдением прав и  охраняемых законом интересов всех субъектов рынка ценных бумаг  должно лечь в основу доработки проекта новой редакции Закона Кыргызской Республики «О рынке ценных бумаг».

Рынок ценных бумаг в Кыргызстане  должен развиваться в соответствии с лучшей мировой практикой и  в целях его более полноценного включения во все сферы инвестирования и налаживания финансовых потоков  привлечения средств населения  для решения насущных и перспективных  задач социально-экономического развития общества. Кыргызстан должен иметь единую фондовую биржу, поскольку именно такая концентрация торговли будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности за счет увеличивающегося потенциала этого института, а также более успешному продвижению ценных бумаг эмитентов Кыргызстана на международные рынки капитала. Усилия государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг должны быть сосредоточены на выработке путей интеграции имеющихся организаторов торговли.

С решением этого вопроса во главе  учетной системы рынка ценных бумаг должен стать единый Центральный  Депозитарий, который будет играть роль учетного и расчетного центра этого рынка. Центральный Депозитарий  должен быть интегрирован в платежную  систему Кыргызстана, что позволит проводить расчеты по сделкам  со всеми, в том числе государственными ценными бумагами. Такой процесс  развития потребует соответствующих  действий не только правительства, но и от Национального Банка Кыргызской Республики.

Необходимо также принятие комплекса  мер, обеспечивающих расширение круга институциональных инвесторов в лице пенсионных и инвестиционных фондов, а также страховых компаний, создающих среду, подталкивающую коммерческие банки становиться участниками рынка ценных бумаг.

Совершенно очевидно, что  нам нужна новая хорошо выверенная стратегия развития рынка ценных бумаг. Целью новой стратегии, на наш взгляд, должно стать превращение рынка ценных бумаг страны в один из главных механизмов реализации инвестиционных программ, создание одновременно условий для эффективного привлечения частных накоплений и свободных средств частного бизнеса для решения возрастающих задач капитализации экономики, с одной стороны, и обеспечение возможностей для реализации интересов различных категорий инвесторов, с другой.

Достижение указанной  цели потребует от правительства  принятия дополнительных мер по решению  трех ключевых задач:

• снижение уровня инвестиционного риска на рынке через обеспечение должной защиты законных прав и интересов инвесторов;

• активное формирование портфельного инвестора через развитие коллективных форм сбережений и обеспечение должных принципов их инвестирования;

• проведение реформы в законодательстве и государственном управлении, направленной на создание реальных условий для регулирования финансового рынка и его институтов.

Необходимо серьезно задуматься о стимулировании привлечения иностранного капитала и свободных средств  населения через ценные бумаги. В  этом вопросе следует обеспечить долгожданное освобождение дохода по облигациям от налога и восстановление льгот по освобождению от налогов  доходов от инвестиций в государственные  ценные бумаги. Такая мера не окажет сколько-либо существенного

влияния на доходы государственного бюджета, но позволит сделать сферу  рынка ценных бумаг привлекательной  и увеличить приток инвестиций в  реальный сектор экономики, что в  конечном итоге приведет к росту  налогооблагаемой базы в целом. Нужно  законодательно закрепить льготы и  привилегии для компаний, ценные бумаги которых находятся в листинге фондовой биржи. Листинговым компаниям  было бы правильным предоставить привилегии по налогообложению и льготы при  регистрации эмиссии. Листинг должен стать национальной рейтинговой  оценкой для успешных компаний Кыргызстана.

Кроме того, следует скорее приступить к реализации проекта, который  можно назвать «национальные  «голубые фишки». Его суть состоит в следующем. Как минимум пять процентов акций наиболее важных стратегических субъектов нашей экономики должны обращаться на публичном фондовом рынке республики. Я имею в виду такие компании, как «Кыргызтелеком», ТНК «Дастан», «Международный аэропорт «Манас» и т.д. Мы должны создать такую ситуацию, когда любой зарубежный и отечественный инвестор имел бы возможность приобрести на фондовом рынке акции кыргызских стратегических компаний. Сегодня же мы находимся в ситуации, когда множество портфельных и стратегических инвесторов хотят купить акции наших «голубых фишек», но сделать этого не могут ввиду ограниченности их предложения. Потому что большинство таких компаний не довели до конца процесс приватизации, и брокеры не в состоянии удовлетворить спрос местных и зарубежных вкладчиков на их ценные бумаги.

Затронутый мною последний  аспект развития фондового рынка  на самом деле является самым важным для нашей страны. Пока в государственной  политике Кыргызстана не установится  главенствующий подход обеспечить приоритетное становление и развитие среды  и условий нормальной экономической  деятельности портфельных и институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний и индивидуальных инвесторов), серьезных успехов в развитии фондового рынка нам не достичь. Так что руководству Кыргызстана в этом вопросе нужно будет проявить не просто политическую волю, но готовность к сотрудничеству с бизнесом и реальным совместным действиям по выверенной программе.

Нурбек Элебаев, управляющий директор Финансово-консалтинговой компании «Ниет-Аракет», председатель Совета директоров Кыргызской фондовой биржи. Выступление на Круглом столе Института общественной политики «Перспективы финансового рынка в Кыргызстане». 14 сентября 2007 года__


Информация о работе Приоритеты развития фондового рынка в Кыргызстане