Приоритеты современной социальной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

В целом политику можно интерпретировать как сферу отношений между классами, социальными и другими группами, связанную с их борьбой за власть в государстве, с определением форм, задач, содержания деятельности государства, а также с его взаимоотношениями с другими государствами. В зависимости от направленности политики в какую-то сферу общественной жизни различают экономическую, культурную, социальную политику и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕНОЙ РОССИИ.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНКУ.

ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОСИИ.

ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ.

УНИВЕРСАЛИЗМ И АДРЕСНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ.docx

— 75.60 Кб (Скачать файл)

ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ.

 

 

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  1. ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕНОЙ РОССИИ.

 

  1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНКУ.

 

  1. ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОСИИ.

 

  1. ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ.

 

  1. УНИВЕРСАЛИЗМ И АДРЕСНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ.

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В целом политику можно интерпретировать как сферу отношений между классами, социальными и другими группами, связанную с их борьбой за власть в государстве, с определением форм, задач, содержания деятельности государства, а также с его взаимоотношениями с другими государствами. В зависимости от направленности политики в какую-то сферу общественной жизни различают экономическую, культурную, социальную политику и т.д.

 

Социальная политика – совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование всего комплекса социальных

процессов и отношений между людьми.

 

Социальная политика является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоёв, их прав и свобод.

 

Основополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962г. №117 «Об основных целях и нормах социальной политики» В ней отмечается, что всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния населения, а также на поощрение его стремлений к социальному прогрессу.

 

Конституция РФ опирается на основные положения Конвенции МОТ № 117. В статье 7 Конституции РФ сказано: «РФ-это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

 

Существуют три основных направления социальной политики:

 

  1. Создание условий для трудовой активности, регулирование занятости и зарплаты, совершенствование трудовых качеств работника.
  2. Прямая поддержка доходов через систему социального обеспечения, направленная наиболее нуждающимся, экономически не защищенным слоям населения.
  3. Развитие человеческой личности, поддержание здоровья, повышение культурного уровня, предоставление «натуральных» услуг через систему социальной инфраструктуры.

 

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной  защите всех слоёв общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики.

Обычно в основу социальной политики закладывают два важнейших принципа. Первый связан с научным пониманием категории «свобода» применительно к экономике. Одна из предлагаемых в этой связи трактовок такова: « Свобода без ответственности не существует». Она даёт шансы нести совместную ответственность (путём социального выравнивания) по отношению к тем гражданам, которые слабы или лимитированы в своих трудовых возможностях. Рыночная экономика даёт каждому шанс (в рамках его способностей), но в то же время, ограничивает возможность (с учётом свободы, прав и интересов сограждан) полностью решать самостоятельно вопрос о том, как вести свою экономическую жизнь. Второй принцип связан с определением государством соотношения интересов различных общественных групп. Перед экономической политикой, в том числе её социальным аспектом, стоит задача определения оптимальных компромиссов между этими интересами. Институциональное построение государственной власти таково, что она призвана принимать во внимание запросы всего населения. Однако учесть интересы каждого жителя невозможно, они обобщаются до уровня социальных групп, степень значимости этих обобщенных интересов зависит от меры их репрезентативности в обществе.

Характеризуя социальную политику современного российского государства, надо иметь в виду и такой факт, как распад СССР и сокращение территории российского государства, на которую распространяется его юрисдикция. На территории ныне суверенных государств, образованных на пространствах разрушенного СССР, остались многочисленные родственные россиянам группы (в том числе более 25 млн. русских), которые не могут сегодня пользоваться полной поддержкой российских властей. Их социальное положение усугубляется националистической политикой правящих кругов некоторых государств. Отсюда следует вывод, что социальная политика российского государства должна быть направлена не только внутрь страны, но и вовне. Российское государство должно приложить максимум усилий для социальной защиты не только своих граждан, но и всех русскоязычных, проживающих в ближнем зарубежье, добиваясь дипломатическими и иными средствами соблюдения прав человека в этих государствах.

 

 

ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

 

 

Парадигма (модель) социальной политики – совокупность теоретических, методологических и других установок, определяющих организацию смыслового содержания деятельности, которыми руководствуются в качестве образца (стандарта) при решении социальных проблем.

 

В историческом плане парадигмы социальной политики можно связать с доминированием того или иного уровня самоорганизации жизнедеятельности людей.

На формирование современных парадигм социальной политики сказались исторические традиции и обычаи, установки религиозных верований, особенности становления государства и общества, идеологические представления о сущности и правах человека и т.п.

 

По отношению к доминирующему уровню  самоорганизации можно выделить три парадигматических типа социальной политики:

 

- либерально-ограничительный, характерный особенно для США;

 

- социально-патерналистский, реализовывался в СССР, странах социалистического содружества; ныне реализуется на Кубе и ряде восточных государств;

 

- социально-правовой (социально-демократический, социально-христианский), реализующийся в: ФРГ, Дании, Швеции, Голландии, Норвегии, Финляндии, Австрии.

 

В истории большинства народов были периоды, когда доминировал естественный уровень самоорганизации (древний мир) и в зачаточном состоянии была социальная политика государства, которая исходила и осуществлялась на уровне общин, полисов.

В средневековье социальная политика ощущала на себе сильное влияние духовного уровня самоорганизации жизнедеятельности; государство часто перепоручало свою социальную функцию церкви.

В новое время для осуществления социальной политики важным стал акторный уровень, поскольку распространился массовый труд на производстве, чреватый травмами, предпринимательство, связанное с многочисленными рисками.

Агенты жизнедеятельности стали обращать свои требования всё больше к государству. Само государство уже в значительной мере признало важной функцией социальную политику.

 

 

 

  В современном мире, согласно  комиссии Европейского Союза, чьей  задачей является разработка  унифицированной модели социальной  политики, выделяются две основные  парадигмы – «бисмарковская» и «бевериджская».

-Бисмарковская модель устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью профессиональной деятельности  и теми отчислениями индивида, которые он выплачивал как страховые взносы.

-Бевериджская модель исходит из того, что любой член общества имеет право на минимальную защищенность от социальных рисков, независимо от экономической  активности в трудоспособном возрасте.

-Наряду  с принятой ЕС модификацией  парадигм социальной политики используются и другие обозначения – социалистическая, консервативная, либеральная, католическая и патерналистическая модели.

 

В перспективе мир подходит к новой парадигме социальной политики, в которой должны наиболее полно учитываться импульсы всех вышеназванных уровней самоорганизации – естественного, акторного, духовного. Такая парадигма выливается в концепцию устойчивого развития.

Видимо, постепенно большинству государств, а в перспективе всем, и России в том числе, суждено принять новую парадигму, ориентированную на устойчивое развитие и соединяющую все три уровня  самоорганизации.

 

 

 

Особенности социальной политики в период перехода к рынку.

В любом государстве, на любом этапе развития общества нельзя недооценивать степень значимости социальной политики, ведь она направлена на обеспечение благополучия и всестороннего развития граждан страны и общества в целом.

Согласно Конституции нашей страны (ст. 7), «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Социальная политика - это деятельность государства по созданию и регулированию социально-экономических условий жизни общества с целью повышения благосостояния членов общества, ликвидации негативных последствий функционирования рыночных процессов, обеспечения социальной справедливости и социально-политической стабильности в стране.

Основными объектами социально-экономической политики государства являются:

  • рынок труда и занятость;
  • трудовые отношения;
  • оплата труда и доходы населения;
  • система социального обеспечения населения.

Главное назначение социальной политики состоит в полном удовлетворении материальных, культурных и духовных потребностей, формировании всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного государства.

 

Российская модель социальной политики имеет много особенностей, которые сложились еще в советский период развития нашей страны. К таким особенностям относятся, в частности, сравнительно высокая доля государственного регулирования и государственного финансирования системы социальной защиты, сравнительно низкая доля финансовых средств частных благотворителей в этой системе, низкий уровень публичности в определении концепций, целей, задач и методов их реализации в социальной политике и некоторые другие.

 

В период реформ по состоянию социальных проблем население судит о самих реформах, поэтому роль государства здесь возрастает. В силу целого ряда причин на начальном этапе реформ в России социальные вопросы были отодвинуты на второй план, результатом чего явилось катастрофическое падение жизненного уровня населения, сопровождавшееся социальной дифференциацией общества, в том числе по заработной плате. По данным специалистов дифференциация по доходам в России достигло такого уровня, что 10% «верхних слоёв» стала обладать доходом, в 40-60 раз превышающим доход 10% «нижних» групп населения. В связи с этим остро встал вопрос об установлении справедливой фискальной политики, налаживании деятельности налоговой инспекции, упорядочении работы бирж и коммерческих банков. Между тем законодательная и исполнительная власть по- настоящему не анализировали причины такого разрыва в уровне доходов населения и не предпринимали решительных мер к лицам и учреждениям, незаконно обогащающимся за счёт народа. Значительно увеличивается число лиц, находящихся за «чертой бедности» (почти 30% населения в 2006 году). Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни. Сложился низкий уровень выплат по безработице, а также по старости и инвалидности. Их размеры не обеспечивали прожиточного минимума соответствующим социальным группам населения, являющегося важнейшим критерием минимального уровня текущего потребления материальных благ и услуг.

 

Создание социально ориентированной переходной экономики означает:

-   достижение рационального  уровня потребления для большинства  населения, что предполагает, в частности, сокращение дифференциации на  уровне потребления благ и  услуг до пределов, при которых  сохраняются стимулы к квалифицированному  труду и эффективному предпринимательству;

-создание условий для квалифицированного  творческого труда, что тесно  связано с качественным изменением  структуры экономики (прежде всего сокращение до минимума применение тяжёлого физического труда и экологически вредных производств;

-формирование эффективной защиты, которая должна включать защиту  от безработицы, обеспечение пособий  для нетрудоспособных групп населения, соединение государственной и  страховой систем социальной  защиты.

 

 

2.Задачи и направления социальной  политики в России.

 

 

К задачам социальной политики относятся:

 

-стимулирование экономического  роста и подчинения производства  интересам потребления;

-усиление трудовой мотивации  и деловой предприимчивости;

-обеспечения должного уровня  жизни и социальной защиты  населения;

-сохранение культурного и природного  наследия, национального своеобразия  и самобытности.

 

Социальную политику можно толковать как специфическое сосредоточение всех видов политики, направленных на управление существованием, функционированием и на развитие социальной сферы. Социальная сфера является своеобразной системой, в которой выделяются три крупных элемента, каждый из которых представляет относительно самостоятельную подсистему. Во-первых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношения между ними. В этой подсистеме имеет важнейшее значение степень развития социальной системы в целом, а также наличие слабо защищённых слоёв.

Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека и способствующих воспроизводству нормальной жизнедеятельности людей.

В-третьих, важным компонентом социальной сферы как степени развития всех других сфер и общества в целом являются  условия труда человека, его быта, досуга, здоровья, возможности выбора профессии, места жительства, доступа к ценностям, обеспечения прав и свобод личности.

Именно концентрация на указанных направлениях должна быть основой социальной политики государства.

Можно конкретизировать  ориентацию социальной политики государства по двум линиям:

    1. Учет и эффективная реализация основных направлений (видов) социальной работы: социальной диагностики; социальной профилактики; социального надзора; социальной терапии; социальной адаптации; социальной реабилитации; социального обеспечения; социального страхования; социальной опеки; социальной помощи; социального консультирования; социальной экспертизы; социального попечительства; социального посредничества и подвижничества.
    2. Направленность на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке, такие, как инвалиды; безработные; участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица; труженики тыла во время Великой Отечественной войны; одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров; вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне , в других войнах и мирное время; бывшие несовершеннолетние узники фашизма, лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные; беженцы, вынужденные переселенцы, лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний; лица, вернувшиеся из мест заключения, специальных учебно-воспитательных учреждений; лица без определённого места жительства; семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; семьи, имеющие детей-инвалидов; семьи, имеющие на попечении детей сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; семьи несовершеннолетних родителей; молодые семьи; матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком; беременные женщины и кормящие матери; самостоятельно проживающие выпускники  детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости); безнадзорные  дети и подростки девиантного поведения; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, семьи, где родители педагогически несостоятельны; лица, имеющие психологические отклонения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидным поступкам.

Информация о работе Приоритеты современной социальной политики в России