Приоритеты современной социальной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

В целом политику можно интерпретировать как сферу отношений между классами, социальными и другими группами, связанную с их борьбой за власть в государстве, с определением форм, задач, содержания деятельности государства, а также с его взаимоотношениями с другими государствами. В зависимости от направленности политики в какую-то сферу общественной жизни различают экономическую, культурную, социальную политику и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕНОЙ РОССИИ.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНКУ.

ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОСИИ.

ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ.

УНИВЕРСАЛИЗМ И АДРЕСНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ.docx

— 75.60 Кб (Скачать файл)

 

Ориентация социальной политики государства по этим линиям должна быть естественной. Они тесно связаны между собой как в теории, так и в практике.

       Социальная политика государства может иметь  различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно  социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна  количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики. Среди этих характеристик, объективных критериев наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоёв населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уже отмечалось, малоимущих слоёв, детей, пенсионеров, безработных, беженцев, тяжелобольных и т.д.

 

Практика проведения социальной политики выработала несколько направлений в её реализации. К ним относятся: социальное страхование, социальная защита работников, политика в области заработной платы, социальные меры на рынке труда, жилищная политика.

 

Социальное страхование – наиболее важная часть политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая -  выплата определённой суммы за причинённый ущерб. Однако единовременное пособие не даёт ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь – социальное страхование.

 

Необходимо правильно понимать смысл, значение социального страхования – как основного механизма социальной защиты работников в условиях рыночной экономики. Именно на этой основе социальное страхование может стать реальной базой достижения социальной стабильности и согласия. Всё это свидетельствует о необходимости восстановления страхового характера данного вида социальной защиты. В зависимости от соблюдения принципов страхования и обеспечения им адекватных источников финансирования можно выделить три модели организации социального страхования:

  1. В первой модели страховые начала не развиты. Размер выдаваемых социальных пособий и выплачиваемых пенсий зависит от ряда второстепенных внешних факторов, от служебного положения. Недостаток денежных средств покрывается учредителями. Подобная система способна обеспечить лишь невысокие уровни защиты и может существовать только в условиях бездефицитного государственного бюджета. Рыночным условиям хозяйствования, как правило, свойственен дефицит государственного бюджета, а значит, велика вероятность того, что государство не сможет выполнить своих обязательств.
  2. Отличительная черта второй модели – страхуемые и страхователи делают взносы, однако расчеты с ними не учитывают степени вероятности наступления того или иного страхового события, т.е. социального риска. Страхование фактически осуществляется в пользу третьих лиц, и накопление финансовых средств никак не связано с ростом обязательств.
  3. Третья модель строится, исходя из страхования социальных рисков. Величина накопленных средств в каждый конкретный момент времени соответствует взятым страхователями обязательствам. Выплаты не могут превышать установленного соотношения между выдаваемыми пособиями и поступлениями. Эта модель социального страхования обычно предусматривает способы покрытия дефицита средств  путём образования запасных фондов, перестрахования рисков и т.д. Такая форма организации социального страхования достаточно гибка: не возникает технических трудностей, как при объединении нескольких видов страхования, так и при их разделении, при выходе из фондов страхования группы участников или при привлечении новых.

 

Система социального страхования строится на определённых принципах. Во-первых, оно имеет законодательную основу. Во-вторых, оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска. В-третьих, система социального страхования предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат. Делается это либо в форме снижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвёртых, система социального страхования ориентируется на помощь, прежде всего, слабым в экономическом отношении членам общества.

 

Практика определила несколько форм социального страхования. Во многих цивилизованных странах применяются следующие формы: страхование от несчастного случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребёнком, по инвалидности, в случае потери работы, пенсионное страхование.

 

 

Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным доходом которых является  заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. В любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наёмный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних. Для этого государство разрабатывает определённые правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях  между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле-продаже товаров, а о социальном статусе личности.

 

Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют о том, что к важнейшим принципам социальной защиты работников следует отнести:

 

-Социальную ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ, а также прочих признанных международных норм;

 

-социальную справедливость в области трудовых отношений – равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

 

-минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации;

 

-заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство , предприниматели, профсоюзы) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;

 

-солидарность всех субъектов социальной защиты на основе «социальных договоров», касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;

 

-личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности, правильный выбор профессии, места работы;

 

-многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты – предметом внимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности и реабилитационные услуги.

 

 

Социальная политика в области заработной платы  должна реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осуществляется в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его  в противостоянии с работодателем относительно слабы. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, ежемесячно).

 

В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровня последней и сохранение его в течение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса.

 

 

Социальная политика на рынке труда.

Социальная политика применительно к рынку связана прежде всего с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок государство оказывает тем, что берет  на себя и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

 

Инструментарий социальной политики в области  рынка труда включает в себя наряду с проведением компенсационных выплат при безработице и в период поиска работы, предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии.

 

 

Жилищная политика.

 

Жилищная политика исключительно сложная, острая и дорогостоящая с точки зрения её решения. Огромная доля неблагоустроенного жилого фонда, с которым Россия вступила в XXI век и который еще долго будет оказывать влияние на общую ситуацию в жилищной сфере, низкая обеспеченность людей

жильём – одна из главных задач, которую российскому обществу придётся решать в обозримый период. Если добавить практически полное отсутствие «запаса прочности» у большинства россиян, стремление государства снять с себя обязательства по капитальному ремонту жилого фонда, проблему обеспечения жильём молодёжи, то можно получить общее представление об остроте проблемы сегодня и насколько оно обострится в будущем. Не случайно проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России» занял достойное место среди национальных проектов.

 

Благодаря проведённым в 1991-2005 годах реформам в жилищной сфере мы окончательно ушли от планово-административных методов строительства, и сейчас старые методы и подходы не работают.

 

Поэтому надо думать о будущем и создавать жизнеспособные и эффективные механизмы  решения жилищных проблем. Во многих странах  такой механизм давно работает. Это сформированный рынок жилья.

 

Важные предпосылки для его создания есть и в современной России. В предыдущие годы в стране была разработана основная правовая база, принят пакет законов, направленных на формирование жилищного рынка. На сегодняшний день более 90% строительных организаций являются частными компаниями; успешно развивается ипотечное жилищное кредитование и появляются новые инструменты для улучшения жилищных условий.

 

  1. ПРИОРИТЕТЫ  СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ.

 

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.

 

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

 

-обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;

-создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;

-обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

-обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

 

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

 

5.Универсализм  и адресность социальной поддержки.

 

 

Адресный характер социальной помощи, оказываемой нуждающимся  категориям населения, является одной из важнейших характеристик  социальной защиты. Однако, реализация принципа адресности социальной защиты населения на практике сталкивается с множеством  проблем и трудностей. Данный принцип означает, что социальная помощь должна оказываться тем лицам, которые истинно нуждаются в ней.

 

Адресный подход в той или иной степени реализуется во всех моделях социальной политики, даже не смотря на ту критику, которой он подвергается сторонниками универсальности социальной помощи (пособия всем).

 

В современной России в системе социальной защиты адресный подход является  приоритетным, поскольку в условиях бюджетных ограничений и достаточно высокого уровня бедности государство должно сосредоточиться на оказании помощи самым нуждающимся. В то же время механизмы реализации адресного подхода до сих пор окончательно не разработаны в силу сложности анализируемой проблемы, хотя крайняя необходимость использования данного подхода признаётся как исследователями, так и практиками

 

Идеальная модель адресной социальной поддержки населения базируется на реализации следующих принципов:

 

-точное  определение адресата – получателя  помощи;

 

-оказание  дифференцированной помощи, как по объёму, так и по видам предоставляемых услуг;

 

-разработка  и реализация специальных мер  по предотвращению социального  иждивенчества в случае принадлежности  получателей помощи к экономически  активному населению.

 

Выделяют  следующие этапы реализации идеальной модели адресной социальной поддержки:

 

-оценка  доходов и материального положения  членов домохозяйства;

-выявление  причин, по которым данные лица  попали в число нуждающихся;

-подбор  индивидуального пакета услуг, в  который могут входить наряду  с финансовой помощью организационные  меры по повышению доходов  домохозяйства, а также обеспечение  взаимодействия со структурами  и организациями, которые будут  участвовать в предоставлении  необходимых социальных услуг;

Информация о работе Приоритеты современной социальной политики в России