Природа олигополии. Исторически сложившиеся формы «тайного сговора». Антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:50, творческая работа

Описание работы

Изучение природы олигополии, ее видов, признаков, прогнозирование последствий олигополизации рынка, и применение результатов этих исследований на практике будет способствовать дальнейшему развитию антимонопольной деятельности государства и формированию реальной конкурентной среды. Этим вопросам и посвящена настоящая работа.
Целью данной работы является раскрытие сущности понятия олигополия, рассмотрение моделей олигополистического сговора, анализ проблемы и перспективы антимонополистического регулирования.

Содержание работы

Введение
1. Пониятие и признаки олигополии и олигопололистического сговора
2. Виды олигополистического сговора
3. Олигополия на примере российских операторов сотовой связи «большой тройки»
4. Антимонопольное регулирование
Заключение

Файлы: 1 файл

эссе.docx

— 45.81 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионально  образования

 

 

 

 

Экономический факультет

Отделение национальной экономики

 

 

 

 

 

 

ЭССЕ

 

по дисциплине:  Микроэкономика

 

ТЕМА: Природа олигополии.  Исторически сложившиеся формы «тайного сговора». Антимонопольное регулирование.

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание

 

Введение

  1. Пониятие и признаки олигополии и олигопололистического сговора
  2. Виды олигополистического сговора
  3. Олигополия на примере российских операторов сотовой связи «большой тройки»
  4. Антимонопольное регулирование

Заключение

 

Введение

В конце XX века наша страна, уходя от командно-административной системы бывшего СССР, взяла курс на переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму.

При этом, унаследовав большое количество гигантов-монополистов плановой экономики, с начала 90-х годов прошлого века перед Россией встал целый комплекс вопросов по демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с «чистого листа», поскольку в управлении экономикой командно-административная система исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Таким образом, очевидной  стала необходимость формирования государственной конкурентной политики, которая должна сыграть определяющую роль в стабилизации экономического положения. Антимонопольное регулирование, являясь обязательным элементом образования конкурентной среды, должно быть основано на комплексе экономических, административных и законодательных мер, и направлено на обеспечение условий для развития конкуренции.

Однако в настоящее  время одними из самых распространенных рыночных структур в российской экономике  все же являются монополии и олигополии, причем наиболее преобладающей формой справедливо называют именно олигополию.

Изучение природы олигополии, ее видов, признаков,  прогнозирование  последствий олигополизации рынка, и применение результатов этих исследований на практике будет способствовать дальнейшему развитию антимонопольной деятельности государства и формированию реальной конкурентной среды. Этим вопросам и посвящена настоящая работа.

Целью данной работы является раскрытие сущности понятия олигополия, рассмотрение моделей олигополистического  сговора, анализ проблемы и перспективы антимонополистического регулирования.

 

1. Понятие и признаки олигополии и олигополистического сговора

Термин «олигополия» происходит от слов греческого происхождения oligos – несколько и poleo – продаю.

Олигополия – это рыночная структура, при которой большая часть производства и продаж осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий.

Иногда ее еще определяют как «рынок немногих» или «конкуренцию немногих».

При олигополии, в отличие  от совершенной конкуренции или  чистой монополии, деятельность любой  из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Подобная взаимозависимость действий и поведению немногочисленных фирм является ключевой характеристикой  олигополии и распространяется на все  сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную  деятельность, стратегию стимулирования сбыта, послепродажные услуги т.д. [4, с. 228].

Выделяют следующие причины становления олигополии [5, с.365]:

  • возможность в некоторых отраслях эффективного производства только на крупных предприятиях (эффект масштаба);
  • владение патентами и контроль над сырьем;
  • поглощение слабых фирм более сильными. Такое поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала;
  • эффект слияния, которое, как правило, носит добровольный характер. При слиянии нескольких фирм в одну новая фирма может добиться ряда преимуществ: возможности контролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам и т.д.;
  • научно-технический прогресс, с которым связано существенное расширение производства с целью реализации эффекта масштаба.

 

Двумя ключевыми характеристиками олигополии являются наличие барьеров на вхождение в отрасль и взаимозависимость  фирм, действующих в отрасли. Ввиду  малочисленности фирм поведение  одной из них может вызвать  самую различную реакцию (в том  числе и непредсказуемую) у фирм-конкурентов. Более того, такая реакция самым  непосредственным образом скажется на рыночной позиции данной фирмы. Поэтому  олигополист должен строить свое поведение на рынке, опираясь не только на собственные цели, на данные рыночной конъюнктуры, но и на результаты прогноза ответного поведения конкурентов.

На олигополистическом рынке  каждая фирма имеет выбор между  кооперированным (кооперативным) и  некооперированным (некооперативным) поведением. В первом случае фирмы  не связаны в своем поведении  никакими явными или тайными соглашениями друг с другом. Именно такая стратегия  порождает ценовые войны. К кооперированному поведению фирмы приходят, если намерены уменьшить взаимную конкуренцию. Если в условиях олигополии фирмы активно  и тесно сотрудничают между собой, это значит, что они вступают в сговор. Это понятие используется в тех случаях, когда две или более фирмы сообща установили фиксированные цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно вести дело. [3, с. 196].

 

2. Виды олигополистического сговора

Экономисты разделяют  три вида олигополистического сговора:

1. Картель. При открытом сговоре между фирмами - олигополистами заключается открытое соглашение о фиксации цен, разделе рынка или другие условия, которые существенно ограничивают конкуренцию. Самой простой формой открытого заговора является картель. Это письменный или устный договор между фирмами о введении общей цены на продукт, об объемах производства отдельных фирм и территориальное разделение рынков сбыта продукции. Участники картеля заключают соглашение о цене, которая максимизирует их прибыли. Такая сделка становится обязательным для каждого участника. Кроме того, каждому участнику устанавливается квота выпуска продукции, которую он не должен нарушать. Однако на практике картель не отличаются стойкостью, потому что между его участниками ведется борьба за более выгодные условия именно для своей фирмы. Самым известным представителем картеля является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

2. Тайный сговор. Поскольку открытый сговор приводит к установлению монопольной власти на рынке, которая несет негативные последствия для покупателей, во многих странах законодательство запрещает такой сговор. Поэтому олигополисты часто ищут пути для тайного сотрудничества, основанного на достижении договоренности в явном виде. Это - тайный сговор, по которому соглашения о ценах и разделение рынка глубоко скрыты. Такие сделки очень трудно обнаружить.

3. Бездоговорный сговор (лидерство в ценах). Существует еще бездоговорный сговор, когда олигополисты координируют свое поведение в области цен, не прибегая к прямой тайного сговора. Официальные соглашения и тайные встречи при этом не нужны. Как правило, наибольшая или самая эффективная фирма устанавливает цены, а остальные фирмы более или менее автоматически наследует ее ценовое поведение. Ценовой лидер определяет, когда и как нужно изменить цену. В отраслях, где есть ценовые лидеры, тенденцией является сохранность цен на постоянном уровне в течение длительного периода. [7].

Олигополия  на примере российских операторов сотовой  связи 

«большой  тройки»

Услуги предоставление мобильной  связи впервые вошли на российский рынок в начале 90-х годов прошлого века. Однако широко использоваться сотовые  телефоны стали только в начале 2000-х  годов, а к сегодняшнему дню немногие представляют свою жизнь без использования  этого некогда «предмета роскоши»

Так, в 1997 году количество абонентов сотовой связи составляло примерно 300 тыс. абонентов., в 2002 году достигало 17,7 млн. аб., а в конце сентября 2012 года по данным Исследовательского агентства AC&M Consulting эта цифра достигла 229 млн. аб. (прим. – под количеством абонентов понимается количество активированных SIM-карт). [6].

При этом рынок предоставление услуг мобильной связи в России является ярким примером олигополистической структуры. Агентство AC&M Consulting предоставляет следующие сведения исследований в области распределения долей на рынке сотовой связи за III квартал текущего года:

Рисунок 1. Распределение  долей операторов сотовой связи  по количеству абонентов  РФ на 31 сентября 2012г. [6].

 

Из графика видно, что  более 80% рынка контролируют три  крупнейших поставщика услуг связи – ОАО «Мегафон», ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (торговая марка «МТС») и ОАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн»), и это, безусловно, указывает на высокую степень олигополизации данного вида услуги.

Антимонопольное регулирование

Государственное регулирование  экономики представляет собой систему  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью адаптации социально-экономической  системы и отдельных ее субъектов  к изменяющимся экономическим условиям.

Первый в России антимонопольный  нормативный акт - Закон "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" был  принят 22 марта 1991 года. Закон явился основой для формирования в Российской Федерации антимонопольного законодательства, подготовки и принятия соответствующих  нормативных документов.

26 июля 2006 года был принят Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, являющийся на сегодняшний день основой всего антимонопольного регулирования в Российской Федерации.

Для проведения государственного антимонопольного регулирования в  России создан специализированный государственный  орган - Федеральная антимонопольная  служба (ФАС). Федеральная антимонопольная  служба является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  за соблюдением законодательства о  конкуренции на товарных рынках и  на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также  изданию в пределах своей компетенции  нормативных правовых и индивидуальных правовых актов в установленной  сфере деятельности. В пределах своей  компетенции, ФАС России имеет право  издавать индивидуальные правовые акты.

Согласно ч.2 ст. 1 Закона «О защите конкуренции» целями антимонопольного регулирования являются:

- обеспечение единства  экономического пространства;

- свободного перемещения  товаров;

- свободы экономической  деятельности в Российской Федерации;

- защита конкуренции и  создание условий для эффективного  функционирования товарных рынков. [1]

Достижение поставленных целей реализуется посредством  применения сложившихся в мировой  практике методов, основными из которых можно выделить следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра.

Пожалуй, наиболее важной проблемой  антимонопольного регулирования является высокая степень административного  монополизма, в первую очередь, монополизма  центральных государственных органов  управления.

К элементам чрезмерного  государственного монополизма в  настоящее время можно отнести  сохранение за государством контрольного пакета акций значительной части  приватизированных предприятий, сохранение возможностей для значительной части  государственных предприятий получения  существенной финансово-кредитной  поддержки от государства вне  прямой зависимости от результатов  их производственной деятельности, попытки  сплошного «охвата» предприятий  различными формами государственного административного контроля, насильственного  объединения нежизнеспособных производств  с сильными предприятиями. [2, с.67].

Не способствует проведению антимонопольной политики слабая законодательная  проработка вопроса о мерах государственной  поддержки малого предпринимательства  в Российской Федерации.

Во многих странах именно малый  бизнес является естественной основой  формирования конкурентной среды. У  него больше возможностей маневрировать  капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство  причастности к делам фирмы и  заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска  малые предприятия охотно берутся  за новации, которые они затем  могут передать на тиражирование  промышленным гигантам.

Не отличается достаточной  последовательностью и «приватизационная  часть» современного российского законодательства.

Что касается закона о приватизации и программы приватизации, то в  них нет достаточно чёткой увязки задач приватизации с проблемой  оздоровления и качественного обновления структуры российской экономики.

Информация о работе Природа олигополии. Исторически сложившиеся формы «тайного сговора». Антимонопольное регулирование