Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:50, творческая работа
Изучение природы олигополии, ее видов, признаков, прогнозирование последствий олигополизации рынка, и применение результатов этих исследований на практике будет способствовать дальнейшему развитию антимонопольной деятельности государства и формированию реальной конкурентной среды. Этим вопросам и посвящена настоящая работа.
Целью данной работы является раскрытие сущности понятия олигополия, рассмотрение моделей олигополистического сговора, анализ проблемы и перспективы антимонополистического регулирования.
Введение
1. Пониятие и признаки олигополии и олигопололистического сговора
2. Виды олигополистического сговора
3. Олигополия на примере российских операторов сотовой связи «большой тройки»
4. Антимонопольное регулирование
Заключение
Недоработки антимонопольного законодательства сочетаются с непродуманной практикой его исполнения.
Разработчикам российского антимонопольного законодательства предстоит ещё большая работа, при этом было бы целесообразно учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом специфики российского рынка.
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Во-первых, при олигополистической структуре рынка на нем существует несколько фирм с крупными рыночными долями, что заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, поскольку последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цену, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов.
Поэтому вместо ценовой
конкуренции, которая более
Во-вторых, в плотной олигополии между фирмами может произойти сговор, а т.к. все фирмы в отрасли взаимосвязаны, то вероятность сговора в таком виде олигополии велика, что и приводит к образованию картелей.
В-третьих, большинство образовавшихся картелей это очень неустойчивые структуры с большими сложностями в ценообразовании и выпуске продукции, с внутренней нестабильностью, и в большинстве случаев с нарушением антимонопольного законодательства. Существует слишком большой соблазн у других фирм, входящих в картель, превысить квоты для увеличения собственной выручки. Механизм ценообразования квотированном картеле целиком зависит от распределения квот между фирмами-участницами картеля, которые являются главной проблемой при установлении цены в картеле.
В-четвертых - несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования.
Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. В последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность, IT). Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок.
Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами. Это, прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а, следовательно, можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.
Подводя итог, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики России. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим – оптимальное соотношение цены и качества товаров.
Список литературы