Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить состояние природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства и определить его особенности.Задачами курсовой работы является изучение природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства, обеспеченности природными ресурсами различных стран мира, в том числе и РБ, рассмотрение экологических и экономических проблем использования природно-ресурсного потенциала. Методология написания курсовой работы базируется на общих принципах объективности, логичности, конкретных фактах и цифрах, предусматривающих полный и объективный анализ природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства. В ходе написания курсовой работы использовались следующие методы: системный, обобщающий, логический, синтез и анализ.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1.Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства……………………. ...5
1.1 Природные ресурсы и их роль в мировой экономике……………………...5
1.2. Особенности распределения природных ресурсов в мировом хозяйстве..9
1,3 Механизм регулирования использования природно-ресурсного потенциала в мировой экономике………………………………………………14
2. Запасы и размещение сырья в различных странах и регионах…………….18
2.1. Обеспеченность стран минеральными ресурсами………………………..18
2.2. Динамика потребления минерального сырья……………………………..21
3. Экономические и экологические проблемы в использовании природных ресурсов…………………………………………………………………………..28
3.1. Геополитические интересы стран в борьбе за природные ресурсы……..28
3.2 Сырьевая политика развитых и развивающихся стран……………………30
4. Природно-ресурсный потенциал Беларуси…………………………...……..34
4.1. Национальные ресурсы и природный потенциал устойчивого развития.34
4.2. Роль РБ в усилении эффективности использования природных ресурсов…………………………………………………………………………..40
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………………...45

Файлы: 1 файл

potentsial_kursach.docx

— 254.72 Кб (Скачать файл)

Резкое повышение цен  на минеральное сырье привело  к изменению условий воспроизводства  в мировом хозяйстве. Топливно-сырьевой кризис начала 70-х гг. выдвинул проблему рационального использования полезных ископаемых, перехода от экстенсивных к интенсивным методам добычи и потребления минерального сырья. Это кризис радикально изменил политику как промышленно развитых, так развивающихся стран в области сырьевых ресурсов.

       Сырьевая политика промышленно развитых стран направлена :

  • на усиление режима экономии, снижение энергоемкости, материалоемкости производства; преимущественное развитие новейших отраслей, создание резервных запасов критических видов минерального сырья,
  • использование вторичного сырья,
  • использование альтернативных материалов и источников энергии,
  • повышение уровня самообеспеченности минеральным сырьем путем проведения геологоразведочных работ в ПРС.
  • привязка экономик РС к экономикам ПРС через насаждение лояльных политических режимов. Помимо экономической и политической и экономической деятельности, ПРС проявляют военную активность в странах, богатых минеральными ресурсами, особенно нефтью. США объявили ряд районов мира зоной своих особых национальных интересов [16, с.329].

Развивающиеся страны на протяжении длительного времени преследовали цели установления эффективного контроля над добычей, сбытом сырья на международных рынках, повышения доходов от экспорта путем регулирования цен, установления квот. Важным средством своей сырьевой политики РС рассматривали создание организаций, объединяющих производителей сырья [17, с.385].

 К концу 80х годов  действовали международные ассоциации  минерального неэнергетического  сырья по меди, бокситам, железной  руде, ртути, вольфраму, фосфатам. РС принимали меры по стимулированию  или сдерживанию собственного  производства для регулирования  мировых цен на сырьевые ресурсы.  Наиболее успешна в этом направлении  деятельность стран ОПЕК. Однако  в целом опыт деятельности  этих организаций показал ограниченность  контроля международных рынков  сырья развивающимися странами. Главными предпосылками результативной  деятельности межгосударственных  сырьевых объединений являются  устойчивый характер спроса на  сырьевой ресурс на рынке и  концентрация добычи и экспорта  сырья в небольшом числе государств.

Сырьевая политика многих стран направлена на усиление режима экономии сырья, создание резервных  запасов критических видов минерального сырья, увеличение использования вторичного сырья. Особое внимание стало уделяться  использованию альтернативных материалов и источников энергии. Наблюдается эволюция подходов к решению минерально-сырьевой трудности отдельными странами - от первоначального накопления капитала и становления индустриальной цивилизации к современным структурным изменениям в мировом хозяйстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ  ПОТЕНЦИАЛ БЕЛАРУСИ

 
4.1. Национальные ресурсы и природный потенциал устойчивого развития 

Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и  местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным  социально-экономическим потенциалом  и возможностями его наращивания. Национальное богатство Республики Беларусь представлено совокупностью  накопленных материальных благ, созданных  трудом людей, которыми в настоящее  время располагает общество, а  также человеческим и природным  капиталами. По имеющимся оценкам  доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55%, что выше, чем в других странах  СНГ [18, с.751].

По размерам территории (207,6 тыс. кв. км) Республика Беларусь занимает 6-е место среди стран СНГ (после России, Казахстана, Украины, Туркменистана, Узбекистана) и 13-е место среди европейских государств. В Европе Беларусь по территории немного уступает Великобритании и Румынии, более чем в 2,2 раза превосходит Португалию и Венгрию и почти в 5 раз – Нидерланды и Данию.

По численности населения (9,463 млн. чел. на 1 января 2013 г.) Республика Беларусь занимает пятое место среди стран СНГ (после России, Украины, Узбекистана и Казахстана) и 14 место в Европе (опережая такие страны, как Австрия, Болгария, Швеция).

Возможности устойчивого развития во многом определяются наличием природных  ресурсов и их рациональным использованием [13].

По обеспеченности водными ресурсами Республика Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях. Имеющиеся ресурсы природных вод вполне достаточны для удовлетворения как современных, так и перспективных потребностей в воде. В средний по водности год поверхностные водные ресурсы составляют 57,9 км3, в том числе формирующиеся в пределах страны – 34 км3. В многоводные годы общий речной сток увеличивается до 92,4 км3, а в маловодные – снижается до 37,2 км3 в год. Возобновляемые (естественные) ресурсы подземных вод составляют 15,9 км3 в год, эксплуатационные запасы – 2,3 км3 в год.

Забор воды из природных ресурсов в с 2000 г. по настоящее время имеет общую тенденцию к снижению, наблюдается экономия в использовании водных ресурсов. В 2011 г. наблюдается увеличение использования водных ресурсов по сравнению с 2010 г.


Рисунок 4.1.1 – Забор воды из природных источников для использования (млн.м3)

Источник : [13]

Потребление питьевой воды на душу населения  по городам Беларуси составляет 180–370 л/сут., что существенно выше, чем в большинстве стран Европы (120–150 л/сут.). В среднем на хозяйственно-питьевые нужды используется 218 л в сутки на 1 жителя.

Экономия воды в результате внедрения  в промышленности систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения  в целом достаточна высока (92%) и тенденция увеличения общего объема использования воды в этих системах сохраняется[12, с.60].

Стратегическая цель в области  сохранения водного потенциала страны состоит в повышении эффективности  использования и улучшении качества водных ресурсов, сбалансированных с  потребностями общества и возможным  изменением климата. Достижение этой цели потребует комплексного подхода  к решению организационных, правовых и финансово-экономических проблем  водопользования и охраны вод.

Земельные ресурсы. Оценивая земельно-ресурсный потенциал Беларуси как достаточно высокий, следует отметить, что изменения структуры земельного фонда за последние годы связаны с процессами восстановления природного и хозяйственного потенциала земель, обеспечения граждан земельными участками, передачей лесохозяйственным предприятиям низкопродуктивных сельскохозяйственных земель, оптимизацией сельскохозяйственного землепользования, отводами для различных видов строительства и т.д [12, с.61].

 

Таблица 4.1.1 – Земельная площадь РБ 2007 – 2012 гг.

 

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

всего:

в % к итогу

Всего земель :

20760

20760

20760

20760

20760

20760

100

В т.ч. сельхоз. земли

8985

8968

8945

8927

8897

8874

43

           лесные  земли

8467

8490

8512

8539

8567

8585

41

            земли под болотами и водными  объектами

1371

1365

1364

1360

1343

1338

6

            другие земли

1937

1937

1939

1934

1953

1963

10


Источник : [11]

По этим причинам площади сельскохозяйственных земель, как видно из приведенной  таблицы,  только за 2007–2011 гг. сократились  на 101,0 тыс. га. На 1 января 2009 г. сельскохозяйственная освоенность земель Беларуси составила 43,0%, а распаханность – 27,3%, что свидетельствует о довольно высокой степени антропогенной освоенности земельного фонда страны.

Площадь средостабилизирующих видов земель (лесные, естественные луговые, под древесно-кустарниковой растительностью, болотами и водой) составляет 56 % общей площади земель. По сравнению со странами Западной Европы Беларусь отличается большей сохранностью лесных и болотных массивов. Кроме того, здесь более высокая обеспеченность сельскохозяйственными землями в расчете на 1 жителя, в том числе и пахотными (соответственно 0,92 и 0,56 га), что превышает в 1,5–2,0 раза аналогичные показатели в странах Европы [12, с.61].

Пахотные земли в результате применения удобрений, проведения известкования  и других почвоулучшающих работ  имеют широкий диапазон благоприятности  для земледелия: в крупных сельхозпредприятиях  благоприятные земли составляют 30,1%, хорошие и удовлетворительные – 59,5%, неудовлетворительные и плохие с заведомо убыточным производством  – 10,4%. Именно последние и предназначаются  для трансформации в другие виды сельхозугодий и использования  в несельскохозяйственных целях.

В результате катастрофы на Чернобыльской  АЭС радиоактивному загрязнению  подверглись 1,3 млн. га сельскохозяйственных и 1,6 млн га лесных земель. По состоянию на 1 января 2012 г. к радиационно опасным землям относилось 30,1 тыс. км2. Практически все радионуклиды находятся в верхнем корнеобитаемом слое почвы и будут доступны растениям в длительной перспективе вследствие продолжительного периода полураспада и малой скорости их миграции вглубь почвы, особенно цезия-137.

Минерально-сырьевые ресурсы страны являются базой для развития производства и залогом устойчивого развития экономики. В недрах Беларуси выявлено более 4 тыс. месторождений минерального сырья [12, с.62].

За счет разработки собственных  месторождений Беларусь обеспечивает годовое производство 1,8 млн. т нефти, 28 млн.т калийной соли, 1,0 млн. т каменной соли, 3,8 млн т доломита, 40 тыс.т сапропелей, 700 тыс.т формовочных песков, 3,6 млн. м3 строительного камня, 19 млн. м3 строительных песков и песчано-гравийных материалов, 3,4 млн. м3 глинистого сырья для производства кирпича и легких заполнителей и 0,14 млн. т стекольных песков.

Вместе с тем, в связи с  ограниченной собственной сырьевой базой или недостаточной изученностью недр импорт сырья в страну составляет около 14 млн. т нефти, 287,1 тыс. т каменного угля, 16,7 тыс. т бентонитовых глин, 6 тыс. т трепела для цементного производства, 90,3 тыс. т гипса, 27 тыс.т каолина, 50,8 тыс. т гальки и щебня, 89,8 тыс. т кальцинированной соды и др.

Несмотря на наличие запасов  нефти, попутного газа, торфа, бурого угля Беларусь не в состоянии удовлетворить  потребности в топливных ресурсах за счет собственного сырья. Объем добычи нефти в стране составляет лишь 12–13% от потребности и в перспективе  это соотношение не изменится.

Наиболее ценными полезными  ископаемыми, которыми богаты недра  Беларуси, являются калийные и каменная соли, промышленные запасы которых составляют соответственно 6,9 и 22 млрд. т и практически неисчерпаемы.

Страна обеспечена строительными  материалами более чем на 100 лет. В недрах Беларуси выявлены значительные запасы строительного камня – 576,6 млн м3, цементного сырья – 460 млн т, песков строительных – 476,1 млн м3, песчано-гравийных и карбонатных материалов – 685,4 млн м3 и 945 млн т соответственно[12, с.63].

Богата Беларусь и минеральными рассолами, из которых можно получать йод, бром, калий, магний и другие редкие и рассеянные элементы. Имеются предпосылки выявления промышленно значимых месторождений глауконита, пирофиллита, сырья для получения минеральных волокон, янтаря, алмазов, редких и цветных металлов.

В перспективе возможности недр и разведанные запасы минерально-сырьевых ресурсов позволят полностью удовлетворять  потребности страны в калийных и  каменной солях, поддерживать необходимую  базу стройматериалов.

Лесные ресурсы. Республика Беларусь является достаточно обеспеченной лесными ресурсами. За последний межучетный период (с 1 января 2006 г. по 1 января 2012 г.) общая площадь лесов увеличилась на 1,2 % и составила 9,29 млн. га,  том числе лесопокрытая – возросла на 2,4%. Существенно улучшилось распределение насаждений по группам возрастов: доля молодняков – 27,5%; средневозрастных – 45,5%; приспевающих – 19,1%; спелых и перестойных – 7,9%. Улучшились средние показатели лесов: общий прирост достиг 27,4 млн. м3 в год; прирост на 1 га покрытой лесом площади – 3,58 м3, средний возраст – 49 лет; запас на 1 га – 174 м3. Общий запас древесины увеличился на 245 млн. м3 и достиг 1,3 млрд. м3, а запас спелых насаждений – на 55 млн. м3 и 135 млн. м3 соответственно. Лесистость увеличилась до 39,1% в 2012 г. [12, с.64].

Таблица 4.1.2 – Лесистость территории РБ по областям, в %.

 

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Брестская область

34,9

34,9

34,7

35,0

35,0

35,5

35,9

Витебская область 

38,9

39,2

39,2

39,4

39,5

39,7

39,8

Гомельская область

45,1

45,4

45,4

45,5

45,5

45,6

45,7

Гродненская область

33,9

34,0

34,1

34,0

34,7

34,7

34,8

Минская область

37,8

38,2

38,2

38,6

38,4

38,4

38,5

Могилевская область

36,5

37,0

37,1

37,0

37,2

37,1

37,2

В целом по РБ:

38,3

38,6

38,6

38,7

38,8

39,0

39,1

Информация о работе Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства