Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить состояние природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства и определить его особенности.Задачами курсовой работы является изучение природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства, обеспеченности природными ресурсами различных стран мира, в том числе и РБ, рассмотрение экологических и экономических проблем использования природно-ресурсного потенциала. Методология написания курсовой работы базируется на общих принципах объективности, логичности, конкретных фактах и цифрах, предусматривающих полный и объективный анализ природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства. В ходе написания курсовой работы использовались следующие методы: системный, обобщающий, логический, синтез и анализ.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1.Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства……………………. ...5
1.1 Природные ресурсы и их роль в мировой экономике……………………...5
1.2. Особенности распределения природных ресурсов в мировом хозяйстве..9
1,3 Механизм регулирования использования природно-ресурсного потенциала в мировой экономике………………………………………………14
2. Запасы и размещение сырья в различных странах и регионах…………….18
2.1. Обеспеченность стран минеральными ресурсами………………………..18
2.2. Динамика потребления минерального сырья……………………………..21
3. Экономические и экологические проблемы в использовании природных ресурсов…………………………………………………………………………..28
3.1. Геополитические интересы стран в борьбе за природные ресурсы……..28
3.2 Сырьевая политика развитых и развивающихся стран……………………30
4. Природно-ресурсный потенциал Беларуси…………………………...……..34
4.1. Национальные ресурсы и природный потенциал устойчивого развития.34
4.2. Роль РБ в усилении эффективности использования природных ресурсов…………………………………………………………………………..40
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………………...45

Файлы: 1 файл

potentsial_kursach.docx

— 254.72 Кб (Скачать файл)

Источник : [13]

Наибольшей лесистостью отличается в 2012 г. Гомельская область – 45,7%  и Витебская область – 39,8%. Наименьшая лесистость – Гродненская область ( 34,8%).

Запасы древесины на одного человека составляют 130,4 м3, что в 2,2 раза выше среднеевропейского уровня. С уверенностью можно утверждать, что Беларусь является лесной страной. Об этом свидетельствует также комплексный показатель лесных ресурсов, по которому Беларусь входит в шестую (самую высокую) группу стран. Леса также составляют существенную часть рекреационных ресурсов страны.

Однако в лесном хозяйстве страны имеется целый ряд нерешенных проблем: породный состав лесов еще  не соответствует оптимальному; площади  твердолиственных насаждений в 1,5–2,0 раза меньше реальных возможностей; велик  процент мягколиственных пород, по стране неравномерна лесистость: средние запасы на 1 га спелых лесов, а также средние их полноты составляют 50–60% от оптимальных; невысока интенсивность использования лесосырьевых ресурсов: около 1% общего запаса и около 50% среднего ежегодного прироста.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4.1.2 – Динамика расчетной лесосеки и фактическая вырубка леса по главному пользованию, тыс. м3.

Источник : [13]

Расчетная лесосека по главному пользованию  осваивается неполностью: за 2011 г. она недоосвоена на 2754 тыс. м3.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Содействие естественному возобновлению  леса и сохранение подроста, га.


 Посадка и посев леса, га


 Лесовосстановление и лесоразведение,га


Рисунок 4.1.3 – Лесовосстановление и лесоразведение за 2000 – 2011гг.

Источник : [13]

Как видно из приведенного рисунка, в последние годы наблюдается  тенденция уменьшения посадки и  посева леса, а также содействия естественному возобновлению леса.

Резервы для дальнейшего улучшения  породной и возрастной структуры  древостоев и повышения их продуктивности, а следовательно, и эффективности ведения лесного хозяйства еще не исчерпаны. На это направлена Государственная программа развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011-2015 гг., утвержденная Советом постановлением от 03.11.2010 г. №1626.

Основная цель Государственной  программы - достижение устойчивого, экономически эффективного, экологически ответственного и социально ориентированного управления лесами и лесопользованием [12, с.65].

В целом состояние лесных ресурсов, их естественная динамика, выполнение предлагаемых стратегических направлений  деятельности гарантируют полное удовлетворение потребности Беларуси в древесной  и недревесной лесной продукции, сохранение и усиление экологических функций леса и существенное увеличение экспортного потенциала страны.

Биологическое разнообразие Беларуси имеет не только большое национальное, но и международное значение, поскольку обеспечивает поддержание глобального экологического равновесия и сохранение генофонда биосферы. Природные и социально-экономические условия Беларуси способствуют формированию и сохранению на ее территории множества редких экосистем и видов животных и растений, которые в Европе исчезли или находятся под угрозой исчезновения. В нашей стране сохранились значительные площади природных ландшафтов – хранилищ ценнейшего генетического фонда.

Всего в составе ресурсов растительного  мира известно более 500 видов растений с полезными свойствами для народного  хозяйства. Общий биологический  запас их по массе оценивается  более чем в 1 млн т, однако реально используется только около 1%. Наибольший вес в заготовках имеют грибы, ягоды и плоды, значительно меньше – лекарственное и техническое сырье. В 2009 г. общий вес заготовленного растительного сырья составлял 10,1 тыс. т, из них грибы – 40,4%, ягоды и плоды – 28,3 и 23,2% соответственно. В связи с увеличением лесистости в долгосрочной перспективе ожидается рост заготовок грибов, ягод и плодов [12, с.66].

Целям охраны редких и исчезающих видов животных и растений служит Красная книга Республики Беларусь, в которую включено 105 видов позвоночных  и 85 видов беспозвоночных животных, 173 вида высших растений и 101 вид низших растений и грибов.

Ведущая роль в сохранении биологического разнообразия Беларуси принадлежит  особо охраняемым природным территориям (ООПТ). Природно-заповедный фонд страны на 1 января 2012 г. включает «Березинский биосферный заповедник» (80,9 тыс. га); 4 национальных парка – «Беловежская пуща» (152,2 тыс. га), «Браславские озера» (71,5), «Припятский» (82,3) и «Нарочанский» (94 тыс. га); 97 заказников республиканского значения (841,3 тыс. га) и 456 – местного значения (309,7 тыс. га.); 337 памятников природы республиканского и 572 – местного значения. В зоне влияния чернобыльской катастрофы функционирует Полесский радиационно-экологический заповедник, который выполняет специфические функции и не включен в сеть ООПТ. Общая площадь особо охраняемых природных территорий составляет 1,7 млн. га, или 8% территории страны [12, с.69].

 

4.2. Роль РБ в  усилении эффективности использования  природных ресурсов

 

Беларусь является активным участником процессов, ориентированных на переход к устойчивому развитию на глобальном и региональном уровнях. Вклад РБ в обеспечение мирового устойчивого развития обусловлен значительными возможностями страны в плане экологических услуг, что обусловлено глобальной экосистемной ролью лесов, болот и других природных объектов и позволяет позиционировать РБ в качестве экологического донора [11].

РБ является Стороной 13 глобальных и 10 европейский международных природоохранных конвенций и протоколов. За последнее 10-тие в сфере охраны окружающей среды заключено более 40 международных договоров. Для их выполнения разрабатываются республиканские стратегии и программы, совершенствуется природоохранное законодательство, осуществляется национальная система мониторинга окружающей среды, составляются соответствующие национальные отчеты.

Беларусь намерена присоединиться к глобальной стратегии движения к «зеленой» экономике. Государство  рассматривает "зеленую" экономику  в качестве важного инструмента  обеспечения устойчивого развития и экологической безопасности и  намерено принимать последовательные меры по внедрению "зеленых" (экологических) принципов в национальную экономику[12, с.55].

"Зеленая экономика" – это  такая экономика, которая повышает  благосостояние людей и обеспечивает  социальную справедливость, но при  этом существенно снижает риски  для окружающей среды и ее  обеднения. "Зеленая" экономика  - это глобальная система управления, основанная на новой модели  интеграции социальных, экономических  и экологических аспектов политики  принятия решений в области  устойчивого развития. В результате  моделирования должен появиться  новый "зеленый" инвестиционный  сценарий в развитии экономики [12, с.56].

Беларусский вариант такого сценария - Национальное сообщение "Устойчивое развитие Республики Беларусь на принципах "зеленой" экономики" - подготовили государственное научное учреждение "НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь" при участии Минприроды и МИДа [11].

В целях создания благоприятных  условий для эффективного перехода к экологической "зеленой" экономике  Беларусь на международной арене  поддерживает подходы, которые содействуют  повышению доступности экологических "зеленых" технологий, внедрению  наилучших доступных технических  методов для комплексного предотвращения и контроля загрязнения окружающей среды, открывают новые рыночные возможности.

Развитые страны активно  подталкивают процесс перехода на "зеленую" экономику, поскольку они уже  сейчас выпускают до 50% экологобезопасной техники, перерабатывают до 80% отходов производства, производят экологобезопасную сельскохозяйственную продукцию, и им эту экологобезопасную технику и сельскохозяйственную продукцию надо продать[12, с.53].

Тем не менее, участие нашей  страны в процессах перехода на "зеленую" экономику будет весьма полезным для ее дальнейшего инновационного развития, но оно должно осуществляться не только за счет внутренних резервов, но и при экспертной, консультативной  поддержке развитых стран, а также  их финансовой помощи на льготных условиях.

При этом надо сознавать, что  переход страны на "зеленую" экономику  вступает в противоречие с рядом  продекларированных страной направлений  развития - увеличение до 30% использования "грязных" по сравнению с газом  энергоисточников – торфа, бурых углей, сланцев; строительство цементных заводов, где в качестве топлива будет использоваться торф или уголь. Такие направления развития страны, естественно, не будут способствовать переходу страны на "зеленую" экономику.

"Зеленые" технологии, как правило, весьма дорогие.  Примером тому может служить использование возобновляемых источников энергии вместо традиционных (углеводородных), а также выращивание экологобезопасной сельскохозяйственной продукции, которая, как известно, в несколько раз дороже.

Переход на «зеленую» экономике  также потребует существенного  увеличения финансирования науки и  образования, чтобы обеспечить рост наукоемкости ВВП [12, с.56]..

Переход на "зеленую" экономику  потребуют введения новых налогов  на производителя продукции и, как  следствие, ее удорожание, а также  приведет к росту дефицита бюджета. Уже одно это может служить  основанием для использования положений  концепции "зеленой" экономики  в качестве инструмента дискриминации  и протекционизма.

 Учитывая 2,0–2,5-кратную  энергоемкость ВВП Беларуси по  сравнению с развитыми странами  мира, переход на "зеленую" экономику  потребует огромных финансовых  вложений в техническое перевооружение  промышленности, энергетики, сельского  и коммунально-бытового хозяйства  и других отраслей.

Основные направления  международного сотрудничества страны в области экономического и социального  развития определены в Национальной стратегии устойчивого социально  – экономического развития РБ на период до 2020 г [11].

Успех идеи устойчивого развития зависит от активной позиции и  личной заинтересованности каждого, для  чего необходимы поддержка «зеленых»  идей, распространение накопленного опыта, привлечение внимания широких  слоев населения.  Реализация этих целей, а также формированию национального  самосознания в вопросах  окружающей среды, интеграции идей устойчивого развития в экономическую жизнь должна стать основным направлением экологической политики государства.

Экологические требования, которые сегодня озвучены как  принципы «зеленой экономики», определяют «технологический коридор» инновационного прорыва и модернизации производства РБ с целью обеспечить длительное благополучное развитие в интересах не только нынешнего, но и будущих поколений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Любой вид человеческой деятельности неизбежно ведет к воздействию  на окружающую среду. Человек в отличие  от других биологических существ (видов) создает воспроизводящую структуру, которая выходит за рамки биосферы, активно воздействует на нее, придавая ей новые качества (ноосфера).

От сохранения природных  богатств и рационального их использования  зависит не только дальнейшее развитие мировой экономики, но и сама жизнь  всего человечества.

Изменение естественных природных  характеристик экосистемы и антропогенного воздействия негативно влияет на условия жизнедеятельности человека, последствия ухудшения которых, оцениваются в денежном выражении.

В мировом масштабе обостряется  конкуренция за доступ к ресурсам недр, как к важнейшему источнику  сырьевого обеспечения индустриального  и постиндустриального развития мирового сообщества. Экономика и  политика тесно связаны.

Поэтому ресурсы недр уже  давно и вполне обоснованно стали  важнейшим инструментом геополитики  и объектом национальной безопасности, как для развитых, так и развивающихся  стран.

Общемировые тенденции использования  минерально-сырьевой базы отражают глубинные  процессы, происходящие в мировой  экономике и в экономике ведущих  стран.

Оценка направлений и  масштабов этих процессов чрезвычайно  важна для разработки и принятия долгосрочной политики в области  производства и использования наиболее перспективных видов минерального сырья, а также для принятия соответствующих  стратегий на уровне стран-производителей и стран-потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебник. М.: Юрист, 2005, – с. 53-58.
  2. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. М.: МГУ, изд-во Дело и Сервис, 2005, с. 21-25.
  3. Булгакова И. Г. Актуальные проблемы правовой охраны животного мира / И. Г. Булгакова // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 197-198.
  4. Власов М.Н., Криченский С.В. Экологическая деятельность: Аналитический обзор. - М, 2006, – с.8-12. 
  5. Гирусов Э.В. Экономика и экология природопользования // под ред. Гирусова Э.В. М., Закон и право, ЮНИТИ, 2011, – с.22-25.
  6. Друзик, Я.С. Мировая экономика: страны, регионы, континенты: учеб. пособие / Я.С. Друзик. – Минск: ООО «ФУАинформ», 2008, – с.528-531.
  7. Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года №1982-XII «Об охране окружающей среды».
  8. Качуровский, Е.П. Беларусь: новая торговая политика / Е.П. Качуровский, Ю.Л. Астапченко. – Минск: Энциклопедика, 2002, – с.480 .
  9. Клавдиенко В.П. Сырьевая составляющая устойчивого развития мирового сообщества // Вестник МГУ, сер. 6, Экономика, 2012, № 4, – с. 23—39.
  10. Криченский С.В. Современные проблемы экологической безопасности // Тезисы докладов 4-й научной конференции "АлтайКосмос-Микрокосм". Барнаул, 2012, – с.8-19.
  11. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] /  Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, / "Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года" – Минск, 2012. – Режим доступа :  http://www.minpriroda.gov. by/ru/legistation/nsur2020. – Дата доступа : 29.04.2013.
  12. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] /  Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, / Устойчивое развитие РБ на принципах «зеленой экономики»: национальное сообщение / НИЭИ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь – Минск, 2012 – с.53-69.
  13. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Научно-Исследовательский Экономический институт ГНУ Министерства Экономики РБ – Минск, 2012. – Режим доступа : http:// http://www.economy.gov.by/ru/niei  – Дата доступа : 25.04.2013.
  14. Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 "Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь"
  15. Романова Э. П. Куракова Л. И., Ермаков Ю. Г. Природные ресурсы мира. Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2012, — с. 30-33.
  16. Смитиенко Б.М. Мировая экономика и международные экономические отношения / Б.М. Смитиенко; Учебник.- М.: Феникс, 2005, – с. 322-329.
  17. Сморгунов Л. В. Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. / Л. В. Сморгунов, А. П. Альгин, И. Н. Барыгин [и др.]; под ред. Л. В. Сморгунова. – Ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления. – М.: РОССПЭН, 2006, – с.381-386.
  18. Шимонов В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2006, – с.751-753.

Информация о работе Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства