Приватизация государственной и муниципальной собственности в России: сущность, цели, направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.
Проблема разгосударствления и приватизации – одна из важных и сложных в курсе «Основы экономической теории». Это объясняется, во-первых, новыми чертами в экономическом содержании и формах осуществления приватизации; во-вторых, ее местом и ролью в смешанной рыночной экономике; в-третьих, особенностями приватизационного процесса в России.

Содержание работы

1Введение……………………………………………………………….................3
2Цели приватизации………………………………………………………………5
3 Формы и методы разгосударствления собственности……………………….8
4 Проведение приватизации в России и её необходимость………..…………11
5Результаты ……………………………………………………………………..16
6Заключение…………………………………………………………………….20
7Литература……………………

Файлы: 1 файл

контрольная по микроэкономике.docx

— 43.26 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки российской федерации

ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине »Микроэкономика»

Тема: «Приватизация государственной и муниципальной собственности в России: сущность, цели, направления.»

 

 

 

                                                                           исполнитель студент 

   группа ЭТРп-13КТ    

   Морозова С.А.   

                                        

 

 

 

Краснотурьинск 2013г.

Оглавление:

 

1Введение……………………………………………………………….................3

2Цели приватизации………………………………………………………………5

3 Формы и методы разгосударствления собственности……………………….8

4 Проведение приватизации в России и её необходимость………..…………11

5Результаты ……………………………………………………………………..16

6Заключение…………………………………………………………………….20

7Литература………………………….. ………………………………….……..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Центральным теоретическим и практическим вопросом экономических реформ, период которых переживала и переживает наша страна, является вопрос о преобразовании отношений собственности. Конечно, данная проблема не нова, о ее существовании свидетельствует история человеческой цивилизации. Она не потеряла актуальность и в наше время, в период краха советской модели и развития демократических идей. 
Актуальность темы исследования. Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. 
Проблема разгосударствления и приватизации – одна из важных и сложных в курсе «Основы экономической теории». Это объясняется, во-первых, новыми чертами в экономическом содержании и формах осуществления приватизации; во-вторых, ее местом и ролью в смешанной рыночной экономике; в-третьих, особенностями приватизационного процесса в России. 
В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки. 
В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса. 
 
Данная проблема широко распространена в экономической литературе, а именно в работах А.А.Сокольского, К.Н.Синицина, Ф.И.Хусаинова, Р.И. Капелюшникова. В своих монографиях, они пишут: о проблемах институционализации приватизации, обобщены и критически проанализированы существующие методологические подходы к анализу приватизационных процессов. Выявлены возможности и границы применимости существующих теоретических моделей приватизации с уточнением методологического аппарата традиционного институционализма и неоинституциональной теории. Предложено новое определение приватизации. На основе теоретических обобщений разработана концептуальная модель приватизации (с выделением стадий, периодов и факторов влияния). Показана значимость и выявлена важность готовности организации к изменениям в структуре её собственности, при этом доказана первичность организационной эволюции, предшествующей приватизации и вторичность вопроса собственности как таковой. 
 
Цель исследования: 
1. Понять сущность разгосударствления и приватизации; 
2. Рассмотреть основные способы приватизации; 
3. Изучить особенности приватизации в России. 
 
Задачей исследования является анализ ряда вопросов: 
1. Понятие приватизации; 
2. Цель приватизации; 
3. Формы и методы разгосударствления собственности; 
4. Результаты приватизации. 

 

 

Цели приватизации 

Приватизация – по закону РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» - это приобретение у государства и муниципальных органов в частную собственность предприятий, цехов, производств, выделенных в самостоятельные предприятия, оборудования, зданий, других материальных активов предприятий, долей (паев, акций) государства и местных органов в капитале АО. 
Как экономическое явление приватизация присуща всей мировой экономике. Но, сохраняя общие черты и закономерности, она в тех или иных условиях приобретает специфические черты. 
В странах с развитой рыночной экономикой и переходной экономикой цели приватизации различны. 
 
Цели приватизации страны с рыночной экономикой:

  1. Сокращение задолженности государственного сектора
  2. Развитие рынка
  3. Стимулирование предпринимательства
  4. Расширение индивидуальных свобод
  5. Развитие народного капитализма
  6. Ослабление профсоюзов

Цели приватизации в России:

  1. Формирование слоя частных собственников-предпринимателей 
  2. Повышение эффективности деятельности предприятий
  3. Создание конкурентной среды
  4. Содействие демонополизации экономики
  5. Привлечение иностранных инвестиций
  6. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации

 
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:  
- приватизация не должна являться «капризом моды», государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму; 
- приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий; 
- изменения структуры собственности должны носить постепенный характер; 
- обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев; 
- приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности; 
- каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.  
В процессе приватизации в ходе массовых трансакций (передачи, перехода прав собственности) появляются новые социальные категории - собственников (акционеров), управляющих (менеджеров), наемных работников. Приватизация, таким образом, создает предпосылки для коренных изменений в структуре общественных групп и отношений. 
По существу, приватизирующиеся предприятия переходного периода – это основная ячейка, где совершается главное таинство рыночной трансформации экономики. Успешность и темпы трансформации зависят как от общей логики и последовательности проводимой экономической политики (внешние условия и среда функционирования капитала), принципов и методов самих реформ отношений собственности (подходы к приватизации и реформированию госсектора), так и от рыночной реструктуризации экономики (консолидация и эффективный перелив капиталов). При этом именно рынок капитала является ключевой проблемой создания эффективного комплекса рыночных механизмов в переходной экономике. 
Конкретные методы проведения реформы собственности зависят от того, на каких принципах передается государственное имущество новым собственникам. Это, прежде всего, выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий – все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы и методы разгосударствления собственности. 
 
Все разнообразие методов может быть сведено к следующим: 
- прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг; 
- льготная продажа или бесплатная передача активов работникам компаний. 

Оценивая результативность перечисленных методов, следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах использовались те или иные их комбинации, а, во-вторых, небольшая покупательная способность граждан в сравнении с потенциальной ценой государственных активов заставляла в ходе реформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации. 
Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации. 
Бесплатность или низкая цена ваучеров позволила большей части населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы прошли этап первичного закрепления прав собственности довольно быстро. Положительным моментом является также быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных активов – крупных промышленных предприятий, что предотвратило или приостановило спонтанное расхищение подлежащего приватизации госимущества. Вместе с тем ваучерные схемы, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга. 
Приватизация методом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее подготовленному инвестору или на денежных конкурсах, аукционах, тендерах и т.п. имеет преимущество – получение денег, которые могут стать источником как поступлений в бюджет, так и инвестиций в приватизируемую компанию. 
Предметом продажи может стать лишь привлекательное для инвесторов, прибыльное предприятие, поэтому данным методом, к сожалению, не могла приватизироваться большая часть нуждающихся в инвестициях крупных промышленных предприятий. Число инвесторов (особенно в сравнении с ваучерными схемами) сильно ограничено теми, кто реально имеет капитал. Из этого следует, что первичное закрепление прав собственности на государственные активы и дальнейшее их перераспределение может происходить достаточно концентрированно (в отличие от распыленности ваучерного метода). Аукционы и конкурсы способствуют выявлению рыночной оценки приватизируемых активов на уровне максимально прибыльной. Но по эффективным ценам удается продать лишь небольшую часть предприятий. Большинство же предприятий реализуется по заниженным ценам, и результативность сделок купли-продажи для продавца состоит главным образом в смене государственной собственности на активы на частную. Для покупателя результат определялся способностью извлечь прибыль из приобретенных активов. 
 
Передача или льготная продажа государственных активов работникам приватизируемых компаний получила особый размах в России, где использовалась в общей схеме массовой ваучерной приватизации и способствовала первичной передаче в собственность трудовых коллективов 3/4 приватизированных компаний. Ценность активов, полученных акционерами с помощью этого метода приватизации, крайне неравномерна по отраслям и компаниям – от весьма существенных элементов собственности и дохода (как, например, было в российском «Газпроме» или в крупных нефтяных компаниях) до пустых свидетельств собственнических прав на убытки и долги предприятий. Однако наиболее существенными негативными последствиями данного метода являются дефицит или даже полное отсутствие внешних инвесторов в первое время после приватизации, а также трудности в налаживании нормального корпоративного управления. Выход на рынки капиталов таких компаний может быть затруднен. 
 
Следующим методом приватизации является реприватизация, т.е. восстановление в правах собственности лиц, незаконно лишенных имущества в результате конфискационной национализации. Основными формами реприватизации являются: реституция, т.е. возвращение собственности прежним владельцам в натуральном виде, и компенсация, т.е. возврат стоимости конфискованного имущества деньгами или специальными ваучерами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 Проведение приватизации в  России и её необходимость.

 
Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции. Из этого следует, что России приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений. 
 
Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие: 
- приватизация собственности;  
- самостоятельность субъектов рынка; 
- система социальной поддержки населения;  
- право субъектов самостоятельно договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих предложения товаров; 
- устойчивость рубля и денежного обращения;  
- демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей; 
- система социальной поддержки населения;  
- наличие конкуренции; независимое судопроизводство; 
- право субъектов самостоятельно договариваться о цене; 
- развитие внешнеэкономических связей; 
- формирование у людей рыночных норм поведения. 
 
Таким образом, цель приватизации, как фундаментального элемента реформы в «переходной» экономике заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода. 
 
При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации: 
- преодоление монополии государства и создание условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности; 
- преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции; 
- стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики; 
- изменение роли государства, так как государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами. 

При участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: 
- государственные предприятия; 
- частный бизнес; 
- народные предприятия; 
- акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала; 
- акционерные негосударственные предприятия.  
 
Такая структура и характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного механизма управления экономикой. 
 
Переходя к вопросу о необходимости проведения приватизации в России, следует сказать следующее. Дело в том, что российская экономика долгое время находилась под влиянием административно-командной системы хозяйствования. Уже с конца 20-х годов мы тщательно пытались заменить ее чем-то более рациональным, не стихийным, «научно обоснованным». На деле же был создан неэффективный механизм хозяйствования. Достаточно сказать, что на его основе непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве страны оцениваются примерно в 38-40% валового общественного продукта страны. В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону от магистрального пути цивилизации и зашли в тупик, из которого и пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства выхода из сложившегося положения явилось создание рыночной экономики в России (хотя следует сказать, что путь к сбалансированной рыночной экономике длительный и противоречивый, как показывает иностранный опыт. Он включает также и переходный период). Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:

  1. приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка;
  2. система социальной поддержки населения; право субъектов самостоятельно договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих предложения товаров;
  3. устойчивость рубля и денежного обращения; демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей;
  4. система социальной поддержки населения; наличие конкуренции; независимое судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража;
  5. право субъектов самостоятельно договариваться о цене;
  6. развитие внешнеэкономических связей;
  7. формирование у людей рыночных норма поведения.

Информация о работе Приватизация государственной и муниципальной собственности в России: сущность, цели, направления