Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 12:49, контрольная работа
Актуальность темы исследования. Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.
Проблема разгосударствления и приватизации – одна из важных и сложных в курсе «Основы экономической теории». Это объясняется, во-первых, новыми чертами в экономическом содержании и формах осуществления приватизации; во-вторых, ее местом и ролью в смешанной рыночной экономике; в-третьих, особенностями приватизационного процесса в России.
1Введение……………………………………………………………….................3
2Цели приватизации………………………………………………………………5
3 Формы и методы разгосударствления собственности……………………….8
4 Проведение приватизации в России и её необходимость………..…………11
5Результаты ……………………………………………………………………..16
6Заключение…………………………………………………………………….20
7Литература……………………
В ходе приватизации в России
государство, будучи практически главным
инвестором и содержателем огромного
числа убыточных и малорентабельных предприятий,
отказалось от этого груза в условиях
рыночной экономики, т.к. при сохранении
монопольного положения одного собственника
(в данном случае государства) невозможно
полноценное развитие рыночных отношений.
Таким образом, цель приватизации, как
фундаментального элемента реформы в
«переходной» экономике заключалась в
обеспечении условий для нормального
функционирования будущей рыночной системы.
Именно в ходе процессов трансформации
отношений собственности в масштабах
страны возможно формирование новых мотиваций
хозяйствующих субъектов и предпосылок
для рационального изменения структуры
производства как базовых условий повышения
эффективности производства и роста национального
дохода. При этом важную роль при достижении
целей приватизации играла программа
Российского правительства, определявшая
очередность практических шагов приватизации:
На основании всего вышеизложенного
можно сказать, что при участии государства
в процессе приватизации структура собственности,
в конечном итоге, смогла приобрести следующий
вид: государственные предприятия, частный
бизнес, народные предприятия, акционерные
корпорации с преобладанием государственного
капитала, акционерные негосударственные
предприятия. Такая структура и характерна
для многоукладной рыночной экономики.
Рынок необходим для российского государства,
как средство решения многих экономических
и хозяйственных проблем, нависших в результате
длительного сохранения в России командно-административного
механизма управления экономикой.
Результат приватизации
Сегодня нужна приватизация
не фискальная, а инвестиционно-
1. Введение механизма продажи госимущества
с длительной рассрочкой платежей. Правительство,
с одной стороны, отказывается от требований
немедленных всеобъемлющих платежей и
должно искать иные средства сокращения
бюджетного дефицита. С другой стороны,
в порядке компенсации правительство
прекращает выдачу всех видов субсидий
предприятиям, участвующим в выкупе в
рассрочку;
2. Инвестирование
3. Внедрение механизма капитализации
и конвертации кредиторской задолженности
предприятий перед государством;
4. Участие в процессах приватизации и
реструктуризации производства и согласование
интересов государства, крупного частного
капитала и основной массы населения.
Последние должны иметь преференции, включая
льготы и рассрочки на приобретение государственного
имущества и госакций. Вовлекая владельцев
крупного частного капитала и населения
в процессы приватизации и реструктуризации,
правительство получает доступ к финансовым
ресурсам, сосредоточенным в их руках,
включая денежные средства, выведенные
из реального оборота. Перечисленные и
иные меры подобного рода должны вводиться
одновременно и оказывать комплексное
воздействие на процессы приватизации
и реструктуризации.
Приватизация в России резко расширяет
сферу действия отношений предпринимательства.
Структура современного предпринимательства
характеризуется многообразием критериев
ее формирования. Можно выделить экономическую
структуру бизнеса (определяемую различием
форм собственности) и организационно-правовую
структуру (показывающую распределение
бизнеса по формам предприятий).
Социальная структура бизнеса раскрывает
стратификацию субъектов, вовлеченных
в отношения предпринимательства, и их
взаимодействие на индивидуальном и групповом
уровнях.
Не менее важным, особенно для уровня национальной
экономики в целом, является отраслевая
и региональная структура бизнеса. Отраслевая
структура отражает степень дифференциации
и специализации отраслей народного хозяйства
и специфику экономических взаимосвязей
между ними. Речь идет о территориально-
Становление структуры российского бизнеса
характеризуется нарастанием многообразия
видов структур. В процессе приватизации
принудительная жесткая иерархичность
государственного предпринимательства
сменяется слабой экономической иерархичностью,
которая постепенно усиливается.
Структурам предпринимательства присуща
эластичность, обуславливаемая общим
ходом экономических реформ. Наиболее
эластичны в целом во все периоды организационно-правовая
и функциональная структуры. В процессе
приватизации происходит массовая смена
организационно-правовой формы производственных
единиц, появляются организации с новыми
функциями.
В настоящее время значительна эластичность
социально-экономической структуры и
предпринимательства. Почти неэластичны
отраслевая и региональные структуры
предпринимательства.
Качественные изменения в структуре предпринимательства
могут быть обусловлены двумя процессами.
Во-первых, появлением качественно новых
элементов (например, частных предприятий,
инвестиционных фондов, брокерских контор);
во-вторых, также изменением конфигурации
структуры в результате количественного
роста ее элементов определенного вида
(например, малых предприятий, товариществ,
банков, бирж).
Новый этап приватизации характеризуется
необходимостью решения следующих стратегических
задач: привлечение инвестиций в промышленность
и сельское хозяйство, создание рынка
недвижимости и земли, создание цивилизованного
рынка ценных бумаг.
На очередном этапе приватизации акцент
переносится на усиление инвестиционного
содержания этого процесса. В рамках действующих
способов приватизации целесообразно
сначала провести реорганизацию большинства
оставшихся государственных предприятий
в акционерные общества, а затем организовать
серию инвестиционных торгов. Обязательным
условием этих торгов должно стать целевое
финансирование технического перевооружения
производства, в том числе конверсии. В
настоящее время уже сложились условия
для перехода к оригинальным моделям приватизационного
процесса в регионах.
Программы приватизации, принимаемые
государственными органами различных
уровней, могли бы быть более привлекательными
и простыми, если бы в них использовалось
большее количество методов приватизации.
К сожалению, чаще проводится линия на
сужение сферы приватизации и ограничение
ее форм.
Многие акционерные общества, включающие
в свой состав ряд филиалов, будут реорганизованы
путем разделения на несколько самостоятельных
акционерных обществ.
Весьма сложной в теоретическом и практическом
плане проблемой является приватизация
объектов недвижимости, особенно крупных,
и земельных участков в городах. Непродуманный
механизм их приватизации (приватизация
земельных участков в ценах 1992 г.; предоставление
права выкупа недвижимости не только арендаторам,
но и пользователям) приводит к объяснимому
торможению данного процесса в регионах.
Реформирование механизма приватизации
в России будет осуществляться по следующим
направлениям. Ведущим способом приватизации
должна стать продажа предприятий (имущества,
пакетов акций) по инвестиционному конкурсу.
Необходимо перейти к оригинальным моделям
приватизации в регионах. Дифференцированный
отраслевой и внутриотраслевой подход
к приватизации приведет к индивидуализации
условий реорганизации оставшихся государственных
крупнейших научно-производственных комплексов.
Большую роль должны играть ранее слабо
используемые способы приватизации малых
и средних предприятий (банкротство, инвестиционные
контракты).
Заключение
Подведем итог всему вышеизложенному
и отметим особенности приватизационного
процесса в России.
Главным результатом приватизации явилось
то, что в России возникла принципиально
новая система собственности, которая
должна обеспечить повышение эффективности
производства и подлинную демократизацию
общества.
-работников предприятий;
-руководства тех же предприятий;
- так называемых внешних собственников
(акционеров), в качестве которых чаще
всего выступают частные фирмы и банки.
6. Необходимо разработать программу и
начать инвентаризацию и единообразное
оформление прав собственности на все
области недвижимости. Формирование целостной
системы собственности в России невозможно
без того, чтобы само государство, остающееся
крупнейшим собственником не осознало
себя как собственника и не начало действовать
как собственник. Государство в результате
реформ практически самоустранилось.
7. Процесс приватизации в России имеет
скорее положительные, чем отрицательные
итоги. Несмотря на все ошибки, допущенные
правительством, приватизация все же произошла
и более или менее успешно: появились частные
организации и предприятия, акционерные
общества; работники стремятся повысить
производительность, ведь в большинстве
случаев от нее зависит размер премии.
8. Россия постепенно, а в последние годы
все быстрее переходит от командной экономики
к рыночной, что поднимает престиж нашей
страны на мировом уровне, повышает эффективность
производства и имеет множество других
положительных итогов.
Список используемой
литературы
11,12,2013г