Приватизация и социально-экономические последствия преобразований отношений собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение процессов приватизации в России.
Задачи:
Рассмотреть сущность осуществления приватизации в России;
Рассмотреть цели приватизации в России;
Рассмотреть итоги и последствия приватизации в России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции 4
1.1 Сущность приватизационных процессов 4
1.2 Концепции приватизации 5
1.3 Формы и способы приватизации 6
Глава 2. Практические аспекты приватизации 8
2.1 Цели приватизации 8
2.2 Этапы приватизации 8
2.3 "Плюсы" и "минусы" приватизации 15
Глава 3. Итоги приватизационных процессов в Российской Федерации 18
3.1 Итоги приватизации в РФ 18
3.2 Оценки и уроки приватизации в Российской Федерации 24
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Готовый реферат.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  Образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Сибирский государственный  аэрокосмический университет

имени академика М. Ф. Решетнева

 

Инженерно-экономический факультет

 

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Приватизация и социально-экономические последствия  преобразований отношений собственности  в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Выполнил:

                                                                                студент группы БЭНЗУ11-01

                                                        М. С. Бочарова

                                                Проверил:

                                                   А. В. Лихтер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск, 2012

Содержание

 

 

 

Введение

 

Данная курсовая работа раскрывает вопрос о приватизации в России и ее последствиях.

Становление и  развитие системы рыночной экономики  требуют преобразования в системе  форм собственности. Рынок без разнообразия форм собственности невозможен. Само становление рынка, возникновение конкуренции способствует формированию рациональных соотношений между разными формами собственности, то есть на его основе складывается целесообразная структура форм собственности.

В результате свободной  конкуренции должно происходить вытеснение форм собственности, которые окажутся неконкурентоспособными, из определенных сфер производства, обращения, потребления и замещение их другими формами собственности.

Типичной ситуацией  при формировании рынка является появление новой формы собственности.

В условиях появления  новых форм собственности необходимо понять и проанализировать процессы, цели, особенности, плюсы и минусы этапов приватизации в России.

Актуальность  данной работы является то, что на сегодняшний  день вопрос о приватизации в России имеет ярко выраженный характер. В данной работе будут раскрыты этапы, цели и способы приватизации в России в целом, а так же особенности приватизации на современном этапе.

Целью работы является изучение процессов приватизации в России.

Задачи:

  • Рассмотреть сущность осуществления приватизации в России;
  • Рассмотреть цели приватизации в России;
  • Рассмотреть итоги и последствия приватизации в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции

1.1 Сущность приватизационных процессов

 

У приватизации существует два хорошо известных определения:

1) приватизация - процесс продажи частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества (активов) госпредприятий. Синонимом этого определения в некотором смысле является разгосударствление или денационализация. Однако это определение используется в большинстве своем для стран Запада и не берется за основу российскими реформаторами как метод приватизационной программы. Хотя такой процесс и наблюдался во время первого этапа перестройки в 1987-1988 годах. Однако для России, да и для других стран, рассматривающих приватизацию как важнейший элемент системных преобразований, такого определения недостаточно.

Второе определение выглядит так: 2) Приватизация - системообразующее явление, для которого характерны два параллельных процесса: с одной стороны - постепенное самоустранение государства от тех функций регулятора отношений собственности, которые не свойственны ему в рамках рыночно- конкурентного хозяйства, т.е. идет процесс сужения возможностей государства как субъекта имущественных правоотношений; с другой стороны идет процесс формирования новых экономических и правовых механизмов и структур, без которых невозможна в полной мере реализация системы частной собственности. Причем последний процесс является второстепенным и происходит вслед за самоустранением государства. В качестве примера можно привести множество корпораций, образовавшихся в самом начале приватизации, которые почти ничем не отличались от своих государственных предшественников.

Приватизация выполняет  две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической  реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:

  1. формирование слоя мелких и средних собственников;
  2. сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  3. перераспределение экономических основ власти.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической  эффективности производства, рост доходов  государственного бюджета не выступают  собственными целями приватизации. Она  может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

Основными критериями выбора способа  приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов  социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля  предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Успешное проведение приватизации и особенно постприватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования, управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно - производственных комплексов, малых и средних предприятий[12].

1.2 Концепции приватизации

 

В условиях рыночной трансформации  российской экономики в центре дискуссий  чаще всего оказываются понятия "частная собственность", "приватизация", "разгосударствление", "коммерциализация".

В соответствии с "традиционным" подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.

Второй подход – "трудовой" – на первый план выдвигает такой критерий, как "трудовой" и "эксплуататорский" характер собственности. Понятие "трудовая собственность" может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении "трудовой" и "традиционный" подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

Значительно отличается от предыдущих третий подход, который  по его собственному критерию можно было бы назвать "субъектным". Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать "западным": в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.

Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется еще и тем, что на государственных предприятиях России была сосредоточена подавляющая часть продукции народного хозяйства и почти все производство промышленной продукции.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании  разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий[13].

1.3 Формы и способы приватизации

 

Имеются различные пути передачи прав собственности из рук  государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит  от политических, экономических и  социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

  • продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий;
  • "Контрактная система" - частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;
  • "Концессионная модель" - частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
  • "Чековая система" - государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере[14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практические аспекты приватизации

2.1 Цели приватизации

 

Приватизация, как и  любое экономическое явление, имеет  множество трактовок своих целей  и задач (как правило, они несколько противоречивы).

Общая цель приватизации - обеспечение условий для функционирования будущей рыночной системы. В свою очередь общая цель состоит из трех основных:

  1. Обеспечение стабильности системы отношений прав собственности;
  2. Создание условий (экономических механизмов, правовых институтов) для самовоспроизводства этой системы;
  3. Экономическая эффективность на микро- и макроуровнях.

Информация о работе Приватизация и социально-экономические последствия преобразований отношений собственности в России