Приватизация и социально-экономические последствия преобразований отношений собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение процессов приватизации в России.
Задачи:
Рассмотреть сущность осуществления приватизации в России;
Рассмотреть цели приватизации в России;
Рассмотреть итоги и последствия приватизации в России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции 4
1.1 Сущность приватизационных процессов 4
1.2 Концепции приватизации 5
1.3 Формы и способы приватизации 6
Глава 2. Практические аспекты приватизации 8
2.1 Цели приватизации 8
2.2 Этапы приватизации 8
2.3 "Плюсы" и "минусы" приватизации 15
Глава 3. Итоги приватизационных процессов в Российской Федерации 18
3.1 Итоги приватизации в РФ 18
3.2 Оценки и уроки приватизации в Российской Федерации 24
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Готовый реферат.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что  такая структура собственности  не являлась продуктом эволюции, она  не была обеспечена соответствующей  ей институциональной средой: отсутствовали  как экономические институты, так  и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов - миноритарных акционеров.

В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура  собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались - очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале[11], [19].

Итоги приватизации "в цифрах" можно посмотреть в нижеприведенных таблицах [19].

 

Таблица 1. Источники средств от приватизации государственного и муниципального имущества (миллионов рублей)

 

 

 

Всего

в том числе  по государственному и муниципальному имуществу, находившемуся

в федер. собств-ти

в собственности субъектов Российской Федерации

в муниципальной собственности

 

 

2005 г.

Получено средств  от покупателей государственного и  муниципального имущества – всего

87462,6

34875,2

36597,4

15990,0

 в том числе:

       

от продажи  акций открытых акционерных обществ

60396,5

32407,4

26836,5

1152,6

от продажи  государственного и муниципального имущества

27065,5

2467,2

9760,9

14837,4

 в том числе:

       

 продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий

1322,1

-

798,4

523,7

 продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено

4123,9

-

395,5

3728,4

 выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости

5259,5

646,9

3095,8

1516,8

 продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере

3415,7

1807,2

1261,4

347,1

 продажи арендованного государственного и муниципального имущества

3375,1

-

2463,9

911,2

продажи иного  имущества

9569,2

13,1

1745,9

7810,2

прочие поступления  средств

0,6

0,6

-

-

 

 

2006 г.

Получено средств  от покупателей государственного и  муниципального имущества – всего

93606,9

19211,7

41184,3

33210,9

 в том числе:

       

от продажи  акций открытых акционерных обществ

36737,4

17901,9

12801,3

6034,2

от продажи  государственного и муниципального имущества

56869,5

1309,8

28383,0

27176,7

 в том числе:

       

 продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий

1477,0

-

1166,0

311,0

 продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено

9695,9

22,3

2091,0

7582,6

 выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости

5445,9

1150,6

3069,7

1225,6

 продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере

1577,9

60,2

1262,9

254,8

 продажи арендованного государственного и муниципального имущества

4938,8

-

3420,8

1518,0

продажи иного  имущества

33734,0

76,7

17372,6

16284,7

прочие поступления  средств

0,03

0,03

-

-

 

 

2007 г.

Получено средств  от покупателей государственного и  муниципального имущества – всего

109076,9

17752,7

38003,4

53320,8

 в том числе:

       

от продажи  акций открытых акционерных обществ

34738,7

16222,7

13032,2

5483,8

от продажи  государственного и муниципального имущества

74037,5

1528,8

24921,5

47587,2

 в том числе:

       

 продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий

383,4

-

99,3

284,1

 продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено

16288,1

-

2492,9

13795,2

 выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости

8080,7

-

4755,7

3325,0

 продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере

1935,0

1484,0

132,5

318,5

 продажи арендованного государственного и муниципального имущества

14667,2

-

10475,7

4191,5

продажи иного  имущества

32683,0

44,8

6965,3

25672,9

прочие поступления  средств

300,7

1,2

49,7

249,8

 

 

2008 г.

Получено средств  от покупателей государственного и  муниципального имущества – всего

74122,2

6686,9

23457,4

43977,9

 в том числе:

       

от продажи  акций открытых акционерных обществ

15762,6

6505,0

6050,9

3206,7

от продажи  государственного и муниципального имущества

57933,0

172,3

17355,4

40405,3

 в том числе:

       

 продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий

220,2

-

104,9

115,3

 продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено

12549,2

-

3167,8

9381,4

 выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости

9007,8

-

4781,0

4226,8

 продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере

393,1

7,1

310,6

75,4

 продажи арендованного государственного и муниципального имущества

8319,1

2,0

4935,0

3382,1

продажи иного  имущества

27443,6

163,2

4056,1

23224,3

прочие поступления  средств

426,6

9,6

51,1

365,9

 

 

2009 г.

Получено средств  от покупателей государственного и  муниципального имущества – всего

55145,9

2758,4

20306,0

32081,5

 в том числе:

       

от продажи  акций открытых акционерных обществ

7074,8

1766,9

2665,6

2642,3

от продажи  государственного и муниципального имущества

47349,9

922,5

17413,2

29014,2

 в том числе:

       

 продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий

 61,1

 -

 0,4

 60,7

 продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено

11530,0

-

4079,9

7450,1

 отчуждения земельных участков

15257,4

807,3

5109,9

9340,2

 продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций закрытых акционерных обществ, долей в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладов в товариществах на вере

3345,1

-

3149,3

195,8

 продажи арендованного государственного и муниципального имущества

5242,6

1,1

115,8

5125,7

продажи иного  имущества

11913,7

114,1

4957,9

6841,7

прочие поступления  средств

721,2

69,0

227,2

425,0


 

Из таблицы 1 видно, что в 2005 году большинство  средств получено от продажи акций  открытых акционерных обществ, но, начиная  с 2006 года, большинство средств получено от продажи государственного и муниципального имущества. Более того, можно отследить  прогрессию, что с наступлением кризиса (2008-2009 год) интерес к приватизационной деятельности совсем спал, практически на 50%. Это обусловлено тем, что покупатели явно старались придержать финансовые средства "до лучших времен". И, как говорят некоторые источники, государство в какой-то степени стало проводить политику национализации и придерживало акции и имущество "при себе". [19].

В табл. 2 и на рис. 1 представлено распределение средств  от приватизации государственного и  муниципального имущества, поступающих в различные уровни бюджетов.

 

 

 

 

Таблица 2. Распределение средств от приватизации государственного и муниципального имущества (миллионов рублей)

 

 

 

Всего

в том числе  по государственному и муниципальному имуществу, находившемуся

в федеральной  собственности

в собственности субъектов Российской Федерации

в муниципальной собственности

 

2005 г.

Перечислено денежных средств, полученных от покупателей  государственного и муниципального имущества – всего

87268,3

35204,0

36285,1

15779,2

 в том числе:

       

в федеральный бюджет

34177,5

33795,7

2,2

379,6

в бюджеты субъектов  Российской Федерации

34845,6

291,8

34397,2

156,6

в муниципальные  бюджеты

14945,7

0,2

4,0

14941,5

на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации государственного и муниципального имущества

1858,9

1114,9

480,2

263,8

прочие перечисления средств

1440,6

1,4

1401,5

37,7

 

 

2006 г.

Перечислено денежных средств, полученных от покупателей  государственного и муниципального имущества – всего

90751,7

18838,2

39125,6

32787,9

 в том числе:

       

в федеральный  бюджет

18802,2

18648,1

1,8

152,3

в бюджеты субъектов  Российской Федерации

36236,1

-

36084,8

151,3

в муниципальные  бюджеты

32186,6

-

0,9

32185,7

на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации находящегося в собственности субъектов Российской Федерации имущества и муниципального имущества

892,8

-

647,8

245,0

прочие перечисления средств

2634,0

190,1

2390,3

53,6

 

 

2007 г.

Перечислено денежных средств, полученных от покупателей  государственного и муниципального имущества – всего

109402,0

17808,2

38697,6

52896,2

 в том числе:

       

в федеральный  бюджет

18057,7

17808,2

8,5

241,0

в бюджеты субъектов  Российской Федерации

37701,1

-

36978,5

722,6

в муниципальные  бюджеты

51679,8

-

92,1

51587,7

на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации находящегося в собственности субъектов Российской Федерации имущества и муниципального имущества

1071,2

-

751,8

319,4

прочие перечисления средств

892,2

-

866,7

25,5

 

 

2008 г.

Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества – всего

73943,2

6593,9

23422,6

43926,7

 в том числе:

       

в федеральный  бюджет

6648,3

6593,9

-

54,4

в бюджеты субъектов  Российской Федерации

23735,6

-

22459,2

1276,4

в муниципальные  бюджеты

43174,0

-

612,5

42561,5

на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации находящегося в собственности  субъектов Российской Федерации  имущества и муниципального имущества

6,2

-

5,0

1,2

прочие перечисления средств

379,1

-

345,9

33,2

 

 

2009 г.

Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества – всего

55128,9

2899,6

20493,2

31736,1

 в том числе:

       

в федеральный  бюджет

3032,1

2899,6

12,2

120,3

в бюджеты субъектов  Российской Федерации

20390,7

-

19509,6

881,1

в муниципальные  бюджеты

31676,1

-

948,1

30728,0

прочие перечисления средств

30,0

-

23,3

6,7


 

Из таблицы 2 видно, что  большинство средств от приватизации уходит в муниципальные бюджеты. А средства, которые поступают в федеральный бюджет - сокращаются.

 

 

Рисунок 1 – Распределение  средств полученных от приватизации.

 

На рисунке 1 ярко выражен рост средств, которые переходят в муниципальную собственность от приватизации, но сокращается доход в федеральную собственность, а что касается субъектов РФ – доход практически стабилен. В таблице 3 представлено количество предприятий в государственной и частной собственности за 5 лет с 2005 по 2009 гг.

 

Таблица 3. Количество предприятий  в государственной и частной собственности

 

Общая характеристика предприятий и организаций

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Число предприятий и организаций прошедших государственную регистрацию

4767260

4506607

4674896

4771904

4907753

В том числе  по формам собственности:

         

Государственная

3,5%

3%

3%

3%

2,5%

Муниципальная

5,5%

6%

6%

5,5%

5%

Частная

80%

81%

84%

87%

88%

Прочие формы  собственности 

11%

10%

7%

4,5%

4,5%


 

Из таблицы 3 видно, что число предприятий  и организаций, переходящих в  состав частной собственности стремительно растет, а уровень государственной собственности стабильно держится, снижается уровень прочих форм собственности но, следует отметить, что перед кризисом (2008-2009 год) произошло некое торможение в динамике приватизационных процессов. Самая большая часть предприятий принадлежит частному сектору, нежели государственному или муниципальному. [19]

С увеличением  и доступностью приватизационных процессов  начал формироваться такой класс  как мелкие собственники или средний  класс. Это класс, у которого доход  не низкий, но и не самый высокий. На 2007 год доля этого класса была равна 15%, а за годы кризиса снизилась до 11. Но, как утверждает президент, в 2010 году доля среднего класса возросла практически до 30% , что говорит о том, что идет активное формирование мелких частных собственников.

3.2 Оценки и уроки приватизации в Российской Федерации

 

Положительная оценка приватизации связана, главным образом, с системной  трансформацией экономического строя  России, в том числе с устранением  монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной экономики. Важными результатом является также то, что приватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи.

О появлении тенденции  улучшения функционирования приватизированных  предприятий по сравнению с неприватизированными говорят некоторые показатели. В  частности, по выборочным обследованиям, существенно возрос в сфере услуг удельный показатель эффективности, то есть объем выручки с 1 кв. м площади (коэффициент использования площади); в ряде отраслей добывающей промышленности увеличилась извлекаемость сырья [18].

Очевидно, что эффективность  работы любой компании связана не столько с видами собственности, сколько с компетентностью управления, и с условиями макросреды, в которой она функционирует. До настоящего времени все еще нет принципиальных различий в результатах деятельности большинства государственных и частных акционерных предприятий, поскольку отсутствует реальная ответственность менеджмента за результаты деятельности и в тех, и в других. Среда, в которой действуют оба типа предприятий, также меняется очень медленно и остается далеко не идеальной.

Для процесса приватизации, проводимого в нашей стране можно отметить несколько характерных особенностей, присущих только ему:

  • Приватизация проводилась не столько по Законам, сколько по Указам президента и ведомственным нормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).
  • Для предприятий госсектора были разработаны типовые стандарты процедур приватизации, однако широко применялись "индивидуальные процедуры приватизации", вводимые местными органами власти (т.е. незаконные).
  • Составлялись ежегодные государственные программы приватизации, но включение в эти программы адресных заданий означало выбор лучших предприятий и их форсированный передел.
  • Из-за отсутствия финансовых средств у населения, осуществлялась бесплатная раздача государственной собственности и продажа ее по минимальным ценам, главным образом, в интересах директоров и государственных чиновников.
  • При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.

Фактически устанавливалось  господство частной собственности  в условиях неполноценной среды  ее функционирования и неблагоприятных  макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.

Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса, было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.

В современных условиях, в соответствии с Федеральным  законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" изменены порядок принятия решений о приватизации, расширены права Правительства РФ. Приватизация крупных предприятий и продажа акций из государственного пакета будет проводиться после тщательной предпродажной подготовки.

Естественно, что приватизация в нашей стране повлияла и на занятость  населения и рынок труда. Оценивая это влияние приватизации необходимо отметить, что в России был избран вариант такой реформы, который  не должен был привести к резкому  росту безработицы, и жесткая санация, массовое банкротство предприятий были отложены из-за реальной опасности социальной катастрофы. На приватизированных предприятиях директора избегали проводить в рамках структурной реорганизации и оздоровления хозяйственной деятельности сокращение персонала. Оно проводилось до середины 90-х годов лишь в очень ограниченных масштабах и коснулось, прежде всего, инженерно-технических работников, могущих серьезно противостоять директорскому корпусу, а не рядовых работников.

Однако слабость программ в области регулирования рынка труда в условиях экономической либерализации, отсутствие хорошо налаженной системы профессиональной переподготовки кадров и перепрофилирования производства привели к тому, что в определенный момент времени, главной чертой российского рынка труда стало преобладание латентной безработицы. Структурная перестройка экономики привела к расширению масштабов безработицы, наблюдается и рост ее средней продолжительности.

Одна из негативных сторон латентной безработицы состоит в том, что скрытые формы безработицы позволяют Правительству Российской Федерации выводить за рамки системы социальной помощи, социальной защиты огромное число не полностью занятых граждан.

Особенно неблагоприятная  ситуация с безработицей наблюдалась в группах людей с высоким уровнем образования - специалистов и научных работников. Среди них не только высок уровень безработицы, но они к тому же обладают лишь относительно ограниченными возможностями устроиться на новую работу по специальности.

Информация о работе Приватизация и социально-экономические последствия преобразований отношений собственности в России