Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 16:36, курсовая работа
Целью работы является изучение процессов приватизации в России.
Задачи:
Рассмотреть сущность осуществления приватизации в России;
Рассмотреть цели приватизации в России;
Рассмотреть итоги и последствия приватизации в России.
Введение 3
Глава 1. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции 4
1.1 Сущность приватизационных процессов 4
1.2 Концепции приватизации 5
1.3 Формы и способы приватизации 6
Глава 2. Практические аспекты приватизации 8
2.1 Цели приватизации 8
2.2 Этапы приватизации 8
2.3 "Плюсы" и "минусы" приватизации 15
Глава 3. Итоги приватизационных процессов в Российской Федерации 18
3.1 Итоги приватизации в РФ 18
3.2 Оценки и уроки приватизации в Российской Федерации 24
Заключение 27
Список литературы 29
Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов - миноритарных акционеров.
В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались - очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале[11], [19].
Итоги приватизации "в цифрах" можно посмотреть в нижеприведенных таблицах [19].
Таблица 1. Источники средств от приватизации государственного и муниципального имущества (миллионов рублей)
|
Всего |
в том числе по государственному и муниципальному имуществу, находившемуся | ||
в федер. собств-ти |
в собственности субъектов Российской Федерации |
в муниципальной собственности | ||
|
2005 г. | |||
Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества – всего |
87462,6 |
34875,2 |
36597,4 |
15990,0 |
в том числе: |
||||
от продажи акций открытых акционерных обществ |
60396,5 |
32407,4 |
26836,5 |
1152,6 |
от продажи государственного и муниципального имущества |
27065,5 |
2467,2 |
9760,9 |
14837,4 |
в том числе: |
||||
продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий |
1322,1 |
- |
798,4 |
523,7 |
продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено |
4123,9 |
- |
395,5 |
3728,4 |
выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости |
5259,5 |
646,9 |
3095,8 |
1516,8 |
продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере |
3415,7 |
1807,2 |
1261,4 |
347,1 |
продажи арендованного государственного и муниципального имущества |
3375,1 |
- |
2463,9 |
911,2 |
продажи иного имущества |
9569,2 |
13,1 |
1745,9 |
7810,2 |
прочие поступления средств |
0,6 |
0,6 |
- |
- |
|
2006 г. | |||
Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества – всего |
93606,9 |
19211,7 |
41184,3 |
33210,9 |
в том числе: |
||||
от продажи акций открытых акционерных обществ |
36737,4 |
17901,9 |
12801,3 |
6034,2 |
от продажи государственного и муниципального имущества |
56869,5 |
1309,8 |
28383,0 |
27176,7 |
в том числе: |
||||
продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий |
1477,0 |
- |
1166,0 |
311,0 |
продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено |
9695,9 |
22,3 |
2091,0 |
7582,6 |
выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости |
5445,9 |
1150,6 |
3069,7 |
1225,6 |
продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере |
1577,9 |
60,2 |
1262,9 |
254,8 |
продажи арендованного государственного и муниципального имущества |
4938,8 |
- |
3420,8 |
1518,0 |
продажи иного имущества |
33734,0 |
76,7 |
17372,6 |
16284,7 |
прочие поступления средств |
0,03 |
0,03 |
- |
- |
|
2007 г. | |||
Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества – всего |
109076,9 |
17752,7 |
38003,4 |
53320,8 |
в том числе: |
||||
от продажи акций открытых акционерных обществ |
34738,7 |
16222,7 |
13032,2 |
5483,8 |
от продажи государственного и муниципального имущества |
74037,5 |
1528,8 |
24921,5 |
47587,2 |
в том числе: |
||||
продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий |
383,4 |
- |
99,3 |
284,1 |
продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено |
16288,1 |
- |
2492,9 |
13795,2 |
выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости |
8080,7 |
- |
4755,7 |
3325,0 |
продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере |
1935,0 |
1484,0 |
132,5 |
318,5 |
продажи арендованного государственного и муниципального имущества |
14667,2 |
- |
10475,7 |
4191,5 |
продажи иного имущества |
32683,0 |
44,8 |
6965,3 |
25672,9 |
прочие поступления средств |
300,7 |
1,2 |
49,7 |
249,8 |
|
2008 г. | |||
Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества – всего |
74122,2 |
6686,9 |
23457,4 |
43977,9 |
в том числе: |
||||
от продажи акций открытых акционерных обществ |
15762,6 |
6505,0 |
6050,9 |
3206,7 |
от продажи государственного и муниципального имущества |
57933,0 |
172,3 |
17355,4 |
40405,3 |
в том числе: |
||||
продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий |
220,2 |
- |
104,9 |
115,3 |
продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено |
12549,2 |
- |
3167,8 |
9381,4 |
выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости |
9007,8 |
- |
4781,0 |
4226,8 |
продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере |
393,1 |
7,1 |
310,6 |
75,4 |
продажи арендованного государственного и муниципального имущества |
8319,1 |
2,0 |
4935,0 |
3382,1 |
продажи иного имущества |
27443,6 |
163,2 |
4056,1 |
23224,3 |
прочие поступления средств |
426,6 |
9,6 |
51,1 |
365,9 |
|
2009 г. | |||
Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества – всего |
55145,9 |
2758,4 |
20306,0 |
32081,5 |
в том числе: |
||||
от продажи акций открытых акционерных обществ |
7074,8 |
1766,9 |
2665,6 |
2642,3 |
от продажи государственного и муниципального имущества |
47349,9 |
922,5 |
17413,2 |
29014,2 |
в том числе: |
||||
продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий |
61,1 |
- |
0,4 |
60,7 |
продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено |
11530,0 |
- |
4079,9 |
7450,1 |
отчуждения земельных участков |
15257,4 |
807,3 |
5109,9 |
9340,2 |
продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций закрытых акционерных обществ, долей в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладов в товариществах на вере |
3345,1 |
- |
3149,3 |
195,8 |
продажи арендованного государственного и муниципального имущества |
5242,6 |
1,1 |
115,8 |
5125,7 |
продажи иного имущества |
11913,7 |
114,1 |
4957,9 |
6841,7 |
прочие поступления средств |
721,2 |
69,0 |
227,2 |
425,0 |
Из таблицы 1 видно, что в 2005 году большинство средств получено от продажи акций открытых акционерных обществ, но, начиная с 2006 года, большинство средств получено от продажи государственного и муниципального имущества. Более того, можно отследить прогрессию, что с наступлением кризиса (2008-2009 год) интерес к приватизационной деятельности совсем спал, практически на 50%. Это обусловлено тем, что покупатели явно старались придержать финансовые средства "до лучших времен". И, как говорят некоторые источники, государство в какой-то степени стало проводить политику национализации и придерживало акции и имущество "при себе". [19].
В табл. 2 и на рис. 1 представлено распределение средств от приватизации государственного и муниципального имущества, поступающих в различные уровни бюджетов.
Таблица 2. Распределение средств от приватизации государственного и муниципального имущества (миллионов рублей)
|
Всего |
в том числе по государственному и муниципальному имуществу, находившемуся | ||
в федеральной собственности |
в собственности субъектов Российской Федерации |
в муниципальной собственности | ||
2005 г. | ||||
Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества – всего |
87268,3 |
35204,0 |
36285,1 |
15779,2 |
в том числе: |
||||
в федеральный бюджет |
34177,5 |
33795,7 |
2,2 |
379,6 |
в бюджеты субъектов Российской Федерации |
34845,6 |
291,8 |
34397,2 |
156,6 |
в муниципальные бюджеты |
14945,7 |
0,2 |
4,0 |
14941,5 |
на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации государственного и муниципального имущества |
1858,9 |
1114,9 |
480,2 |
263,8 |
прочие перечисления средств |
1440,6 |
1,4 |
1401,5 |
37,7 |
|
2006 г. | |||
Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества – всего |
90751,7 |
18838,2 |
39125,6 |
32787,9 |
в том числе: |
||||
в федеральный бюджет |
18802,2 |
18648,1 |
1,8 |
152,3 |
в бюджеты субъектов Российской Федерации |
36236,1 |
- |
36084,8 |
151,3 |
в муниципальные бюджеты |
32186,6 |
- |
0,9 |
32185,7 |
на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации находящегося в собственности субъектов Российской Федерации имущества и муниципального имущества |
892,8 |
- |
647,8 |
245,0 |
прочие перечисления средств |
2634,0 |
190,1 |
2390,3 |
53,6 |
|
2007 г. | |||
Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества – всего |
109402,0 |
17808,2 |
38697,6 |
52896,2 |
в том числе: |
||||
в федеральный бюджет |
18057,7 |
17808,2 |
8,5 |
241,0 |
в бюджеты субъектов Российской Федерации |
37701,1 |
- |
36978,5 |
722,6 |
в муниципальные бюджеты |
51679,8 |
- |
92,1 |
51587,7 |
на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации находящегося в собственности субъектов Российской Федерации имущества и муниципального имущества |
1071,2 |
- |
751,8 |
319,4 |
прочие перечисления средств |
892,2 |
- |
866,7 |
25,5 |
|
2008 г. | |||
Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества – всего |
73943,2 |
6593,9 |
23422,6 |
43926,7 |
в том числе: |
||||
в федеральный бюджет |
6648,3 |
6593,9 |
- |
54,4 |
в бюджеты субъектов Российской Федерации |
23735,6 |
- |
22459,2 |
1276,4 |
в муниципальные бюджеты |
43174,0 |
- |
612,5 |
42561,5 |
на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации находящегося в собственности субъектов Российской Федерации имущества и муниципального имущества |
6,2 |
- |
5,0 |
1,2 |
прочие перечисления средств |
379,1 |
- |
345,9 |
33,2 |
|
2009 г. | |||
Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества – всего |
55128,9 |
2899,6 |
20493,2 |
31736,1 |
в том числе: |
||||
в федеральный бюджет |
3032,1 |
2899,6 |
12,2 |
120,3 |
в бюджеты субъектов Российской Федерации |
20390,7 |
- |
19509,6 |
881,1 |
в муниципальные бюджеты |
31676,1 |
- |
948,1 |
30728,0 |
прочие перечисления средств |
30,0 |
- |
23,3 |
6,7 |
Из таблицы 2 видно, что большинство средств от приватизации уходит в муниципальные бюджеты. А средства, которые поступают в федеральный бюджет - сокращаются.
Рисунок 1 – Распределение средств полученных от приватизации.
На рисунке 1 ярко выражен рост средств, которые переходят в муниципальную собственность от приватизации, но сокращается доход в федеральную собственность, а что касается субъектов РФ – доход практически стабилен. В таблице 3 представлено количество предприятий в государственной и частной собственности за 5 лет с 2005 по 2009 гг.
Таблица 3. Количество предприятий в государственной и частной собственности
Общая характеристика предприятий и организаций |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Число предприятий и организаций прошедших государственную регистрацию |
4767260 |
4506607 |
4674896 |
4771904 |
4907753 |
В том числе по формам собственности: |
|||||
Государственная |
3,5% |
3% |
3% |
3% |
2,5% |
Муниципальная |
5,5% |
6% |
6% |
5,5% |
5% |
Частная |
80% |
81% |
84% |
87% |
88% |
Прочие формы собственности |
11% |
10% |
7% |
4,5% |
4,5% |
Из таблицы 3
видно, что число предприятий
и организаций, переходящих в
состав частной собственности
С увеличением
и доступностью приватизационных процессов
начал формироваться такой
Положительная оценка приватизации связана, главным образом, с системной трансформацией экономического строя России, в том числе с устранением монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной экономики. Важными результатом является также то, что приватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи.
О появлении тенденции
улучшения функционирования приватизированных
предприятий по сравнению с
Очевидно, что эффективность работы любой компании связана не столько с видами собственности, сколько с компетентностью управления, и с условиями макросреды, в которой она функционирует. До настоящего времени все еще нет принципиальных различий в результатах деятельности большинства государственных и частных акционерных предприятий, поскольку отсутствует реальная ответственность менеджмента за результаты деятельности и в тех, и в других. Среда, в которой действуют оба типа предприятий, также меняется очень медленно и остается далеко не идеальной.
Для процесса приватизации, проводимого в нашей стране можно отметить несколько характерных особенностей, присущих только ему:
Фактически устанавливалось господство частной собственности в условиях неполноценной среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.
Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса, было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.
В современных условиях, в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" изменены порядок принятия решений о приватизации, расширены права Правительства РФ. Приватизация крупных предприятий и продажа акций из государственного пакета будет проводиться после тщательной предпродажной подготовки.
Естественно, что приватизация в нашей стране повлияла и на занятость населения и рынок труда. Оценивая это влияние приватизации необходимо отметить, что в России был избран вариант такой реформы, который не должен был привести к резкому росту безработицы, и жесткая санация, массовое банкротство предприятий были отложены из-за реальной опасности социальной катастрофы. На приватизированных предприятиях директора избегали проводить в рамках структурной реорганизации и оздоровления хозяйственной деятельности сокращение персонала. Оно проводилось до середины 90-х годов лишь в очень ограниченных масштабах и коснулось, прежде всего, инженерно-технических работников, могущих серьезно противостоять директорскому корпусу, а не рядовых работников.
Однако слабость программ в области регулирования рынка труда в условиях экономической либерализации, отсутствие хорошо налаженной системы профессиональной переподготовки кадров и перепрофилирования производства привели к тому, что в определенный момент времени, главной чертой российского рынка труда стало преобладание латентной безработицы. Структурная перестройка экономики привела к расширению масштабов безработицы, наблюдается и рост ее средней продолжительности.
Одна из негативных сторон латентной безработицы состоит в том, что скрытые формы безработицы позволяют Правительству Российской Федерации выводить за рамки системы социальной помощи, социальной защиты огромное число не полностью занятых граждан.
Особенно неблагоприятная ситуация с безработицей наблюдалась в группах людей с высоким уровнем образования - специалистов и научных работников. Среди них не только высок уровень безработицы, но они к тому же обладают лишь относительно ограниченными возможностями устроиться на новую работу по специальности.