Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:57, курсовая работа
Актуальность исследования определяется тем, что приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Отсюда вытекает необходимость выделения в этом процессе того универсального и специфического, органичное сочетание которых и оказывает позитивное или негативное влияние на экономический рост и социально-экономические изменения.
Введение
Общая характеристика процесса приватизации
Понятие «приватизация»
Несколько подходов к рассмотрению приватизации
Принципы приватизации
Формы и способы приватизации.
Модели приватизации
Сроки приватизации
Практические аспекты приватизации.
"Плюсы" и "минусы" приватизации.
Реальные проблемы приватизации.
3 Основные особенности российского процесса приватизации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.
Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.
Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.
Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.
Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства.
Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.
.
1.5 Модели приватизации
Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.
Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.
Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;
2. требуется
время, чтобы рынок стал
3. монополизированную
социалистическую промышленност
Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.
Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.
1.6 Сроки приватизации
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.
Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.
2 Практические аспекты приватизации.
2.1 «Плюсы» и «минусы» приватизации.
Анализ организации приватизационного
процесса в российской экономике показывает
ряд присущих ей черт, носящих как позитивный,
так и негативный характер. Основными
негативными чертами являются следующие:
1. Единообразие способов приватизации
для предприятий различных отраслей, объединяемых
по величине стоимости основных фондов
и численности трудовых коллективов. Отраслевые
особенности приватизации были сведены
к порядку согласования планов приватизации
предприятий с министерствами (ведомствами)
и ограничению акционирования первым
вариантом с выпуском "золотой акции".
2. Игнорирование региональных особенностей
приватизации. Различия в темпах и способах
приватизации в регионах были обусловлены
скорее действиями местных властей, выходящих
за рамки своей компетентности.
3. Преимущественно бесплатный (или за
символическую плату) способ пердачи собственности.
Его организационная форма - введение
системы приватизационных чеков на предъявителя.
4. Административное установление высоких
"заданий" по срокам и объемам приватизации.
Внеэкономическое принуждение
в процессе приватизации породило появление
проблем, не решенных в рамках ее начального
этапа. Среди них - порядок использования
и финансирования объектов социально-культурного
значения, условия закрепления и продажи
пользователям земельных участков.
Многие элементы
приватизационного механизма начального
этапа сохраняются и в модели послечековой
приватизации. Это - перечень и критерии
применения способов приватизации, списки
приоритетных сфер приватизации, функции
государственных органов. Основное же
отличие заключается в переходе к денежной
приватизации и инвестиционным конкурсам.
Процесс приватизации предприятий
обеспечивает следующие институты: комитеты
по управлению имуществом и фонды имущества
различных уровней; инвестиционные фонды
и инвестиционные компании; консалтинговые
фирмы; фондовые биржи и брокерские фирмы;
компании-организаторы аукционов, инвестиционных
торгов, тендеров.
В настоящее время в России складывается
ситуация, при которой темпы слома административно-командной
модели значительно опережают создание
новой модели государственного управления
экономикой. В результате возникает организационно-управленческий
вакуум, усложняющий процесс вхождения
предприятий в рыночную среду.
Выработка общей стратегии приватизационных
мероприятий стала исходным пунктом для
конкретных решений о способах, темпе,
очередности приватизации и методах оценки
имущества.
Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всего общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как специалистов, так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально ориентированные на уравнительную справедливость ("чековая приватизация").
Передача собственности на государственное имущество сложившимся коллективам предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора покупателей, как мелких, так и стратегических. Поэтому в схеме приватизации, реализуемой через аренду с выкупом государственного имущества, закрепляется нерыночный результат - долговременная консервация прямого соединения собственников с имуществом. В основе выбора именно этого способа лежит критерий не эффективности (или массовости), а приоритета трудового коллектива.
Основным способом
приватизации (в начале этого процесса)
являлась продажа имущества предприятий
по конкурсу или на аукционе.
Преобразование предприятий в открытые
акционерные общества стало набирать
темпы со второй половины 1992 г. и стало
в России наиболее распространенной формой
перехода к приватизации предприятий.
В соответствии с Государственной программой
приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации все
предприятия, имеющие по состоянию на
1 января 1994 г. балансовую стоимость основных
фондов свыше 20 млн. рублей, могут быть
(по желанию трудового коллектива) приватизированы
путем преобразования в открытые акционерные
общества.
Приватизация муниципального
имущества по количественным показателям
наиболее активно проходила в 1993 г. Способом
приватизации объектов муниципальной
собственности преимущественно является
продажа на открытых аукционных торгах
и выкуп арендованного имущества. Для
приватизации муниципальных предприятий
характерен и большой удельный вес средств,
поступающих от продажи на аукционе, по
конкурсу по сравнению со средствами,
поступающими от продажи акций.
Одной из форм становится так называемая
"парциальная" приватизация, предлагаемая
многими комитетами имущества на местах.
Государственное (муниципальное) предприятие
в таком случае ликвидируется, а имущество
вносится в качестве вклада во вновь создаваемое
акционерное общество, обычно закрытого
типа. Другими участниками данного общества
становятся члены трудового коллектива
и сторонний инвестор. К развитию подобных
способов приватизации подталкивает и
сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией
недвижимости в городах.
Новым способом приватизации, оговоренным впервые в Государственной программе приватизации становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако банкротство как способ приватизации не получит в России широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.
Информация о работе Приватизация: необходимость, сущность, механизм