Приватизация собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:22, контрольная работа

Описание работы

Приватизация - это платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельца.
Значение приватизации состоит еще и в том, что она позволяет привлечь частные инвестиции и сформировать так называемого эффективного собственника. Эффективный собственник - это физическое или юридическое лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на предприятие, заинтересованное в его развитии и способное осуществлять необходимые для этого инвестиции.
Вопрос о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также практическое значение.

Содержание работы

Введение «Теория» приватизации»
2. Предпосылки приватизации
2.1 Формы собственности
2.2 Необходимость и предпосылки приватизации в России
2.3 Понятие приватизации и разгосударствления
3. Приватизация
3.1 Способы и формы приватизации
3.2 Этапы приватизации
3.3 Первые итоги преобразования собственности в России
4 Приватизация в современной России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

приватизация.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Истории известны разные типы собственности, главными из которых является общая и частная. Исторически исходной была общая  собственность. Она основывалась на общем труде и совместном присвоении. В дальнейшем появилась частная собственность. В России в соответствии с законом признаются частная, государственная, коллективная и иные формы собственности.

Частная форма  собственности - форма при которой  правом владения, пользования и распоряжения, включая передачу или продажу имущества и дохода обладает отдельный индивид (семья). Здесь собственность выступает в двух видах: трудовая и нетрудовая. Субъекты трудовой частной собственности - единоличные крестьяне, ремесленники и другие лица, которые живут своим трудом. Второму виду частной собственности свойственно обогащение за счет чужого труда.

Государственная собственность - система отношений, при которой управление и распоряжение объектами собственности осуществляют представители государственной власти. Государственная собственность существует на уровне всего народного хозяйства (федеральная собственность); на уровне района, города, села (муниципальная собственность).

Коллективная  собственность - система экономических  отношений, при которой трудовой коллектив совместно владеет, пользуется и распоряжается средствами и продуктами производства Формами коллективной собственности в России является кооперативная, акционерная, собственность трудовых коллективов, общественных организаций и т.п.[2]

Собственность традиционно относится к важнейшим элементам национальной экономики и затрагивает проблемы политики и социальных отношений. Формы централизованного и индивидуального использования собственности, средств производства, недвижимости определяют сущностные характеристики общественного строя. Процесс и результативность реформирования экономики тесно связаны с эффективностью управления собственностью как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях.[3]

Известно, что  никакой рынок не может функционировать без развитого института частной собственности. Поэтому вопрос о переходе от государственной собственности к частной был одним из кардинальных еще на этапе «Перестройки», когда советская экономика вплотную подошла к необходимости постепенного перехода от единой государственной собственности к многообразию ее форм.[4]

 

2.2 Необходимость  и предпосылки приватизации в  России

 

Приватизация - процесс преобразования государственной  или муниципальной собственности  в частную. Частная собственность - ключевой институт рыночной экономики, такой же по значению, как свободные ценные. Есть рыночные экономики с более или менее значительным государственным сектором, но нет таких, в которых существует только государственный сектор или в которых государственный сектор преобладает. Если такое случается, то экономика перестает быть рыночной. При этом снижается и ее эффективность. Государственные предприятия могут быть эффективными, но только в среде частных предприятий и при наличии конкуренции. Падение их эффективности происходит при доминировании государственных монополий (ослабление или отсутствие конкуренции - внешние факторы), а также в силу ослабления хозяйственных мотиваций (отсутствие хозяина, эффективного собственника - внутренние факторы). Эти факторы главные. Именно они определили упадок и крах коммунистической утопии. Поэтому вопрос о частной собственности и о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также и практическое значение. Реформаторы были полностью убеждены (как прежде марксисты), что создать процветающую экономику можно только на базе частной собственности.[5]

К тому же тенденции  монополизации и национализации, имевшие место в развитых странах  еще после Второй мировой войны, вместе с «неоконсервативной волной», с возвратом экономического либерализма сменились противоположной тенденцией: приватизация повсюду стала модой. Наиболее известны реформы М. Тэтчер в Великобритании, осуществившей в их числе приватизацию значительной части угольной промышленности. В США проводились эксперименты с передачей в частные руки даже тюрем и таможенных служб. Лозунг национализации исчез из программ всех социалистических партий. Социалист Ф. Миттеран предпринял во Франции последнюю крупную попытку национализации, которая полностью провалилась, и он сам вынужден был пойти на попятный. В такой атмосфере начинались российские реформы.[6]

В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону от магистрального пути цивилизации и  зашли в тупик, из которого и пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства выхода из сложившегося положения явилось создание рыночной экономики в России. Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры: приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка; система социальной поддержки населения; право субъектов самостоятельно договариваться о цене; достаточное число производителей, формирующих предложения товаров; устойчивость рубля и денежного обращения; демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей; наличие конкуренции; независимое судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража; развитие внешнеэкономических связей; формирование у людей рыночных норм поведения.

В ходе приватизации в России государство, будучи практически  главным инвестором и содержателем огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики.

Цель приватизации заключалась в обеспечении условий  для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в  ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При участии  государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий  вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием  государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия. Такая структура характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России административно-командного механизма управления экономикой.

 

2.3 Понятие  приватизации и разгосударствления

 

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности  могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется различными методами.

Приватизация (лат. privatus - частный) - передача государственной или муниципальной  собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.[7] Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающиеся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Приватизация государственных  и муниципальных предприятий  в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д. [8]

Приватизация может иметь  скрытый характер, например, аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Масштабы приватизации в  той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался  в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявлялись слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.[9]

В современной России приватизация приобрела широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации. В нем были заложены основы приватизации.

1. Определены три формы  приватизации: продажа предприятий  с аукциона, по конкурсу, путем  их акционирования.

2. Созданы две государственные  структуры. Первая - комитеты по  управлению государственным (муниципальным)  имуществом. Вторая - фонды имущества.  В функции первых входила подготовка  планов приватизации и осуществление  мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.

3. Определены объекты  приватизации и их денежная  оценка. Особое значение придавалось  стоимости имущества. Было принято  решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов.

Приватизация  является частью более широкого процесса - разгосударствления экономики. Разгосударствление - переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов. Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: оно перестает быть субъектом хозяйствования, государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

Различие между  приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.[10]

Приватизация  государственного и муниципального имущества основывается на признании  равенства покупателей государственного и муниципального имущества и  открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Государственное и муниципальное имущество отчуждается  в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно  на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную  или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

Приватизация  муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.[11]

Экономические реформы, проводимые с начала 1990-х  гг. ХХ в. в России и странах Восточной  Европы, имеют своей конечной целью  формирование современной конкурентной рыночной экономики. Однако последствия  господства административно-командной системы не позволяют решить эту проблему в короткие сроки.

3. Приватизация

3.1 Способы  и формы приватизации

Имеются различные  пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных  лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

Лидер приватизации Великобритания предложила следующие  способы приватизации: распродажа и  безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи государственной собственности и функции частному сектору.

Наряду с  существующими способами приватизации установлен ряд новых:

Преобразование  государственных и муниципальных  унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в  государственной и муниципальной  собственности;

Внесение государственного и муниципального имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ;

Отчуждение  акций, находящихся в государственной  и муниципальной собственности, владельцем государственных и муниципальных  бумаг.

Нельзя обойти и процесс акционирования, как  способ приватизации на первом этапе. При этом огромную роль играли созданные в то время инвестиционные фонды, формировавшие первичный рынок ценных бумаг (таких, как акции). С помощью их на сегодняшний день основной преобладающей организационной формой в России стали акционерные предприятия. Фонды давали ориентиры для того, чтобы разобраться в огромном океане ценных бумаг акционировавшихся предприятий. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных и средних предприятий и подразделений находились в той или иной стадии корпоратизации (или акционирования). В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые аукционы (например, в декабре 1992 - июне 1993 г. на чековые аукционы в 72 регионах страны были вынесены в общей сложности акции 2108 российских АО, представляющих практически все основные отрасли экономики и с числом занятых 2,38 млн. человек. Суммарный уставный капитал этих предприятий (номинал акций в старых ценах) составил 104 млрд. рублей, в том числе 22,3 млрд. было предложено на чековые аукционы). Среди основных участников чековых аукционов были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые инвестиционные фонды и крупные институциональные и частные инвесторы.[6]

Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала  определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов.

Информация о работе Приватизация собственности в России