Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:22, контрольная работа
Приватизация - это платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельца.
Значение приватизации состоит еще и в том, что она позволяет привлечь частные инвестиции и сформировать так называемого эффективного собственника. Эффективный собственник - это физическое или юридическое лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на предприятие, заинтересованное в его развитии и способное осуществлять необходимые для этого инвестиции.
Вопрос о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также практическое значение.
Введение «Теория» приватизации»
2. Предпосылки приватизации
2.1 Формы собственности
2.2 Необходимость и предпосылки приватизации в России
2.3 Понятие приватизации и разгосударствления
3. Приватизация
3.1 Способы и формы приватизации
3.2 Этапы приватизации
3.3 Первые итоги преобразования собственности в России
4 Приватизация в современной России
Заключение
Список литературы
Платная приватизация, предусматривающая полный выкуп имущества по рыночной цене, представляла собой путь, наиболее отвечающий формированию рыночной экономике. Однако выкуп акций осуществлялся очень медленно, поэтому за счет него невозможно было быстро пополнить государственный бюджет. Широкое распространение платная приватизация получила в Венгрии.
Бесплатная приватизация, означающая выдачу гражданам купонов, бонн, инвестиционных вкладов. Ее необходимость была обоснована двумя моментами. Она рассматривалась, во-первых, как способ восстановления социальной справедливости, позволяющий вернуть населению отобранную у него собственность, во-вторых, как «принудительная» приватизация, проводимая с целью ускорения трансформации собственности в условиях психологической неподготовленности населения к инвестированию своих средств в ценные бумаги. В той или иной форме она использовалась в России, Польше, Чехословакии, Румынии.
Льготная приватизация, предполагающая скидки и льготы определенным категориям населения (трудовым коллективам). Особенно велики такие скидки и льготы были в России и Югославии. Кроме того в ряде государств получил распространение процесс реприватизации - возвращения собственности прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия). 12
Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Формальная приватизация ничего не меняет в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.
Реальная приватизация.
Государственное предприятие
Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.
Аукцион. Целью
этого метода является продажа предприятия
по наивысшей цене. При этом не учитываются
особенности или профиль
Management-Buy-In: предприятие
приобретается руководством
3.2 Этапы приватизации
а) акционирование и ваучерная приватизация
В России задача быстрого ухода государства из сферы непосредственного управления предприятиями решалась с помощью их массового акционирования и ваучерной приватизации в 1992—1994 гг. В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.
Российский ваучер был неименным, и на нем стоял денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости совокупных государственных производственных фондов на 1 июля 1992 г. Это позволило без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий.
В первичном размещении акций большинства компаний принимали участие следующие группы инвесторов: работники и менеджмент компаний (трудовые коллективы), крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компании-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения). Трудовые коллективы на ваучерном этапе получили беспрецедентные по мировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних—увеличилась почти вдвое.
Крупные институциональные инвесторы проявляли интерес в основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (черная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь на крупные спекулятивные доходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся совершенно неконкурентоспособными и требовавших огромных инвестиций для рыночной реструктуризации. Однако на ваучерном этапе и некоторое время после него у коммерческих банков не было осмысленной инвестиционной стратегии, если не считать расхожего тезиса о необходимости диверсификации портфелей.
Результаты ваучерного этапа оказались более скромными, чем ожидалось. Однако главное все же было достигнуто: в России началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора. К началу 1995 г. корпоративный сектор экономики насчитывал более 25 тыс. акционерных обществ (40 млн. акционеров), причем не менее 10% их акций принадлежали иностранным инвесторам. Уже в середине 1995 г. Количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных, составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995 г. Весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России.
б) денежная приватизация
Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить так называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятий продавались бы стандартными методами, за «живые» деньги. Должен был заработать и фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с 1995 г. и имел две основные цели: во-первых, пополнение государственного бюджета, во-вторых, инвестиционная поддержка приватизированных компаний. На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний. Во-вторых, у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений—рынок государственных ценных бумаг В-третьих, из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.
3.3 Первые
итоги преобразования
Эти итоги свидетельствуют, что за четыре года преобразований, начатых в 1992 г., в переходной российской экономике произошло радикальное изменение в отношениях собственности. Государственная собственность на средства производства не только утратила монопольное положение, но и перестала быть преобладающей. На 1 января 1996 г, по данным Госкомимущества, было приватизировано свыше 53% общего числа российских предприятий. Негосударственная собственность охватывает практически ряд целых отраслей: торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание. В промышленности уже в 1994г. государству принадлежало лишь 12% предприятий, 67,7% было в руках частных собственников, 16,6% относилось к смешанному сектору и 3,2% были у муниципальных органов. В этом же году на государственных предприятиях работало менее половины всех занятых, в то время как в 1990 г. это число составляло 82,6%. В 1996 г. негосударственный сектор обеспечивал более 70% ВВП России. Кризис 1998г. открыл новый этап в перераспределении прав собственности в российском акционерном капитале. Его черты: стабилизация доли администрации (менеджмента); значительное увеличение доли крупных аутсайдеров; уменьшение доли работников; продолжающееся сокращение доли государства; уменьшение доли мелких инвесторов.[14]
Характерной чертой все приватизационных сделок 1998-2000 гг. было стремление получить максимально возможные поступления в бюджет. Прежде всего на цели фиксирования его дефицита
4 Приватизация в современной России
Правительство решило вернуться к практиковавшемуся в 1990-е гг. способу покрытия бюджетного дефицита и намерено заняться распродажей долей государства в различных компаниях. Инициатором предложения выступило Министерство финансов, о подробностях плана рассказали в интервью российским СМИ источники в ведомстве.
В 2011 - 2013 гг. в Минфине надеются получить за счет продажи акций десятка компаний около 900 млрд. рублей. Так, в 2010 г. ожидается сбыт активов на 298 млрд. руб., в 2012 г. - на 276,1 млрд. руб., в 2013-м - на 309,4 млрд. рублей. В списке организаций, доли в которых решило сбыть государство, числятся такие крупные компании, как "Роснефть", Внешторгбанк, Сбербанк и "Российские железные дороги".[13]
В план, предложенный министерством, включена продажа 27% акций "Транснефти" (сейчас доля государства составляет 78,1%), 24,16% акций "Роснефти" (сейчас - 75,16%), 25% минус одна акция - "РЖД" (100%), 9,3% - "Сбербанка" (60,3%), 24,5% - ВТБ (85,5%), 28,11% - "ФСК ЕЭС" (79,11%), 9,38% - "РусГидро" (60,38%), 49% - АИЖК (100%), 49% - Россельхозбанка (100%), 25% минус одна акция - Совкомфлота (100%).[13]
Стоит отметить, что многие из продаваемых активов ранее входили в число стратегических. Однако в июне президент России Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому чисто стратегических предприятий в РФ сокращается в пять раз. Впрочем, окончательно отказываться от контроля над компаниями в Белом доме не намерены: инициатива предусматривает, что за государством и после продажи части акций останется контрольный пакет.
Рыночная стоимость продаваемой государством доли значительно выше. Если исходить из текущей биржевой и оценочной стоимости активов, которые Минфин планирует к продаже, сумма может быть существенно больше. Каким именно образом Минфин посчитал суммы, которые они планируют привлечь от продажи, не понятно, только пакет Роснефти при текущей капитализации компании будет стоить более 500 миллиардов рублей".
Пакет акций Сбербанка при текущей капитализации может стоить 160 - 170 миллиардов рублей, пакет ВТБ - более 200 миллиардов рублей. Только эти три компании полностью перекрывают план Минфина по объемам привлечения средств. Если оценить и остальные пакеты, то можно сделать вывод о том, что Минфин планирует продавать компании с дисконтом до 50%. Чем объясняется столь скромная оценка Минфина, сказать достаточно сложно, возможно, это обусловлено традиционным пессимистичным подходом министерства к планированию. [14]
Предложение Минфина приватизировать часть госпакетов десяти крупных банков и компаний пока не вызвало отклика у предлагаемых к продаже, хотя многие из них ранее обсуждали такую возможность. Опрошенные РИА Новости эксперты перспективы новой волны приватизации оценили позитивно - по их мнению, желающие приобрести кусочек "Роснефти" или Сбербанка непременно найдутся, и государству удастся за три года получить ожидаемые 883,5 миллиарда рублей допдоходов, а то и больше.
Другим плюсом от реализации этой меры станет улучшение имиджа России в глазах зарубежных инвесторов - в частности, благодаря сокращению госучастия в стратегических секторах экономики, в том числе нефтяном.
Масштабная приватизация 1990-х годов в начале этого века фактически сошла на нет. Пожалуй, единственным значимым исключением стала электроэнергетическая отрасль, в которую в результате реформы РАО ЕЭС уже в 2000-х годах пришли частные инвесторы. Вместе с тем, при сравнительно небольших объемах размещения шуму наделали "народные" IPO Сбербанка, ВТБ и "Роснефти".[14]
Заключение
Итак, среди реформ 1992-2003 г. ведущее место занимает приватизация. Приватизация - это платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельца.
Значение приватизации состоит еще и в том, что она позволяет привлечь частные инвестиции и сформировать так называемого эффективного собственника. Эффективный собственник - это физическое или юридическое лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на предприятие, заинтересованное в его развитии и способное осуществлять необходимые для этого инвестиции.
Вопрос о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также практическое значение.
Цель приватизации
заключалась в обеспечении
Процессы приватизации
в России начались намного раньше,
чем сформировалась концепция предприятий
и понятие частной
Итак, существуют следующие формы приватизации: