Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:50, курсовая работа
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике
Введение.______________________________________________стр. 2 - 3
Глава 1. Теория приватизации.
1.1 Сущность приватизации._________________________________стр. 4 - 9
1.2 Формы и способы приватизации.__________________________стр. 10 - 13
Глава 2. Практические аспекты приватизации.
2.1 Цели приватизации._____________________________________стр. 14 - 17
2.2 Этапы приватизации.____________________________________стр. 18 - 24
2.3 «Плюсы» и «минусы» приватизации._______________________стр. 25 - 27
2.4 Реальные проблемы приватизации.________________________стр. 28 - 32
Глава 3. Результаты и уроки приватизации.
3.1 Итоги приватизации государственной собственности в РФ.___стр. 33 - 43
3.2 Оценка и уроки приватизации в РФ._______________________стр. 44 - 48
Заключение.___________________________________________стр. 49 - 51
Список литературы._____________________________________стр. 52 - 53
Еще в начале
приватизационного процесса
Действующая ныне
система оценки стоимости
Малая приватизация
означает переход
В то время как
приватизация средних и
Неоднозначно отношение
трудовых коллективов к
Специфика интересов трудовых коллективов арендных предприятий обусловлена закрытым характером создаваемых на их базе акционерных обществ и бесплатным распределением имущества, заработанного за время аренды. Наибольшие разногласия в трудовых коллективах вызывает решение следующих проблем: точное определение состава и стоимости имущества, подлежащего выкупу; оценка стоимости и выявление долей членов арендного коллектива в приращенном имуществе; определение круга лиц, имеющих право на получение доли приращенного имущества; реорганизация арендного предприятия в общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество закрытого типа.
За вычетом суммы
выкупа имущество, отраженное
в балансе, является
Становление полноценной
рыночной экономики
Особенностями приватизационных чеков как ценных бумаг являлись: их обращение без ограничений, целевой характер использования в качестве платежного средства, безвозмездная форма первичного размещения, массовый объем выпуска, который вряд ли будет превзойден эмитентами других ценных бумаг. Привлекательным для юридических лиц было то, что обращение ваучеров не облагалось налогами на операции с ценными бумагами. Физические лица не уплачивали подоходный налог с сумм, полученных от продажи приватизационных чеков.
Эмиссия приватизационных чеков многими подвергалась критике. Лучшим контраргументом является ускорение приватизационного процесса, создание реальных механизмов участия всего населения в приобретении акций преобразуемых предприятий.
В начале приватизации ориентация на имеющийся у населения и коммерческих структур объем денежных ресурсов была практически невозможна из-за его несопоставимости со стоимостью государственного имущества, подлежащего приватизации. Кроме того, при существовавшем низком уровне дохода у большинства населения была и остается высокой предельная склонность к потреблению. Именно поэтому вполне обоснованным было безвозмездное размещение приватизационных чеков в качестве дополнительных платежных средств.
Купля-продажа ваучеров в течение всего периода их обращения происходила при рыночной цене при неизменном номинале. Однако в первые месяцы их обращения выдвигалась идея создания механизма государственных гарантий цены ваучера. Необходимость индексации вкладов не возникла, так как на протяжении всего срока действия приватизационных чеков оценка основных капиталов акционерных обществ и имущества, выставляемого на конкурс, производилась в ценах 1992 г. На чековых аукционах акции приватизируемых предприятий продавались по аукционному курсу, а не по номиналу.
Довольно обоснованной
выглядела и теоретическая
Рассмотрение проблем,
связанных с механизмом и
Глава 3. Результаты и уроки приватизации в РФ.
3.1 Итоги приватизации государственной собственности в РФ.
Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества.
Так, в начале 1992 г., несмотря
на процесс передела государственного
имущества в ходе спонтанной (или «номенклатурно-
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации», от 14 октября 1992 года № 1229 «О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации», которые предусматривали наряду с деньгами использование до 1 июля 1994 года приватизационных чеков в качестве средств оплаты при приобретении объектов приватизации, за 1992 год было приватизировано с оплатой в денежной форме 46815 предприятий. В федеральный бюджет поступило около 0,04 млрд. рублей. Предоставление рассрочки до трех лет и отсрочки платежа, широко используемое в тот период при значительных темпах инфляции (более 1300% в 1992 году), дает основание считать, что в формировании доходов бюджетов средства от приватизации составляли несущественную долю.
По данным Госкомстата России, к середине 1992 г. структура собственности (по составу и объему активов) была следующей: 349381 государственное и муниципальное предприятие с полной балансовой стоимостью более 35,6 млрд. рублей; 80809 федеральных объединений, организаций, предприятий и учреждений со стоимостью основных фондов более 24,1 млрд. рублей.
Распределение государственных и муниципальных предприятий по условиям приватизации было следующим: 25% активов запрещены к приватизации, для приватизации более 53% активов необходимо было решение государственных органов разного уровня, при этом более 50% государственных предприятий относилось к категории запрещенных к приватизации.
Всего в 1991–1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тыс., в 1994 году – до 112,6 тыс.
По данным Госкомстата
России, за период с 1993 по 2003 годы было
приватизировано 96414 государственных
предприятий, в том числе 16701 предприятий
федеральной формы
Согласно отчету Госкомимущества России за 1996 год, в результате выполнения Государственной программы приватизации по состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126793. В 1999 году в государственной собственности находилось 150 тыс. предприятий, Российская Федерация являлась участником (акционером) в 3896 хозяйственных товариществах и обществах, в 2500 акционерных обществах, представляющих базовые отрасли народного хозяйства, доля государства превышала 25% уставного капитала. Кроме того, в отношении 580 акционерных обществ использовалось специальное право на участие Российской Федерации в их управлении («золотая акция»).
Количественная динамика
приватизации государственных и
муниципальных унитарных
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации отражена в таблицах ниже:
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1993-1997 гг.
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 | |
Число приватизированных
государственных и |
42924 |
21905 |
10152 |
4997 |
2743 |
в том числе по формам собственности1): |
|||||
федеральная |
7063 |
5685 |
1875 |
928 |
374 |
субъектов Российской Федерации |
9521 |
5112 |
1317 |
715 |
548 |
муниципальная |
26340 |
11108 |
6960 |
3354 |
1821 |
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
акционирование |
31,1 |
44,8 |
27,7 |
22,5 |
18,1 |
продажа на аукционах |
6,3 |
4,4 |
4,2 |
3,9 |
5,5 |
коммерческий конкурс |
30,4 |
24,0 |
15,9 |
8,9 |
9,6 |
инвестиционный конкурс |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
0,7 |
0,5 |
выкуп арендованного имущества |
29,5 |
20,8 |
29,8 |
32,1 |
14,6 |
продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и не завершенных строительством объектов |
0,4 |
1,5 |
4,2 |
5,7 |
9,1 |
продажа недвижимости |
- |
- |
15,4 |
22,9 |
38,5 |
продажа земли |
- |
- |
0,6 |
1,5 |
2,6 |
прочие |
1,0 |
3,3 |
1,1 |
1,8 |
1,5 |
1) По состоянию на дату приватизации.
СТРУКТУРА ПРИВАТИЗИРОВАННОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО
ИМУЩЕСТВА
ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ
в 1998-2002 гг.
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 | |
Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов – всего |
2129 |
1536 |
2274 |
2287 |
|
в том числе по формам собственности1): |
|||||
федеральная |
264 |
104 |
170 |
125 |
86 |
субъектов Российской Федерации |
321 |
298 |
274 |
231 |
226 |
муниципальная |
1544 |
1134 |
1830 |
1931 |
2245 |
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах: |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
продажа государственного и муниципального имущества на аукционе и коммерческом конкурсе |
76,1 |
74,6 |
73,0 |
73,9 |
|
из нее продажа: |
|||||
имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий |
6,0 |
5,2 |
5,0 |
3,6 |
1,8 |
недвижимости |
47,6 |
47,7 |
56,7 |
59,1 |
47,4 |
земельных участков в составе имущественного комплекса приватизированных предприятий |
4,0 |
2,3 |
3,4 |
4,9 |
7,2 |
Выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду: |
|||||
арендатором в соответствии с договором об аренде |
6,8 |
8,3 |
18,0 |
20,0 |
32,9 |
посредством преобразования в открытое акционерное общество с правом первоочередного приобретения акций арендатором |
|
|
|
- |
|
Продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации: |
|||||
работникам общества |
9,6 |
12,0 |
3,7 |
3,2 |
3,4 |
на специализированном аукционе |
1,6 |
1,9 |
2,0 |
0,4 |
0,0 |
на аукционе и коммерческом конкурсе |
4,6 |
2,2 |
2,8 |
1,3 |
0,8 |
Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества с закреплением 100% акций в государственной или муниципальной собственности |
|
|
|
0,5 |
|
Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ |
|
|
|
0,7 |
|
Отчуждение находящихся
в государственной или |
|
|
|
- |
|
Информация о работе Приватизация в России, её плюсы и минусы