Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:50, курсовая работа
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике
Введение.______________________________________________стр. 2 - 3
Глава 1. Теория приватизации.
1.1 Сущность приватизации._________________________________стр. 4 - 9
1.2 Формы и способы приватизации.__________________________стр. 10 - 13
Глава 2. Практические аспекты приватизации.
2.1 Цели приватизации._____________________________________стр. 14 - 17
2.2 Этапы приватизации.____________________________________стр. 18 - 24
2.3 «Плюсы» и «минусы» приватизации._______________________стр. 25 - 27
2.4 Реальные проблемы приватизации.________________________стр. 28 - 32
Глава 3. Результаты и уроки приватизации.
3.1 Итоги приватизации государственной собственности в РФ.___стр. 33 - 43
3.2 Оценка и уроки приватизации в РФ._______________________стр. 44 - 48
Заключение.___________________________________________стр. 49 - 51
Список литературы._____________________________________стр. 52 - 53
Всего в 1992 – 2002 гг. изменили
форму собственности 140,3 тыс. государственных
и муниципальных унитарных
По оценкам экспертов, начальные этапы приватизации создали определенные предпосылки для решения задач преодоления кризисных явлений в экономике и дальнейшего развития.
Приватизационные процессы,
развивавшиеся в течение десяти
лет, привели к существенному
изменению структуры собственно
*Смешанные (государственно-
В качественном плане структура российской собственности является весьма специфической и отличается от структуры собственности развитых государств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» – работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности государства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующего пакетов.
Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов – миноритарных акционеров.
В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались – очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.
В качестве положительного результата следует отметить тот факт, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий. За указанный период общее количество предприятий и организаций возросло с 2250 тыс. до 4149,8 тыс., при этом количество государственных предприятий уменьшилось с 322 тыс. до 157 тыс. (в 2002 году) и составило 3,78% общей численности зарегистрированных юридических лиц. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 11128 федеральных государственных унитарных предприятий, 26 казенных предприятий и 34209 федеральных государственных учреждений.
В плане приватизации на 2005 год предусматривается приватизация ряда акционерных обществ, продажа которых не состоялась в 2004 году, а также ряда ФГУПов, которые не были акционированы. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков 29 апреля подписал об этом распоряжение.
Формальное отсутствие утверждения дополнений к плану приватизации
не позволяло Росимуществу и РФФИ определять
условия и проводить аукционы по продаже
госпакетов акций предприятий, которые
планировалось продать в 2004 году. Теперь
приватизационные ведомства могут запустить
механизм приватизации "Роснефти"
(в тексте дополнений прописано, что приватизация
пройдет путем внесения акций в соответствующую
интегрированную структуру - ОАО "Роснефтегаз"),
а также 19,8% акций ОАО "Дальневосточное
морское пароходство" и 21,78% акций ОАО
"Центральный телеграф".
Также, в перечне госпакетов акций, приватизация
которых переносится на 2005 год, 20% акций
ОАО "Владивостокский морской торговый
порт", 20% акций ОАО "Новороссийский
морской торговый порт", 20% ОАО "Морской
порт Санкт-Петербург", 20% ОАО "Архангельский
морской торговый порт", 13,3% ОАО "Торговый
порт Посьет", 20% ОАО "Восточный порт"
(Находка), 20% ОАО "Северное морское пароходство"
(Архангельск), 38% ОАО "Петропавловск-Камчатский
морской рыбный порт", 20% ОАО "Анадырский
морской порт", 20% ОАО "Николаевский-на-Амуре
морской порт", 51% ОАО "Киренский речной
порт", 8,11% ОАО "Ростсельмаш", а
также бывшая "золотая акция" ОАО
"Апатит".
Помимо того, с 2004 года на текущий год переносится
приватизация 7,2% акций ОАО "Центртелеком",
4,638% акций ОАО "Уралсвязьинформ"
и 0,6% акций ОАО "Волгателеком".
Россия в 2005 году рассчитывает расстаться
с госпакетами акций Сбербанка России
(0,01% акций), Банка Москвы (0,31% акций), а также
16,39% акций Гута-банка, 14,26% Конверсбанка,
0,35% акций Промышленно-строительного банка
Санкт-Петербурга, 0,03% банка "Автобанк-НИКойл",
0,38% банка "Возрождение", 2,71% Национального
резервного банка, 3,42% банка "Первое
О.В.К.", 0,473% Связь-банка, 3,49% АБ "Россия",
8,935% Сибакадембанка, 7,8% Уральского банка
реконструкции и развития.
Проект дополнений был подготовлен Росимуществом
и внесен Минэкономразвития в правительство
18 апреля.
3.2 Оценка и уроки приватизации в РФ.
Положительная оценка приватизации связана,
главным образом, с системной трансформацией
экономического строя России, в том числе
с устранением монополии госсобственности
в стране и формированием основы многоукладной
экономики. Важными результатом является
также то, что приватизационные программы
реализованы в целом без социальных потрясений,
с обеспечением минимально необходимых
предпосылок для включения субъектов
развивающегося отечественного рынка
в мировые хозяйственные связи. Как обобщающий
итог приватизации можно привести следующий
факт: в настоящее время уже до 70 % ВВП России
создается негосударственным сектором
экономики.
О появлении тенденции улучшения функционирования
приватизированных предприятий по сравнению
с неприватизированными говорят некоторые
показатели. В частности, по выборочным
обследованиям, существенно возрос в сфере
услуг удельный показатель эффективности,
то есть объем выручки с 1 кв. м площади
(коэффициент использования площади);
в ряде отраслей добывающей промышленности
увеличилась извлекаемость сырья.
Очевидно, что эффективность работы любой
компании связана не столько с видами
собственности, сколько с компетентностью
управления, и с условиями макросреды,
в которой она функционирует. До настоящего
времени все еще нет принципиальных различий
в результатах деятельности большинства
государственных и частных акционерных
предприятий, поскольку отсутствует реальная
ответственность менеджмента за результаты
деятельности и в тех, и в других. Среда,
в которой действуют оба типа предприятий,
также меняется очень медленно и остается
далеко не идеальной.
Для процесса приватизации, проводимого
в нашей стране можно отметить несколько
характерных особенностей, присущих только
ему:
Фактически устанавливалось
господство частной собственности
в условиях неполноценной среды
ее функционирования и неблагоприятных
макроэкономических условиях. При этом
внешняя открытость национальной экономики,
вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала
не стимулирующее, а скорее угнетающее
и разрушающее воздействие.
Таким образом, при ощутимом политическом
результате (возникли слои мелких и крупных
собственников) экономически приватизация
в России оказалась малоэффективной. Очевидно,
что вместо форсирования этого процесса,
было необходимо налаживать действенное
управление остававшейся государственной
собственностью.
Потенциал госсектора для прямого участия
в материальном производстве и для косвенного
воздействия на него на предприятия других
организационно-правовых форм в России
еще значителен. О масштабах государственного
сектора говорят следующие данные: в стране
учреждено более 13 тыс. государственных
унитарных предприятий и 23 тыс. учреждений.
Участие в управлении многими из смешанных
АО осуществляется через институт представителей,
назначаемых решениями Правительства
РФ, численность которых составляет около
2 тыс. человек.
В современных условиях, в соответствии
с Федеральным законом "О приватизации
государственного имущества и об основах
приватизации муниципального имущества
в РФ" изменены порядок принятия решений
о приватизации, расширены права Правительства
РФ. Приватизация крупных предприятий
и продажа акций из государственного пакета
будет проводиться после тщательной предпродажной
подготовки.
Естественно, что приватизация в нашей стране повлияла и на занятость населения и рынок труда. Оценивая это влияние приватизации необходимо отметить, что в России был избран вариант такой реформы, который не должен был привести к резкому росту безработицы, и жесткая санация, массовое банкротство предприятий были отложены из-за реальной опасности социальной катастрофы. На приватизированных предприятиях директора избегали проводить в рамках структурной реорганизации и оздоровления хозяйственной деятельности сокращение персонала. Оно проводилось до середины 90-х годов лишь в очень ограниченных масштабах и коснулось, прежде всего, инженерно-технических работников, могущих серьезно противостоять директорскому корпусу, а не рядовых работников.
Однако слабость программ в области регулирования рынка труда в условиях экономической либерализации, отсутствие хорошо налаженной системы профессиональной переподготовки кадров и перепрофилирования производства привели к тому, что с 1993 года главной чертой российского рынка труда стало преобладание латентной безработицы. Структурная перестройка экономики привела к расширению масштабов безработицы, наблюдается и рост ее средней продолжительности.
Латентная безработица существовала в тот период в нескольких формах: наличие избыточной рабочей силы (что выражалось в низкой производительности труда); отправка работников в вынужденные неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска; перевод предприятий на неполное рабочее время (укороченная рабочая неделя); принявшая с 1992 г. массовый характер невыплата заработной платы – уникальное по своей форме и масштабам российское явление (средства, как известно, частично использовались для решения фискальных проблем, частично «прокручивались» коммерческими банками).
Одна из негативных сторон
латентной безработицы состоит
в том, что скрытые формы безработицы
позволяют Правительству
Особенно неблагоприятная
ситуация с безработицей наблюдалась
в группах людей с высоким
уровнем образования –
Принимая во внимание, что для России и до реформ был характерен невысокий уровень жизни как следствие низких доходов населения, именно рост безработицы как результат приватизации в совокупности с падением доходов и жизненного уровня особенно опасен для стабильности социально-политического положения в стране.
Заключение.
В заключении хотелось бы
отметить, что сравнение с практикой
других стран Восточной Европы показывает,
что хотя во многих из них, как и
в России, при решении проблем
приватизации преобладали политико-
В большинстве переходных экономик игнорировался
опыт таких стран, как Франция, Великобритания
или Италия, где в ходе развития рыночных
систем приватизационные процессы сменялись
процессами национализации. Во всех случаях
эти решения были призваны обеспечивать
эффективное функционирование предприятий
и национальной экономики в целом. Программы
приватизации для всех отраслей и компаний
тщательно готовились и не менее тщательно
контролировалось их реализация. Для этих
целей разрабатывалось законодательство
не только о разгосударствлении собственности,
но и ее "деприватизации" в случае
неэффективного использования, поскольку
частная собственность - это не столько
право на получение выгоды (в виде присвоения
конечного результата), сколько определенное
поведение, ответственность за развитие
и созидание, способность к воспроизводству
за счет собственных ресурсов. В некоторых
случаях национализация выполняла корректирующую
роль, если в ходе приватизационных процессов
возникали непредвиденные провалы рынка.
Этот мировой опыт обязательно должен
учитываться при совершенствовании и
преобразовании экономики России.
Очевидно, что в течение
90-х годов был осуществлен
Информация о работе Приватизация в России, её плюсы и минусы