Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:20, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что российская экономика находится на сложном этапе формирования современных рыночных отношений. Ядром всех преобразований по праву считается трансформация государственной собственности в отечественной промышленности. Однако из всех возможных вариантов разгосударствления собственности принят и реализуется наиболее радикальный в форме массовой приватизации. При этом недостаточная научная обоснованность избранного варианта трансформации собственности в промышленном секторе экономики, а также противодействие проводимой приватизации общим тенденциям социально-экономического прогресса предопределили низкую эффективность разгосударствления собственности.
Введение……………………………………………………………….....3
Глава 1. Теория приватизации в России………………………………..5
Сущность приватизации……………………………………………5
Этапы приватизации в России и их характеристика………………8
Способы и формы приватизации…………………………………..16
Недостатки и проблемы приватизации……………………………19
Глава 2. Социально-экономические последствия приватизации в России……..................................................................................................23
2.1. Социальные последствия приватизации..…………………………23
2.2. Экономические последствия приватизации……………………….24
Заключение……………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………29
российский государственный
торгово-экономический университет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория» на тему:
Приватизация в России и ее социально-экономические последствия
Работу выполнила:
студентка
Научный руководитель:
Москва 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теория приватизации в России………………………………..5
Глава 2. Социально-экономические последствия приватизации
в России……......................
2.1. Социальные последствия
2.2. Экономические последствия приватизации……………………….24
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………29
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что российская экономика находится на сложном этапе формирования современных рыночных отношений. Ядром всех преобразований по праву считается трансформация государственной собственности в отечественной промышленности. Однако из всех возможных вариантов разгосударствления собственности принят и реализуется наиболее радикальный в форме массовой приватизации. При этом недостаточная научная обоснованность избранного варианта трансформации собственности в промышленном секторе экономики, а также противодействие проводимой приватизации общим тенденциям социально-экономического прогресса предопределили низкую эффективность разгосударствления собственности. Общим итогом массовой приватизации стали спад производства, прежде всего в наукоемком секторе промышленности, затянувшийся инвестиционный кризис, деградация инновационного и трудового потенциала российской нации, растущее противоречие между социально-экономическими и организационно-правовыми формами и видами собственности. В этом контексте актуальность темы обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, низкой социально-экономической эффективностью проводимой в России массовой приватизации. Известно, что появление частных собственников (по классификации, принятой официальной статистикой) и формирование капитализированного способа присвоения не привели к ожидаемой высокой эффективности производства. Ситуация актуализируется тем, что разгосударствление собственности в современной России осуществляется прежде всего путем приватизации, что по сути означает массированное и ускоренное деобобществление производства и способов присвоения благ. Во-вторых, отсутствием четких критериев эффективности разгосударствления собственности в отечественной промышленности. В ходе приватизации таковым критерием был лишь факт юридического образования ее новых организационно-правовых форм. С социально-экономической точки зрения такой критерий не может быть взят за основу, поскольку бытие реального присвоения связано с совершенствованием способов создания продукта, полной и наиболее эффективной занятостью ресурсов, интенсивным типом воспроизводства как конечного продукта, так и трудового потенциала нации. Новые экономические собственники своим воздействием на объекты собственности не должны приводить к деградации вещественных и личных элементов производительных сил, выхолащиванию трудового способа присвоения и спаду производства.
В связи с этим основная цель данной работы – произвести анализ процесса приватизации в России и на основе этого сделать выводы о полученных результатах. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику приватизации в России.
2. Рассмотреть основные этапы приватизации в РФ, дать их характеристику.
3. Выделить основные способы и формы приватизации в России.
4. Выявить главные недостатки и проблемы приватизации в РФ.
5. Определить социальные последствия приватизации в отечественной экономике.
6. Выявить экономические последствия российской приватизации.
Разработанность темы исследования обусловлена работами Лоскутова В.И., Андреффа В., Калабекова И.Г., Каспина В.И., Остриной И.А., Куликова В.
Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Приватизация в России
1.1. Общая характеристика и особенности
Приватизация - передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных ценностей и т. п.) за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов.
Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определенных сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов [6].
Приватизация в России началась после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. В России к нормативной базе приватизации относились также Государственные программы приватизации на 3 года. Только в 1991 году началась разработка законодательства о приватизации Законом РФ от 3/7/1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (с изменениями от 5/7/1992). До середины 1992 года Верховный Совет РФ принял ряд законов и постановлений, регламентирующих процессы приватизации и банкротства хозяйственных субъектов, в том числе и Законы РФ «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» и «О собственности в РСФСР» от 24/12/1990.
Приватизация провозглашала следующие цели:
Под объектами
Приобретение предприятия как целостного хозяйственного комплекса и приобретение отдельных видов имущества предприятий принципиально отличаются. В первом случае покупателю предоставляется право приобрести титул собственности на работающее предприятие (с определенными хозяйственными связями, сложившимся трудовым коллективом и т.д.). Во втором - покупатель приобретает имущество либо ликвидируемого предприятия, либо предприятия, которое коренным образом перепрофилируется или реорганизуется.
В качестве продавцов объектов государственной собственности признаются специальные исполнительные органы (республиканские комитеты по управлению государственным имуществом и аналогичные им органы), в функции которых входит непосредственная организационная работа по приватизации государственной собственности и оперативно-хозяйственное управление предприятиями, передаваемыми в их ведение. Это обусловлено следующими причинами:
а) общественный, по существу, характер государственной собственности предопределяет, что распоряжаться ее продажей может только представитель всего общества - государство. Недопустимо передавать процесс приватизации на откуп органам отраслевого и регионального управления, так как их специфические интересы состоят в стремлении взять на себя не только управление вверенной им собственностью, но и полное распоряжение ею;
б) государство является единственным продавцом государственной собственности, т.е. монополистом. Между тем за деятельностью любой монополии необходим широкий общественный контроль. Распыление полномочий по приватизации между многочисленными органами государственной власти и управления крайне осложнит и без того непростую процедуру контроля со стороны компетентных государственных органов, народных депутатов и всех граждан.
Правами покупателей объектов приватизации по процедурам, предусмотренным концепцией приватизации, пользуются только граждане и негосударственные юридические лица. Дело в том, что покупка государственными юридическими лицами государственной же собственности лишь усложняет формы владения, распоряжения и пользования имуществом предприятий, но не меняет формы собственности на предприятии в целом. Предоставление всем гражданам и негосударственным юридическим лицам прав покупателей объектом государственной собственности не исключает приобретения этих объектов непосредственно членами трудовых коллективов.
При таком подходе становится возможным, с одной стороны, поддержать стремление работников приватизируемых предприятий стать предпринимателями и существенно облегчить для них конкурентную борьбу с посторонними покупателями, а с другой - ввести процесс этой конкуренции в законные рамки и установить ее правила.
1.2. Этапы приватизации и их характеристика
В РФ Программа приватизации предусматривала ваучерную (1992-1994 гг.), денежную (1995-1997 гг.) приватизацию. Также стоит отметить важность современного этапа приватизационного процесса. Все указанные этапы принципиально отличаются друг от друга как по соотношению целей, так и по используемым методам и формам приватизации государственного имущества, используемой нормативно – правовой базе.
Первым этапом российской приватизации является ваучерная приватизация 1992-1994 гг. Особенностями начального этапа приватизации в России являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
Ваучерный характер приватизации в России означает, что государственная собственность передается гражданам бесплатно. В августе 1992 года был издан Указ Президента РФ о внедрении приватизационных чеков (государственных ценных бумаг целевого назначения) – ваучеров, которые реализуют механизм бесплатной передачи имущества, долей в акционерных обществах и акций предприятий государственной собственности. Номинал каждого ваучера составлял 10 тыс. рублей. Это документ на предъявителя. По истечению срока действия приватизационные чеки считаются погашенными и изымаются из обращения. Приватизационные чеки действуют однократно в качестве средства платежа в процессе приватизации. На приватизационные чеки могут приобретаться объекты приватизации, а также акции специальных инвестиционных фондов. С появлением ваучеров как особого типа ценных бумаг связано функционирование в нашей стране специальных инвестиционных фондов приватизации (чековых инвестиционных фондов ), не типичных для мировой практики.
Акционерное общество становится основной организационной формой предприятий в России. Предполагалось, что приватизация коснётся 70% основных промышленных и сельскохозяйственных фондов. При этом всё население России должно было получить безвозмездно в свои руки государственное имущество оценочной стоимостью 2200 млрд. руб. Основной идеей этого механизма приватизации являлось наделение граждан приватизационным именным чеком, покупательная способность которого не подвержена инфляции и только возрастает по мере выявления рыночной стоимости приватизационного государственного имущества. Не допускалось вовлечения именных чеков в продажу.
Важной особенностью данного метода приватизации являлась обязательная рыночная переоценка стоимости акционированных предприятий (сертификация) с помощью ведущих аудиторских фирм и банков западного мира. У российской ваучерной модели были свои, присущие только ей особенности: во-первых, ваучер был неименным, а значит, его можно было свободно купить и продать; во-вторых, на нем стоял денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости фондов на 1.07.1992 г. Это позволило без особых трудностей и в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров, свободно их продавать и покупать, в том числе и на бирже, используя затем уже для покупки акций на чековых аукционах. Формировались институциональные инвесторы. Ваучер "запер" стоимостную оценку средств предприятий, и они стремительно обесценились. Таким образом, не только жесткая денежная политика сама по себе, но и недооцененность капитала вызвала обвальную демонетизацию экономики, всеобщую нехватку денег на возобновление производственного цикла, т.е. неплатежи.
Другим важным следствием российской ваучерной модели стал характер корпоративного капитала после первичного размещения акций. В большинстве компаний в результате использования льготных схем приватизации (беспрецедентные по мировым меркам льготы трудовым коллективам и менеджменту) установилась размытая структура собственности, не дававшая устойчивых преимуществ контроля ни одной группе акционеров и требовавшая дальнейшего перераспределения. По данным Госкомимущества РФ, в середине 1994 г. в новых компаниях доля в капитале внутренних акционеров составляла 60-65% (самый большой резерв для дальнейших трансакций), внешних — 18-22%, государства — до 17% (усредненные данные по приватизированным компаниям). Разумеется, такая структура акционерного капитала была неблагоприятна для реальных инвестиций, абсолютно необходимых всем российским приватизированным компаниям для их рыночной реструктуризации.
Практически сразу после завершения ваучерной приватизации началось постепенное изменение структуры капитала приватизированных компаний в сторону безусловного сокращения доли работников, стабилизации и некоторого роста доли менеджмента, медленного роста доли крупных внешних инвесторов и стабилизации доли мелких. За один год (до середины 1995 г.) доля внутренних инвесторов в структуре акционерного капитала снизилась до 56%, внешних — увеличилась до 33%, доля государства уменьшилась до 11%. В середине 1995 г. в России количество приватизированных предприятий превысило число неприватизированных государственных предприятий. Доля тех и других в общем числе предприятий на самостоятельном балансе составила соответственно 50,5 и 49,5%. В 1995 г. весь негосударственный сектор уже произвел 70% ВВП. В результате ваучерной приватизации 70% предприятий промышленности перешли в частную собственность, 40 миллионов россиян стали акционерами, более миллиона – владельцами малого бизнеса. По данным Госкомстата, к середине 1994 года было приватизировано около 100 тысяч предприятий, т.е. около 2/3 всего их количества.
Информация о работе Приватизация в России и ее социально-экономические последствия