Признаки сетевой формы экономической деятельности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 18:27, реферат

Описание работы

Первым признаком является (I) наличие виртуального агента сетевой экономике, представляющего предприятие или индивида.
Вторым признаком сетевой формы экономического взаимодействия является (II) наличие прямых длительных связей между виртуальными агентами.
В качестве третьего признака укажем (III) осознанное стремление виртуальных агентов к занятию позиции, имеющей наибольшую ценность для всей сети в целом.

Файлы: 1 файл

Признаки сетевой формы экономической деятельности.docx

— 581.16 Кб (Скачать файл)

Признаки сетевой формы экономической деятельности.

 

Первым признаком является (I) наличие виртуального агента сетевой экономике, представляющего предприятие или индивида. Понятие виртуального агента является дальнейшим развитием агентного подхода к изучению экономических взаимодействий в обществе. Виртуальный агент – это представитель пользователя, на которого возлагается выполнение определенных функций. Обычно не имеет визуального или иного образа пользователя, а только отражает его действия.

Если для предприятий программной и информационной индустрии сетевые связи означают полный спектр экономического взаимодействия (информационно - маркетинговые, производственно-транспортные и финансово -кредитные операции), то для остальных предприятий пока можно говорить только об опосредованном участии в сетевой экономике. В этом случае виртуальный агент представляет сетевому сообществу образ реального предприятия. От реального агента его отличает только вынос производственно-транспортных операций за пределы сети, тем не менее адекватность сетевого-образа и реального субъекта экономики является предметом постоянной заботы предприятия.

Вторым признаком сетевой формы экономического взаимодействия является (II) наличие прямых длительных связей между виртуальными агентами. Организовать такие связи можно, только если информационно -экономическая удаленность элементов сети не превышает заданного порогового значения. Однако, в условиях стремительного развития коммуникационных технологий и скачкового роста информационной проницаемости экономической среды, фактор удаленности перестает играть какое-то либо значение. А вот возможность установления прямых связей порождает совершенно другую экономическую реальность.

В качестве третьего признака укажем (III) осознанное стремление виртуальных агентов к занятию позиции, имеющей наибольшую ценность для всей сети в целом. В сетевой экономике ценность сети создается всеми ее участниками, а блага распределяются в первую очередь среди тех, кто наиболее эффективно использует сеть или представляет для нее жизненно важный интерес. Так, провайдер заинтересован в привлечении как можно большего числа клиентов, но он не в состоянии контролировать, каким именно ресурсами Интернет будут пользоваться его клиенты и кто именно из экономических агентов сети получит в результате наибольшую выгоду. Попытки контролировать этот процесс, регламентируя доступ к ресурсам, приводят к потере клиента. Иногда задают вопрос: как можно указывать в качестве признака «осознанное стремление», если виртуальный агент может и не иметь такого стремления, а даже наоборот – выполнять антисетевые действия (троллинг)? Важной особенностью сети является распределение генерируемой ею прибыли в соответствии с той пользой (или осознанным стремлением) которую принес виртуальный агент для всей сети целом. А что с точки зрения сети является «пользой» или «наибольшей ценностью»? Конечно, преумножение числа прямых связей в системе и рост сети! Таким образом, троллинг (асоциальное поведение в сети) уменьшает количество связей пользователя и, таким образом, ограничивает возможности по участию в распределении прибыли, генерируемой сетью. С другой стороны, виртуальный агент, который всячески расширяет свое информационно - экономическое пространство через установление прямых связей с другими агентами как раз и работает на рост всей сети в целом. Его усилия в этом направлении вознаграждаются в виде пропорционального увеличения в распределении сетевой прибыли. 38

Из вышесказанного следует, что (IV) все проблемы согласования своей деятельности виртуальные агенты сетевой экономики решают между собой на равноправных условиях. И это будет четвертым признаком сетевой формы экономического взаимодействия. Если на рынке действиями субъектов управляет «невидимая рука» с помощью «ценовых сигналов», а в командно - иерархической организации – «видимая рука» менеджера, то сетевой форме управления свойствен высокий уровень осознания агентами своей взаимозависимости. Непрерывно обмениваясь информацией, агенты участвуют в коллективном формировании образа их возможной совместной деятельности, в котором определяется содержание их деятельности, а также место каждого агента в системе распределения труда между ними.

При определенных обстоятельствах текущее состояние информационного образа совместной деятельности считается приемлемым для практической реализации и агенты производят соответствующую переконфигурацию связей. Так, например, меняются производственные связи, по которым распространяются промежуточные результаты производственной деятельности агентов (в соответствии с технологическими цепочками). Также, могут меняться распределительные связи, по которым конечные результаты труда от их коллективной деятельности возвращаются к агентам в виде ресурсов для поддержания их жизнедеятельности. Именно через этот механизм резко вырастает адаптивность сетевой среды по сравнению с командно - иерархическими и рыночными формами (Таб. 2).

Для того чтобы отдельный агент мог «осознать» возможность своего участия в деятельности сообщества и «предвидеть» возможные выгоды и степень заинтересованности сообщества в его действиях, он должен иметь достаточно полную информацию о возможностях и намерениях остальных агентов сообщества. Учет этого обстоятельства применительно к условиям прямых связей может быть реализован включением в модель поведения агента его так называемой «ментальной модели», которая содержит полученные им из внешней среды информационные образы других действующих лиц, а также образы доступных ему фрагментов экономической системы.

Информационные образы агентов - партнеров в ментальной модели должны иметь хорошие связи с реальными партнерами, которые в условиях малой группы формируются у носителя ментальной модели через прямые контакты с партнерами. В этом случае о ментальной модели можно говорить как о некоторой коллективно поддерживаемой субстанции, которая уже не принадлежит единолично отдельному агенту, хотя она и может существовать только в его сознании. Начиная с определенного уровня развития информационных технологий, ментальная модель может быть отчуждена от агента на определенном информационном носителе, после чего она уже является одним из объектов экономической среды.

Создавая в информационном пространстве образ материального мира, агенты сетевой экономики затем используют его для оптимизации экономических связей и повышения эффективности своей деятельности, в результате чего экономическое пространство претерпевает некоторые изменения, которые отражаются в информационных моделях, и процесс повторяется. В предельном чисто теоретическом случае вся экономическая система должна была бы достичь некоторого ледяного совершенства и замереть в покое (по аналогии со вторым законом термодинамики). Но, к счастью, ни создать идеальную модель, полностью адекватную действительности, ни реализовать существующую модель без искажений невозможно, что и обеспечивает жизнеспособность сетевой формы управления.

В качестве еще одного признака укажем (V) распределение специфических сетевых товаров, ценность которых растет с их копированием.

Лучше всего это положение иллюстрирует «закон факса» Кевина Келли: ценность факса, который существует всего в одном экземпляре, в точности равна нулю, так как послать сообщение это факс никуда не может. При появлении второго факса, соединенного с первым, оба получают смысл для своего существования, так как теперь могут обмениваться сообщениями. При появлении третьего факса ценность всей сети возрастаем еще больше.

Под сетевым товаром, чьё ценообразование в корне отличается от обычного товара, понимается прежде всего информационный или программный продукт, однако, пример Келли показывает нам, что подобный эффект может наблюдаться и для реальной продукции.

В заключение этого раздела в краткой форме приведем все 12 законов Кевина Келли [20]. Хотя работа «Новые правила для новой экономики» по меркам истории развития сетевой экономики появилась достаточно давно (в 1997), по глубине проникновения в материал ей до сих пор нет равных и она часто цитируется:

1. Закон связи: если число  узлов растет как N, то количество связей растет как N*N. Сеть – это коллективное взаимодействие, связывающеевоедино триллионы объектов живой и неживой природы через волокно или воздух. Такая Сеть и порождает Сетевую Экономику.

2. Закон полноты («закон  факса»): чем больше узлов в сети, тем более ценной она становится. Логика Сети переворачивает традиционные представления с ног на голову. В Сетевой Экономике ценность вырастает из изобилия и возрастает от повсеместного распространения («эффект факса»). Мощь приходит от избыточности. Копии очень недороги, так пусть они распространяются.

3. Закон экспоненциального  роста: сеть ведет себя как биологическая система. Экспоненциальный рост связан с быстрым ростом связей сети даже при небольшом увеличении числа узлов - первый сетевой закон.

4. Закон переломных точек: изменения в системе происходят бифуркационным образом, т.е. система качественно меняется лишь достигнув точки перелома.

5. Закон увеличивающихся  отдач: увеличивающаяся отдача создается всеми участниками сети, они же делят прибыль. Новые участники увеличивают объем сети, а он, увеличиваясь, вовлекает новых участников. Но Сетевая Экономика вознаграждает тех, кто продвигает децентрализацию и наказывает остальных.

6. Закон обратного ценообразования: самое лучшее в сети дешевеет каждым годом. Постоянно дешевеющие чипы, которые при этом обладают высоким качеством и производительностью, встраиваются в разрастающуюся сеть и это, прямо или косвенно, ведет к созданию более совершенных версий сетевых коммуникаций. Цена на передаваемый бит уменьшается по асимптотической кривой по направлению к нулевому уровню, конечно, его не достигая. Кроме того, цены транзакций, а также единиц информации, снижаются по той же траектории. Все объекты, которые можно скопировать, осязаемые и неосязаемые, приспосабливаются к закону инверсионного (обратного) ценообразования и становятся дешевле по мере их совершенствования.

7. Закон щедрости: двигайся  к бесплатному! Ценность продукта пропорциональна его распространенности, поэтому поток копий увеличивает ценность каждой из них. Мало того: чем больше копий сделано, тем более нужными они становятся, поэтому распространение продукта начинает само себя поддерживать.

8. Закон преданности: сначала  «накорми» сеть! Одно из основных свойств сети – это то, что у нее нет ни ясно выраженного центра, ни четких границ. Пользователи голосуют за максимальное расширение Сети. Сетевые компании погибнут, если Сеть не будет процветать.

9. Закон временного спуска: так как сеть демонстрирует черты биологической системы, то поиск полной адаптированной в ней будет сопряжен с риском. Организациям приходится постоянно видоизменяться, чтобы не оказаться в положении «лучший в мире эксперт в быстро отмирающей технологии».

10. Закон замещения: замещение  материальных ценностей в сетевой экономике информацией. Происходит замещение «тяжелых и материальных» субстанций «легкими и информационными», т.е. замещение традиционных материалов сверхлегкими со встроенными электронными чипами (в автомобилях, например, и др. технике), благодаря чему вещи, как бы теряют массу, «умнеют», обмениваются информацией, легко управляются и становятся членами сетевой экономики.

11. Закон «маслобойки»: любая  инновация это всегда разрушение, Сеть всегда в неравновесном состоянии. Отрицательная сторона Сетевой Экономики – постоянная гибель многих компаний, отраслей индустрии и рабочих мест. Ни на минуту не забывайте, что стабильность, успех, защита продуктивности – путь к гибели.

12. Закон неэффективности: не решайте проблем, а ищите новые возможности! Производительность никогда не станет узким местом в Сетевой Экономике: она играет на руку человеческим устремлениям: повторы, копирование, автоматизация обесцениваются, а оригинальность, воображение, способность к творчеству растут в цене.

 

 

 

 

 

 

 

Виртуальный банковский счет. Интернет-банкинг.

 

Интернет-банкинг - это возможность совершать все стандартные операции, которые могут быть осуществлены клиентом в офисе банка (за исключением операций с наличными), через Интернет. Интернет-банкинг - это виртуальный автоматизированный операционный зал банка.  
Привлекательность розничных онлайновых банковских усуг очевидна - можно управлять своим счетом, делать необходимые платежи, покупать и продавать валюту, размещать деньги на депозите в любое время суток, семь дней в неделю, из любой точки мира. Клиенту нет необходимости приобретать и устанавливать какое-либо специализированное программное обеспечение, можно использовать стандартный браузер. Например, находясь в другом городе или за границей, можно пополнить пластиковую карту со своего счета в банке, зайдя в интернет-кафе, а затем снять средства в любом банкомате. Можно срочно пополнить счет сотового оператора или интернет-провайдера, можно осуществлять коммунальные платежи, Клиент через интернет может также купить/продать иностранную валюту. и пр.  
Что касается корпораций, Интернет-банкинг предполагает оказание предприятиям широкого спектра разнообразных финансовых услуг. Бухгалтеры малых предприятий с относительно невысокой динамикой платежного оборота, для которых установка системы класса "Банк-Клиент" была нецелесообразной, с переходом на Интернет-обслуживание смогли до минимума сократить личные визиты в офис банка. Интернет-банкинг очень выгоден для предприятий с географически развитой сетью филиалов, и удаленных от центрального региона поставщиков продукции на зарубежные рынки. В России пока наиболее востребованной и технологически отработанной услугой является удаленное расчетное обслуживание-ведение рублевых счетов и совершение по ним операций. В идеале пользователем электронного банка должен быть финансовый директор компании, а банк должен оказывать весь спектр услуг составляющих технологию финансового менеджмента клиента. Кроме расчетов это гибкие финансовые схемы, управление активами, инвестиционное кредитование, гарантии, консалтинг и многое другое. За рубежом сегодня некоторые банки уже предоставляют через интернет такие услуги, как получение кредита и страхование депозитов.

Для банка выгоды интернет-банкинга также очевидны -сокращение издержек на обслуживание клиентов и на административные расходы. Международные исследования показали, что одна операция(транзакция) в филиале банка стоит 1, 2 доллара, через банкомат - 54 цента, через телефон - 26 центов, а через Интернет - всего 12 центов. Кроме того развитие виртуального представительства взамен "реальной" филиальной сети, введение круглосуточного обслуживания - все эти преимущества также очевидны для банков. У банка появляется реальная возможность ведения по отношению к предприятиям более гибкой тарифной политики, расширения объема и качества предоставляемых им дополнительных услуг.

Информация о работе Признаки сетевой формы экономической деятельности.