Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 18:27, реферат
Первым признаком является (I) наличие виртуального агента сетевой экономике, представляющего предприятие или индивида.
Вторым признаком сетевой формы экономического взаимодействия является (II) наличие прямых длительных связей между виртуальными агентами.
В качестве третьего признака укажем (III) осознанное стремление виртуальных агентов к занятию позиции, имеющей наибольшую ценность для всей сети в целом.
Признаки сетевой формы экономической деятельности.
Первым признаком является (I) наличие виртуального агента сетевой экономике, представляющего предприятие или индивида. Понятие виртуального агента является дальнейшим развитием агентного подхода к изучению экономических взаимодействий в обществе. Виртуальный агент – это представитель пользователя, на которого возлагается выполнение определенных функций. Обычно не имеет визуального или иного образа пользователя, а только отражает его действия.
Если для предприятий программной и информационной индустрии сетевые связи означают полный спектр экономического взаимодействия (информационно - маркетинговые, производственно-транспортные и финансово -кредитные операции), то для остальных предприятий пока можно говорить только об опосредованном участии в сетевой экономике. В этом случае виртуальный агент представляет сетевому сообществу образ реального предприятия. От реального агента его отличает только вынос производственно-транспортных операций за пределы сети, тем не менее адекватность сетевого-образа и реального субъекта экономики является предметом постоянной заботы предприятия.
Вторым признаком сетевой формы экономического взаимодействия является (II) наличие прямых длительных связей между виртуальными агентами. Организовать такие связи можно, только если информационно -экономическая удаленность элементов сети не превышает заданного порогового значения. Однако, в условиях стремительного развития коммуникационных технологий и скачкового роста информационной проницаемости экономической среды, фактор удаленности перестает играть какое-то либо значение. А вот возможность установления прямых связей порождает совершенно другую экономическую реальность.
В качестве третьего признака укажем (III) осознанное стремление виртуальных агентов к занятию позиции, имеющей наибольшую ценность для всей сети в целом. В сетевой экономике ценность сети создается всеми ее участниками, а блага распределяются в первую очередь среди тех, кто наиболее эффективно использует сеть или представляет для нее жизненно важный интерес. Так, провайдер заинтересован в привлечении как можно большего числа клиентов, но он не в состоянии контролировать, каким именно ресурсами Интернет будут пользоваться его клиенты и кто именно из экономических агентов сети получит в результате наибольшую выгоду. Попытки контролировать этот процесс, регламентируя доступ к ресурсам, приводят к потере клиента. Иногда задают вопрос: как можно указывать в качестве признака «осознанное стремление», если виртуальный агент может и не иметь такого стремления, а даже наоборот – выполнять антисетевые действия (троллинг)? Важной особенностью сети является распределение генерируемой ею прибыли в соответствии с той пользой (или осознанным стремлением) которую принес виртуальный агент для всей сети целом. А что с точки зрения сети является «пользой» или «наибольшей ценностью»? Конечно, преумножение числа прямых связей в системе и рост сети! Таким образом, троллинг (асоциальное поведение в сети) уменьшает количество связей пользователя и, таким образом, ограничивает возможности по участию в распределении прибыли, генерируемой сетью. С другой стороны, виртуальный агент, который всячески расширяет свое информационно - экономическое пространство через установление прямых связей с другими агентами как раз и работает на рост всей сети в целом. Его усилия в этом направлении вознаграждаются в виде пропорционального увеличения в распределении сетевой прибыли. 38
Из вышесказанного следует, что (IV) все проблемы согласования своей деятельности виртуальные агенты сетевой экономики решают между собой на равноправных условиях. И это будет четвертым признаком сетевой формы экономического взаимодействия. Если на рынке действиями субъектов управляет «невидимая рука» с помощью «ценовых сигналов», а в командно - иерархической организации – «видимая рука» менеджера, то сетевой форме управления свойствен высокий уровень осознания агентами своей взаимозависимости. Непрерывно обмениваясь информацией, агенты участвуют в коллективном формировании образа их возможной совместной деятельности, в котором определяется содержание их деятельности, а также место каждого агента в системе распределения труда между ними.
При определенных обстоятельствах текущее состояние информационного образа совместной деятельности считается приемлемым для практической реализации и агенты производят соответствующую переконфигурацию связей. Так, например, меняются производственные связи, по которым распространяются промежуточные результаты производственной деятельности агентов (в соответствии с технологическими цепочками). Также, могут меняться распределительные связи, по которым конечные результаты труда от их коллективной деятельности возвращаются к агентам в виде ресурсов для поддержания их жизнедеятельности. Именно через этот механизм резко вырастает адаптивность сетевой среды по сравнению с командно - иерархическими и рыночными формами (Таб. 2).
Для того чтобы отдельный агент мог «осознать» возможность своего участия в деятельности сообщества и «предвидеть» возможные выгоды и степень заинтересованности сообщества в его действиях, он должен иметь достаточно полную информацию о возможностях и намерениях остальных агентов сообщества. Учет этого обстоятельства применительно к условиям прямых связей может быть реализован включением в модель поведения агента его так называемой «ментальной модели», которая содержит полученные им из внешней среды информационные образы других действующих лиц, а также образы доступных ему фрагментов экономической системы.
Информационные образы агентов - партнеров в ментальной модели должны иметь хорошие связи с реальными партнерами, которые в условиях малой группы формируются у носителя ментальной модели через прямые контакты с партнерами. В этом случае о ментальной модели можно говорить как о некоторой коллективно поддерживаемой субстанции, которая уже не принадлежит единолично отдельному агенту, хотя она и может существовать только в его сознании. Начиная с определенного уровня развития информационных технологий, ментальная модель может быть отчуждена от агента на определенном информационном носителе, после чего она уже является одним из объектов экономической среды.
Создавая в информационном пространстве образ материального мира, агенты сетевой экономики затем используют его для оптимизации экономических связей и повышения эффективности своей деятельности, в результате чего экономическое пространство претерпевает некоторые изменения, которые отражаются в информационных моделях, и процесс повторяется. В предельном чисто теоретическом случае вся экономическая система должна была бы достичь некоторого ледяного совершенства и замереть в покое (по аналогии со вторым законом термодинамики). Но, к счастью, ни создать идеальную модель, полностью адекватную действительности, ни реализовать существующую модель без искажений невозможно, что и обеспечивает жизнеспособность сетевой формы управления.
В качестве еще одного признака укажем (V) распределение специфических сетевых товаров, ценность которых растет с их копированием.
Лучше всего это положение иллюстрирует «закон факса» Кевина Келли: ценность факса, который существует всего в одном экземпляре, в точности равна нулю, так как послать сообщение это факс никуда не может. При появлении второго факса, соединенного с первым, оба получают смысл для своего существования, так как теперь могут обмениваться сообщениями. При появлении третьего факса ценность всей сети возрастаем еще больше.
Под сетевым товаром, чьё ценообразование в корне отличается от обычного товара, понимается прежде всего информационный или программный продукт, однако, пример Келли показывает нам, что подобный эффект может наблюдаться и для реальной продукции.
В заключение этого раздела в краткой форме приведем все 12 законов Кевина Келли [20]. Хотя работа «Новые правила для новой экономики» по меркам истории развития сетевой экономики появилась достаточно давно (в 1997), по глубине проникновения в материал ей до сих пор нет равных и она часто цитируется:
1. Закон связи: если число узлов растет как N, то количество связей растет как N*N. Сеть – это коллективное взаимодействие, связывающеевоедино триллионы объектов живой и неживой природы через волокно или воздух. Такая Сеть и порождает Сетевую Экономику.
2. Закон полноты («закон факса»): чем больше узлов в сети, тем более ценной она становится. Логика Сети переворачивает традиционные представления с ног на голову. В Сетевой Экономике ценность вырастает из изобилия и возрастает от повсеместного распространения («эффект факса»). Мощь приходит от избыточности. Копии очень недороги, так пусть они распространяются.
3. Закон экспоненциального роста: сеть ведет себя как биологическая система. Экспоненциальный рост связан с быстрым ростом связей сети даже при небольшом увеличении числа узлов - первый сетевой закон.
4. Закон переломных точек: изменения в системе происходят бифуркационным образом, т.е. система качественно меняется лишь достигнув точки перелома.
5. Закон увеличивающихся отдач: увеличивающаяся отдача создается всеми участниками сети, они же делят прибыль. Новые участники увеличивают объем сети, а он, увеличиваясь, вовлекает новых участников. Но Сетевая Экономика вознаграждает тех, кто продвигает децентрализацию и наказывает остальных.
6. Закон обратного
7. Закон щедрости: двигайся к бесплатному! Ценность продукта пропорциональна его распространенности, поэтому поток копий увеличивает ценность каждой из них. Мало того: чем больше копий сделано, тем более нужными они становятся, поэтому распространение продукта начинает само себя поддерживать.
8. Закон преданности: сначала «накорми» сеть! Одно из основных свойств сети – это то, что у нее нет ни ясно выраженного центра, ни четких границ. Пользователи голосуют за максимальное расширение Сети. Сетевые компании погибнут, если Сеть не будет процветать.
9. Закон временного спуска: так как сеть демонстрирует черты биологической системы, то поиск полной адаптированной в ней будет сопряжен с риском. Организациям приходится постоянно видоизменяться, чтобы не оказаться в положении «лучший в мире эксперт в быстро отмирающей технологии».
10. Закон замещения: замещение материальных ценностей в сетевой экономике информацией. Происходит замещение «тяжелых и материальных» субстанций «легкими и информационными», т.е. замещение традиционных материалов сверхлегкими со встроенными электронными чипами (в автомобилях, например, и др. технике), благодаря чему вещи, как бы теряют массу, «умнеют», обмениваются информацией, легко управляются и становятся членами сетевой экономики.
11. Закон «маслобойки»: любая инновация это всегда разрушение, Сеть всегда в неравновесном состоянии. Отрицательная сторона Сетевой Экономики – постоянная гибель многих компаний, отраслей индустрии и рабочих мест. Ни на минуту не забывайте, что стабильность, успех, защита продуктивности – путь к гибели.
12. Закон неэффективности: не решайте проблем, а ищите новые возможности! Производительность никогда не станет узким местом в Сетевой Экономике: она играет на руку человеческим устремлениям: повторы, копирование, автоматизация обесцениваются, а оригинальность, воображение, способность к творчеству растут в цене.
Виртуальный банковский счет. Интернет-банкинг.
Интернет-банкинг - это возможность совершать
все стандартные операции, которые могут
быть осуществлены клиентом в офисе банка
(за исключением операций с наличными),
через Интернет. Интернет-банкинг - это виртуальный
автоматизированный операционный зал
банка.
Привлекательность розничных онлайновых
банковских усуг очевидна - можно управлять
своим счетом, делать необходимые платежи,
покупать и продавать валюту, размещать
деньги на депозите в любое время суток,
семь дней в неделю, из любой точки мира.
Клиенту нет необходимости приобретать
и устанавливать какое-либо специализированное
программное обеспечение, можно использовать
стандартный браузер. Например, находясь
в другом городе или за границей, можно
пополнить пластиковую карту со своего
счета в банке, зайдя в интернет-кафе, а
затем снять средства в любом банкомате.
Можно срочно пополнить счет сотового
оператора или интернет-провайдера, можно
осуществлять коммунальные платежи, Клиент
через интернет может также купить/продать
иностранную валюту. и пр.
Что касается корпораций, Интернет-банкинг
предполагает оказание предприятиям широкого
спектра разнообразных финансовых услуг. Бухгалтеры
малых предприятий с относительно невысокой
динамикой платежного оборота, для которых
установка системы класса "Банк-Клиент"
была нецелесообразной, с переходом на
Интернет-обслуживание смогли до минимума
сократить личные визиты в офис банка.
Интернет-банкинг очень выгоден для предприятий с географически
развитой сетью филиалов, и удаленных
от центрального региона поставщиков
продукции на зарубежные рынки. В
России пока наиболее востребованной
и технологически отработанной услугой
является удаленное расчетное обслуживание-ведение
рублевых счетов и совершение по ним операций.
В идеале пользователем электронного
банка должен быть финансовый директор
компании, а банк должен оказывать весь
спектр услуг составляющих технологию
финансового менеджмента клиента. Кроме
расчетов это гибкие финансовые схемы,
управление активами, инвестиционное
кредитование, гарантии, консалтинг и
многое другое. За рубежом сегодня некоторые
банки уже предоставляют через интернет
такие услуги, как получение кредита и
страхование депозитов.
Для банка выгоды интернет-банкинга также очевидны -сокращение издержек на обслуживание клиентов и на административные расходы. Международные исследования показали, что одна операция(транзакция) в филиале банка стоит 1, 2 доллара, через банкомат - 54 цента, через телефон - 26 центов, а через Интернет - всего 12 центов. Кроме того развитие виртуального представительства взамен "реальной" филиальной сети, введение круглосуточного обслуживания - все эти преимущества также очевидны для банков. У банка появляется реальная возможность ведения по отношению к предприятиям более гибкой тарифной политики, расширения объема и качества предоставляемых им дополнительных услуг.
Информация о работе Признаки сетевой формы экономической деятельности.