1.2 Малообеспеченность
в России: динамика и причины
возникновения
Для России эта цель
может быть сформулирована, как
преодоление бедности.
По данным Госкомстата
РФ, в III квартале 2006 г. численность
населения, имеющего среднедушевые
денежные доходы ниже величины
прожиточного минимума, установленного
в целом по Российской Федерации,
составила 31,2 млн чел. (21,9%).
Бедное население распределено
по территории страны неравномерно,
имеет место резкая поляризация.
Так, по данным за 2006 г. в
Агинском Бурятском, Усть-Ордынском
Бурятском АО, а также в Республике
Ингушетия уровень бедности составлял
70-80%. В то же время в Тюменской
области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком
АО он был равен лишь 8-16%.
Основные факторы,
формирующие малообеспеченность, можно
объединить в три группы:
а) низкий уровень
оплаты труда (одна треть работников
имеют заработки ниже прожиточного
минимума), безработица и неплатежи.
Эти факторы формируют так
называемых "новых бедных";
б) низкий уровень
пенсионного обеспечения (одна
треть пенсионеров имеют пенсии
ниже прожиточного минимума);
в) высокая демографическая
нагрузка в семьях многодетных,
одиноких матерей, а также при
наличии инвалидов. Это так
называемые традиционные бедные.
Очевидно, что главные
стратегии преодоления бедности
выстраиваются по векторам факторов
ее формирования. Самым эффективным
из них является увеличение
занятости и самозанятости через
развитие малого предпринимательства.
Здесь существенную роль могут
сыграть местные органы власти,
обеспечивая весь комплекс условий
создания и деятельности малого
бизнеса. Значимое место принадлежит и
неправительственным некоммерческим
организациям.
Следует специально
отметить, что роль отдельных
факторов преодоления бедности
в различных субъектах федерации
далеко не одинакова. Существенное
отличие связано с особенностями
занятости. В кризисных регионах
установился высокий уровень
безработицы: Ингушетия - 44%, Агинский
Бурятский АО - 25%, Республика Дагестан
- 24%, Республика Тыва - 21%.
Сказанное означает, что
в каждом регионе должна быть
разработана специальная Программа
преодоления бедности с привлечением
негосударственных и общественных
организаций.
Прогнозы Института
социально-экономических проблем
народонаселения на 2010 г. показали,
что проблема преодоления бедности
будет решена, если средняя величина
доходов населения за период
с 2000 до 2010 г. вырастет в 3,5 раза,
а дифференциация доходов снизится
на 30%.
Бедность существует
во всех странах, даже в Соединенных
Штатах. До 1992 года мы использовали
не термин «бедность», а понятие
«малообеспеченность». Можно сказать,
что это одно и то же, но
рассчитывались они по-разному.
И «черта бедности», принятая
в 1992 году, оказалась в два раза
ниже «малообеспеченности». Раньше
это было 130 рублей, а стало 65. Если
бы мы использовали предыдущую
метрику, то у нас бедных
было бы в два раза больше.
Именно по этой причине в
некоторых публикациях тех лет
можно увидеть цифру 70—80% бедных.
Но признать, что у нас 80% бедных,
означало согласиться, что бедна
вся страна. Поэтому сформировали
так называемый прожиточный минимум
на уровне биологического выживания,
за чертой которого в 1992 году
находилось 40% населения России. Большую
часть этого прожиточного минимума
занимала продуктовая корзина
— целых 70%. Оставалось всего
30% на «неэластичные потребности»,
то есть те, которые невозможно
отложить на завтра: транспорт,
ботинки для ребенка. Для сравнения:
в развитых странах лишь 10—15%
от доходов расходуется на
питание.
В 92-м мы считали,
что сформированный уровень бедности
сохранится на год, максимум
на полтора. Но жизнь складывалась
таким образом, что эта черта
бедности без изменения просуществовала
до 2000 года. Уровень жизни, при
котором 70% доходов тратится на
питание, — это самая настоящая
нищета. Всем было ясно, что нельзя
сохранять эту черту бедности.
И в 2000 году была разработана новая методика
построения прожиточного минимума. Он
был фактически увеличен на 20%. В результате
чего вес продуктовой корзины в расходах
в 2000-м стал равен 50%.
К сожалению, в сфере
борьбы с бедностью много было
неправильных решений. Это прежде
всего плоская шкала. У нее
много защитников. Но анализ говорит
о том, что шкала не дала
желаемого эффекта: люди по-прежнему
не хотят легализовать свои
доходы. Это отражает интересы
довольно тонкого слоя — богатых
людей. Основная масса населения
(80%) проиграла. Если раньше подоходный
налог был 12%, то сейчас —
13%. Причем платят даже те, зарплата
которых ниже прожиточного минимума.
В России одна треть работающих
получает заработок ниже прожиточного
минимума, и все они платят
эти 13%!
А введение единого
социального налога затормозило
развитие социального страхования.
У нас нет социального страхования,
а есть большой социальный
налог. Например, если мои деньги
наша академия перевела в страховой
медицинский фонд или пенсионный,
то это деньги мои, и, когда
я получаю страховку или медицинский
полис, это как бы прибавка
к моему заработку. А введение
налога все перечеркнуло. Деньги,
попав в бюджет, становятся как
бы общими, там уже распоряжаются
ими как хотят, что-то, конечно,
перепадает Фонду обязательного
медицинского страхования. Кроме
того, этот социальный налог взимается
по регрессивной шкале.
По прогнозам аналитиков
минимальная заработная плата
достигнет прожиточного минимума
только в 2015 году. В тот же
год средний доход достигнет
уровня 1991 года. Доля фонда оплаты
труда в этом же году не
увеличится в ВВП, а даже
на 1% снизится, и так далее. Правительство
не желает нас привлекать к
разработке программ, но мы все
равно это публикуем и показываем.
У нас сегодня зарплата десятой
части самых низкооплачиваемых
и десятой части самых высокооплачиваемых
работников различается в 30 раз.
Этого нет ни в одной стране
мира. Если не будет никаких
корректив (а их нет ни в
одной программе), то в 2015 году
разница сократится только до
13 раз. Но в развитых странах,
например в Штатах, уже сегодня
этот показатель равен трем. 4
Люди, находящиеся за
чертой бедности, условно делятся
на три группы. Первая группа
— это так называемая экономическая
бедность. Это бедность тех, кто
никогда раньше не был бы
бедным. Это так называемые новые
бедные, бедные из-за того, что
они имеют очень низкую оплату
труда. Сюда же включаются безработные
и те, у кого есть до сих
пор задолженность по оплате труда.
Хотя там в основном не государственный
долг, а частных предприятий, но людям
от этого не легче.
Вторая группа —
пенсионеры. Хотя в малых городах
и селах единственные, кто имеет
деньги на руках, это пенсионеры,
поскольку там никому не платят
заработную плату. Но эти средства,
конечно, очень невелики.
И третья группа
— это так называемые традиционные
бедные. Это бедные, которые есть
во всех странах. Это либо
одинокие матери, либо многодетные
семьи, либо семьи с инвалидами
или просто инвалиды, беженцы
и переселенцы. И еще остается
так называемое социальное дно,
или маргиналы.
Население нашей страны
каждый год уменьшается на 1 миллион
человек. По всем оценкам, которые
делают разные прогнозисты, в
2050 году нас останется 100 миллионов.
Известно, что почти во всех
европейских странах численность
уменьшается, но по-разному. У
нас на одну треть к 50-му
году. Если мы не можем прокормить
родившихся детей, зачем мы
ратуем за их рождение?
Глава II Социальная
защита малообеспеченных слоёв населения
2.1 Социальная
защита малообеспеченных слоёв
населения
Уже ни для кого
не секрет, что современное российское
общество крайне дифференцировано
по уровню материального положения
различных слоёв и групп.
Среди малоимущих, прежде
всего, частично или полностью
нетрудоспособные, многие, из которых
не имеют близких родственников;
пенсионеры, инвалиды, многодетные
семьи, неблагополучные семьи,
одинокие пожилые люди.
Такое положение, естественно,
вызывает беспокойство миллионов
людей, что каким-то образом
пытается учитывать политическую
власть.
Регулирование уровня
жизни населения является одним
из основных направлений деятельности
любого политического режима. Правда,
надо сразу подчеркнуть, что
это регулирование осуществляется
разными путями, с различной отдачей
и неодинаковыми последствиями.
Как правило, главную роль здесь
играют отмеченные выше два
фактора: состояние экономики
страны и содержание социальной
политики.
Если раньше регулирование
уровня жизни населения осуществлялось
централизованно, то сейчас данную
проблему решают новыми методами.
Главными из них являются индексация
и компенсация.5
Индексация как механизм
автоматической корректировки доходов
призвана частично или полностью
возместить возросшую стоимость
жизни.
Зарубежная и отечественная
практика показывает, что индексация
осуществляется двумя способами:
1. Путём увеличения доходов
на определённый процент через
определённое время (раз в год,
раз в квартал);
2. Путём корректировки
доходов по мере роста уровня
цен на заранее оговоренный
процент.
Как правило, индексируются
все виды денежных доходов
граждан (заработная плата, пенсии,
пособия, стипендии, другие виды
социальных выплат, за исключением
единовременных). Индексации не подлежат
доходы от собственности (акций,
паёв, недвижимости).
Выплаты по индексации
осуществляются за счёт государственного
и местного бюджетов, за счёт
средств общественных организаций
и средств предприятий и учреждений,
работающих на коммерческой основе,
что должно быть предусмотрено
при подписании коллективных
договоров.
Другим методом регулирования
уровня жизни людей является
компенсация.
Она означает возмещение
расходов тех или иных слоёв
и групп населения органами
власти вследствие наступающего
или ожидаемого повышения цен,
межнациональных конфликтов, катастроф
(землетрясения, наводнения и
т.д.). В отличие от индексации
компенсация не предусматривает
постоянной, систематической поддержки
людей. Исполнительные органы
оказывают такого рода социальную
помощь исходя из наличия финансовых
средств.
Каждый из этих способов
регулирования доходов населения
имеет свои плюсы и минусы.
Предпочтение одному из них
отдаётся в зависимости от
сложившейся ситуации в стране,
экономических (финансовых) возможностей,
целей и задач проводимой государственной
социальной политики.
В странах развитых
рыночных отношений и стабильной
экономики имеется опыт того,
какие социальные группы и
слои должны защищаться государством
в первую очередь (не имеющие возможности
к самообеспечению), какова должна быть
доля социальных отчислений из фонда оплаты
труда, чтобы это не повлияло на мотивацию
труда людей. Согласно расчётам эта доля
в нынешних условиях не должна превышать
25% от фонда оплаты труда. В конечном счёте,
однако, всё зависит от “содержания”
каждого процента, т.е. объёма социальных
выплат, обусловливаемого уровнем экономического
развития общества, его нормального функционирования.
Оказывая материальную
(финансовую) помощь, надо учитывать
также имущественное положение
семьи (наличие жилья, автомобиля,
гаража, холодильника и других
предметов жизнеобеспечения). В каждом
случае требуется конкретный, или
адресный, как сейчас говорят,
подход к решению вопросов
оказания социальной помощи.
В числе мер, осуществляемых
государством по социальной защите
малообеспеченных граждан, важнейшими
являются следующие:
- льготное налогообложение;
- предоставление бесплатных
и льготных услуг ( в здравоохранение,
на транспорте, в коммунальном
обслуживании и т.д.);
- пособия на детей
по безработице, пенсии и др.
Особое значение в
решении проблемы материального
обеспечения социально уязвимых
слоев групп населения в кризисную
эпоху, что имеет место ныне
в России, приобретают специфические
меры.
К ним, в частности,
можно отнести вовлечение средств
населения в финансирование социальных
программ ( в здравоохранении, образовании,
жилищном строительстве), в том
числе за счёт благотворительных
акций; введение платных услуг
наряду с бесплатными; развитие
добровольного страхования ( наряду
с государственным); продажа в
кредит предметов длительного
пользования для малообеспеченных
слоёв населения; бесплатное (или
льготное) наделение их земельными
участками; адресная помощь малоимущим
группам и семьям; сочетание финансовой
и натуральной помощи и т.д.
Естественно, все эти
меры важны всегда, но особенно
в периоды кризисного состояния
общества. А поэтому они должны
быть использованы в нашей
стране.