Проблема бедности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Бедность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.
В исследованиях причин и места бедности в обществе выделяют период с XVIII до первой половины XX века (А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э. Реклю, К. Маркс, Ч. Бут и С. Раунтри) и современные исследования бедности в XX веке (Ф.А. Хайек, П. Таунсенд и др.).

Содержание работы

Введение 2
1. Сущность, виды доходов в торговле и их формирование 4
2. Экономическое обоснование надбавок в торговле 13
3. Анализ и оценка доходов торгового предприятия 16
4. Обоснование суммы доходов от продаж и уровня доходности 22
5. Основные мероприятяи и управленческие решения по увеличениюдоходов и повышению доходности 25
Заключение 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Проблема бедности.docx

— 42.21 Кб (Скачать файл)

Помимо традиционных для  России (кроме безработных) групп  бедного населения, данные выборочных бюджетных обследований семей показывают, что в России появились “новые бедные”. Это полные семьи с 1-2 детьми, среди которых более половины имеют доходы ниже прожиточного минимума. 60% этих “новых бедных” имеют в своем составе неработающих взрослых и пенсионеров с низкими пенсиями, а 40% - родителей, работающих в бюджетных отраслях, а также в сельском хозяйстве, легкой промышленности, в общественном питании, т.е. там, где низкие заработки.

Усилился еще один аспект бедности – гендерный. В современной  России можно говорить о феминизации  бедности. Это обуславливается отставанием  женщин в профессиональной карьере (несмотря на более высокий уровень  образования женщин), более низкой оплатой труда в отраслях с  преимущественной занятостью женщин, соответственно и с более низкими  размерами пенсий. В условиях рыночных отношений все эти различия только усилились. Более низкая конкурентоспособность женской рабочей силы связана с репродуктивными функциями и “двойной” занятостью женщин (на производстве и в домашнем хозяйстве), национальным менталитетом, негативно относящимся к женской карьере.

Если рассматривать дифференциацию бедности в поселенческом аспекте, то следует отметить более высокий  риск попадания в бедные для сельских жителей. Это объясняется более  высоким уровнем общей безработицы  и низким уровнем оплаты труда  на селе. Обращает на себя внимание то, что при низком среднем уровне оплаты труда, коэффициент дифференциации заработной платы в сельском хозяйстве  – 31,6 раз – один из самых высоких (выше только в банковском секторе).

 

4.Рейтинг российских регионов по уровню бедности

 

Особенностью современной  России являются возросшие территориальные  контрасты в уровне жизни, которые  можно оценить через соотношение  душевых доходов и прожиточного минимума. Покупательная способность  доходов населения беднейших  субъектов Российской Федерации  в 8-12 раз ниже, чем у лидера –  Москвы.

Типологизация регионов по уровню бедности – сложнейшая научная  проблема.

Простейший подход – это  определение рейтинга регионов по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума. Так, например, при средней по России доли населения со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума в 29,9%, 20 регионов имели долю бедного населения ниже среднероссийского уровня. Самая низкая доля бедных была в Тюменской области (17,8%), затем (в нарастающем порядке) шли Мурманская область (19,8%), Республика Коми (22,1%), Москва (23,2%) и Самарская область (23,4%). Последним из 20-ти наиболее благополучных регионов был Хабаровский край (28,2% бедных в населении).

В последнюю десятку самых  неблагополучных регионов входили (по возрастанию доли бедных): Республика Карачаево-Черкессия (64,6% бедных в населении), Ивановская область (64,9%), Тверская область (67,4%), Республика Мордовия (68,1%), Республика Чувашия (68,2%), Пензенская область (68,7%), Республика Марий Эл (69,0), Республика Тыва (78,6), Читинская область (88,8%), Республика Ингушетия (95,1% бедных).

 

5.Возможная стратегия борьбы с бедностью

 

То обстоятельство, что  бедность распространилась более чем  на четверть населения России, причем при использовании самых низких стандартов для ее измерения, свидетельствует  об остроте проблемы бедности в нашей  стране.

Бедность не сократится автоматически, только на основе экономического роста.

Необходимо политическая воля для решения важнейшей задачи – разработки и реализации новой  политики распределительных отношений, препятствующей дискриминации бедных при их доступе к ресурсам (рабочим  местам, доходам, социальным трансфертам).

Борьба с бедностью  – это неотъемлемая составная  часть общей социальной и экономической  политики любого государства. И здесь  отсутствуют готовые рецепты  и простые решения, возможность  копирования опыта других стран, обеспечивающих высокие жизненные  стандарты для абсолютного большинства  своего населения.

Применительно к России борьба с бедностью означает формирование на деле социального государства, провозглашенного в Конституции Российской Федерации, обеспечение гарантированного уровня доходов для трудоспособного  населения на основе собственного труда, доступности для всех слоев населения  качественных услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства  и др.

Что касается специальных  мер по борьбе с бедностью, то представляется, что важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в современной  России являются:

  • первое, - это создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;
  • второе, - формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресурсам.

Среди государственных мер  по снижению бедности выделяют:

  • создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения,
  • поддержание макроэкономической стабильности,
  • проведение антиинфляционной политики,
  • установление минимального размера оплаты труда,
  • разработка социальных программ и механизмов их реализации

Прежде всего, следует  обеспечить недопущение дальнейшего  роста масштабов бедности. В этих целях необходимо проводить экспертизу социальных последствий всех масштабных реформ, не принимать мер, которые  приведут к росту бедности значительной части населения. Одновременно надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе.

В институциональной сфере  большие резервы борьбы с бедностью  сосредоточены в сфере развития партнерских отношений между  работодателями, профсоюзами и государством. Должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении  трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними  детьми, работников из неполных семей, молодежи.

В сфере оплаты труда главным  фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников. Реализация этой задачи находится  в настоящее время в центре внимания Правительства России и  Федерального Собрания Российской Федерации  и пока не найдено приемлемого  решения.

Одновременно должна быть решена задача легализации заработков и сокращения масштабов “серой”  и “теневой” экономики, скрытой  оплаты труда в сфере здравоохранения  и образования и ее легализация.

Еще одно направление содействия сокращению бедности – это увеличение занятости населения. Эта задача может решаться за счет создания более  дешевых рабочих мест в малом  бизнесе и трудоемких отраслях легкой и пищевой промышленности, ориентированных  на внутренний рынок и массового  потребителя. Необходимо совершенствование  кредитования отечественного производителя, совершенствование системы пособий  по безработице, развитие общественных работ, создание временных рабочих  мест для безработных и др. меры. Обеспечивая условия для выхода из бедности трудоспособного населения на трудовой основе, одновременно следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др.

Необходимо постепенно отказаться от категориального метода социальной защиты населения, пересмотреть и сократить  число льготников, ориентируясь на первоочередную поддержку самого бедного  населения, не имеющего объективной  возможности получения трудовых доходов. Следует обратить особое внимание на обеспечение доступа бедного  населения к минимально необходимым  образовательным и медицинским  услугам.

 

Заключение

 

Предлагаемый комплекс мер борьбы с бедностью, с одной стороны, предполагает дальнейшее проведение реформ, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста, с другой - нацелен на смещение приоритетов социальной политики в сторону тех, кто не способен самостоятельно обеспечить приемлемый уровень жизни. Центральным звеном приоритетов являются процессы на рынке труда: как в сфере занятости, так и оплаты труда. Расширение для трудоспособных бедных возможностей получения доходов - это ключевое звено. Отправной точкой в реализации данного приоритета является легализация неформальных моделей поведения как работников, так и работодателей. Позитивные перемены в сфере занятости в любом случае приведут к увеличению официального фонда оплаты труда. Это в свою очередь не только сократит потенциальную нагрузку на программы социальной поддержки уязвимых групп населения, но и увеличит социальные отчисления, что будет способствовать укреплению финансовой базы социальных трансфертов.

 

Список литературы:

 

1. Бедность в России. Государственная политика и реакция населения. / под ред. Д.Клугман. Всемирный банк, Вашингтон, 2009, с.107-108..е

2. http://www.librero.ru/

3. Copyright © 2010-2011 "Современная экономическая теория" modern-econ.ru

4. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/

5. Бобков В. Российская бедность: измерение и пути преодоления. // Общество и экономика 2005, № 3. 

Приложение 1

1. Величина прожиточного  минимума за II квартал 2011г. в  целом по Российской Федерации,  в расчете на душу населения  составила:

 

Все население

Трудоспособное население

пенсионеры

дети

Величина прожиточного

 минимума

6505

7023

5141

6294

стоимость потребительской

 корзины

6058

6295

5141

6294

из нее минимальный

 набор:

       

продуктов питания

2596

2657

2288

2736

непродовольственных

 товаров

964

933

855

1191

услуг

2498

2705

1998

2366

расходы по обязательным

 платежам и сборам

446

727

х

х


 

 

1) Величина прожиточного  минимума для пенсионеров и  детей определяется без учета  расходов по обязательным платежам  и сборам.

 

ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА 1)

(в среднем на душу  населения; рублей в месяц)

Год

Все население

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети

Соотношение

 Среднедушевых денежных

 доходов

 населения с

 величиной

 прожиточного

 минимума 2),

 процентов

2011 

 

6369

6878

5032

6157

325,0

I квартал

6473

6986

5122

6265

273,0

II квартал

6505

7023

5141

6294

312,2

III квартал

6287

6792

4961

6076

327,1

IV квартал

6209 

6710

4902

5993

391,4

1) За I-IV кварталы приведены  данные о величине прожиточного  минимума, установленной Правительством  Российской Федерации в соответствии  с Федеральным законом от 24 октября  1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном  минимуме в Российской Федерации"; за год - оценка на основе  указанных данных. С 2005 г. изменен  состав потребительской корзины  для определения величины прожиточного  минимума.

2) За 2011 г. - предварительные  данные.


 

Приложение 2:

 

 

Апрель 2012г.

В % к апрелю 2011г.

В % к марту 2012г.

Январь-апрель 2012 в % к январю-апрелю 2011г.

Апрель 2011 в % к апрелю 2010г.

Апрель 2011 в % к марту 2011г.

Январь –апрель 2011г. В % к январю-апрелю 2010г.

Денежные доходы (в среднем 

 на душу населения), рублей

21792

106,1

107,3

106,6

108,2

101,2

109,6

Реальные располагаемые 

 денежные доходы

 

102,1

107,7

102,2

98,1

108,4

99,6

Среднемесячная начисленная 

 заработная плата одного 

 работника:

             

номинальная, рублей

25614

114,3

100,5

114,5

112,2

99,3

111,4

реальная

 

110,4

100,2

110,3

102,4

98,9

101,7

Информация о работе Проблема бедности в России