Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:25, курсовая работа
Бедность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.
В исследованиях причин и места бедности в обществе выделяют период с XVIII до первой половины XX века (А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э. Реклю, К. Маркс, Ч. Бут и С. Раунтри) и современные исследования бедности в XX веке (Ф.А. Хайек, П. Таунсенд и др.).
Введение 2
1. Сущность, виды доходов в торговле и их формирование 4
2. Экономическое обоснование надбавок в торговле 13
3. Анализ и оценка доходов торгового предприятия 16
4. Обоснование суммы доходов от продаж и уровня доходности 22
5. Основные мероприятяи и управленческие решения по увеличениюдоходов и повышению доходности 25
Заключение 29
Список литературы 31
Помимо традиционных для России (кроме безработных) групп бедного населения, данные выборочных бюджетных обследований семей показывают, что в России появились “новые бедные”. Это полные семьи с 1-2 детьми, среди которых более половины имеют доходы ниже прожиточного минимума. 60% этих “новых бедных” имеют в своем составе неработающих взрослых и пенсионеров с низкими пенсиями, а 40% - родителей, работающих в бюджетных отраслях, а также в сельском хозяйстве, легкой промышленности, в общественном питании, т.е. там, где низкие заработки.
Усилился еще один аспект
бедности – гендерный. В современной
России можно говорить о феминизации
бедности. Это обуславливается
Если рассматривать
4.Рейтинг российских регионов по уровню бедности
Особенностью современной
России являются возросшие территориальные
контрасты в уровне жизни, которые
можно оценить через
Типологизация регионов по уровню бедности – сложнейшая научная проблема.
Простейший подход – это определение рейтинга регионов по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума. Так, например, при средней по России доли населения со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума в 29,9%, 20 регионов имели долю бедного населения ниже среднероссийского уровня. Самая низкая доля бедных была в Тюменской области (17,8%), затем (в нарастающем порядке) шли Мурманская область (19,8%), Республика Коми (22,1%), Москва (23,2%) и Самарская область (23,4%). Последним из 20-ти наиболее благополучных регионов был Хабаровский край (28,2% бедных в населении).
В последнюю десятку самых неблагополучных регионов входили (по возрастанию доли бедных): Республика Карачаево-Черкессия (64,6% бедных в населении), Ивановская область (64,9%), Тверская область (67,4%), Республика Мордовия (68,1%), Республика Чувашия (68,2%), Пензенская область (68,7%), Республика Марий Эл (69,0), Республика Тыва (78,6), Читинская область (88,8%), Республика Ингушетия (95,1% бедных).
5.Возможная стратегия борьбы с бедностью
То обстоятельство, что бедность распространилась более чем на четверть населения России, причем при использовании самых низких стандартов для ее измерения, свидетельствует об остроте проблемы бедности в нашей стране.
Бедность не сократится автоматически, только на основе экономического роста.
Необходимо политическая воля для решения важнейшей задачи – разработки и реализации новой политики распределительных отношений, препятствующей дискриминации бедных при их доступе к ресурсам (рабочим местам, доходам, социальным трансфертам).
Борьба с бедностью
– это неотъемлемая составная
часть общей социальной и экономической
политики любого государства. И здесь
отсутствуют готовые рецепты
и простые решения, возможность
копирования опыта других стран,
обеспечивающих высокие жизненные
стандарты для абсолютного
Применительно к России борьба
с бедностью означает формирование
на деле социального государства, провозглашенного
в Конституции Российской Федерации,
обеспечение гарантированного уровня
доходов для трудоспособного
населения на основе собственного труда,
доступности для всех слоев населения
качественных услуг образования, здравоохранения,
культуры, жилищно-коммунального
Что касается специальных мер по борьбе с бедностью, то представляется, что важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в современной России являются:
Среди государственных мер по снижению бедности выделяют:
Прежде всего, следует обеспечить недопущение дальнейшего роста масштабов бедности. В этих целях необходимо проводить экспертизу социальных последствий всех масштабных реформ, не принимать мер, которые приведут к росту бедности значительной части населения. Одновременно надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе.
В институциональной сфере большие резервы борьбы с бедностью сосредоточены в сфере развития партнерских отношений между работодателями, профсоюзами и государством. Должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи.
В сфере оплаты труда главным фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников. Реализация этой задачи находится в настоящее время в центре внимания Правительства России и Федерального Собрания Российской Федерации и пока не найдено приемлемого решения.
Одновременно должна быть решена задача легализации заработков и сокращения масштабов “серой” и “теневой” экономики, скрытой оплаты труда в сфере здравоохранения и образования и ее легализация.
Еще одно направление содействия
сокращению бедности – это увеличение
занятости населения. Эта задача
может решаться за счет создания более
дешевых рабочих мест в малом
бизнесе и трудоемких отраслях легкой
и пищевой промышленности, ориентированных
на внутренний рынок и массового
потребителя. Необходимо совершенствование
кредитования отечественного производителя,
совершенствование системы
Необходимо постепенно отказаться от категориального метода социальной защиты населения, пересмотреть и сократить число льготников, ориентируясь на первоочередную поддержку самого бедного населения, не имеющего объективной возможности получения трудовых доходов. Следует обратить особое внимание на обеспечение доступа бедного населения к минимально необходимым образовательным и медицинским услугам.
Заключение
Предлагаемый комплекс мер борьбы с бедностью, с одной стороны, предполагает дальнейшее проведение реформ, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста, с другой - нацелен на смещение приоритетов социальной политики в сторону тех, кто не способен самостоятельно обеспечить приемлемый уровень жизни. Центральным звеном приоритетов являются процессы на рынке труда: как в сфере занятости, так и оплаты труда. Расширение для трудоспособных бедных возможностей получения доходов - это ключевое звено. Отправной точкой в реализации данного приоритета является легализация неформальных моделей поведения как работников, так и работодателей. Позитивные перемены в сфере занятости в любом случае приведут к увеличению официального фонда оплаты труда. Это в свою очередь не только сократит потенциальную нагрузку на программы социальной поддержки уязвимых групп населения, но и увеличит социальные отчисления, что будет способствовать укреплению финансовой базы социальных трансфертов.
Список литературы:
1. Бедность в России. Государственная политика и реакция населения. / под ред. Д.Клугман. Всемирный банк, Вашингтон, 2009, с.107-108..е
2. http://www.librero.ru/
3. Copyright © 2010-2011 "Современная экономическая теория" modern-econ.ru
4. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/
5. Бобков В. Российская бедность:
измерение и пути преодоления. // Общество
и экономика 2005, № 3.
Приложение 1
1. Величина прожиточного
минимума за II квартал 2011г. в
целом по Российской Федерации,
Все население |
Трудоспособное население |
пенсионеры |
дети | |
Величина прожиточного минимума |
6505 |
7023 |
5141 |
6294 |
стоимость потребительской корзины |
6058 |
6295 |
5141 |
6294 |
из нее минимальный набор: |
||||
продуктов питания |
2596 |
2657 |
2288 |
2736 |
непродовольственных товаров |
964 |
933 |
855 |
1191 |
услуг |
2498 |
2705 |
1998 |
2366 |
расходы по обязательным платежам и сборам |
446 |
727 |
х |
х |
1) Величина прожиточного
минимума для пенсионеров и
детей определяется без учета
расходов по обязательным
ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА 1)
(в среднем на душу населения; рублей в месяц)
Год |
Все население |
Трудоспособное население |
Пенсионеры |
Дети |
Соотношение Среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума 2), процентов |
2011
|
6369 |
6878 |
5032 |
6157 |
325,0 |
I квартал |
6473 |
6986 |
5122 |
6265 |
273,0 |
II квартал |
6505 |
7023 |
5141 |
6294 |
312,2 |
III квартал |
6287 |
6792 |
4961 |
6076 |
327,1 |
IV квартал |
6209 |
6710 |
4902 |
5993 |
391,4 |
1) За I-IV кварталы приведены
данные о величине 2) За 2011 г. - предварительные данные. |
Приложение 2:
Апрель 2012г. |
В % к апрелю 2011г. |
В % к марту 2012г. |
Январь-апрель 2012 в % к январю-апрелю 2011г. |
Апрель 2011 в % к апрелю 2010г. |
Апрель 2011 в % к марту 2011г. |
Январь –апрель 2011г. В % к январю-апрелю 2010г. | |
Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей |
21792 |
106,1 |
107,3 |
106,6 |
108,2 |
101,2 |
109,6 |
Реальные располагаемые денежные доходы |
102,1 |
107,7 |
102,2 |
98,1 |
108,4 |
99,6 | |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника: |
|||||||
номинальная, рублей |
25614 |
114,3 |
100,5 |
114,5 |
112,2 |
99,3 |
111,4 |
реальная |
110,4 |
100,2 |
110,3 |
102,4 |
98,9 |
101,7 |