Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:50, курсовая работа
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.
Введение
1.Безработица: сущность и типы………………………………………………4
1) Понятие безработицы и причины ее образования…………………….4
2) Типы безработицы………………………………………………………10
3) Показатели безработицы………………………………………………..14
4) Социально-экономические последствия безработицы……………….15
2. Анализ динамики и структуры безработицы в России……………………..17
3. Безработица в Зауралье……………………………………………………….25
4. Пути снижения безработицы…………………………………………………30
В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости. В 47 субъектах Российской Федерации безработица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица.
Вынужденная неполная занятость
наиболее остра во Владимирской, Ульяновской,
Ивановской областях - более 15% (т.е. в два
раза больше среднероссийского показателя
по данным Госкомстата) занятых находились
в первом полугодии 1996 г. в административных
отпусках или вынужденно работали неполное
рабочее время. Минимальна вынужденная
неполная занятость в некоторых северных
ресурсодобывающих регионах: Ненецком
АО, Ямало-Ненецком АО, Якутии. В этих регионах
ею охвачено менее 0,7% занятых (т.е. в 10 раз
меньше чем в среднем по России).
Интересна также дифференциация
регионов страны по составу безработных.
Первоначально основную массу безработных
в России составляли женщины, лица с высшим
и средним специальным образованием, лица
предпенсионного возраста. Но затем в
тех регионах, где уровень безработицы
был выше среднего, стали расти доля мужчин,
доля лиц с низким уровнем образования,
доля молодежи.
Таким образом, по составу безработных
можно судить о продвинутости
того или иного региона по остроте
безработицы. В тех регионах, где
преобладают ”
Итак, в России острая
безработица имеется в регионах двух типов.
Во-первых, это регионы
с высоким естественным приростом населения
(Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкессия,
Чечня, Агинский Бурятский АО и т.п.). Здесь
на рынок труда постоянно выходит большое
количество молодежи, тогда как количество
рабочих мест в условиях экономического
кризиса не только не увеличивается, но
и сокращается. В особый подтип выделяются
регионы, где высокий естественный прирост
сочетается с массовым притоком беженцев
( Ингушетия и Северная Осетия). В регионах
данного типа безработица существовала
и в прошлом в виде аграрного перенаселения.
Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием
наиболее кризисных отраслей. На данный
момент таковыми являются легкая промышленность
и военно-промышленный комплекс, отличающиеся
наибольшим сокращением объемов производства
по сравнению с концом 80-х. К этому типу
относятся Ивановская, Владимирская, Костромская,
Ярославская, Кировская и др. области,
Удмуртия, Мордовия, Марий-Эл.
Важен также вопрос сельской
безработицы в России. В прогнозах начала
90-х годов ожидался резкий всплеск безработицы
в городах в итоге развала промышленности,
сформировавшейся за советский период
(гигантские предприятия, которые работали
в основном на оборону, оказались неспособны
адаптироваться к рыночным отношениям).
Сельская же местность считалась крайне
трудодефицитной, способной отвлечь большое
количество безработных из городских
поселений. Современная ситуация показывает,
что и эти прогнозы не оправдались. Начиная
с 1994 г. уровень безработицы среди сельского
населения превышает аналогичный показатель
для городского населения. Очень высока
также напряженность на сельском рынке
труда, т.к. свободных рабочих мест здесь
практически нет. В основном сельская
безработица наблюдается в регионах с
высоким естественным приростом и в северных
несельскохозяйственных регионах. Так,
в Ханты-Мансийском АО, в Томской области
и др. уровень сельской безработицы в 2
раза превышает городской показатель
(на конец 1995 г.). Повышенной сельской безработицей
отличаются также депрессивные сельские
регионы со значительным развитием в прошлом
маятниковых миграций из села в городские
поселения (Ивановская, Владимирская и
др. области).
Итак, развитие безработицы
в России на современном этапе существенно
отличается от общемировых закономерностей.
При резком сокращении объемов производства
(более чем в 2 раза) уровень безработицы
с учетом незарегистрированных безработных
не превышает 10%. При этом уровень безработицы
в сельской местности выше, чем в городских
поселениях. В причинах безработицы существует
значительная региональная дифференциация.
Существенными оказались и социальные
причины (потоки беженцев и вынужденных
переселенцев, высокий естественный прирост,
значительный миграционный отток), и экономические
(резкий спад производства в одних отраслях,
незначительный - в других).
Наблюдается рост длительности безработицы.
Как уже говорилось выше,
сегодняшняя информация о масштабах
безработицы, предоставляемая Госкомстатом,
занижает подлинный уровень безработицы
Некоторые российские экономисты-аналитики видят в сознательном занижении уровня официальной безработицы причины финансового характера, так как Государственный фонд занятости способен сегодня обеспечить финансирование региональных программ занятости только при уровне безработицы не более 3%.
За низким показателем официально регистрируемой безработицы не видна, например, скрытая безработица (вынужденный досрочный уход на пенсию, сохранение рабочего места без реальной отработки и т.д.), что ставит необходимость подсчета макроэкономических издержек роста безработицы. Такая цена роста безработицы должна определяться в большей мере не ростом компенсационных выплат и финансированием программ занятости, а в форме потерь возможного, но не произведенного ВНП вследствие незанятости части рабочей силы. Известный американский экономист Артур Оукен математически выразил соотношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Закон Оукена показывает, что если фактический уровень превышает естественный уровень безработицы на один процент, то отставание объемов ВНП составляет 2,5%. Например, попытки в 1953-1980 гг. уменьшить инфляцию путем роста безработицы создали для США потери в среднем от 6 до 18% ВНП. При другом варианте экономической политики занятость населения могла бы увеличиться на 4,5 млн. человек.
Как отмечалось выше, официальная
статистическая информация о безработице
далеко не адекватна реальному положению
дел.
Так, в отчете Госкомстата за 1996 г. сообщается,
что официальный статус безработного
имеют 2,5 млн. человек, то есть 3,4% экономически активного населения.
Такие цифры явно не соответствуют картине
спада производства, а только подтверждают,
что фактическую ситуацию на рынке труда
определяет скрытая безработица.
Международная организация
труда (МОТ) провела исследование, показавшее, что уровень безработных
в РФ значительно выше официально признанного.
Директор МОТ Гай Стандинг, составлявший
отчет по результатам исследования, заявил,
что российские источники “самым бесчеловечным
образом” скрывают истинное положение
вещей. По данным МОТ безработица в России
в 1996 г. составила 9,5% (16,72 млн. чел.).
Причина такого расхождения данных Госкомстата
и МОТ в том, что людям не выгодно регистрироваться
в качестве безработных (с уходом с номинальной
работы человек лишается льгот), а предприятия
стараются держать “мертвые души” чтобы
сократить налоги.
В отчете МОТ также отмечается
неуклонное снижение общего количества
рабочих мест с 1980 г. при том что трудоспособное
население выросло. С 1990 по 1995 гг. количество
рабочих мест уменьшилось на 8,2 млн.
Одной из глубинных причин
роста безработицы становится усиливающаяся
дифференциация населения по доходам.
Элитные слои населения, в пользу которых
перераспределяется сегодня национальный
доход, не могут сформировать мощного
спроса на предметы массового потребления
отечественного производства, что способствует
его стагнации и, как следствие, безработице.
В 1994 - 1995 гг. дифференциация
доходов продолжала расти. При сохранении
этой тенденции мы уже через два
года догоним латиноамериканские страны
по глубине расслоения общества по доходам.
Однако не следует переоценивать
значение безработицы как самостоятельного
экономического фактора. Она достаточно
условна - особенно по отношению к демографическим
процессам, в рамках и при помощи которых
формируется занятость населения. Сегодня
демографические процессы в России проходят
очень пессимистично. Из всех прогнозов
в социально-экономической сфере демографические
являются самыми точными в силу того, что
демография как наука успешно продвинулась,
используя отработанные методики и полную
информацию. Так, Центр экономической
конъюнктуры правительства РФ и Госкомстат
подготовили прогноз численности населения
нашей страны. Население России будет
продолжать уменьшаться, несмотря на ощутимый
миграционный прирост, уровень которого
зависит от экономико-политической ситуации
в СНГ и обеспечения прав русскоязычного
населения. В стране ускоряется старение
нации, численность и удельный вес населения
в возрасте моложе трудоспособного (основной
источник пополнения трудовых ресурсов)
сократится с 25,1 млн. человек в 1993 году
до 21,4 млн. человек в 2005 году (с 23,7% до 15,4%).
Это приводит к необратимым
измерениям в профессиональном составе
трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте
труднее сменить квалификацию, - словом,
снижается мобильность трудовых ресурсов.
Уже сегодня в ряде территорий Центральной
и Западной России доля лиц пожилого возраста
больше 30-40% и имеет тенденцию к росту.
Также в ближайшие два года произойдут
изменения в численности населения в трудоспособном
возрасте. В эту категорию войдет многочисленное
пополнение 80-х годов при выбытии людей
малочисленного поколения военных лет,
что дополнительно обострит проблему
занятости, в особенности для молодежи.
Итак, в связи с вышеперечисленными показателями
макроэкономический спад неизбежен. Только
за счет демографического фактора ВВП
сократится к 2000 году на 4,8% по среднему
варианту прогноза или на 8% по пессимистическому,
а к 2005 году - соответственно на 7% или 13%.
Таким образом, в обсуждаемых сегодня
программах выхода экономики России из
кризиса безработица понимается как результат
и следствие экономической политики, и,
следовательно, борьбе с безработицей
не отводится стратегической роли в системе
мер государственного регулирования.
Между тем, безработица уже вышла на уровень,
в значительной степени предопределяющий
его грядущую динамику.
Уровень безработицы, достигнутый
в 1996-1997 годах, говорит за то, что кризис
занятости будет продолжаться по меньшей
мере в течение нескольких последующих
лет. Возникнут различные социально-экономические
диспропорции, в том числе: резкие региональные
различия в динамике занятости, сегментация
и маргинализация рынка труда. Резкий
рост безработицы запустит в действие
механизм дополнительного снижения деловой
активности: кроме сокращения потребительского
и инвестиционного спроса рост безработицы
будет определяться динамикой незанятости
предыдущих периодов. По оценкам специалистов
Министерства экономики такая так называемая
"гистерезисная составляющая" составит
15-20% общего изменения безработицы. Безработица
будет самовоспроизводиться и обусловит
продолжительный спад, вызванный долговременной,
застойной незанятостью: это будет дезориентировать
рациональное распределение трудовых
ресурсов.
Специфический характер
носит контроль банков за проведением
расчетов между ними самими.
Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятиях должным образом не налажен. Не отрегулирован механизм и правового контроля со стороны государства за соблюдением правил игры предприятиями различной формы собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных в образовании платежного кризиса. Отсюда ослаблено применение всех остальных принципов расчетов.
С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой принцип – их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значительно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.
В связи с внедрением рыночных основ в экономику России, пожалуй, не в одной сфере экономических отношений, за исключением налоговой, не было принято столько законов и подзаконных актов, как в области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты по усилению имущественной ответственности за нарушение обязательств при осуществлении расчетов.
Дальнейшее развитие
получило правовое регулирование процесса
изыскания недоимок по налогам: отнесение
к числу первоочередных платежей;
установление пени за просрочку платежа
0,7% суммы за каждый день просрочки;
принятия порядка бессрочного взыскания
недоимки по платежам в бюджет в виде обращения
на суммы, причитающиеся от его дебиторов,
а также имущество недоимщиков и др.
Взаимные претензии между
плательщиком и получателем средств рассматривается
обеими сторонами без участий банковских
учреждений. Спорный вопрос решается в
суде третейском суде и арбитраже. Претензии
к банку связанные с выполнением расчетно-кассовых
операций, направляется клиентами в письменной
форме в обслуживающий их банк. Последний
ведет переписку по этим претензиям с
другими банками, и, при необходимости
с участием РКЦ.
3. БЕЗРАБОТИЦА В ЗАУРАЛЬЕ.
Областные чиновники
последнее время охотно рапортуют
об экономическом росте в
Самобытность "зауральской
экономической модели" в том, что она
пока не способна обеспечить нормальной
работой внушительную армию желающих
жить честным трудом. Безработица – острейшая
проблема региона. На этом фронте без особых
перемен, а в чем-то положение дел явно
усугубляется.
Сравнение дотационной области
с самодостаточными соседями традиционно
выглядит некорректно и, увы, как всегда,
не в нашу пользу. Уровень официальной
безработицы в Курганской области по итогам
первого квартала 2006 года составил 2,7 (численность
зарегистрированных безработных относительно
численности экономически активного населения).
Этот же показатель по Челябинской и Тюменской
области – 2,1. В Свердловской области еще
меньше – 1,8.
Другой показатель – численность незанятого населения на одну имеющуюся вакансию. В Курганской области на одно предложение по трудоустройству приходится более 5 желающих получить работу. В целом по УрФО этот показатель равен 2, в Свердловской области – 1,5 человека на одну вакансию, в Тюменской – всего 1,2.
Обидно "за державу" не оттого, что у нас хуже, чем у других, а потому, что не становится лучше.
Тот же уровень безработицы в Зауралье в 2000 году составлял 1,29. В 2003 году – уже 2,07. В 2004 году достиг 2,71. Количество безработных на одну вакансию тоже не снижается: в 2000 году – 1,6 человека, в 2003 году – 4,2 человека, в 2004 году "конкурс" среди ищущих работу составил 4,5. Про 2006 год уже упоминали.
Общее количество
безработных в области, официально
зарегистрированных, в течение первого
полугодия 2006 года увеличилось на 7% по сравнению с этим же периодом
прошлого года и составило 30,3 тыс. человек.
Из них жителей села - более половины, или
15,5 тыс. человек, рост по сравнению с прошлым
годом составил около 12%.
Основные проблемы занятости
в Зауралье сегодня концентрируются именно
на селе. Если в городах можно подыскать
постоянную работу, то в сельской местности
это сделать крайне проблематично, а порой
невозможно. Около 80% имеющихся на сегодняшний
день вакансий по трудоустройству - в Кургане
и Шадринске. Здесь налаживается производство,
развивается бизнес, появляются новые
рабочие места, есть перспективы. Применение
своим силам найти реально.